Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70108-2022
"Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2022 г. N 337-ст)
As-built documentation. Formation and maintenance in electronic form
УДК 69.05:006.354
ОКС 91.200
Дата введения - 1 января 2023 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Союзом строительных компаний Урала и Сибири (ССК УрСиб), Ассоциацией "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ), Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ), ООО "Инжстройпроект", ИП Сатенов Е.Н., ООО "НИИ ПТЭС", ООО "Платформа строительных сервисов"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2022 г. N 337-ст
4 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт разработан в рамках Программы национальной стандартизации в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и направлен на реализацию требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Целью разработки настоящего стандарта является установление требований к процессам формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде, реализация которых обеспечит сокращение документооборота на бумажных носителях и уменьшение трудозатрат, необходимых при формировании и ведении исполнительной документации при строительстве объектов капитального строительства.
Требования настоящего стандарта не отменяют существующие процессы формирования и ведения исполнительной документации на бумажных носителях, а регламентируют электронную аналогию этих процессов и обеспечивают застройщика (технического заказчика) правом выбора одного из двух способов осуществления процессов формирования и ведения исполнительной документации.
При изменении нормативных правовых актов и (или) документов по стандартизации относительно формирования и ведения исполнительной документации положения настоящего стандарта подлежат актуализации.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к процессам формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.
1.2 Настоящий стандарт предназначен для участников электронного взаимодействия при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
1.3 Настоящий стандарт применяется совместно с другими документами по стандартизации и с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к формам и содержанию исполнительной документации, которая ведется на бумажных носителях. Ссылки на применяемые документы по стандартизации и нормативные правовые акты приведены в разделах 6 и 7.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 32569-2013 Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах
ГОСТ ISO/IEC 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ Р 51872-2019 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения
ГОСТ Р ИСО 6707-1 Здания и сооружения. Общие термины
СП 45.13330.2017 "СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты"
СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства"
СП 68.13330.2017 "СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения"
СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции"
СП 73.13330.2016 "СНиП 3.05.01-85 Внутренние санитарно-технические системы зданий"
СП 77.13330.2016 "СНиП 3.05.07-85 Системы автоматизации"
СП 126.13330.2017 "СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве"
СП 129.13330.2019 "СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"
СП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений
СП 392.1325800.2018 Трубопроводы магистральные и промысловые для нефти и газа. Исполнительная документация при строительстве. Формы и требования к ведению и оформлению
СП 471.1325800.2019 Информационное моделирование в строительстве. Контроль качества производства строительных работ
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 6707-1, СП 48.13330.2019, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 формирование и ведение исполнительной документации в электронном виде: Процессы, осуществляемые участниками электронного взаимодействия по наполнению определенной информацией электронных журналов учета выполнения работ и исполнительной документации в электронном виде непосредственно в информационной системе; визирование этой информации электронной подписью в процессе строительства объекта капитального строительства.
3.1.2 участники электронного взаимодействия: Юридические и/или физические лица, осуществляющие обмен информацией в электронном виде и принимающие участие в строительстве объекта на основании соответствующих договоров с застройщиком (техническим заказчиком) и соглашения об электронном взаимодействии застройщика (технического заказчика) с органом государственного строительного надзора, имеющие санкционированный доступ в информационную систему, предоставленный оператором информационной системы для осуществления деятельности по формированию и ведению исполнительной документации в электронном виде.
3.1.3 электронные журналы учета выполнения работ: Журналы учета выполнения работ, в которые вносят записи с применением информационных систем, заверенные электронной подписью уполномоченных представителей участников электронного взаимодействия, ответственных за ведение соответствующих разделов этих журналов.
Примечание - Форма и содержание электронных журналов учета выполнения работ соответствуют форме и содержанию журналов учета выполнения работ, ведение которых осуществляют на бумажных носителях.
3.1.4 журналы учета выполнения работ: Документы, относящиеся к исполнительной документации, регистрируемые в тех органах государственного строительного надзора, в которых ведется учет выполнения работ, отражающий последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех видов работ, а также периодичность внесения сведений о строительном контроле и государственном строительном надзоре.
Примечание - При строительстве объектов капитального строительства ведут общий журнал учета выполнения работ, форма и содержание которого регламентированы в соответствии с [1] (приложение 1), и специальные журналы учета выполнения работ (например, журналы бетонных работ, сварочных работ, входного контроля, монтажных работ, ухода за бетоном и др.), формы которых регламентированы в документах по стандартизации, устанавливающих требования к отдельным видам строительно-монтажных работ.
3.1.5 исполнительная документация в электронном виде: Исполнительная документация, созданная в качестве электронных документов, форма и содержание которой определены соответствующими нормативными правовыми актами и документами по стандартизации.
Примечание - Форма и содержание исполнительной документации в электронном виде соответствуют форме и содержанию исполнительной документации, формирование и ведение которой осуществляют на бумажных носителях в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и документами по стандартизации.
3.1.6
информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. [ГОСТ Р 51583-2014, пункт 3.4] |
Примечание - Информационная система в положениях настоящего стандарта осуществляет функции информационной системы электронной исполнительной документации.
3.1.7
электронная подпись: Реквизит электронного документа, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и позволяющий проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи, принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи, а в случае успешной проверки - подтвердить факт подписания электронного документа. [СП 301.1325800.2017, пункт 3.11] |
3.1.8 электронный документ: Документ, созданный в электронном виде посредством информационной системы, без предварительного документирования на бумажном носителе, заверенный электронной подписью.
3.1.9
электронный образ документа: Электронная копия документа, полученная в результате сканирования оригинала (подлинника) документа. [ГОСТ Р 57665-2017, пункт 3.20] |
3.1.10 оператор информационной системы: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
3.1.11 руководитель проекта: Уполномоченное лицо застройщика (технического заказчика), осуществляющее руководство работами, планирование, контроль и координацию работ участников проекта строительства объекта, а также организацию деятельности участников электронного взаимодействия по формированию и ведению исполнительной документации в электронном виде.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГИС ОГД - Федеральная государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности;
ГИС ТОР КНД - Федеральная государственная информационная система "Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности";
ГСН - орган государственного строительного надзора;
ЕПГУ - Единый портал государственных услуг;
ЗОС - заключение ГСН о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
ИД - исполнительная документация;
ЛОС - лицо, осуществляющее строительство (генподрядчик, подрядчик, а также субподрядчик, являющийся участником электронного взаимодействия);
НРС - национальный реестр специалистов в области строительства;
ОКС - объект капитального строительства;
ПД - проектная документация;
ППР - проект производства работ;
РД - рабочая документация;
СМР - строительно-монтажные работы;
СМЭВ - Федеральная государственная информационная система "Единая система межведомственного электронного взаимодействия";
ЭОЖР - электронный общий журнал учета выполнения работ;
ЭП - электронная подпись;
ЭСЖР - электронные специальные журналы учета выполнения работ
4 Общие положения
4.1 Процессы формирования и ведения ИД в электронном виде при строительстве ОКС осуществляются участниками электронного взаимодействия на основании соответствующих договоров с застройщиком (техническим заказчиком), соглашения об электронном взаимодействии застройщика (технического заказчика) с ГСН и настоящего стандарта.
При оформлении соглашения об электронном взаимодействии застройщика (технического заказчика) с ГСН формирование и ведение ИД на бумажных носителях не требуется.
Примечания
1 Принципиальная схема взаимосвязи процессов формирования и ведения ИД в электронном виде приведена в приложении А.
2 Рекомендуемая форма соглашения об электронном взаимодействии застройщика (технического заказчика) с ГСН приведена в приложении Б.
4.2 Участниками электронного взаимодействия являются:
- ГСН;
- застройщик;
- технический заказчик;
- ЛОС (генподрядчик, подрядчик);
- лицо, осуществляющее подготовку ПД, ведущее авторский надзор в процессе строительства объекта;
- испытательная лаборатория, соответствующая требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025;
- организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
- поставщики строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования;
- лицо, выполнившее работы, подлежащие освидетельствованию (подрядчик, субподрядчик);
- лицо, осуществляющее научно-техническое сопровождение ОКС;
- лицо, проводящее строительный контроль согласно договору или контракту на осуществление строительного контроля;
- лицо, осуществляющее геодезические работы в процессе строительства ОКС;
- другие заинтересованные лица, получившие санкционированный доступ в систему от застройщика (технического заказчика).
4.3 Участники электронного взаимодействия организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями и т.д.) назначают своих уполномоченных представителей с возложением на них ответственности за качественное осуществление процессов формирования и ведения ИД в электронном виде.
4.4 Участники электронного взаимодействия осуществляют свою деятельность по использованию ЭП в соответствии с [2].
5 Требования к функционированию информационной системы, обеспечивающей процессы формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде
5.1 Процессы формирования и ведения ИД в электронном виде осуществляются посредством информационной системы электронной ИД (далее - система), которая должна быть включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с [3].
Функционирование системы должно обеспечить осуществление процессов, перечисленных в 5.1.1-5.1.14.
5.1.1 Создание единого информационного поля между участниками электронного взаимодействия, необходимого для осуществления процессов формирования и ведения ИД в электронном виде.
5.1.2 Формирование актов освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения в электронном виде (далее - акты) на основании данных в ЭОЖР и ЭСЖР.
5.1.3 Взаимосвязь и корреспонденция ЭОЖР, ЭСЖР с актами и другой ИД.
5.1.4 Формирование ЭОЖР, ЭСЖР, актов и другой ИД в электронном виде в соответствии с СП 471.1325800.2019 (9.6, 9.7) на основе данных, содержащихся в информационной модели ОКС согласно постановлению Правительства Российской Федерации [4].
Примечание - Осуществление положений 5.1.4 возможно в случае функционирования информационной модели при строительстве ОКС.
5.1.5 Подписание ЭП уполномоченными представителями участников электронного взаимодействия в виде электронных документов:
- записей в ЭОЖР и ЭСЖР, вносимых участниками электронного взаимодействия в процессе строительства в соответствии с разделом 6;
- сформированных актов и другой ИД в соответствии с разделом 7.
5.1.6 Просмотр в системе участниками электронного взаимодействия подготовленных актов и сопутствующих приложений к ним, предусмотренных [5] (например, исполнительных геодезических схем и чертежей, актов и протоколов испытаний, результатов экспертиз) и другой ИД в электронном виде.
5.1.7 Интеграция системы с государственными информационными системами ГИС ТОР КНД, ГИС ОГД, ЕПГУ, СМЭВ, ведомственными информационными системами по мере их введения в эксплуатацию.
5.1.8 Использование классификатора строительной информации для формирования и ведения ИД в электронном виде в соответствии с данными ПД.
5.1.9 Уведомление ГСН об информации, необходимой для регистрации ЭОЖР и ЭСЖР, проведения плановых и внеплановых проверок, включая итоговую проверку и подготовку ЗОС.
5.1.10 Передача эксплуатирующей организации ЭОЖР, ЭСЖР, актов и другой ИД в электронном виде.
5.1.11 Включение в систему исходно-разрешительной документации, необходимой для строительства ОКС.
5.1.12 Формирование электронного журнала учета выполнения работ (форма КС-6а) по форме и содержанию в соответствии с [6] на основании данных ЭОЖР, ЭСЖР, актов и другой ИД.
5.1.13 Возможность внесения изменений в ошибочно размещенные сведения в ЭОЖР, ЭСЖР, акты и другую ИД.
5.1.14 Защита персональных данных уполномоченных представителей участников электронного взаимодействия в соответствии с [7].
5.2 Организацию деятельности по наполнению системы данными, необходимыми для формирования и ведения ЭОЖР, ЭСЖР, актов и другой ИД в электронном виде, осуществляет уполномоченный представитель технического заказчика (руководитель проекта). Наполнение системы необходимыми данными по формированию и ведению ЭОЖР, ЭСЖР, актов и другой ИД в электронном виде осуществляют участники электронного взаимодействия в соответствии с договорами, заключенными с застройщиком (техническим заказчиком), соглашением об электронном взаимодействии застройщика (технического заказчика) с ГСН и согласно настоящему стандарту.
5.3 Когда ОКС находятся в тех зонах, в которых отсутствует возможность обеспечения стабильного доступа к сети Интернет или Рунет и, как следствие, к информационным ресурсам системы, рекомендуется использование мобильной версии применяемой системы. В этом случае все полученные данные сохраняются на рабочих местах и мобильных устройствах с их последующим внесением в систему при наличии доступа к сети Интернет или Рунет.
5.4 Ответственность за работоспособность системы относительно функций формирования процессов, приведенных в 5.1.1-5.1.14, и сохранность информации в системе несет оператор системы в соответствии с [8].
Примечание - Оператором системы могут быть застройщик (технический заказчик), ГСН, региональные министерства и ведомства, обладатель системы.
5.5 Порядок и правила осуществления процессов формирования и ведения ИД в электронном виде представлены в разделах 6 и 7.
6 Формирование и ведение журналов учета выполнения работ в электронном виде
6.1 Процесс формирования и ведения журналов учета выполнения работ в электронном виде (см. приложение А, процесс N 1) включает в себя этапы, перечисленные в 6.1.1-6.1.4.
6.1.1 Регистрация ЭОЖР и ЭСЖР в ГСН.
6.1.2 Ведение ЭОЖР и ЭСЖР, заключающееся в наполнении определенной(ыми) информацией (записями) с подписанием этой(их) информации (записей) ЭП уполномоченными представителями участников электронного взаимодействия в системе.
6.1.3 Уведомление ГСН посредством системы о факте внесения изменений в титульную часть ЭОЖР (при необходимости).
6.1.4 Уведомление ГСН посредством системы об окончании ведения ЭОЖР и ЭСЖР и о завершении строительства ОКС.
6.2 Регистрация электронного общего журнала учета выполнения работ
6.2.1 ЭОЖР формирует застройщик (технический заказчик) и (или) ЛОС в системе для регистрации ЭОЖР в ГСН.
6.2.2 Форма и содержание разделов ЭОЖР должны соответствовать требованиям [1] (приложение 1).
6.2.3 Застройщик (технический заказчик) и (или) ЛОС, до регистрации ЭОЖР в ГСН визированием ЭП заполняют определенной информацией титульную часть ЭОЖР и уведомляют ГСН посредством системы о необходимости регистрации ЭОЖР. Одновременно с уведомлением о регистрации ЭОЖР застройщик (технический заказчик) направляет в ГСН через систему извещение о начале работ с приложением документов, предусмотренных [9] (статья 52, часть 5, пункты 1, 2, 3, 5).
6.2.4 Уполномоченный представитель ГСН после получения уведомления о регистрации ЭОЖР в течение одного рабочего дня осуществляет перечисленные действия в 6.2.4.1-6.2.4.4.
6.2.4.1 Проверяет полноту заполнения информацией титульной части ЭОЖР на соответствие документам, представленным застройщиком (техническим заказчиком) (см. 6.2.3), а также форму и содержание разделов, входящих в ЭОЖР, на соответствие требованиям [1] (приложение 1).
6.2.4.2 Вносит сведения о ГСН в титульную часть ЭОЖР в соответствии с [1].
6.2.4.3 Фиксирует в ЭОЖР запись о дате регистрации и присвоенном ему регистрационном номере, после чего подписывает эту запись с использованием собственной ЭП, свидетельствующей о том, что ЭОЖР зарегистрирован и в процессе строительства ОКС в него разрешается вносить соответствующие записи в разделы 1-7 ЭОЖР.
6.2.4.4 Уведомляет застройщика (технического заказчика) посредством системы о факте регистрации ЭОЖР.
6.2.5 После получения уведомления от ГСН о факте регистрации ЭОЖР уполномоченный представитель технического заказчика (руководитель проекта) в течение одного рабочего дня предоставляет уполномоченным представителям участников электронного взаимодействия санкционированный доступ в систему, необходимый для ведения соответствующих разделов ЭОЖР.
6.2.6 Уполномоченным представителем технического заказчика (руководителем проекта) в процессе строительства ОКС в титульную часть ЭОЖР могут вноситься в случае необходимости те изменения, которые фиксируются в подразделе титульной части "Сведения об изменениях в записях титульного листа ЭОЖР". О факте внесения изменений в титульную часть ЭОЖР застройщик (технический заказчик) уведомляет ГСН посредством системы.
6.2.7 Алгоритм деятельности уполномоченного представителя технического заказчика (руководителя проекта) по регистрации ЭОЖР приведен в приложении В (рисунок В.1).
6.3 Регистрация электронных специальных журналов учета выполнения работ
6.3.1 ЭСЖР формирует застройщик (технический заказчик) и (или) ЛОС в системе для их регистрации в ГСН.
6.3.2 Форма и содержание разделов ЭСЖР определены документами по стандартизации, регламентирующими требования к определенным видам СМР. К таким документам по стандартизации относятся: ГОСТ 32569-2013 (приложение П, формы специальных журналов: 3, 4, 5); СП 45.13330.2017 (приложение 1); СП 48.13330.2019 (приложение И); СП 70.13330.2012 (приложения А-Е, Ф); СП 77.13330.2016 (приложение А.13); СП 392.1325800.2018 (приложение А, формы специальных журналов: 4.1, 5.1, 6.1, 6.3, 7.1, 11.17); [10] (форма специального журнала 8, приложения 15, 19) и др.
6.3.3 Застройщик (технический заказчик) и (или) ЛОС до регистрации ЭСЖР в ГСН заполняют определенной информацией титульную часть ЭСЖР с постановкой соответствующих ЭП и последующим уведомлением ГСН посредством системы о необходимости регистрации ЭСЖР.
6.3.4 Уполномоченный представитель ГСН после получения уведомления о регистрации в течение одного рабочего дня осуществляет перечисленные действия в 6.3.4.1-6.3.4.3.
6.3.4.1 Проверяет полноту заполнения информацией титульной части ЭСЖР на соответствие документам, представленным застройщиком (техническим заказчиком) (см. 6.2.3), а также соответствие форм и содержания ЭСЖР требованиям документов по стандартизации (см. 6.3.2).
6.3.4.2 Фиксирует в ЭСЖР запись о дате регистрации и присвоенном ему регистрационном номере, после чего подписывает эту запись с использованием собственной ЭП, свидетельствующей о том, что ЭСЖР зарегистрирован и в него разрешается вносить соответствующие записи в процессе строительства ОКС.
6.3.4.3 Уведомляет застройщика (технического заказчика) посредством системы о факте регистрации ЭСЖР.
6.3.5 После получения зарегистрированных ЭСЖР представитель технического заказчика (руководитель проекта) в течение одного рабочего дня предоставляет уполномоченным представителям участников электронного взаимодействия санкционированный доступ в систему, необходимый для ведения ЭСЖР.
6.4 Порядок и правила ведения электронного общего журнала учета выполнения работ и электронных специальных журналов учета выполнения работ
6.4.1 ЭОЖР состоит из семи разделов, ведение которых осуществляют в соответствии с [1] (разделы 8, 9, приложение 1) уполномоченные представители участников электронного взаимодействия, которые посредством системы вносят в ЭОЖР соответствующие записи в электронном виде и визируют их собственными ЭП.
Примечание - Ролевая матрица деятельности по ведению ЭОЖР уполномоченными представителями участников электронного взаимодействия приведена в приложении Г.
6.4.2 Перечень разделов ЭСЖР и состав уполномоченных представителей участников электронного взаимодействия, которые посредством системы вносят в ЭСЖР соответствующие записи в электронном виде, визируя их собственной ЭП, определены документами по стандартизации (см. 6.3.2).
6.4.3 Мониторинг за ведением ЭОЖР и ЭСЖР в системе в процессе строительства ОКС осуществляет уполномоченный представитель технического заказчика (руководитель проекта), а также другие заинтересованные лица, получившие санкционированный доступ в систему от застройщика (технического заказчика).
Участие уполномоченных специалистов ГСН в мониторинге за ведением ЭОЖР и ЭСЖР определено соглашением об электронном взаимодействии застройщика (технического заказчика) с ГСН.
6.4.4 После завершения строительства объекта уполномоченный представитель технического заказчика (руководитель проекта) вносит в ЭОЖР и ЭСЖР соответствующие записи, визируя их собственной ЭП, свидетельствующей об окончании заполнения журналов, с последующим уведомлением об этом ГСН посредством системы.
7 Формирование и ведение актов и другой исполнительной документации в электронном виде
7.1 Процесс формирования и ведения актов и другой ИД в электронном виде (см. приложение А, процесс N 2) заключается в заполнении информацией определенных форм актов и другой ИД, а также в заверении этой информации собственной ЭП соответствующими уполномоченными представителями участников электронного взаимодействия. Заполнение актов и другой ИД осуществляется посредством системы на основании записей в ЭОЖР и ЭСЖР (см. раздел 6) по факту выполнения СМР, проведения строительного контроля, испытаний строительных конструкций, инженерных систем и сетей.
К актам относятся: акты освидетельствования скрытых работ, акты освидетельствования ответственных конструкций, акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения в электронном виде, форма и содержание которых регламентированы в [5] (приложения 3, 4, 5).
В состав другой ИД входят документы в электронном виде, форма и содержание которых регламентированы в [5] (пункты 5.1, 5.2, 5.6, раздел 6); ГОСТ Р 51872-2019 (приложение А); СП 48.13330.2019 (приложение Б, Б.2, Б.3); СП 73.13330.2016 (приложения Б-Е); СП 126.13330.2017 (приложение Б); СП 129.13330.2019 (приложения Б, В, Д, Е); СП 392.1325800.2018 (приложение А); [11] (раздел 8); [12] и др.
Перечень актов и другой ИД, которая должна формироваться в электронном виде при строительстве конкретного ОКС, определен в ПД, РД, ППР и договорах подряда.
7.2 Формирование актов в виде электронных документов в системе осуществляет ЛОС, непосредственно выполнившее те или иные виды СМР (как правило, подрядчик или субподрядчик, являющийся участником электронного взаимодействия). Виды работ, отраженные в актах, должны соответствовать записям в ЭОЖР и ЭСЖР, которые ведутся в системе (см. раздел 6).
7.3 По завершении формирования в системе актов с необходимыми приложениями к ним, предусмотренными [5] (приложения 3, 4, 5), ЛОС направляет участникам электронного взаимодействия уведомление о готовности проектов актов для проверки, а также о дате и времени проведения освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения на объекте.
Уведомления отправляются участникам электронного взаимодействия посредством системы за один рабочий день до начала фактического освидетельствования.
Примечание - Участникам электронного взаимодействия, территориально расположенным на значительном расстоянии от ОКС (например, проектной организации, участвующей в освидетельствовании), уведомления о дате и времени проведения фактического освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения отправляются посредством системы заранее, с учетом продолжительности времени, необходимого для прибытия на ОКС.
7.4 В течение одного рабочего дня участники электронного взаимодействия посредством системы на своих рабочих местах, без выезда на объект, осуществляют проверку проектов актов и соответствующих приложений к ним на предмет:
- корректности видов скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, указанных в актах, и соответствия их РД;
- соответствия дат начала и окончания выполнения скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, обозначенных в актах, датам начала и окончания выполнения работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, обозначенных в ЭОЖР и ЭСЖР;
- наличия записей в ЭОЖР и ЭСЖР о выполнении операционного контроля предъявляемых к освидетельствованию скрытых работ, а также скрытых работ, входящих в состав ответственных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- наличия и содержания необходимых приложений к представленным актам в соответствии с [5] (приложения 3, 4, 5).
7.5 По результатам проверки проектов актов и соответствующих приложений к ним, а также другой необходимой для проверки актов ИД участники электронного взаимодействия могут выразить свои замечания и/или предложения ЛОС. Замечания и предложения, выявленные в процессе проверки проектов актов, формируют непосредственно в системе с подписанием ЭП либо загружаются в систему в виде электронного документа, подписанного ЭП, или в виде электронного образа документа. ЛОС должно исправить несоответствующие акты по результатам проверки до фактического (полевого) освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения или перенести дату освидетельствования с последующими действиями согласно 7.3, 7.4 и настоящему пункту.
7.6 Процесс фактического (полевого) освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения осуществляют участники освидетельствования в соответствии с СП 48.13330.2019.
7.7 ЛОС в процессе освидетельствования может осуществлять фотофиксацию подлежащих освидетельствованию скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения с внесением запечатленной информации в систему.
Фотофиксацию осуществляют с использованием фотоаппарата или иного устройства, позволяющего сделать фотоснимки, которые отражают характерные параметры объекта с привязкой к координатам объекта (наименование объекта контроля, наименование конструкции, пикеты, оси, этажи и т.п.) и факт выполнения соответствующих работ.
При съемке необходимо обеспечить фокусировку камеры (четкость), исключить размытость, фотоснимки темного экрана и т.д. В случае неудовлетворительного результата фотографирования попытку следует повторить. Фотоматериалы должны обеспечивать возможность оценки объекта фотодокументирования. Не допускается выполнение редактирования (обрезка, изменение яркости, цветности и т.д.). Не допускается фотодокументирование через препятствие, прикрытие объектива камеры рукой или иным предметом.
Технические требования к фотодокументу: разрешение - не менее 2592 1944; формат изображения - JPEG, png или tiff; размер фотодокумента - от 3 до 30 Мбайт.
Выполненные скрытые работы, ответственные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения фотографируют в цветном изображении, которые могут быть приложениями к соответствующим актам.
Подписание актов участниками электронного взаимодействия только на основании предоставленных фотографических материалов, без фактического присутствия на ОКС, не допускается.
Примечание - Необходимость осуществления фотофиксации подлежащих освидетельствованию скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения и включения их в приложения к соответствующим актам определена договором строительного подряда.
7.8 После фактического (полевого) освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения при отсутствии несоответствий участники освидетельствования визируют собственной ЭП посредством системы соответствующие акты в последовательности, установленной застройщиком (техническим заказчиком).
7.9 Подписание актов ЭП осуществляется всеми уполномоченными представителями участников электронного взаимодействия, принимавшими участие в фактическом освидетельствовании, в течение одного рабочего дня от даты проведения фактического освидетельствования посредством системы или иными программными средствами с последующей загрузкой в систему файла открепленной подписи, или электронного документа с ЭП, или электронного образа документа.
7.10 Участники освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, которые по каким-либо причинам не смогли участвовать в освидетельствовании в установленное время, делегируют свое право на участие в освидетельствовании другим уполномоченным представителям участников электронного взаимодействия. Делегирование участия в освидетельствовании и право подписи актов собственной ЭП другого уполномоченного представителя оформляют соответствующими организационно-распорядительными документами организации - участника электронного взаимодействия.
7.11 Подписание актов не допускается в случае выявления в процессе освидетельствования несоответствия работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения требованиям ПД, РД, техническим регламентам, документам по стандартизации, а также в случае несоответствия указанных в актах объемов работ фактически выполненным объемам работ, выявленным в процессе освидетельствования. При этом все обнаруженные несоответствия фиксируются посредством системы в разделах 4 и 5 ЭОЖР и в журнале авторского надзора, сформированного в системе, форма которого регламентирована в СП 246.1325800.2016 (приложение Е). По результатам контрольных мероприятий при необходимости составляют акты в соответствии с [13] (пункт 12), которые вносят в систему в качестве электронного образа документа.
7.12 Повторное освидетельствование скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения осуществляют в соответствии с 7.4-7.11 после устранения всех выявленных несоответствий. Фактом их устранения являются записи уполномоченного специалиста застройщика (технического заказчика) и уполномоченного специалиста ЛОС по вопросам строительного контроля, подписанные собственными ЭП соответственно в разделах 4 и 5 ЭОЖР с указанием дат фактического устранения выявленных несоответствий.
Примечание - Не подписанные ранее акты остаются в системе и после устранения всех несоответствий. На основании их формируют следующие версии актов. Указанный процесс повторяют до тех пор, пока работы не будут приняты и последние версии актов не будут подписаны ЭП всеми участниками электронного взаимодействия, принимающими участие в освидетельствовании.
7.13 Акты и другую ИД, сформированную в системе и подписанную ЭП определенными уполномоченными представителями участников электронного взаимодействия, комплектуют в реестры, хранящиеся в системе на всех этапах строительства ОКС. В эти реестры также включают ЭОЖР, ЭСЖР и журнал авторского надзора в электронном виде. После окончания строительства ОКС застройщик (технический заказчик) уведомляет ГСН посредством системы об окончании строительства ОКС в соответствии с СП 68.13330.2017 (4.14 и 4.15) и о готовности сформированного в системе реестра ИД, необходимой для проведения итоговой проверки ОКС и получения ЗОС.
8 Контроль процессов формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде
8.1 Контроль процессов формирования и ведения ИД в электронном виде осуществляют:
- уполномоченный представитель застройщика (технического заказчика) по вопросам строительного контроля, специалист по организации строительства, сведения о котором внесены в НРС;
- уполномоченный представитель ЛОС по вопросам строительного контроля, специалист по организации строительства, сведения о котором внесены в НРС.
8.2 В ходе мероприятий, перечисленных в приложении А (процесс N 1), осуществляют контроль:
- за наличием регистрационного номера ГСН в ЭОЖР и ЭСЖР;
- своевременным наполнением определенной(ыми) информацией (записями) ЭОЖР и ЭСЖР (см. 6.4);
- своевременным внесением изменений в титульную часть ЭОЖР (при необходимости) (см. 6.2.6);
- наличием соответствующей, прикрепленной к информации (записям) ЭП, внесенной в ЭОЖР и ЭСЖР участниками электронного взаимодействия;
- своевременным формированием реестра ЭОЖР и ЭСЖР;
- устранением несоответствий, выявленных в ходе осуществления процесса представителями авторского надзора, ГСН, другими участниками электронного взаимодействия.
8.3 В ходе контрольных мероприятий, перечисленных в приложении А (процесс N 2), осуществляют контроль:
- за своевременным наполнением определенной информацией актов и другой ИД (см. раздел 7);
- своевременным формированием исполнителем работ проектов актов и соответствующих приложений к ним в системе и за отправлением уведомлений участникам электронного взаимодействия посредством системы с целью их ознакомления за один рабочий день до начала фактического освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- устранением несоответствий (замечаний, предложений), выявленных участниками электронного взаимодействия при ознакомлении с проектами актов и соответствующими приложениями к ним (см. 7.5, 7.6);
- осуществлением фотофиксации подлежащих освидетельствованию скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения в процессе фактического (полевого) освидетельствования и за внесением этой информации в систему (см. 7.8);
- наличием соответствующей, прикрепленной к сформированным актам и другой ИД ЭП участников электронного взаимодействия;
- комплектованием актов и другой ИД по соответствующим реестрам в системе (см. 7.13);
- устранением несоответствий, выявленных в ходе процесса представителями авторского надзора, ГСН, другими участниками электронного взаимодействия.
8.4 Все выявленные несоответствия процессов фиксируют посредством системы в ЭОЖР, при этом:
- несоответствия, выявленные строительным контролем застройщика, - в разделе 4 ЭОЖР;
- несоответствия, выявленные строительным контролем ЛОС, - в разделе 5 ЭОЖР.
8.5 Устранение выявленных несоответствий осуществляют участники электронного взаимодействия, допустившие эти несоответствия, методом внесения соответствующих записей в систему, визируя их ЭП.
8.6 Фактом устранения выявленных несоответствий являются записи строительного контроля застройщика и строительного контроля ЛОС, выполненные посредством системы и подписанные собственными ЭП в разделах 4 и 5 ЭОЖР, с указанием дат фактического устранения выявленных несоответствий.
9 Передача исполнительной документации в электронном виде эксплуатирующей организации
9.1 Застройщик (технический заказчик) после завершения строительства ОКС передает эксплуатирующей организации ЭОЖР, ЭСЖР, акты и другую ИД.
9.2 Передачу эксплуатирующей организации документации из системы, перечисленной в 9.1, осуществляют посредством программных и технических средств на физических носителях или с помощью сети Интернет или Рунет.
9.3 Эксплуатирующая организация хранит полученную документацию в электронном виде с ее дальнейшим использованием в процессе эксплуатации и сноса ОКС.
Библиография
[1] |
Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства |
|
[2] |
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" |
|
[3] |
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
[4] |
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1431 "Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства" |
|
[5] |
Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения |
|
[6] |
Постановление Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" |
|
[7] |
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" |
|
[8] |
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
|
[9] |
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" |
|
[10] |
Производственная документация по монтажу технологического оборудования и технологических трубопроводов |
|
[11] |
Тепловые сети |
|
[12] |
Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам |
|
[13] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" |
Ключевые слова: исполнительная документация, организация строительства, технология строительства, строительный контроль.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70108-2022 "Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2022 г. N 337-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2022 г.
Дата введения - 1 января 2023 г.
Настоящий ГОСТ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений