Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос Публичного акционерного общества (далее - Банк) в отношении применения Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее - Указ N 95), сообщает следующее.
1. Согласно Указу N 95 в целях исполнения обязательств должниками - резидентами Российской Федерации обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед иностранными кредиторами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, должник вправе направить в российскую кредитную организацию заявление об открытии на имя иностранного кредитора счета типа "С", предназначенного для проведения расчетов по данным обязательствам.
Как следует из запроса, Банк просит разъяснить следующие вопросы:
- возникает ли обязанность по постановке на учет в налоговом органе иностранной организации - кредитора, которому Банком будут открываться счета типа "С" на основании Указа N 95, с учетом приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2018 N 293н, которым утверждены Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, а также положений налогового законодательства;
- порядок и особенности постановки иностранных организаций - кредиторов на учет в налоговом органе при открытии им в Банке счетов типа "С";
- возникает ли у Банка ответственность в случае, если иностранная организация - кредитор не будет поставлена на учет в налоговом органе в связи с открытием счета типа "С";
- возникает ли у Банка обязанность, предусмотренная статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), по сообщению в налоговый орган об открытии/закрытии счета типа "С", а также изменении реквизитов данного счета;
- порядок уведомления налогового органа при отсутствии у Банка сведений, обязательных к указанию в сообщении, и невозможности направления сообщения в электронном виде.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос Банка в данной части, сообщает, что по вопросам постановки на учет в налоговом органе иностранной организации - кредитора в связи с открытием счета типа "С", а также обязанности банков по сообщению в налоговый орган об открытии/закрытии счета типа "С" Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в адрес кредитных организаций направлены разъяснения от 06.04.2022 N 019-12-4/2759.
По вопросу привлечения банков к ответственности в рассматриваемой ситуации Федеральная налоговая служба сообщает, что ответственность за открытие счета иностранной организации без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена пунктом 1 статьи 132 Кодекса; за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета - пунктом 2 статьи 132 Кодекса.
Кроме того, ответственность за аналогичные правонарушения предусмотрена статьей 15.4, частью 1 статьи 15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дополнительно Федеральная налоговая служба отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 142.2 Кодекса организации финансового рынка обязаны представлять в Федеральную налоговую службу финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых на основании мероприятий, установленных пунктом 1 статьи 142.4 Кодекса, или имеющейся у организации финансового рынка информации выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), а также иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией финансового рынка договору, предусматривающему оказание финансовых услуг.
Согласно абзацу третьему пункта 2 Положения 1, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693, договором, предусматривающим оказание финансовой услуги, признаются договор банковского счета (вклада), договор добровольного страхования жизни, договор о брокерском обслуживании, договор доверительного управления имуществом (в том числе договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом, присоединение к которому осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда), договор депозитарного обслуживания, пенсионный договор, договор с центральным контрагентом об оказании финансовых услуг, договор инвестиционного товарищества или иной договор, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Таким образом, у кредитной организации возникает также обязанность по включению финансовой информации в отношении иностранных кредиторов (клиентов) и открытых на их имя счетов типа "С" в состав отчетности, представляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 142.2 Кодекса.
2. В запросе Банк указывает, что на счета типа "С" должниками - резидентами Российской Федерации будут зачисляться денежные средства по обязательствам по кредитам и займам, финансовым инструментам перед кредиторами - нерезидентами Российской Федерации, которые будут признаваться доходами иностранной организации от источников в Российской Федерации.
В связи с этим Банк просит подтвердить, что при исполнении своих собственных обязательств перед кредиторами - нерезидентами Российской Федерации (как депозитарий, заемщик, брокер и др.) налоговым агентом при зачислении на счет типа "С" вышеуказанных денежных средств будет являться Банк, при исполнении обязательств иными должниками налоговым агентом будет являться должник - резидент Российской Федерации.
Также Банк просит разъяснить может ли быть признан Банк налоговым агентом в случае, если должник - резидент Российской Федерации откажется исполнять свою обязанность налогового агента или не исполнит ее.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос Банка в данной части, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 2 статьи 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
В соответствии с пунктом 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговым агентом на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Таким образом, действующее налоговое законодательство не связывает возникновение обязанности налогового агента с типом банковского счета, на который зачисляется доход.
Квалифицирующим признаком для определения наличия у налогового агента обязанности удержать налог является статус получателя дохода (иностранная организация, физическое лицо) и вид дохода (доходы от источников в Российской Федерации - для иностранных организаций и доходы, источником которых выступает резидент Российской Федерации, - для физических лиц).
Следовательно, зачисление денежных средств на счет типа "С" является выплатой дохода иностранному кредитору, в связи с чем налог должен исчисляться, удерживаться и перечисляться в бюджет Российской Федерации налоговым агентом, которым признается лицо, выплачивающее такой доход.
В части возможности вменения Банку обязанности налогового агента в случае, когда его клиент такую обязанность не исполнил, Федеральная налоговая служба сообщает, что положениями Кодекса не предусмотрено перенесение обязанности налогового агента на иное лицо.
3. В соответствии с пунктом 12 Указа N 95 в целях применения Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее - Указ N 81) лицами иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, названными в подпункте "а" пункта 1 Указа N 81, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:
а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;
б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте "а" пункта 12 Указа N 95, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В запросе Банк просит разъяснить, какими документами может быть подтверждено Банку соответствие требованиям пункта 12 Указа N 95 о раскрытии налоговым органам информации о контроле (бенефициарном владении) над лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос Банка в данной части, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР 2 в целях применения пункта 1 Указа N 81, а также пункта 12 Указа N 95 лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Согласно пункту 13 Указа N 95 право давать официальные разъяснения по вопросам применения вышеперечисленных Указов, имеющие обязательную силу на всей территории Российской Федерации, предоставлено Банку России.
Таким образом, Федеральная налоговая служба сообщает, что по данному вопросу Банку следует обратиться за соответствующим разъяснением в Банк России.
Действительный государственный советник |
Ю.В. Шепелева |
------------------------------
1Положение об осуществлении запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки, в том числе документальной фиксации, и анализа, о принятии, в том числе документальной фиксации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, об условиях, о порядке и сроках представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов
2 "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательством предусмотрена ответственность за открытие счёта иностранной организации без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, а также за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счёта.
У кредитной организации возникает обязанность по включению финансовой информации в отношении иностранных кредиторов (клиентов) и открытых на их имя счетов типа "С" в состав отчётности.
Налоговое законодательство не связывает возникновение обязанности налогового агента с типом банковского счёта, на который зачисляется доход.
Квалифицирующим признаком для определения наличия у налогового агента обязанности удержать налог является статус получателя дохода (иностранная организация либо физлицо) и вид дохода (доходы от источников в России - для иностранных организаций и доходы, источником которых выступает резидент России, - для физлиц).
Зачисление денежных средств на счёт типа "С" является выплатой дохода иностранному кредитору, в связи с чем налог должен исчисляться, удерживаться и перечисляться в бюджет России налоговым агентом, которым признаётся лицо, выплачивающее такой доход.
Положениями НК РФ не предусмотрено перенесение обязанности налогового агента на иное лицо.
Письмо Федеральной налоговой службы от 14 июня 2022 г. N ШЮ-4-22/7219@ "О направлении позиции по запросу ПАО"
Опубликование:
-