Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 10 июня 2022 г. N 250
"Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года"
Во исполнение пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р "Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года (далее - Долгосрочная программа).
2. Руководителям органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, участвующим в реализации Долгосрочной программы, обеспечить ее выполнение с представлением в Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения отчета о ходе реализации мероприятий Долгосрочной программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с 10 июля 2022 года.
Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания |
Б. Джанаев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 10 июня 2022 г. N 250
Долгосрочная программа
содействия занятости молодежи Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года
1. Общие положения
Настоящая Долгосрочная программа разработана в соответствии с пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р "Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года" и направлена на обеспечение государственных гарантий молодежи в возрасте от 14 до 35 лет в области защиты от безработицы, права на труд и предупреждения роста напряженности на рынке труда республики.
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Республике Северная Осетия-Алания реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
2. Положение молодежи на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания
Численность молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, проживающей на территории Республики Северная Осетия-Алания, в 2021 году составила 182 584 человека, или 27% от общей численности населения республики. За последние годы в Республике Северная Осетия-Алания наблюдается процесс поступательного снижения численности молодежи, обусловленный негативными демографическими тенденциями 90-х годов прошлого века. В 2021 году по сравнению с 2020 годом численность молодежи снизилась на 3%, а в 2020 году по сравнению с 2019 годом - на 2%.
За последние годы в Республике Северная Осетия-Алания сложилась устойчивая тенденция: порядка 40% от общего числа регистрируемых государственной службой занятости безработных - молодые люди.
По итогам 2021 года доля молодежи в общей численности обратившихся в органы службы занятости граждан составила 47% (7 407 чел.).
Успешное трудоустройство молодых кадров, впервые выходящих на рынок труда, в значительной степени зависит от востребованности приобретенных профессий, актуальности полученных знаний и навыков, отвечающих современным потребностям рынка труда. Во многих случаях работодатели не допускают выпускников даже до собеседования, избегая рисков при приеме на работу молодых и неопытных. Молодые люди пугают работодателей переоценкой собственных возможностей, часто неумением грамотно говорить, писать.
Положение занятости сельской молодежи на рынке труда осложняется еще дифференциацией сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости населения и напряженности. Наиболее емким по числу вакансий (70%) остается рынок труда г. Владикавказа, где сосредоточена большая часть предприятий и организаций республики. Сельские районы в силу недостатка рабочих мест и менее развитой инфраструктуры имеют незначительное число и разнообразие вакантных рабочих мест, в силу чего молодежь вынуждена мигрировать в города.
На конец 2021 года заявленная работодателями потребность в работниках составила 1 168 ед. Всего в службу занятости в отчетном периоде поступили сведения о 14,8 тыс. вакансий, средняя заработная плата по которым составила 16,6 тыс. руб., тогда как по данным Росстата средняя заработная плата по республике в декабре 2021 года - 46,5 тыс. руб.
Спросом в регионе стабильно пользуются квалифицированные специалисты рабочих профессий: слесари по отраслям, машинисты строительной техники, сварщики, работники в сфере сельского хозяйства и рыбоводства - агроном, зоотехник, ветеринар, рыбовод, тракторист. Востребованы также работники сферы общественного питания; бармен, официант, повар. В легкой промышленности - швеи, закройщики.
Среди служащих востребованы работники сферы здравоохранения (врач, провизор, фармацевт, рентген-лаборант, средний медицинский персонал), специалисты с техническим образованием (инженер, инженер-проектировщик, инженер-конструктор, программист), специалисты с педагогическим образованием (воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель).
Столкнувшись с проблемами трудоустройства, молодые граждане обращаются в органы службы занятости населения за новыми компетенциями или дополнительными навыками.
В рамках государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2024 годы, молодым людям в возрасте от 14 до 35 лет оказывается необходимый комплекс государственных услуг:
информирование о ситуации на рынке труда республики и вакансиях;
профессиональная ориентация с целью выбора востребованных на рынке труда профессий;
социальная адаптация, где молодежь обучают навыкам самопрезентации при трудоустройстве;
моно-ярмарки вакансий.
В 2021 году с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда 334 молодых человека получили возможность обучиться и повысить свои профессиональные знания, в том числе в рамках проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
Кроме того, одним из наиболее востребованных направлений среди молодежи в последние годы остается стажировка выпускников различного уровня образования. По результатам реализации программных мероприятий наибольший удельный вес трудоустроенных приходится именно на это направление. По итогам 2021 года стажировку в различных сферах прошли 137 чел., из которых 35% трудоустроено.
В рамках содействия самозанятости 5 безработным жителям Правобережного района оказана единовременная финансовая помощь в размере 300 тыс. рублей на открытие собственного дела, 3 из которых молодые люди в возрасте 24-35 лет.
Особое внимание уделяется трудоустройству несовершеннолетних граждан. В рамках приобщения к труду организовано временное трудоустройство более 1000 подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
С целью содействия профессиональному самоопределению подростков оказано 939 услуг по профессиональной ориентации.
1707 молодых граждан в возрасте 14-35 лет были трудоустроены в 2021 году в рамках программных мероприятий, что составило 49% от общего числа граждан, нашедших работу.
Решение проблем в сфере занятости молодежи возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп молодежи.
3. Основные цели и задачи Долгосрочной программы
Целью Долгосрочной программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Долгосрочной программы являются:
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда. Мероприятия в рамках этой задачи нацелены, в первую очередь, на развитие профессиональной ориентационной работы с молодежью;
обеспечение соответствия получаемого молодыми людьми образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей. В рамках этой задачи прежде всего предусматривается совершенствование системы формирования и распределения контрольных цифр приема в образовательные организации с целью их приближения к потребностям рынка труда, системы организации и прохождения производственной практики с использованием развивающихся функций единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России". Кроме того, предусматривается создание условий для освоения обучающимися профессиональных образовательных организаций предпринимательских компетенций;
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи. В рамках решения этой задачи предполагается реализовывать мероприятия по профессиональному обучению различных категорий молодежи, использование механизмов мотивации работодателей к трудоустройству молодежи, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
4. Этапы реализации Долгосрочной программы
Долгосрочная программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Долгосрочной программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматривается:
организация работы и использование размещенных ресурсов единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" по профессиональной ориентации молодежи;
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования и другие мероприятия.
Второй этап реализации Долгосрочной программы запланирован на 2025 - 2030 годы.
Реализация мероприятий второго этапа предполагается с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий на первом этапе.
5. Управление реализацией Долгосрочной программы
Контроль за ходом реализации Долгосрочной программы и общая координация реализации Долгосрочной программы осуществляется Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения с участием Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Центра опережающей профессиональной подготовки, Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, Фонда поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания, участвующих в реализации мероприятий Долгосрочной программы.
План мероприятий по реализации Долгосрочной программы приведен в приложении 1.
Реализация плана мероприятий Долгосрочной программы осуществляется исполнителями в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Северная Осетия-Алания о республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке.
Целевые показатели реализации Долгосрочной программы на 2022 - 2030 годы (далее - Целевые показатели) приведены в приложении 2.
Целевые показатели утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2022 года N 43 "Об утверждении показателей реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года по субъектам Российской Федерации на 2022 - 2024 годы".
6. Ожидаемые результаты
Реализация Долгосрочной программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Приложение 1
содействия занятости молодежи
Республики Северная Осетия-Алания
на период до 2030 года
План
мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года
N |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Ожидаемый результат/ вид документа |
Охват участников, чел. |
Трудоустроено/ занято, чел. |
Цель - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи | ||||||
Задача 1. Формирование карьерных стратегий молодежи | ||||||
1. |
Создание межведомственного координационного органа для обеспечения межведомственного взаимодействия по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры |
III квартал 2022 г. |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи |
внесение изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 5 августа 2011 г. N 215 "О Координационном комитете содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания" |
- |
- |
2. |
Организация и проведение мероприятий по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры |
2022 - 2030 гг. |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, общеобразовательные организации и организации, осуществляющие обучение по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования, Центр опережающей профессиональной подготовки |
увеличение охвата молодежи профориентационными мероприятиями |
48 600 |
15 300 |
3. |
Проведение информационно-разъяснительных мероприятий по работе на Единой цифровой платформе в сфере занятости населения и трудовых отношений "Работа в России" |
постоянно |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения |
повышение информированности молодежи, обратившейся в органы службы занятости населения |
охват не менее 100% граждан в возрасте 14-35 лет, обратившихся в органы службы занятости населения от общего числа граждан указанной категории |
15 300 |
4. |
Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет в свободное от учебы время, в том числе тех, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа |
2022 - 2030 гг. |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, администрации местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
вовлечение в трудовую деятельность несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, формирование ценностного отношения к труду |
9 900 |
9 900 |
Задача 2. Обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности | ||||||
5. |
Совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования |
2022 год |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания |
внесение изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 сентября 2014 г. N 312 "О порядке установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания" |
- |
- |
6. |
Формирование и утверждение контрольных цифр приема по профессиям и специальностям среднего профессионального образования с учетом перспективных потребностей рынка труда и учетом уровня трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций |
2022 - 2030 гг. |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения |
приказ Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания |
на 2022 год - 1 827 |
- |
7. |
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработной молодежи в соответствии с потребностями рынка труда |
2022 - 2030 гг. |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения |
повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда |
1 030 |
315 |
8. |
Проведение региональных стратегических сессий, направленных на поддержку предпринимательства |
2022 - 2030 гг. |
Фонд поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания |
обучение предпринимательским компетенциям, необходимым для ведения предпринимательской деятельности и деятельности в форме самозанятости |
1 800 |
- |
9. |
Проведение образовательных курсов по основам предпринимательской деятельности |
2022 - 2030 гг. |
Фонд поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания |
обучение предпринимательским компетенциям, необходимым для ведения предпринимательской деятельности |
1 800 |
- |
10. |
Реализация мероприятий по организации наставничества для начинающих предпринимателей |
2022 - 2030 гг. |
Фонд поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания |
повышение финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства |
270 |
- |
11. |
Проведение мастер-классов по основам предпринимательской деятельности |
2022 - 2030 гг. |
Фонд поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания |
обучение основам ведения бизнеса и помощь в реализации предпринимательских проектов |
2 700 |
- |
12. |
Проведение тестирования на определение предпринимательских способностей |
2022 - 2030 гг. |
Фонд поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания |
оценка потенциала к предпринимательской деятельности |
12 500 |
- |
13. |
Проведение открытых уроков по основам предпринимательской деятельности с участием действующих предпринимателей Республики Северная Осетия-Алания для учащихся общеобразовательных организаций в возрасте 14-17 лет |
2022 - 2030 гг. |
Фонд поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания |
обучение основам предпринимательской деятельности |
2 700 |
- |
14. |
Оказание содействия в подготовке пакета документов для участия в программах поддержки предпринимательства |
2022 - 2030 гг. |
Фонд поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания |
участие молодежи в программах поддержки предпринимательства |
450 |
450 |
Задача 3. Создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности | ||||||
15. |
Реализация мероприятий по развитию волонтерской деятельности |
2022 - 2030 гг. |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания |
вовлечение молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность |
30 000 |
- |
16. |
Организация профессионального обучения участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимых для осуществления деятельности в составе таких отрядов |
2022 - 2030 гг. |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания |
приобретение молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействие личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации молодежи |
5 200 |
- |
17. |
Участие в проекте АНО "Ворлдскиллс Россия" "Страна мастеров" (персональное сопровождение молодежи для реализации предпринимательских навыков, включая оформление в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) |
2022 - 2030 гг. |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Центр опережающей профессиональной подготовки, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения |
освоение новых перспективных компетенций, позволяющих стать конкурентоспособными на рынке труда республики |
100 |
78 |
Задача 4. Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи | ||||||
18. |
Субсидирование трудоустройства отдельных категорий молодежи, включая лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
2022 г. |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, Государственное учреждение-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания |
расширение возможностей трудоустройства отдельных категорий молодежи, при условии реализации мероприятия за счет средств федерального бюджета |
в соответствии с показателем, устанавливаемым ежегодно на федеральном уровне, в 2022 году - 490 |
490 |
19. |
Создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития |
2022 - 2030 гг. |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Центр опережающей профессиональной подготовки |
повышение уровня навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития |
1 200 |
960 |
20. |
Организация стажировки выпускников организаций профессионального образования |
2022 - 2030 гг. |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения |
получение опыта работы для дальнейшего трудоустройства в организациях, испытывающих потребность в кадрах |
1200 |
1 200 |
21. |
Информирование выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций об имеющихся вакансиях на рынке труда, в том числе высвобождающихся в связи с оттоком иностранных граждан |
2022 - 2030 гг. |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения. Центр опережающей профессиональной подготовки |
повышение информированности обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
3 400 |
2 980 |
22. |
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий молодежи в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" |
2022 г. |
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения |
приобретение или развитие имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда |
в соответствии с показателем, устанавливаемым ежегодно на федеральном уровне, в 2022 году-69 |
33 |
Итого: |
128 563 |
47 006 |
Приложение 2
к Долгосрочной программе
содействия занятости молодежи
Республики Северная Осетия-Алания
на период до 2030 года
Целевые показатели
реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Республики Северная Осетия-Алания на 2022 - 2030 годы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет |
% |
20 |
17 |
15 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет |
% |
35 |
30 |
18 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, от общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста |
% |
3 |
5 |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Численность участников мероприятий по субсидированию судоустройства отдельных категорий молодежи, человек |
|
490 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10 июня 2022 г. N 250 "Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года"
Вступает в силу с 10 июня 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Республики Северная Осетия-Алания (http://alania.gov.ru) 16 июня 2022 г.
На официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 16 июня 2022 г. N 1500202206160004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 мая 2024 г. N 234
Изменения вступают в силу с 21 мая 2024 г.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 апреля 2023 г. N 143
Изменения вступают в силу с 11 апреля 2023 г.