Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Обнинска
от 10 июня 2022 г. N 1206-п
Муниципальная программа
"Развитие туризма в муниципальном образовании "Город Обнинск"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие туризма в муниципальном образовании "Город Обнинск" (далее - Программа)
1. Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел инновационного развития, международного сотрудничества, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Управления экономики и инновационного развития Администрации города Обнинска. |
||||||||||||||||
2. Соисполнители муниципальной программы |
Управление культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска. |
||||||||||||||||
3. Участники муниципальной программы |
Управление потребительского рынка, транспорта и связи; Управление архитектуры и градостроительства; Комитет по взаимодействию со СМИ; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по контролю в сфере рекламы и организации дорожного движения; Организации города Обнинска (далее - организации города). |
||||||||||||||||
4. Цель муниципальной программы |
Формирование и укрепление положительного имиджа МО "Город Обнинск" для увеличения объема туристического потока. |
||||||||||||||||
5. Задачи муниципальной программы |
1. Реализация мер по развитию приоритетных направлений туризма (научно-образовательный, промышленный, культурно-познавательный (включая социальный, детский и самодеятельный), спортивный, оздоровительный). 2. Содействие в продвижении имиджа МО "Город Обнинск" на мировом и внутреннем туристских рынках. |
||||||||||||||||
6. Подпрограммы муниципальной программы |
Отсутствуют. |
||||||||||||||||
7. Индикаторы (целевые показатели) муниципальной программы |
1. Количество сформированных туристических маршрутов по приоритетным направлениям туризма МО "Город Обнинск". 2. Количество проведенных мероприятий (встреч, конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов и пр.), в т.ч. международных по приоритетным направлениям туризма. 3. Количество людей, посетивших мероприятия, в т.ч. школьников, студентов и аспирантов по приоритетным направлениям туризма. 4. Численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения. 5. Общее число туристов нарастающим итогом. 6. Количество информационных публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях в рамках развития туризма. 7. Количество изготовленных имиджевых элементов (хэштег, логотип, визитки, знаки туристической навигации и т.д.). 8. Количество туристско-информационных центров и точек распространения (продвижения) туристической продукции (туристических маршрутов, сувенирной продукции, экскурсий и т.д.). 9. Количество изготовленных презентационных материалов, посвященных вопросам развития туристической деятельности в г. Обнинске. 10. Количество заключенных соглашений, в которых задействованы предприятия МО "Город Обнинск" с целью включения в туристические маршруты по приоритетным направлениям туризма. |
||||||||||||||||
8. Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2022 - 2027 годы, в один этап. |
||||||||||||||||
9. Объёмы финансирования муниципальной программы |
(тыс. рублей)
|
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
В Федеральном Законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" под определением туризма используется следующее понятие: "туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания".
Туризм - одна из важнейших сфер деятельности современной экономики. Туризм - эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активации социально-экономического развития. Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как образование, транспорт, связь, культура, сфера услуг, общественное питание и других. Удовлетворяя потребности въездного туризма, туристская индустрия является источником поступления средств в бюджет города. Отечественная туристская индустрия обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха.
В Концепции Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 872-р выделены следующие приоритетные виды туризма: культурно-познавательный туризм, активный туризм, оздоровительный туризм, круизный туризм, экологический туризм. А также в документе говорится о том, что целесообразно сформировать на территории стратегический географический каркас, основанный на перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектах и территориальной приоритетной структуре развития инфраструктуры туризма в зависимости от действующих центров притяжения туристов.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 05.05.2018 N 872-р (ред. от 11.07.2019) "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)" выбирая места для отдыха, граждане Российской Федерации в первую очередь руководствуются такими критериями, как общая стоимость поездки и климатические условия. В сегменте внутреннего туризма имеется устойчивая тенденция к развитию самодеятельного туризма, в том числе на личном автотранспорте. Это объясняется увеличением объема личного автопарка, расширением географии и динамики путешествий по стране, ростом туристского предложения в сегменте культурно-познавательного туризма, особенно в регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
В Распоряжении Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 23.11.2020) "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года" указано, что "выделение приоритетных видов туризма должно осуществляться для туристских территорий Российской Федерации индивидуально с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического развития. Для целей Стратегии необходимо определение отдельных видов туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма относятся детский, культурно-познавательный (включая социальный, детский и самодеятельный), горнолыжный, круизный, экологический и деловой".
В Постановлении Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 (ред. от 26.11.2020) "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года" субъектом определены следующие виды туризма, которые могут развиваться на территории Калужской области, а именно: санаторно-оздоровительный, пешеходный, велосипедный, автотуризм, этнографический, спортивный, экологический, водный, промышленный и другие.
В Постановлении Правительства Калужской области от 16.03.2017 N 115 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Город Обнинск" как наукограда Российской Федерации на 2017 - 2025 годы" говорится о том, что "Обнинск - город, привлекательный и для горожан, и для туризма: культурного, образовательного, научного, медицинского".
С учетом вышеизложенного на территории МО "Город Обнинск" можно выделить следующие виды развития туризма: научно-образовательный, промышленный, культурно-познавательный (включая социальный, детский и самодеятельный), спортивный, оздоровительный.
Научно-образовательный туризм.
Город Обнинск является крупным образовательным центром на территории Калужской области, также он зарекомендовал себя как признанный центр международного образования. Старейшим и авторитетнейшим образовательным учреждением на территории города является Обнинский институт атомной энергетики - филиал одного из ведущих высших учебных заведений (далее - ВУЗ) страны - Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (ИАТЭ НИЯУ МИФИ). Помимо подготовки специалистов высшего образования ИАТЭ НИЯУ МИФИ является центром подготовки и переподготовки специалистов для фармкластера Калужской области. В институте расположена "Чистая комната", Клеточный блок и Ресурсный центр ГК "Росатом", городская площадка технического творчества "Центр молодежного инновационного творчества", "Точка кипения Обнинск" - сеть пространств коллективной работы ("коворкингов").
В городе располагается АНО ДПО "Техническая академия Росатома" единый центр подготовки персонала атомной промышленности, ориентированный на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов атомной энергетики для России и других стран мира. Уникальными объектами Академии являются безэховая камера, испытательная лаборатория в Центре испытаний и сертификации, полигон физической защиты МАГАТЭ (макет объектов, тир), объект "Пещера" (виртуальная и дополненная реальность), студия Jalinga для производства онлайн-курсов.
Среднее профессиональное образование представлено отделением СПО Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ", ГАПОУ КО "Медицинский техникум", ГАПОУ КО "Обнинский колледж технологий и услуг".
На территории города Обнинска располагаются две школы, которые являются базовыми школами ФГБУ "Российская академия наук": МБОУ "Гимназия" г. Обнинска и МБОУ "Лицей "ФТШ", работает Малая академия наук "Интеллект будущего".
В рамках нацпроекта "Образование" был создан детский технопарк "Кванториум", который представляет собой новый формат дополнительного образования.
В рамках конкурса Министерства науки и высшего образования РФ был реализован проект по созданию и развитию на территории города Обнинска распределённого детского технологического парка с вовлеченностью в его работу всех учебных заведений, работающих на территории города, а также государственных научных центров, НИИ и технологических предприятий города. Это первый в России подобный формат распределенного детского технологического парка.
В конце 2021 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление N 1779 от 20.10.2021 г. о создании на территории города Обнинска инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) "Парк атомных и медицинских технологий". Направления работы ИНТЦ это ядерные исследования и разработки, ядерная медицина, информационно-коммуникационные, аддитивные и лазерные технологии, а также новые материалы.
Наличие в городе крупных государственных научных центров привлекает в город научных работников не только Российской Федерации, но и стран дальнего и ближнего зарубежья. Ежегодно в городе проходит свыше 50 мероприятий научно-технической, инновационной и образовательной направленности, в которых принимают участие около 5000 научных сотрудников. Город является площадкой для проведения форума "ФармЭволюция", "Международной школы радиобиологии им. А.С. Саенко", в окрестностях Обнинска проходит ежегодный молодежный инновационный форум "Форсаж", проводимый Госкорпорацией "Росатом" и Международной ассоциацией корпоративного образования (МАКО) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
Город Обнинск располагает уникальным научно-техническим потенциалом. Научно-производственный комплекс города составляют 39 предприятий, в состав которого входят научно-исследовательские институты (далее - НИИ) и высшие учебные заведения города, в том числе, ФГАОУ ИАТЭ НИЯУ МИФИ, МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиала ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, АО ГНЦ РФ "НИФХИ им. Л.Я. Карпова", ФГБУ ФИЦ ЕГС РАН, ФГБНУ ВНИИРАЭ, ФГБУ "НПО "Тайфун", АО "ГНЦ РФ - ФЭИ".
Предприятия и учреждения города располагают уникальными научными объектами и установками для проведения многопрофильных научных исследований, в числе которых можно отметить Большой физический стенд, аэрозольную камеру для изучения процессов в атмосфере, высотную метеорологическую мачту, уникальный комплекс протонной терапии "Прометеус" российского производства, безэховую камеру, глубинную шахту для регистрации землетрясений по всему земному шару и др.
Промышленный туризм.
Промышленный туризм - явление достаточно новое в экономическом развитии региона. Становление и развитие этого вида туристического продукта пришлось на последнее десятилетие, когда на предприятиях прошла модернизация и появились новые высокотехнологичные и инновационные производства. В 2020 году методологию по внедрению промышленного туризма в регионах одобрило Агентство Стратегических Инициатив. Это способствует повышению интереса к накопленному научно-технологическому потенциалу и популяризации науки и технологий, а также продвижению региона на федеральном и международном уровне.
Благодаря экскурсиям предприятия могут сформировать постоянный информационный поток от своего лица и продвигать себя, а также регулярно получать обратную связь от потребителей.
Перспективы развития промышленного туризма в Обнинске определяются наличием уникальных установок и новых производств, которые возникли в период становления промышленности города-наукограда.
Культурно-познавательный туризм (включая социальный, детский и самодеятельный).
К объектам туристического притяжения в городе относится более 25 памятников, мемориалов, исторических зданий и сооружений, музеев. На территории города расположены усадьба "Морозовская дача", усадьба Белкино, МБУ "Музей истории города Обнинска", музей спортивной славы Обнинска, музей "Судьба солдата", музей истории комсомола, отраслевой мемориальный комплекс "Первой в мире АЭС" на базе АО "ГНЦ РФ - ФЭИ", музей А. Ф. Цыба и музей Н.В. Тимофеева-Рессовского на базе МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиала ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, Белкинский парк, восемь православных храмов.
В рамках социального туризма в городе Обнинске организованы бесплатные пешеходные экскурсии по двум маршрутам. Первый маршрут "Старый город" - продолжительность экскурсии - 1,5 часа. Протяжённость - 3,5 км: пешеходная улица Лейпунского (мирный атом); Треугольная площадь (памятник первопроходцам); Политехникум (школа-колония Шацкого); Городской парк (памятник Испанскому детскому дому); проспект Ленина (ресторан Столбы; старая водонапорная башня, памятник Шацкому; Первая в мире АЭС).
Второй маршрут "Парк-усадьба Белкино", рассказывает об истории Борисоглебского храма, а также о жизни старинной усадьбы и её обитателей. Предполагается посещение храма и колокольни.
В городе действует программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи "Пушкинская карта". К ней подключены следующие учреждения культуры Городской дворец культуры, Дом культуры ФЭИ, Городской клуб ветеранов, Дом ученых, Музей истории города Обнинска, Кинотеатр "Мир". На средства из федерального бюджета мероприятия данных организаций могут посетить граждане России в возрасте от 14 до 22 лет.
Для самодеятельных туристов работает Обнинский туристско-информационный центр, который предоставляет информационную помощь, карты Обнинска и справочную печатную продукцию о туристических программах в Обнинске и регионе.
Спортивный туризм, как подвид активного туризма.
В Обнинске расположены пять спортивных школ олимпийского резерва, лыже-роллерная трасса, стадион "Труд".
В городе функционирует ГБУ КО "СШОР ОЛИМП" общей площадью 25000 кв. м, в состав которого входит олимпийский 50-метровый бассейн, 25-метровый бассейн, ледовая арена с трибунами на 1000 зрителей. Существует горнолыжный комплекс Obninsk Snowpark. Реализован скейт-парк на центральной площади города перед МП "Дом ученых". Город активно развивает такие направления, как волейбол и спортивная гимнастика: функционирует спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Ларисы Латыниной, спортивная школа олимпийского резерва по волейболу Александра Савина. В городе проводятся соревнования и чемпионаты по плаванию, волейболу, хоккею, фигурному катанию, различным видам единоборств, судомодельному виду спорта, футболу, зимний и летний мотокроссы, атомный марафон и др.
Оздоровительный туризм.
На территории города Обнинска расположен санаторий "Сигнал", 14 частных медицинских клиник, ведущее российское учреждение по лечению онкологических заболеваний МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, располагающее комплексом протонной терапии "Прометеус" российского производства, который включает синхротрон и системы формирования терапевтического пучка, укладки и фиксации пациента, рентгеновскую томографию для точного позиционирования пациента и 3D-планирования терапии. Ежегодный поток пациентов учреждения приближается к 50 000 человек.
Таким образом, город Обнинск несет в себе интересное сочетание сохранившихся исторических объектов, современных памятников, наукоемких производств. Сегодня это красивый, уютный, развивающийся город, известный своим стремительным развитием в сфере экономики, научными открытиями, творческими, спортивными и другими успехами.
Все это, а также современная инфраструктура гостеприимства делает наукоград одним из привлекательных и перспективных туристских направлений Центральной России.
1.1 Развитие туризма в городе Обнинске: текущая ситуация
История Обнинского туризма началась давно: в 1962 году существовал туристический клуб, а до этого работала секция. На базе клуба разрабатывались маршруты, организовывались походы выходного дня и в майские праздники, по пятницам работали консультанты. Популярно также было краеведение - изучение истории своей малой родины.
До сегодняшнего момента развитие туризма на территории МО "Город Обнинск" происходило бессистемно, точечно и стихийно. С 2022 года координировать и курировать работу будет ГАУ Калужской области "Агентство по развитию туризма": в начале 2022 года был создан туристско-информационный центр в городе Обнинске.
На данный момент главным центром туристической деятельности, очагом культурной жизни города, уникальной выставочной площадкой является Музей истории города Обнинска (далее - Музей), который в 1964 году был создан энтузиастами-краеведами города.
Музей выполняет основные работы по созданию культурных городских мероприятий, выставок, событий, занимается просветительской и издательской деятельностью. За период с сентября 2020 г. по июнь 2022 г. сайт музея посетило выше 55 тыс. уникальных пользователей согласно счетчику "Цифровая культура".
Ежегодно в городе Обнинске проводятся крупные, уже хорошо известные, и новые знаковые мероприятия, привлекающие внимание к городу Обнинску, такие как: театрализованная экскурсия "Рождество в усадьбе" на территории усадьбы "Морозовская дача", открытый фестиваль народного творчества "Рождественская звезда", международный православный сретенский кинофестиваль "Встреча", День Российской науки, ежегодный открытый международный фестиваль авторской песни и поэзии "Обнинская нота", ежегодная всероссийская акция "Ночь Музеев", День мирного использования ядерной энергии - день ввода в эксплуатацию первой в мире атомной электростанции в городе Обнинске Калужской области, пленэр-фэст на территории усадьбы "Морозовская дача", традиционный праздник народного искусства и ремёсел "Город мастеров", джазовый фестиваль "Dixieday", ежегодный открытый "Фестиваль-конкурс духовых оркестров".
Музей активно продвигает свои экскурсионные маршруты на конкурсах. Так в 2019 г. Музей принял участие в фестивале-конкурсе "Диво России", заняв второе место в Гран-при с проектом "Усадьба Турлики-Михайловское: прошлое и настоящее", а в 2021 занял III место во Всероссийском конкурсе видеороликов о туризме "Диво России" с роликом "Театрализованная экскурсия "Рождество в усадьбе Турлики".
За период с 2019 по 2021 года Музей посетило более 80,0 тыс. человек. На территории региона существует Туристско-рекреационный кластер Калужской области, призванный развивать туристскую привлекательность региона и заниматься продвижением бренда Калужской области. С Туристско-рекреационным кластером поддерживает контакт в части формирования и развития высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса АНО "Агентство городского развития Обнинска", которое выступает координатором и организатором туров в музей Первой в мире атомной электростанции. За 2020 - 2021 гг. музей смогли посетить 1361 человек.
Выгодное географическое расположение Обнинска вблизи мегаполиса Москвы, развитая транспортная инфраструктура, наличие крупных туристических объектов на севере Калужской области ("Этномир", город Боровск, "Парк птиц") привлекают в город поток туристов.
В городе Обнинске насчитывается 17 объектов размещения для временного проживания туристов согласно отчету N 1-МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования".
Объект размещения - любой объект, предназначенный для временного проживания туриста: отели, апартаменты, туристические комплексы, дома отдыха, кемпинги, мотели, пансионаты, санатории и т. д.
Часть из них соответствует следующей звездной системе классификации (от одной до пяти звезд):
четыре звезды имеют три объекта размещения - гостиницы высокого класса, предоставляющие расширенный набор стандартных услуг (ежедневная уборка номеров, санузел, телевизор, мини-бар или холодильник в каждом номере, прачечная, бассейн, тренажёрный зал, бизнес-центр, место для предоставляемого гостиницей завтрака, наличие различных типов номеров и другие), а также специальные услуги (spa-центры, наличие нескольких баров и ресторанов, конференц-залов). Цены на номера в таких гостиницах значительно выше средних;
три звезды имеют четыре объекта размещения - гостиницы среднего класса со стандартным набором услуг (ежедневная уборка номеров, санузел, телевизор, мини-бар или холодильник в каждом номере, прачечная, место для предоставляемого гостиницей завтрака, наличие различных типов номеров и другие). Наличие различных типов номеров (одноместные, двухкомнатные);
две звезды имеет санаторий "Сигнал" - малобюджетная гостиница, с минимумом услуг, но с обязательной ежедневной уборкой номеров. Один-два типа номеров.
Ёмкость номерного фонда города составляет 1630 номеров. Так же на территории города находятся более 98 объектов общественного питания для свободного посещения, располагающие 6125 посадочными местами.
Объем туристического потока (общее число туристов), посетивших г. Обнинск в 2020 - 2021 годах (по данным Калугастата) с прогнозом до 2027 года представлен в таблице 1.
Таблица 1
Информация о количестве туристов, посетивших г. Обнинск в 2020 - 2021 годах (по данным Калугастата) с прогнозом до 2027 года
Годы |
Общее число туристов нарастающим итогом, тыс. чел. |
Темпы роста к 2021, % |
Среднее кол-во туристов в месяц, тыс. чел. |
|
2020 |
59,74 |
- |
4,98 |
|
2021 |
98,4 |
- |
8,2 |
|
2022 (оценка) |
109,2 |
110,98 |
9,1 |
|
2023 (оценка) |
121,2 |
123,17 |
10,1 |
|
2024 (оценка) |
134,5 |
136,69 |
11,21 |
|
2025 (оценка) |
149,3 |
151,72 |
12,44 |
|
2026 (оценка) |
165,7 |
168,39 |
13,81 |
|
2027 (оценка) |
183,9 |
186,89 |
15,33 |
Средняя наполняемость гостиниц города в 2020 году составила 52,3%.
В 2020 году по линии спортивных соревнований приехало 6600 иногородних спортсменов; в 2021 году - 7500. В научных конференциях институтов города в 2020 году приняли участие около 5000 участников.
Анализ открытых источников информации (материалы Всемирного экономического форума, аналитический проект Tinkoff Data) показывают, что средние расходы туриста в России составляют за 3 - 5 дней (без учёта расходов на билеты или дорогу), что эквивалентно сумме в 30,0 тыс. рублей.
Исходя из этих данных оцениваем расходы на одного туриста при пребывании в г. Обнинске равными 7,5 тыс. рублей в день. Опираясь на данные Калугастат и прогноза рассчитываем вклад от реализации Программы в экономику города:
Прирост туристов за период реализации программы с 2022 по 2027 |
|
Дневные расходы туриста |
|
|
85,5 тыс. чел |
х |
7,5 тыс. руб |
= |
641,25 млн руб |
1.2 Существующие проблемы в сфере развития туризма
Несмотря на привлекательность города, изложенную в вышеописанных направлениях развития туризма, туристская сфера находится в стадии формирования, а туристские ресурсы используются частично. Анализ состояния туристской отрасли выявил несколько проблем:
- недостаточно развитая инфраструктура туристической отрасли, в т.ч. отсутствие единого городского центра по вопросам развития туризма;
- отсутствие механизмов взаимодействия местной администрации с субъектами туризма Калужской области;
- недостаток информации о туристских ресурсах и турпродуктах (в городе отсутствуют места продвижения туристического продукта, отсутствует печатная информация, направленная на поток приезжающих в Обнинск в районах массовой проходимости (вокзалы, крупные торговые центры, гостиницы, санаторий, объекты туристической привлекательности Калужской области и др.);
- недостаточный уровень продвижения туристского потенциала города Обнинска (в части создания имиджа города);
- недостаточный уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий (необходимо использовать современные цифровые технологии, установку информационных стендов с учётом возрастных категорий населения, проводить разработку мобильных приложений и др.).
1.3 Характеристика мероприятий программы
1.3.1 Мероприятие 1 "Развитие приоритетных направлений туризма" Программы направлено на:
- включение знаковых объектов приоритетных направлений туризма, расположенных на территории города, в туристические маршруты по Калужской области с целью популяризации г. Обнинска как привлекательного места для посещения туристами.
- разработку туристических маршрутов, основанных на приоритетных видах туризма и с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического развития наукограда, историей его становления, памятными местами, уникальными технологическими предприятиями, и т.п.;
- организацию и проведение на территории города мероприятий, способствующих привлечению в город туристов, участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне, повышение культуры гостеприимства в городе.
1.3.2 Мероприятие 2 "Повышение доступности и популяризация туристских объектов и достопримечательностей МО "Город Обнинск" Программы направлено на:
- продвижение имиджа города в социальных сетях, публикациях в местных, региональных и федеральных СМИ, подготовку фильмов и рекламных роликов о городе и их продвижение в местах туристической привлекательности;
- создание и продвижение уникальных элементов фирменного стиля МО "Город Обнинск" для повышения узнаваемости бренда города в туристической сфере;
- создание точек распространения презентационно-имиджевой продукции МО "Город Обнинск";
- распространение презентационных материалов, посвященных МО "Город Обнинск" через точки распространения туристической продукции, туристско-информационные центры, гостиницы, рестораны и другие открытые площадки.
2. Цели и задачи Программы
2.1 Целью разработки и реализации муниципальной программы является формирование и укрепление положительного имиджа МО "Город Обнинск" для увеличения объема туристического потока.
2.2 Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Реализация мер по развитию приоритетных направлений туризма. Приоритетными направлениями туризма на территории МО "Город Обнинск" являются: научно-образовательный, промышленный, культурно-познавательный (включая социальный, детский и самодеятельный), спортивный, оздоровительный. Для выполнения этой задачи реализуются Мероприятие 1. "Развитие приоритетных направлений туризма".
- Содействие в продвижении имиджа МО "Город Обнинск" на мировом и внутреннем туристских рынках. Для выполнения этой задачи реализуется Мероприятие 2. "Повышение доступности и популяризация туристских объектов и достопримечательностей МО "Город Обнинск".
Мероприятия и индикаторы (целевые показатели), характеризующие ход реализации муниципальной программы и достижение цели, соответствуют правам органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма, установленным Федеральным Законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" и направлены на развитие каждого из приоритетных направлений туризма, а именно научно-образовательного, промышленного, культурно-познавательного (включая социальный, детский и самодеятельный), спортивного, оздоровительного.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация программы "Развитие туризма в муниципальном образовании "Город Обнинск" будет осуществляться с 2022 по 2027 годы, в один этап.
4. Механизм реализации Программы
4.1 Система управления Программой направлена на достижение поставленных Программой целей и задач.
4.2 Ответственным исполнителем Программы является Управление экономики и инновационного развития Администрации города Обнинска (далее - Ответственный исполнитель Программы).
Соисполнителем Программы является Управление культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска (далее - Соисполнитель Программы).
Участниками Программы являются Управление потребительского рынка, транспорта и связи, Управление архитектуры и градостроительства, Комитет по взаимодействию со СМИ, Комитет по физической культуре и спорту, Комитет по контролю в сфере рекламы и организации дорожного движения Администрации города Обнинска, организации города Обнинска.
4.3 Ответственный исполнитель Программы:
4.3.1 Обеспечивает разработку Программы, внесение изменений в Программу с подготовкой соответствующих проектов постановлений Администрации города Обнинска;
4.3.2 Координирует деятельность Соисполнителя и Участников Программы;
4.3.3 Несет ответственность за достижение целевых индикаторов Программы, а также конечных результатов ее реализации;
4.3.4. Запрашивает у Соисполнителя и Участников Программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации Программы и подготовки годового отчета.
4.3.5 Проводит оценку эффективности реализации Программы.
4.3.6 Ежегодно утверждает план реализации Мероприятий 1-2 Программы (далее - План мероприятий), разработанный Соисполнителем и Участникам Программы для достижения плановых показателей.
В Плане мероприятий будут отражены график и объем работ по Мероприятиям 1-2 Программы для достижения плановых показателей. А также будет прописано:
сроки, количество и требования к туристическим маршрутам по различными видам туризма, включая научно-образовательный, промышленный, культурно-познавательный (включая социальный, детский и самодеятельный), спортивный, оздоровительный, формируемые на территории МО "Город Обнинск" за отчетный период;
сроки, количество и требования к рекламным роликам/презентационным фильмам, публикациям, статьям, заметкам, объявлениям и прочим информационным размещениям в СМИ и социальных сетях, посвящённых туризму в МО "Город Обнинск" которые планируется выпустить и опубликовать за отчетный период;
сроки, количество и требования к презентационной и имиджевой продукции (печатная, сувенирная и прочая), которую предполагается выпустить за отчетный период на территории МО "Город Обнинск";
сроки, количество и требования к уникальным имиджевым элементам, которые предполагается создать для идентификации территории МО "Город Обнинск" за отчетный период;
сроки и количество туристско-информационных центров и точек распространения (продвижения) туристической продукции (туристических маршрутов, сувенирной продукции, экскурсий и т.д.), которые предполагается создать на территории МО "Город Обнинск" за отчетный период;
сроки, количество и требования к выставкам, пресс-турам, конференциям и иным мероприятиям туристской направленности по продвижению туристского потенциала МО "Город Обнинск" и по каким приоритетным направлениям туризма планируется их провести на территории МО "Город Обнинск" за отчетный период.
4.3.7 Осуществляет подготовку годового отчета и представляет его в Управление экономики и инновационного развития и Управление финансов Администрации города Обнинска.
4.3.8 Представляет сведения об основных результатах реализации Программы главе Администрации города.
4.3.9 Размещает текст Программы на Информационном портале Администрации города Обнинска.
4.3.10 Уточняет объемы средств, необходимых для реализации мероприятий Программы в очередном финансовом году и плановом периоде, и представляет в Управление финансов Администрации города Обнинска необходимые документы (объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из бюджета МО "Город Обнинск", ежегодно уточняются после принятия решения Обнинского городского Собрания города Обнинска о бюджете МО "Город Обнинска" на очередной финансовый год и плановый период).
4.3.11 Определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом фактически выделенных лимитов финансирования Программы из средств местного бюджета на соответствующий финансовый год.
4.3.12 Осуществляет подготовку и (или) внесение изменений в правовые акты Администрации города Обнинска, обеспечивающие выполнение Программы в соответствии с действующим законодательством.
4.3.13 Отвечает за сбор информации по целевым индикаторам Мероприятий 1-2 в сфере своей компетенции для подготовки отчётности по Программе.
4.3.14 Взаимодействует с туристско-информационным центром - филиалом областного Государственного автономного учреждения (далее - ГАУ) Калужской области по туризму "Туристско-информационный центр "Калужский край", расположенным на территории МО "Город Обнинск", ГАУ Калужской области "Агентство по развитию туризма" - подведомственное учреждение Министерства экономического развития и промышленности Калужской области.
4.4 Для финансирования Программы кроме средств бюджета МО "Город Обнинск" могут использоваться средства бюджетов других уровней, а также иных источников, не противоречащих действующему законодательству.
4.5 Ход исполнения мероприятий Программы и результаты контроля обобщаются, анализируются и обсуждаются на совещаниях с руководителями структурных подразделений Администрации города Обнинска, иными уполномоченными лицами и органами.
4.6 Соисполнитель Программы:
4.6.1 Обеспечивает разработку Плана мероприятий на основании предложений Участников Программы для достижения плановых целевых индикаторов.
4.6.2 Представляет Ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации Программы и подготовки годового отчета.
4.6.3 Несет ответственность за достижение целевых показателей мероприятий Программы в части реализации мероприятий, в которых предполагается его участие.
4.6.4 Направляет по запросу Ответственного исполнителя Программы отчет о ходе исполнения мероприятий Программы в адрес Ответственного исполнителя, с необходимыми документами.
4.6.5 Участвует в реализации:
Мероприятия 1 "Развитие приоритетных направлений туризма",
Мероприятия 2 "Повышение доступности и популяризация туристских объектов и достопримечательностей МО "Город Обнинск".
в части содействия в организации и проведении мероприятий в рамках приоритетных направлений, распространения информационно-имиджевой продукции через объекты культуры, публикации материалов, посвященных туризму на подведомственных порталах.
4.6.6 Отвечает за сбор информации по целевым индикаторам Мероприятия 1 в сфере своей компетенции для подготовки отчётности по Программе.
4.7 Участники Программы подразделения Администрации города Обнинска:
4.7.1 Осуществляют реализацию мероприятий Программы в рамках своей компетенции.
4.7.2 Представляют Соисполнителю Программы предложения по разработке Плана мероприятий в части Мероприятий, в реализации которых предполагается их участие.
4.7.3 Представляют по запросу Ответственного исполнителя и Соисполнителя Программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации Программы и подготовки годового отчета.
4.7.4 По запросу Ответственного исполнителя Программы и/или Соисполнителя Программы направляют отчет о ходе исполнения мероприятий Программы в адрес Ответственного исполнителя и/или Соисполнителя Программы, с необходимыми документами.
4.8 Участники Программы организации города привлекаются на основании проведения отбора (конкурса или запроса предложений) Ответственным исполнителем для организации выполнения Плана мероприятий, разработанного Соисполнителем Программы и утвержденного Ответственным исполнителем.
Механизм взаимодействия Ответственного исполнителя Программы с организациями города реализуется через заключение соответствующих договоров (соглашений), условия которых определяются "Положением о порядке предоставления субсидий в рамках реализации мероприятий Программы"; средства субсидии направляются на финансовое обеспечение Плана мероприятий.
4.8.1 Организациями города, претендующими на получение финансирования из средств Программы являются некоммерческие организации, зарегистрированные и действующие на территории города Обнинска, социально-ориентированные в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности и осуществляющие вид деятельности (вид экономической деятельности, указываемый в Едином государственном реестре юридических лиц) туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.
4.9 Участниками Программы в рамках своих компетенций осуществляется реализация мероприятий Программы, а именно:
4.9.1 Комитет по взаимодействию со средствами массовой информации Администрации города Обнинска:
обеспечивает информационную поддержку, а именно публикует необходимую информацию для выполнения Плана мероприятий на Информационном портале Администрации города Обнинска http://www.admobninsk.ru/ и официальных социальных сетях в сети интернет;
осуществляет сбор информации по целевому показателю "Количество информационных публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях в рамках развития туризма" Мероприятия 2 "Повышение доступности и популяризация туристских объектов и достопримечательностей МО "Город Обнинск" для подготовки отчетности о ходе реализации Программы.
4.9.2 Управление потребительского рынка, транспорта и связи Администрации города Обнинска:
участвует в реализации Мероприятий 1-2, в части привлечения пунктов общественного питания для бесплатного распространения туристической продукции (буклетов, путеводителей, карты маршрутов и т.д.), участия в городских мероприятиях, запланированных в рамках плана реализации Мероприятий 1-2 Программы с целью повышения культуры гостеприимства в городе;
осуществляет сбор информации по целевому показателю "Количество туристско-информационных центров и точек распространения (продвижения) туристической продукции (туристических маршрутов, сувенирной продукции, экскурсий и т.д.)" Мероприятия 2 "Повышение доступности и популяризация туристских объектов и достопримечательностей МО "Город Обнинск" для подготовки отчетности о ходе реализации Программы.
4.9.3 Комитет по физической культуре и спорту Администрации города Обнинска:
участвует в реализации Мероприятия 1 "Развитие приоритетных направлений туризма", в части формирования туристических маршрутов, в которых задействованы спортивные объекты МО "Город Обнинск", проведения мероприятий в рамках развития спортивного туризма, привлечения организаторов спортивных соревнований различного уровня для участия в мероприятиях Плана мероприятий;
отвечает за сбор информации по целевым индикаторам Мероприятия 1 "Развитие приоритетных направлений туризма" в пределах своей компетенции для подготовки отчётности по Программе.
4.9.4 Управление архитектуры и градостроительства совместно с Комитетом по контролю в сфере рекламы и организации дорожного движения Администрации города Обнинска:
участвует в реализации Мероприятий 1-2 в части согласования включения важных туристических объектов МО "Город Обнинск" в туристические маршруты, а также согласование вида и размещения презентационно-имиджевых материалов, посвященных вопросам развития туристической деятельности в городе.
5. Перечень, финансовое обеспечение и характеристика мероприятий Программы
N |
Наименование мероприятия, индикатора (целевого показателя) |
Весовой коэффициент мероприятия, индикатора |
Срок реализации |
Ед. измерения |
Источник финансирования |
Годы реализации |
Итоговое значение показателя |
|||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
|||||||
1 |
Мероприятие 1: Развитие приоритетных направлений туризма. |
|
2022 - 2027 |
тыс. руб. |
Местный бюджет |
1000 |
1700 |
1800 |
2900 |
3300 |
3725 |
14425 |
|
Индикатор 1.1: Количество сформированных туристических маршрутов по приоритетным направлениям туризма МО "Город Обнинск" |
0,15 |
шт. |
|
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
30 |
|
|
Индикатор 1.2: количество проведенных мероприятий (встреч, конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов и пр.), в т.ч. международных по приоритетным направлениям туризма. |
0,15 |
шт. |
38 |
45 |
45 |
49 |
50 |
54 |
281 |
||
|
Индикатор 1.3: количество людей, посетивших мероприятия, в т.ч. школьников, студентов и аспирантов по приоритетным направлениям туризма. |
0,20 |
человек |
2300 |
2350 |
2725 |
2975 |
3150 |
3400 |
16900 |
||
|
Индикатор 1.4: Численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения. |
0,25 |
|
тыс. чел |
63,3 |
75,5 |
87,7 |
95,1 |
110,0 |
115,0 |
546,6 |
|
|
Индикатор 1.5: Общее число туристов нарастающим итогом. |
0,25 |
|
тыс. чел |
109,2 |
121,2 |
134,5 |
149,3 |
165,7 |
183,9 |
1013,3 |
|
2 |
Мероприятие 2: Повышение доступности и популяризация туристских объектов и достопримечательностей МО "Город Обнинск". |
|
2022 - 2027 |
тыс. руб. |
Местный бюджет |
800 |
1000 |
900 |
1200 |
1400 |
1600 |
6900 |
|
Индикатор 2.1: Количество информационных публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях в рамках развития туризма. |
0,20 |
шт. |
|
37 |
40 |
42 |
45 |
47 |
51 |
262 |
|
|
Индикатор 2.2: Количество изготовленных имиджевых элементов (хэштег, логотип, визитки, знаки туристической навигации и т.д.). |
0,20 |
ед. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
||
|
Индикатор 2.3: Количество туристско-информационных центров и точек распространения (продвижения) туристической продукции (туристических маршрутов, сувенирной продукции, экскурсий и т.д.). |
0,20 |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
||
|
Индикатор 2.4: Количество изготовленных презентационных материалов, посвященных вопросам развития туристической деятельности в г. Обнинске. |
0,20 |
шт. |
500 |
625 |
600 |
700 |
900 |
1000 |
4325 |
||
|
Индикатор 2.5: Количество заключенных соглашений, в которых задействованы предприятия МО "Город Обнинск" с целью включения в туристические маршруты по приоритетным направлениям туризма. |
0,20 |
шт. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
||
Всего по программе: |
2022 - 2027 |
тыс. руб. |
Местный бюджет |
1800 |
2700 |
2700 |
4100 |
4700 |
5325 |
21325 |
6. Основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы, индикаторы достижения целей и решения задач
6.1 В количественном выражении к концу реализации Программы (2027 г.) планируются:
6.1.1 Создание порядка 30 уникальных маршрутов по приоритетным направлениям туризма МО "Город Обнинск".
6.1.2 Проведение порядка 281 мероприятия по приоритетным направлениям туризма МО "Город Обнинск".
6.1.3 Привлечение порядка 16900 человек к посещению мероприятий по приоритетным направлениям туризма.
6.1.4 Привлечение порядка 546,6 тыс. человек для размещения в коллективных средствах размещения.
6.1.5 Увеличение общего числа туристов нарастающим итогом в МО "Город Обнинск" на 86,89% (оценка) по сравнению с 2021 годом, предшествующем году начала реализации Программы.
6.1.6 Размещение порядка 262 информационных публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях в рамках развития туризма.
6.1.7 Изготовление порядка 18 имиджевых элементов (хэштег, логотип, визитки, знаки туристической навигации и т.д.).
6.1.8 Создание порядка 6 туристско-информационных центров и точек распространения (продвижения) туристической продукции (туристических маршрутов, сувенирной продукции, экскурсий и т.д.).
6.1.9 Изготовление порядка 4325 штук презентационных материалов, посвященных вопросам развития туристической деятельности в г. Обнинске.
6.1.10 Заключение порядка 12 соглашений, в которых задействованы предприятия МО "Город Обнинск" с целью включения в туристические маршруты по приоритетным направлениям туризма.
6.2 В качественном выражении к концу реализации Программы планируются:
6.2.1 Создание имиджа муниципального образования "Город Обнинска" как объекта, благоприятного для туризма.
6.2.2 Популяризация туристских объектов и достопримечательностей муниципального образования "Город Обнинска".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Обнинска Калужской области от 10 июня 2022 г. N 1206-п "Об утверждении муниципальной программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.