Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена
постановлением администрации
города Белгорода
от 14.06.2022 г. N 114
Программа
повышения эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2024 года
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2024 года (далее - Программа) разработана в соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, постановлением Правительства Белгородской области от 27 декабря 2021 года N 659-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2025 года" и определяет основные направления деятельности администрации города Белгорода в сфере управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород".
I. Цель, задачи и условия реализации Программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения городского округа "Город Белгород", устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа "Город Белгород".
Несмотря на поступательное развитие методического обеспечения и правового регулирования бюджетных правоотношений, процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" еще не завершен.
Сформулированные в решении Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413 "Стратегия социально-экономического развития города Белгорода на период до 2025 года" стратегические цели и задачи социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления муниципальными финансами на качественно новый уровень.
Наряду с положительными результатами реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2021 года сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
- недостаточная ответственность главных распорядителей бюджетных средств при осуществлении своих расходных бюджетных полномочий;
- формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- недостаточная открытость бюджета, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора муниципального управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития городского округа "Город Белгород".
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих основных задач:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Белгород";
- модернизация бюджетного процесса в условиях программно-целевых методов управления;
- совершенствование муниципального финансового контроля с целью его ориентации на эффективное использование бюджетных расходов;
- реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов;
- повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород".
Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных целей и задач, достижения результатов конкретных мероприятий муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
II. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Белгород"
2.1. Управление доходами бюджета городского округа "Город Белгород"
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета городского округа "Город Белгород" является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов городского округа "Город Белгород".
Основное внимание уделяется:
- развитию налогового потенциала;
- повышению достоверности планирования доходов бюджета городского округа "Город Белгород";
- оценке эффективности применения налоговых льгот и иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач;
- повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса.
В рамках Программы будет продолжена реализация мер, позволяющих обеспечивать оздоровление муниципальных финансов городского округа "Город Белгород", в том числе за счет:
- обеспечения проведения оценки эффективности предоставленных налоговых льгот и отмены неэффективных налоговых льгот;
- проведение мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемые в аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена;
- актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков;
- вовлечение в налоговый оборот земельных участков, проведение муниципального земельного контроля;
- проведение мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество (движимое и недвижимое) городского округа "Город Белгород";
- усиления межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления города Белгорода с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Белгородской области по выполнению мероприятий, направленных на изыскание дополнительных налоговых и неналоговых доходов за счет обеспечения полноты уплаты платежей, повышения заработной платы не ниже установленного уровня, противодействия нелегальным трудовым отношениям, легализации предпринимательской деятельности, обеспечения постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков, сокращения задолженности в бюджет и других направлений.
2.2. Управление муниципальным долгом городского округа "Город Белгород"
Стратегической целью управления муниципальным долгом городского округа "Город Белгород" является обеспечение сбалансированности бюджета городского округа "Город Белгород" при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В связи с этим размер муниципального долга городского округа "Город Белгород" требует постоянного мониторинга.
Необходимо проводить следующие мероприятия, направленные на совершенствование долговой политики городского округа "Город Белгород":
- закрепить требование разработки основных направлений долговой политики городского округа "Город Белгород" к проекту бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и плановый период;
- управлять текущей ликвидностью бюджета городского округа "Город Белгород", в том числе с использованием механизмов привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
- использовать остатки средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Белгорода на лицевых счетах учреждений, открытых на казначейском счете N 03234643147010002600 "Средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений" в УФК по Белгородской области, как источники покрытия временных кассовых расходов, рационально учитывая в зависимости от наличия фактической возможности размещения и от рыночной конъюнктуры на финансовом рынке преимущества данного долгового инструмента перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по размерам выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами;
- предусматривать при планировании новых муниципальных заимствований ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 18 процентов от объема налоговых и неналоговых доходов в целях обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам;
- осуществлять проведение мониторинга муниципального долга городского округа "Город Белгород" с целью соблюдения нормативов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по предельному размеру муниципального долга и расходов на его обслуживание.
III. Реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности главных распорядителей средств бюджета городского округа "Город Белгород" за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления города Белгорода.
Ежегодно на стадии разработки (формирования) бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и плановый период проводить комплекс мер, направленный на минимизацию расходов, с учетом их приоритетности и значимости.
Кроме того, проводить мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих.
3.1. Система анализа эффективности бюджетных расходов
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
- приоритизации финансовых ресурсов;
- повышения объективности и качества бюджетного планирования;
- повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости и обеспеченности стабильными доходными источниками;
- участия, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Белгород", в реализации государственных программ Белгородской области, государственных программ и национальных проектов Российской Федерации и мероприятий, софинансируемых из вышестоящих бюджетов;
- повышения качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета городского округа "Город Белгород", в том числе за счет стимулирования их деятельности к достижению наилучших результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Белгород", в процессе формирования проекта бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и плановый период, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ городского округа "Город Белгород" исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований бюджета городского округа "Город Белгород" согласно утвержденной методике планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа "Город Белгород".
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
В 2020 году в целях становления современной модели исполнительной власти, совершенствования деятельности органов местного самоуправления проведены мероприятия по централизации органов бухгалтерского учета администрации города Белгорода и муниципальных учреждений.
Данные меры позволят осуществлять гибкое управление, получать максимально эффективную отдачу от деятельности созданных структур.
3.2. Развитие системы муниципальных закупок и повышение функциональной эффективности расходов в этой сфере
На основании требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в городском округе "Город Белгород" определены уполномоченные органы:
- управление муниципального заказа администрации города Белгорода - на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений городского округа "Город Белгород";
- комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода - на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля.
В целях повышения эффективности осуществления закупок на территории городского округа "Город Белгород" сформирована система нормативного правового регулирования закупок.
С 2015 года при осуществлении закупок товаров, работ, услуг используется региональная информационная система в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Белгородской области, позволяющая автоматизировать процессы планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, осуществления закупок, исполнения контрактов, мониторинга в сфере закупок, а также обеспечения контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В городском округе "Город Белгород" сформирована централизованная модель закупок. Конкурентными способами в 2021 году было проведено 978 закупок на общую сумму 6362,7 млн. рублей. Доля конкурентных закупок, проведенных уполномоченным органом (управлением муниципального заказа администрации города Белгорода), по итогам 2021 года составила 82 процента от стоимости закупок всеми способами, включая единственного поставщика (подрядчика исполнителя).
Уполномоченным органом проводятся совместные закупки для экономии бюджетных средств городского округа "Город Белгород". В 2021 году доля состоявшихся совместных закупок из общего числа проведенных уполномоченным органом составила 5 процентов или 23 совместных электронных аукциона на сумму 289,7 млн. рублей и 3 совместных конкурса с ограниченным участием на сумму 29,5 млн. рублей. Количество участников составило 45 поставщиков (подрядчиков исполнителей), из них 31 участник являлся субъектом малого предпринимательства (или социально ориентированной некоммерческой организацией). Условная экономия по итогам проведенных процедур составила 17 млн. рублей.
Централизация закупок способствует повышению качества осуществления закупок, снижению риска осуществления закупок заказчиками, не имеющими должного уровня профессиональной подготовки, созданию условий для единообразной правоприменительной практики в рамках субъекта, что способствует более активному участию в осуществлении закупок хозяйствующих субъектов.
3.3. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
Неотъемлемой частью проведения рациональной политики в сфере управления муниципальными финансами является повышение качества оказания муниципальных услуг, которое достигается путем использования инструмента муниципального задания, обеспечения взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий. Муниципальные задания составляются в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ.
Финансовое обеспечение муниципальных заданий формируется на основании нормативных затрат в расчете на единицу услуги (работы). То есть осуществляется финансирование, ориентированное на результат. Применение такого механизма позволяет повысить прозрачность обоснования бюджетных ассигнований муниципальных нужд, снизить вероятность необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг.
Для повышения эффективности бюджетной сети и как следствие, повышение качества оказываемых муниципальных услуг, проводится работа по:
- укрупнению бюджетной сети муниципальных учреждений социальной сферы;
- передаче несвойственных функций на исполнение сторонним организациям;
- сокращению объемов потребления коммунальных услуг и реализации мероприятий по энергосбережению;
- инвентаризации действующих тарифов и платных услуг муниципальных учреждений и предприятий с целью их актуализации, расширения спектра услуг и направления полученных доходов, в том числе на укрепление материально-технической базы.
В рамках реализации настоящей Программы необходимо продолжить работу по разработке комплекса мероприятий, направленных на увеличение количества муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме на портале государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами местного самоуправления города Белгорода, повышение их доступности для заявителей.
3.4. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
В условиях острого дефицита финансовых ресурсов необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и инвентаризацию готовой проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности. Результатом работы должен стать перечень приоритетных проектов строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности на долгосрочный период с учетом перспектив развития городского округа "Город Белгород".
Принятие новых инвестиционных обязательств должно осуществляться в соответствии со стратегическими приоритетами развития городского округа "Город Белгород". Принятие решения о создании новых социальных объектов должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития городского округа "Город Белгород", а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения.
В настоящее время существенное внимание необходимо уделять привлечению в городской округ "Город Белгород" средств федерального и областного бюджетов на поддержку отраслей экономики. Учитывая то, что ресурсы предоставляются на условиях софинансирования, при принятии решений органами местного самоуправления города Белгорода они должны быть детально просчитаны, а запрашивае
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.