Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Главного контрольного
управления города Москвы
от 19 мая 2022 г. N 27
Порядок
осуществления Главным контрольным управлением города Москвы ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), постановлением Правительства Москвы от 5 июля 2013 г. N 441-ПП "Об утверждении перечня дополнительных требований к положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов, государственных автономных и бюджетных учреждений города Москвы" и устанавливает порядок осуществления Главным контрольным управлением города Москвы (далее - Главконтроль), ведомственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - ведомственный контроль).
1.2. Ведомственный контроль осуществляется в отношении заказчиков, осуществляющих закупку товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона о закупках, включающих:
- государственные унитарные предприятия (казенные предприятия) города Москвы и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает пятьдесят процентов, государственные автономные и бюджетные учреждения города Москвы;
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает пятьдесят процентов, государственным автономным и бюджетным учреждениям города Москвы;
- Московский фонд реновации жилой застройки (далее - заказчики, субъекты контроля).
1.3. Предметом ведомственного контроля является соблюдение заказчиками, закупочными комиссиями заказчиков, уполномоченными должностными лицами заказчиков законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов города Москвы, типового положения о закупке, утвержденного приказом Главконтроля, положений о закупках заказчиков и иных правовых актов (далее - законодательство о закупках), а также оценка целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности осуществления закупок, в том числе планирования закупок и исполнения договоров (далее - закупочная деятельность).
1.4. Ведомственный контроль осуществляется Главконтролем посредством проведения контрольных мероприятий в форме плановых и внеплановых проверок, рассмотрения обращений с жалобами участников закупок на действия (бездействие) заказчиков, закупочных комиссий, уполномоченных должностных лиц при осуществлении закупочной деятельности.
1.5. Субъекты контроля обязаны представлять в Главконтроль по его требованию документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.
1.6. По результатам проведения контрольных мероприятий, рассмотрения обращений с жалобами на действия (бездействие) заказчиков, закупочных комиссий, уполномоченных должностных лиц при осуществлении закупочной деятельности на действия (бездействие) субъектов контроля Главконтроль вправе выдавать обязательное для исполнения требование об устранении выявленных нарушений, замечаний, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
1.7. В случае если антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалоб в порядке, установленном частью 10 статьи 3 Закона о закупках, на действия (бездействие) заказчиков, закупочных комиссий при осуществлении закупочной деятельности принято связанное с одной и той же закупкой решение в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, которое противоречит решению Главконтроля, выполняется решение, принятое антимонопольным органом.
2. Порядок рассмотрения Главконтролем обращений с жалобами участников закупок на действия (бездействие) субъектов контроля
2.1. Участник закупки имеет право обратиться в Главконтроль с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля, если такие действия (бездействие) нарушают законодательство о закупках, а также в случае, если такие действия приводят либо могут привести к ущемлению или нарушению прав и законных интересов участника закупки. Порядок рассмотрения обращений с жалобами участников закупок устанавливается правовым актом Главконтроля.
2.2. Обращение с жалобой в отношении размещения информации об осуществлении закупки, положений документации о закупке, порядка проведения закупки может быть подано любым потенциальным участником закупки до окончания срока подачи заявок, предложений для участия в закупке. После окончания срока подачи заявок, предложений для участия в закупке обращение с жалобой может быть направлено только лицом, подавшим соответствующую заявку, предложение для участия в закупке.
2.3. В случае принятия Главконтролем обращения с жалобой к рассмотрению по существу субъект контроля приостанавливает проведение процедуры закупки до рассмотрения по существу принятого обращения. Субъект контроля не вправе продолжать процедуру закупки и заключать договор по результатам закупки до принятия Главконтролем решения по обращению. При этом срок, установленный для заключения договора, подлежит продлению на срок рассмотрения обращения.
2.4. Субъекты контроля, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе направить в Главконтроль пояснения, возражения на обращение с жалобой или дополнение к нему и участвовать в рассмотрении обращения лично или через своих представителей.
2.5. Субъекты контроля, действия (бездействие) которых обжалуются, представляют на рассмотрение обращения с жалобой документацию о закупке, внесенные в нее изменения, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки.
2.6. Решение, принятое Главконтролем по результатам рассмотрения обращения с жалобой, а также выданное требование являются обязательными для исполнения субъектом контроля.
3. Общие требования к организации и проведению Главконтролем контрольных мероприятий
3.1. Проведение контрольных мероприятий осуществляется Главконтролем путем проведения плановых и внеплановых проверок.
3.2. Плановые и внеплановые проверки проводятся Главконтролем в форме выездных и камеральных проверок.
3.3. Выездная проверка проводится по месту нахождения заказчика. В ходе выездных проверок проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности заказчика. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам о планировании и осуществлении закупок, финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, касающимся исполнения договоров и использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг, иным документам заказчика, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц заказчика.
3.4. Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения Главконтроля на основании представленных по его запросу документов и информации, касающихся предмета контроля.
3.5. Решение о форме проведения проверки принимает начальник Главконтроля.
3.6. Проведение плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков осуществляется инспекцией, включающей в себя уполномоченных должностных лиц Главконтроля, а также иных должностных лиц, обладающих специальными знаниями, необходимыми при проведении данной проверки (далее - Инспекция).
3.7. В состав Инспекции должно входить не менее двух человек. Инспекцию возглавляет руководитель Инспекции.
3.8. Главконтроль вправе привлекать иные организации, независимых консультантов и экспертов для осуществления контрольных мероприятий. При использовании результатов работы привлеченных специалистов ответственность за формирование выводов по результатам проверок несут члены Инспекции, подписавшие акт проверки.
3.9. Решением начальника Главконтроля определяется структурное подразделение или должностные лица, уполномоченные на осуществление ведомственного контроля.
3.10. Численность и персональный состав уполномоченных на осуществление ведомственного контроля, а также изменения численности и персонального состава уполномоченных на осуществление ведомственного контроля, решения о проведении проверок, установлении и изменении сроков осуществления проверок, утверждаются приказом Главконтроля.
3.11. Деятельность Инспекции основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
3.12. При проведении плановых и внеплановых проверок члены Инспекции имеют право:
3.12.1. Запрашивать в письменной форме документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения проверки.
3.12.2. Беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и приказа Главконтроля о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимает заказчик.
3.13. При проведении плановых и внеплановых проверок члены Инспекции обязаны:
3.13.1. Своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
3.13.2. Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.
3.13.3. Проводить проверки на основании и в соответствии с приказом Главконтроля о проведении проверки.
3.13.4. Знакомить представителя заказчика с приказом Главконтроля о проведении проверки, об изменении состава Инспекции, а также с результатами проверки.
3.14. Члены Инспекции при проведении проверки несут ответственность за качество проводимых проверок, достоверность информации и объективность выводов, содержащихся в актах, их соответствие законодательству и иным правовым актам.
3.15. Представитель заказчика при проведении выездных плановых и внеплановых проверок имеет право:
3.15.1. Присутствовать при проведении выездной проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
3.15.2. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки.
3.16. Должностные лица, уполномоченные на осуществление проверок, несут ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации.
3.17. Решения, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на осуществление проверок, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
3.18. Полученные Главконтролем при осуществлении своих полномочий сведения, составляющие государственную тайну, и иная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
3.19. При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, Главконтроль вправе передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты выявления такого факта.
4. Порядок организации и проведения плановых проверок Главконтролем
4.1. Плановые проверки проводятся Главконтролем в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
4.2. Основанием для проведения плановой проверки является утвержденный начальником Главконтроля план проверок.
4.3. План проверок утверждается начальником Главконтроля на очередной календарный год не позднее 15 декабря текущего календарного года.
4.4. Допускается внесение изменений в план проверок в срок не позднее двух месяцев до установленного планом проверок месяца начала проверки заказчика, в отношении которого вносятся такие изменения, по следующим основаниям:
4.4.1. Изменение срока проведения плановой проверки.
4.4.2. Изменение формы проведения плановой проверки.
4.4.3. Изменение проверяемого периода времени, за который проверяется деятельность субъекта контроля.
4.4.4. Исключение плановой проверки из плана проверок.
4.5. План проверок содержит следующие сведения:
4.5.1. Наименование, адрес местонахождения, ИНН заказчика, в отношении которого запланировано проведение плановой проверки.
4.5.2. Цель и основания проверки.
4.5.3. Предмет проверки.
4.5.4. Период времени, за который проверяется деятельность заказчика.
4.5.5. Форма проведения проверки (выездная или камеральная).
4.5.6. Срок проведения проверки (дата начала и дата окончания проверки).
4.5.7. План проверок может содержать иную информацию.
4.6. Периодичность проведения плановых проверок в отношении одного заказчика и одного предмета проверки составляет не более одного раза в год.
4.7. До начала осуществления плановой проверки должностные лица Главконтроля осуществляют подготовку:
4.7.1. Приказа о проведении плановой проверки.
4.7.2. Уведомления о проведении плановой проверки.
4.8. Приказ о проведении плановой проверки должен содержать следующие сведения:
4.8.1. Предмет проверки.
4.8.2. Основание (основания) проверки.
4.8.3. Наименование, адрес местонахождения, ИНН субъекта контроля, в отношении которого принято решение о проведении проверки.
4.8.4. Состав Инспекции с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности каждого члена Инспекции.
4.8.5. Дата начала и дата окончания проведения плановой проверки.
4.8.6. Проверяемый период.
4.8.7. Срок оформления результатов проверки.
4.9. Срок проведения плановой проверки не может составлять более 30 календарных дней и может быть продлен один раз не более чем на 30 календарных дней по решению начальника Главконтроля по следующим основаниям:
4.9.1. Отсутствие или неудовлетворительное состояние документов, требуемых для проведения проверки.
4.9.2. Необходимость ожидания исполнения запросов, направленных в иные государственные органы.
4.9.3. Необходимость проведения исследований, испытаний, экспертиз.
4.9.4. Необходимость исследования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг и (или) документов, находящихся не по месту нахождения заказчика.
4.9.5. Наличие иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, не зависящим от Инспекции.
4.10. Общий срок проведения проверки не может составлять более чем 60 календарных дней со дня начала проверки.
4.11. Уведомление о проведении плановой проверки должно содержать следующие сведения:
4.11.1. Реквизиты приказа Главконтроля о проведении плановой проверки.
4.11.2. Предмет проверки.
4.11.3. Даты начала и окончания проведения плановой проверки.
4.11.4. Проверяемый период.
4.11.5. Документы и сведения, необходимые для осуществления проверки, с указанием срока их предоставления субъектом контроля.
4.12. К уведомлению о проведении плановой проверки прилагается копия приказа о проведении проверки и запрос о предоставлении документов, информации, необходимых для проведения плановой проверки.
4.13. До начала плановой проверки Инспекция направляет в адрес субъекта контроля уведомление о проведении плановой проверки способом, позволяющим доставить данные документы в срок не позднее чем за семь рабочих дней до даты проведения плановой проверки, с обязательным приложением копии приказа о проведении плановой проверки.
4.14. При наличии необходимости в представлении дополнительных материалов, документов и сведений Инспекция вправе направить в адрес заказчика запрос о предоставлении указанных документов в любой период времени проведения плановой проверки.
4.15. Запрос должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов, сведений, а также срок их представления.
4.16. Документы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике или представляются их копии, заверенные заказчиками в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Информация также может быть получена посредством использования автоматизированных информационных систем, официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и официальных печатных изданий.
4.17. По результатам проведения плановой проверки составляется акт плановой проверки в сроки, установленные приказом о проведении проверки. В случае если член Инспекции не согласен с выводами остальных членов Инспекции, он излагает письменно особое мнение.
4.18. При составлении акта плановой проверки учитываются все обстоятельства, установленные Инспекцией в период проведения плановой проверки.
4.19. Акт плановой проверки должен состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
4.20. Вводная часть акта плановой проверки должна содержать:
4.20.1. Номер, дату и место составления акта.
4.20.2. Дату и номер приказа о проведении плановой проверки.
4.20.3. Основание проведения плановой проверки.
4.20.4. Состав Инспекции с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности каждого члена Инспекции, принимавшего участие в составлении акта плановой проверки.
4.20.5. Наименование, адрес местонахождения, ИНН субъекта контроля, в отношении которого проведена проверка, а также фамилии, имена, отчества (при наличии) представителей субъекта контроля и лиц, присутствовавших при проведении плановой проверки.
4.20.6. Предмет плановой проверки.
4.20.7. Форму проверки (выездная, камеральная).
4.20.8. Проверяемый период.
4.20.9. Вопросы проверки.
4.20.10. Даты начала и окончания проверки.
4.21. В мотивировочной части акта плановой проверки должны быть указаны:
4.21.1. Обстоятельства, установленные при проведении плановой проверки, на которых основываются выводы Инспекции.
4.21.2. Нормы законодательства, которыми руководствовалась Инспекция при составлении акта плановой проверки.
4.21.3. Сведения о нарушении требований законодательства Российской Федерации о закупках, оценка Инспекцией этих нарушений.
4.22. Резолютивная часть акта плановой проверки должна содержать:
4.22.1. Выводы Инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства Российской Федерации о закупках со ссылками на конкретные нормы законодательства Российской Федерации о закупках, обосновывающие выводы Инспекции.
4.22.2. Сведения о направлении материалов плановой проверки в правоохранительные органы в случае выявления по результатам плановой проверки действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления.
4.23. Акт плановой проверки подписывается всеми членами Инспекции, проводившими плановую проверку.
4.24. Копия акта плановой проверки направляется субъекту контроля в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания с сопроводительным письмом за подписью начальника Главконтроля способом, позволяющим установить получение субъектом контроля копии акта плановой проверки.
4.25. Решение о необходимости направления требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства о закупках, отклонений и недостатков при организации и проведении закупочной деятельности, а также устранению причин и условий, способствовавших их возникновению, о применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным лицам принимается в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подписания акта плановой проверки.
4.26. Материалы плановой проверки, иные документы и информация, полученные (разработанные) Инспекцией в ходе проведения плановой проверки, хранятся не менее трех лет со дня окончания проверки.
5. Порядок организации и проведения внеплановых проверок Главконтролем
5.1. Основанием для проведения внеплановой проверки является решение начальника Главконтроля, оформляемое приказом Главконтроля.
5.2. Внеплановая проверка может проводиться по следующим основаниям:
5.2.1. Получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) субъекта контроля.
Проведение внеплановой проверки на основании обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц осуществляется в случае невозможности рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчиков, закупочных комиссий при осуществлении закупочной деятельности в порядке, установленном Главконтролем для рассмотрения жалоб.
5.2.2. Поступление информации о нарушении законодательства о закупках, закупочной документации.
5.2.3. Истечение срока исполнения ранее выданного требования.
5.2.4. Поступление информации о нарушении законодательства о закупках, закупочной документации по результатам проведения мониторинга закупочной деятельности.
5.3. Приказ о проведении внеплановой проверки должен содержать следующие сведения:
5.3.1. Состав Инспекции с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности каждого члена Инспекции.
5.3.2. Предмет внеплановой проверки.
5.3.3. Основания внеплановой проверки.
5.3.4. Даты начала и окончания проведения внеплановой проверки.
5.3.5. Наименование, адрес местонахождения, ИНН заказчика, в отношении которого принято решение о проведении проверки.
5.4. Срок проведения плановой проверки не может составлять более 30 календарных дней и может быть продлен один раз не более чем на 30 календарных дней по решению начальника Главконтроля по следующим основаниям:
5.4.1. Отсутствие или неудовлетворительное состояние документов, требуемых для проведения проверки.
5.4.2. Необходимость ожидания исполнения запросов, направленных в иные государственные органы.
5.4.3. Необходимость проведения исследований, испытаний, экспертиз.
5.4.4. Необходимость исследования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг и (или) документов, находящихся не по месту нахождения заказчика.
5.4.5. Наличие иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, не зависящим от Инспекции.
5.5. Общий срок проведения проверки не может составлять более чем 60 календарных дней со дня начала проверки.
5.6. При проведении внеплановой проверки копия приказа о проведении внеплановой проверки направляется с уведомлением о проведении внеплановой проверки субъекту контроля непосредственно перед началом проверки, но не позднее двух рабочих дней до начала проверки.
Уведомление о проведении внеплановой проверки направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочно с отметкой о получении, либо любым иным способом, позволяющим доставить данные документы в срок.
5.7. Уведомление о проведении внеплановой проверки должно содержать следующие сведения:
5.7.1. Цель и основания проведения плановой проверки.
5.7.2. Предмет внеплановой проверки.
5.7.3. Даты начала и окончания проведения внеплановой проверки.
5.7.4. Документы и сведения, необходимые для осуществления проверки, с указанием срока их предоставления субъектом контроля.
5.8. Одновременно с уведомлением о проведении внеплановой проверки Инспекция направляет в адрес заказчика запрос о предоставлении документов, информации, необходимых для проведения внеплановой проверки.
При наличии необходимости в представлении дополнительных материалов, документов и сведений Инспекция вправе направлять в адрес заказчика необходимое количество запросов о предоставлении указанных документов в любой период времени проведения внеплановой проверки.
5.9. Запрос должен содержать четкое и однозначное изложение поставленных вопросов, перечень подлежащих истребованию документов, материалов, сведений.
В запросе должен быть установлен разумный срок для предоставления запрашиваемых документов, но не менее двух рабочих дней.
5.10. По результатам проведения внеплановой проверки составляется акт внеплановой проверки в сроки, установленные приказом о проведении проверки. В случае если член Инспекции не согласен с выводами остальных членов Инспекции, он излагает письменно особое мнение.
5.11. При составлении акта внеплановой проверки учитываются все обстоятельства, установленные Инспекцией в период проведения внеплановой проверки.
5.12. Акт внеплановой проверки подписывается всеми членами Инспекции, присутствующими при проведении внеплановой проверки.
5.13. Копия акта внеплановой проверки направляется субъекту контроля в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания с сопроводительным письмом за подписью начальника Главконтроля способом, позволяющим установить получение субъектом контроля копии акта внеплановой проверки.
5.14. Решение о необходимости направления требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства о закупках, отклонений и недостатков при организации и проведении закупочной деятельности, а также устранению причин и условий, способствовавших их возникновению, о применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным лицам принимается в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подписания акта внеплановой проверки.
5.15. Материалы внеплановой проверки, иные документы и информация, полученные (разработанные) Инспекцией в ходе проведения внеплановой проверки, хранятся не менее трех лет со дня окончания проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.