Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
культуры города Москвы
от 14 апреля 2022 г. N 260/ОД
Порядок
взаимодействия Департамента культуры города Москвы с подведомственными ему учреждениями в части управления музейными предметами и музейными коллекциями
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регламентирует взаимодействие Департамента культуры города Москвы (далее - Департамент) и подведомственных ему учреждений, осуществляющих хранение, изучение, комплектование, учет и использование музейных предметов и музейных коллекций (далее - Музеи), при осуществлении Департаментом функции по управлению музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в собственности города Москвы.
1.2. Обеспечение хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы управления музейными предметами и музейными коллекциями.
1.3. Принятие решений об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в собственности города Москвы, осуществляется Департаментом. Ответственным за исполнение функции по управлению музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в собственности города Москвы, является Управление музейно-выставочной работы (далее - УМВР).
1.4. Порядок обмена информацией и документами:
1.4.1. Обмен информацией и документами между Департаментом и Музеями о совершаемых действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством их направления по системе электронного документооборота Правительства Москвы (далее - СЭД) или иным доступным способом (на бумажном носителе).
1.4.2. Передача документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с такими документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
1.4.3. В целях информирования Музеев Департаментом размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии приказы, методические рекомендации, иные необходимые документы и информация на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/kultura (далее - Официальный сайт Департамента).
1.4.4. Документы, направляемые в Департамент, должны быть подписаны:
1.4.4.1. При подаче документов в электронном виде: простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных настоящим Порядком.
1.4.4.2. При подаче документов на бумажном носителе: физической подписью руководителя Музея (с приложениями, подписанными ответственными сотрудниками).
1.5. Рассмотрение обращений Музеев, а также подготовку необходимых документов Департамента осуществляют сотрудники УМВР в срок, не превышающий 30 календарных дней, если иной срок не установлен соответствующим законодательством.
2. Комплектование собраний Музеев в городе Москве.
Экспертная фондово-закупочная комиссия
2.1. Комплектование собрания Музея происходит в соответствии с Концепцией комплектования, разработанной Музеем в качестве самостоятельного документа или в составе научной концепции развития Музея, утвержденной руководителем Музея и согласованной Департаментом.
2.2. Внутримузейные правила комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, отражающие специфику организации учетно-хранительской и научно-фондовой работы в Музее, разработанные на основе структуры и положений приказа Министерства культуры Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 827 "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" (далее - Единые правила) и в соответствии с решениями, принятыми экспертной фондово-закупочной комиссией Музея (далее - ЭФЗК) (например, о составе фондов Музея, систематизации и т.д.), подлежат утверждению руководителем Музея по согласованию с Департаментом.
2.3. В случае объективной необходимости Музеем определяется порядок ведения учетных документов в электронном виде (перенесение электронной информации на бумажный носитель, хранение распечатанной информации до брошюровки, а также объем сброшюрованных учетных документов (не менее 100 листов и не более 300 листов в томе), осуществление страхового копирования и т.д.) во внутримузейных правилах по учету, хранению и использованию музейных предметов (далее - Внутримузейные правила).
2.4. Обращение в Департамент для согласования концепции комплектования и (или) Внутримузейных правил направляется Музеем по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
2.5. Работа по комплектованию Музейного фонда Российской Федерации в городе Москве осуществляется в соответствии с концепцией комплектования и спецификой организации учетно-хранительской и научно-фондовой работы в Музее, определенной Внутримузейными правилами, посредством приобретения Музеями на возмездной и безвозмездной основе (получения в качестве пожертвования, дара, иной формы безвозмездной передачи) культурных ценностей, качество либо особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление. Нормативное отнесение музейных предметов к соответствующему фонду установлено Едиными правилами.
2.6. Экспертиза культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям проводится уполномоченным коллегиальным органом Музея - ЭФЗК, созданным приказом руководителя Музея в целях комплектования и осуществляющим свою работу в соответствии с положением об ЭФЗК. Положение и состав ЭФЗК подлежат согласованию с Департаментом и утверждению приказом Музея в установленном порядке.
2.7. В состав ЭФЗК входят: заместитель руководителя Музея по учету и хранению фондов, главный хранитель, ответственные хранители фондов и экспозиций, заведующие отделами (секторами), отдельные высококвалифицированные научные сотрудники, хранители и реставраторы Музея, а также представители Департамента, эксперты разных специальностей других музеев и организаций, составляющие не менее 1/3 состава ЭФЗК.
2.8. При отсутствии в Музее реставрационного совета в соответствии с Внутримузейными правилами его функции осуществляет ЭФЗК с обязательным включением в состав лиц, аттестованных Министерством культуры Российской Федерации на право проведения реставрационных работ (далее - аттестованные реставраторы).
2.9. Присутствие не менее 2 аттестованных реставраторов обязательно при обсуждении реставрационных вопросов на заседании ЭФЗК.
2.10. Музей обязан представить в Департамент предложение по согласованию нового состава ЭФЗК в случае смены руководителя Музея, главного (ответственного) хранителя (заместителя руководителя по учету и хранению) либо более 1/3 состава ЭФЗК.
2.11. Обращение в Департамент для согласования состава ЭФЗК по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку направляется в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента возникновения такой необходимости.
2.12. Повестка заседания ЭФЗК и сопроводительные материалы (списки предметов, предполагаемых к выдаче, сведения о новых поступлениях, предполагаемых к обсуждению на заседании) направляются членам ЭФЗК не менее чем за 3 рабочих дня до даты заседания.
2.13. Решения ЭФЗК оформляются протоколом и утверждаются приказом руководителя Музея.
2.14. Первичный учет музейных предметов осуществляется по приказу руководителя Музея о внесении предметов в учетную документацию.
2.15. Рукописные тома главных инвентарных книг (книг поступлений) и инвентарных книг до их заполнения, сформированные печатные тома главных инвентарных книг (книг поступлений) и инвентарных книг, коллекционные (попредметные) описи, акт на погашение книги поступлений научно-вспомогательного фонда оформляются Музеем в установленном порядке и представляются на утверждение Департамента.
2.16. Замена книг поступлений научно-вспомогательного фонда Музея производится на основании решения ЭФЗК по специальному разрешению Департамента.
3. Согласование кандидатур на должность заместителя директора по учетно-фондовой работе, главного хранителя, хранителя музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, хранителя оружия
3.1. Приказом руководителя Музея по согласованию с Департаментом назначаются заместитель руководителя Музея по учету и хранению фондов, главный хранитель, исполняющий обязанности главного хранителя, хранитель музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, хранитель оружия (далее - ответственные лица).
3.2. Согласование с Департаментом кандидатур ответственных лиц осуществляется в случае смены, увольнения либо введения новой должности в Музее.
3.3. Обращение в Департамент для согласования кандидатур ответственных лиц по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку направляется в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента возникновения такой необходимости. Анкета (резюме) кандидата на должность ответственного лица передается на бумажном носителе в УМВР. Представление на согласование кандидатуры главного хранителя осуществляется начальником УМВР по результатам собеседования, в том числе для подведомственных Департаменту учреждений с музейной функцией (культурных центров, библиотек, парков культуры и отдыха и пр.).
3.4. Решение о согласовании кандидатуры главного хранителя принимается Департаментом в установленном порядке по представлению начальника УМВР.
3.5. В случае прекращения трудовых отношений или отстранения от занимаемой должности лица, занимающего должность ответственного лица, Музей обязан:
3.5.1. Издать приказ о создании комиссии, ответственной за учет и хранение музейных предметов.
3.5.2. Направить в адрес Департамента уведомление с приложением приказа о назначении комиссии в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня прекращения трудовых отношений или отстранения от занимаемой должности ответственного лица.
3.5.3. Представить в Департамент на согласование кандидатуру исполняющего обязанности в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента наступления события.
3.6. В случае если коллекция Музея превышает 100000 единиц хранения, в штатное расписание Музея необходимо введение должности заместителя руководителя Музея по учету и хранению фондов. Назначение на должность заместителя руководителя Музея по учету и хранению фондов осуществляется по согласованию с Департаментом.
3.7. Заместитель руководителя Музея по учету и хранению фондов (главный хранитель) подчиняется непосредственно руководителю Музея (за исключением подведомственных Департаменту учреждений с музейной функцией (культурных центров, библиотек, парков культуры и отдыха и пр.).
3.8. В случае если размер коллекции Музея составляет до 3000 единиц хранения, в штатном расписании учреждения с музейной функцией целесообразно введение должности главного хранителя, также возможно возложение обязанностей по учету и хранению музейных предметов на иных сотрудников, обладающих соответствующей квалификацией и опытом работы.
4. Порядок оформления имущественных прав на музейные предметы и музейные коллекции
4.1. Формы собственности на государственную часть Музейного фонда Российской Федерации
4.1.1. Музейные предметы и музейные коллекции Музеев, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью и могут находиться в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации (города Москвы).
4.1.2. Собственностью Российской Федерации (федеральной собственностью) являются:
4.1.2.1. Музейные предметы и музейные коллекции, зарегистрированные в книгах поступления музеев Российской Федерации, которые находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и бывшей РСФСР) независимо от источников поступления или были приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и бывшей РСФСР) до 26 мая 1996 г. (включительно).
4.1.2.2. Музейные предметы и музейные коллекции, приобретенные за счет средств федерального бюджета с 27 мая 1996 г.
4.1.2.3. Музейные предметы и музейные коллекции, переданные Музеям в безвозмездное пользование из федеральных музеев и иных государственных организаций, находящихся в ведении Российской Федерации.
4.1.2.4. Музейные предметы, обращенные в собственность Российской Федерации в судебном порядке и (или) переданные Музеям по решению Министерства культуры Российской Федерации и иных федеральных органов государственной власти.
4.1.3. Собственностью города Москвы (собственностью субъекта Российской Федерации) являются:
4.1.3.1. Музейные предметы, находившиеся в собственности города Москвы до 26 мая 1996 г., а также приобретенные за счет средств бюджета города Москвы.
4.1.3.2. Музейные предметы, переданные в Музеи с 27 мая 1996 г. по договорам дарения, пожертвования или иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
4.2. Передача Музеям музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности, в безвозмездное пользование
4.2.1. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являющиеся собственностью Российской Федерации, подлежат передаче в безвозмездное пользование на основании договора, разработанного в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации, и заключенного между Министерством культуры Российской Федерации, Департаментом и Музеем (далее - Договор).
4.2.2. Для оформления Договора Музеем в Департамент в порядке, установленном п. 1.4 настоящего Порядка, направляется обращение в виде сопроводительного письма согласно приложению 3 к настоящему Порядку. К обращению прилагаются следующие документы (которые также представляются в Департамент на бумажном носителе):
4.2.2.1. Паспорт безопасности (Facility report) Музея.
4.2.2.2. Проект Договора по форме, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29 апреля 2020 г. N 492 "Об утверждении Формы договора о передаче музеям и другим организациям в безвозмездное пользование музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности и включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - приказ Минкультуры России от 29 апреля 2020 г. N 492), в 3 экземплярах, подписанных руководителем Музея и заверенных печатью Музея.
4.2.2.3. Опись томов книги поступлений основного фонда Музея (главной инвентарной книги), в которых зарегистрированы до 26 мая 1996 г. находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации музейные предметы и музейные коллекции, а также Перечень музейных предметов, зарегистрированных в книге поступлений основного фонда Музея (главной инвентарной книге Музея) в период с 27 мая 1996 г. по 31 декабря 2016 г., находящихся в федеральной собственности и включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, оформленные в виде приложений к Договору, по формам, приведенным в приложении N 2 к приказу Минкультуры России от 29 апреля 2020 г. N 492.
4.2.2.4. Заверенные в установленном порядке (нотариально либо руководителем Музея) копия устава (прошитая, с заверительной надписью) и копия свидетельства о государственной регистрации Музея в качестве юридического лица.
4.2.2.5. Протокол(ы) ЭФЗК, устанавливающий(ие) наличие историко-культурной и художественной значимости музейных предметов, находящихся в федеральной собственности, с указанием поколлекционного состава музейного собрания. В протоколе ЭФЗК фиксируются вопросы необходимости передачи музейных предметов и музейных коллекций, закрепление их за Музеем, а также вопросы осуществления учетно-хранительской деятельности в Музее. Решением ЭФЗК утверждается количество музейных предметов, являющихся федеральной собственностью, с обоснованием их историко-культурной, научной и художественной ценности.
4.2.2.6. Справка установленного образца из государственного территориального органа внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту расположения Музея о состоянии охраны в Музее или из организации (на бланке учреждения, подпись, печать), обслуживающей Музей, о состоянии охраны, с обязательным предоставлением заверенной в установленном порядке копии лицензии на осуществление организацией соответствующей деятельности.
4.2.2.7. Справка установленного образца из государственного территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту расположения Музея об оснащении помещений пожарной сигнализацией, или из организации (на бланке организации, подпись, печать), обслуживающей Музей в части пожарной безопасности, с обязательным предоставлением заверенной в установленном порядке копии лицензии на осуществление организацией соответствующей деятельности.
4.2.2.8. Копия штатного расписания Музея или иного документа, подтверждающего наличие должностей, обеспечивающих учетно-хранительскую деятельность (информационная справка Музея).
4.2.3. Дополнительные соглашения к Договору оформляются в случае:
4.2.3.1. Изменения количества единиц хранения музейных предметов, выявленного в результате проверки наличия либо научной инвентаризации, утвержденные решением ЭФЗК.
4.2.3.2. Приобретения предметов за счет средств федерального бюджета после 26 мая 1996 г.
4.2.3.3. Передачи культурных ценностей, обращенных в собственность Российской Федерации в судебном порядке или переданных Музеям по решению Министерства культуры Российской Федерации и иных органов государственной власти.
4.2.3.4. Выявления несоответствия в количестве музейных предметов, находящихся в федеральной собственности, в результате оформления договора.
4.2.4. Для оформления дополнительного соглашения к договору Музеем в Департамент направляются документы в соответствии с пунктами 4.2.2 - 4.2.3 настоящего Порядка.
4.2.5. В случае отсутствия замечаний со стороны Департамента 3 экземпляра Договора (дополнительного соглашения к договору) на бумажном носителе, подписанные руководителем Музея и заверенные печатью Музея, с подписью руководителя Департамента и письмом-ходатайством Департамента с указанным в п. 4.2.2 настоящего Порядка комплектом документов направляются Музеем в Министерство культуры Российской Федерации.
4.2.6. В срок, не превышающий 10 дней со дня подписания договора (дополнительного соглашения к договору) и его регистрации в Министерстве культуры Российской Федерации, Музей обязан представить в Департамент 1 подлинный экземпляр договора, подписанный всеми сторонами, с сопроводительным письмом на бланке Музея с исходящими реквизитами (дата и номер) в порядке, установленном п. 1.4 настоящего Порядка.
4.2.7. Направление Музеями обращений в Департамент для оформления договора происходит ежегодно, в срок до 1 ноября.
4.3. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций на праве оперативного управления
4.3.1. Музейные предметы и музейные коллекции, являющиеся собственностью города Москвы, подлежат закреплению за Музеем на праве оперативного управления.
4.3.2. Для закрепления музейных предметов и музейных коллекций на праве оперативного управления Музеем в Департамент направляется обращение согласно приложению 4 к настоящему Порядку. К обращению прилагаются следующие документы (которые также представляются в Департамент на бумажном носителе):
4.3.2.1. Выписка из описи тома (томов) главной инвентарной книги (книги поступлений), в котором в отчетный период были зарегистрированы музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являющиеся собственностью города Москвы, заверенная подписью главного хранителя Музея.
4.3.2.2. Список музейных предметов, являющихся собственностью города Москвы и требующих закрепления их за Музеем на праве оперативного управления, с указанием учетных номеров и номеров регистрации в Федеральной государственной информационной системе государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации "Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации" (далее - Госкаталог).
4.3.2.3. Пояснительная записка главного хранителя о причинах расхождения, подписанная главным (ответственным) хранителем Музея (в случае несовпадения количества музейных предметов, зарегистрированных в Госкаталоге и в заявке Музея о закреплении музейных предметов, являющихся собственностью города Москвы, на праве оперативного управления).
4.3.2.4. Акты приема-передачи музейных предметов, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящихся в собственности города Москвы, подписанных руководителем Музея и заверенных печатью Музея (подлинники в 2 экземплярах).
4.3.3. В случае исключения музейных предметов из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации или уточнения информации о количестве музейных предметов и музейных коллекций инициируется процедура внесения изменений в приказы о закреплении указанных предметов на праве оперативного управления за Музеем.
4.3.4. Направление Музеями обращений о закреплении предметов на праве оперативного управления на вновь поступившие музейные предметы и музейные коллекции и (или) о внесении изменений в приказы о закреплении музейных предметов и музейных коллекций на праве оперативного управления за Музеями происходит ежегодно в срок до 1 ноября.
4.4. Включение музейных предметов и музейных коллекций в Перечень особо ценного движимого имущества Музея
4.4.1. Включение музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являющихся собственностью города Москвы и закрепленных за Музеем на праве оперативного управления, в Перечень особо ценного движимого имущества Музея (далее - Перечень ОЦДИ) и в автоматизированную информационную систему "Реестр государственных учреждений города Москвы" осуществляется Музеем в порядке, установленном приказом Департамента культуры города Москвы от 24 февраля 2015 г. N 125 "О заполнении и актуализации сведений в АИС "Реестр ГУ" Единого реестра собственности города Москвы учреждениями культуры" и приказом Департамента культуры города Москвы от 5 марта 2015 г. N 164 "Об особо ценном движимом имуществе".
4.5. Собрание Музея
4.5.1. Собрание Музея состоит из находящихся на хранении в Музее музейных предметов и музейных коллекций, включенных в основной и иные фонды.
4.5.2. Предметы, не включенные в основной фонд и входящие в состав научно-вспомогательного и иных фондов, включению в Музейный фонд Российской Федерации, закреплению на праве оперативного управления, а также включению в Перечень ОЦДИ не подлежат.
4.5.3. Образование иных фондов Музея подлежит согласованию с Департаментом. К обращению о согласовании в обязательном порядке прилагаются:
4.5.3.1. Протокол ЭФЗК, содержащий обоснованное решение о составе фондов Музея и целесообразности создания иного фонда.
4.5.3.2. Внутримузейные правила комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов, отражающие специфику организации учетно-хранительской и научно-фондовой работы в Музее.
4.5.4. Музейные предметы и музейные коллекции бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат. Не допускается отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе Музея. Музейные предметы отражаются на забалансовом счете Музея. Особенности отражения музейных предметов на забалансовом счете Музея определяются учетной политикой Музея и действующим законодательством. Инвентаризация музейных предметов не проводится.
4.5.5. Годовая, полугодовая отчетная документация по составу и движению музейных предметов и музейных коллекций (в том числе по формам N 8-НК и N 4-экспонаты) представляется Музеями Департаменту, наряду с иными органами государственной власти, представление такой отчетности которым необходимо в порядке и сроки, установленные Федеральной службой государственной статистики.
4.5.6. Статистические данные, направляемые Музеем в Департамент и иные органы государственной власти по формам статистической отчетности и государственного задания, в части количества музейных предметов должны совпадать. Расхождение сведений о количестве музейных предметов в различных формах отчетности на 31 декабря года, предшествующему отчетному, не допускается.
5. Исключение музейных предметов из собрания Музея
5.1. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, подлежат исключению из его состава в случаях:
5.1.1. Утраты.
5.1.2. Разрушения.
5.1.3. Отсутствия историко-культурной, художественной, научной и иной ценности, установленного экспертизой, проведенной в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций.
5.1.4. Наличия судебного решения, вступившего в законную силу.
5.2. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации осуществляется Министерством культуры Российской Федерации на основании обращения Музея с указанием оснований исключения в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15 января 2019 г. N 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации" (далее - Положение о Музейном Фонде РФ).
5.3. Для получения согласования Департамента на исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации обращение Музея составляется по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку. К обращению Музея по вопросу в обязательном порядке прилагается:
5.3.1. Перечень музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих исключению из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
5.3.2. Протокол ЭФЗК, в котором содержится решение об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
5.3.3. В случае утраты музейных предметов и музейных коллекций к обращению Музея, указанному в п. 5.3 настоящего Порядка, дополнительно прилагаются следующие документы:
5.3.3.1. Акт об утрате музейных предметов и музейных коллекций, составленный комиссией, созданной по решению руководителя Музея в целях установления факта утраты.
5.3.3.2. Документ уполномоченного государственного органа или организации, подтверждающий наступление обстоятельств, послуживших причиной утраты музейных предметов и музейных коллекций (пожар, наводнение, выявление радиационного, ртутного заражения, взрывоопасных веществ и другие).
5.3.3.3. Фотографии музейных предметов и музейных коллекций (при наличии).
5.3.4. Для получения согласования Департамента на исключение музейных предметов и музейных коллекций в случае их разрушения к обращению Музея, указанному в п. 5.3 настоящего Порядка, дополнительно прилагаются следующие документы:
5.3.4.1. Заключение Реставрационного совета либо другого коллегиального органа (уполномоченной организации), подтверждающее невозможность реставрации музейных предметов и музейных коллекций, подготовленное в соответствии с требованиями Положения о Музейном Фонде РФ.
5.3.4.2. Протокол Реставрационного совета и (или) ЭФЗК Музея, подтверждающий факт разрушения музейных предметов.
5.3.4.3. Фотографии музейных предметов, позволяющие идентифицировать характер и степень разрушения музейных предметов.
5.3.5. В случае выявления факта отсутствия историко-культурной, художественной, научной и иной ценности к обращению Музея, указанному в п. 5.3 настоящего Порядка, дополнительно прилагаются следующие документы:
5.3.5.1. Заключение экспертизы (протокол комиссии), содержащее выводы об отсутствии историко-культурной, художественной, научной и иной ценности музейных предметов.
5.3.5.2. Фотографии музейных предметов.
5.3.6. В случае наличия судебного спора в отношении музейных предметов к обращению Музея, указанному в п. 5.3 настоящего Порядка, дополнительно прилагается копия судебного решения, вступившего в законную силу.
5.4. Обращение Музея и прилагаемые к нему документы представляются в установленном п. 1.4 порядке, подписанные усиленной электронной подписью с последующим представлением оригиналов или заверенных копий.
5.5. При подаче обращения (заявления) на бумажном носителе фотографии представляются на бумажном носителе и на электронном носителе в формате .jpg; при подаче обращения (заявления) в форме электронного документа - в формате .jpg.
5.6. Департаментом принимается решение об отказе в выдаче согласования по следующим основаниям:
5.6.1. Наличие в представленном обращении Музея и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной информации.
5.6.2. Непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных настоящим Порядком.
5.6.3. Заключение экспертизы (протокол ЭФЗК) не содержит однозначных выводов об отсутствии историко-культурной, художественной, научной и иной ценности музейных предметов, предлагаемых к исключению из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
5.6.4. Заключение экспертизы (протокол коллегиального органа Музея, осуществляющего рассмотрение специальных реставрационных и технологических вопросов) не содержит однозначных выводов о невозможности реставрации музейных предметов в связи с их разрушением и (или) подписан лицами, не имеющими соответствующую аттестацию Министерства культуры Российской Федерации.
5.7. После получения согласования Департамента об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации Музей самостоятельно направляет обращение в Министерство культуры Российской Федерации в порядке, установленном Положением о Музейном Фонде РФ.
5.8. После получения заверенной копии приказа Министерства культуры Российской Федерации об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации Музей в течение 10 рабочих дней вносит изменения в документы первичного государственного учета музейных предметов (книгу поступлений или главную инвентарную книгу) и информирует Департамент с приложением подтверждающих документов в порядке, установленном п. 1.4 настоящего Порядка.
5.9. Для получения согласования Департамента на исключение музейных предметов из состава научно-вспомогательного или иного фонда обращение Музея составляется по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку с приложением оригиналов или заверенных копий одного из следующих документов-обоснований (в зависимости от указанных причин):
5.9.1. Акт об утрате или разрушении музейного предмета (в случае утраты).
5.9.2. Протокол ЭФЗК, содержащий выводы об отсутствии музейной значимости предметов, о несоответствии их концепции комплектования или о наличии историко-культурной, художественной, научной и иной ценности музейных предметов (в случае ошибочного включения музейных предметов в состав научно-вспомогательного фонда).
5.9.3. Заключение Реставрационного совета либо другого коллегиального органа (уполномоченной организации), подтверждающее факт разрушения музейных предметов (в случае разрушения).
5.9.4. Изображение музейного предмета (при наличии).
5.10. Исключение предметов из состава научно-вспомогательного и иных фондов Музея осуществляется по согласованию с Департаментом и оформляется Музеем приказом на исключение из учетной документации.
5.11. Для исключения предмета из состава научно-вспомогательного фонда Музея в связи с включением его в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации к обращению Музея прилагается протокол ЭФЗК с экспертным заключением, содержащим выводы о наличии историко-культурной, художественной, научной и иной ценности музейных предметов.
5.12. Исключение из учетной документации музейных предметов без оформления соответствующих разрешений Департамента и Министерства культуры Российской Федерации не допускается.
6. Получение разрешения на выдачу музейных предметов во временное пользование (хранение)
6.1. Передача музейных предметов во временное пользование в пределах Российской Федерации (на временное хранение) другим музеям и организациям, находящимся на территории Российской Федерации, производится на основании разрешения Департамента.
6.2. Выдача музейных предметов во временное пользование (на временное хранение) осуществляется в следующих случаях:
6.2.1. Для экспонирования, научного изучения.
6.2.2. Для проведения экспертизы.
6.2.3. Для реставрации.
6.3. Подача заявки для получения разрешения на выдачу музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, во временное пользование (на временное хранение) другим музеям и организациям, а также на продление срока выдачи, осуществляется Музеями в электронном виде в Госкаталоге (раздел "Реестр сделок") путем создания или изменения реестровых записей, а также путем направления в Департамент письменного обращения по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку.
6.4. Для получения разрешения Департамента на выдачу музейных предметов, входящих в научно-вспомогательный и (или) иной фонд, Музей направляет в Департамент письменное обращение по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку с приложением списка выдаваемых предметов.
6.5. Срок предоставления письменного обращения для получения разрешения Департамента на временную выдачу музейных предметов - не менее чем за 14 календарных дней до даты предполагаемой выдачи. В случае невозможности представить в указанный срок необходимый комплект документов по причинам, не зависящим от Музея, Музей информирует Департамент о датах предполагаемой выдачи с указанием номера черновика сделки, а также о причинах невозможности их представления в срок, установленный настоящим Порядком.
6.6. По итогам рассмотрения заявки Департамент принимает одно из следующих решений:
6.6.1. Разрешает выдачу музейных предметов.
6.6.2. Отказывает в разрешении на выдачу.
6.7. Решение Департамента, содержащее обоснование принятого решения, направляется Музею в порядке, предусмотренном п. 1.4 настоящего Порядка, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия, а также размещается в Реестре сделок.
6.8. Департаментом принимается решение об отказе в разрешении на выдачу по следующим основаниям:
6.8.1. Выдача музейных предметов физическим лицам.
6.8.2. Отсутствие соответствующих договоров.
6.8.3. Отсутствие на музейных предметах учетной маркировки (учетных обозначений).
6.8.4. Отсутствие соответствующего решения ЭФЗК и (или) Реставрационного совета Музея (с заключениями о возможности экспонирования, транспортировки и т.д. без ущерба для сохранности музейных предметов).
6.8.5. Отсутствие доверенности на получение музейных предметов, выданной принимающей стороной своему представителю.
6.8.6. Отсутствие у принимающей стороны условий, обеспечивающих сохранность и безопасность музейных предметов.
6.8.7. Отсутствие в принимающей организации аттестованных Министерством культуры Российской Федерации реставраторов соответствующей категории (для музейных предметов, выдаваемых с целью реставрации).
6.9. Продление срока выдачи музейных предметов во временное пользование осуществляется на основании нового разрешения Департамента.
6.10. В срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня истечения срока выдачи, указанного в разрешении Департамента, Музей обязан направить в Департамент письменное извещение о возврате по форме согласно приложению 9 к настоящему Порядку. В обязательном порядке подлежит отражению информация о любых изменениях состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций, в том числе если такие изменения произошли в результате реставрационных работ.
6.11. Контроль за своевременным возвратом предметов, выданных во временное пользование, а также за размещением соответствующей информации в Реестре сделок осуществляет сотрудник или подразделение Музея, ответственное за учет музейных предметов.
6.12. Порядок передачи музейных предметов во временное пользование (на временное хранение) для экспонирования за пределы Российской Федерации предусматривает получение заключения (разрешительного документа) Министерства культуры Российской Федерации на временный вывоз музейных предметов.
6.13. Подача заявки для получения разрешения Министерства культуры Российской Федерации на выдачу музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, во временное пользование (на временное хранение) за пределы Российской Федерации осуществляется в электронном виде в Реестре сделок с уведомлением Департамента о предполагаемой выдаче в порядке, установленном п. 1.4 настоящего Порядка.
6.14. Срок предоставления Музеем заявки для получения ходатайства Департамента о временной выдаче или продлении срока временной выдачи музейных предметов в целях экспонирования на выставке за рубежом - не менее чем за 30 календарных дней до даты предполагаемой выдачи или продления срока временной выдачи.
7. Проверка наличия музейных предметов
7.1. Музеи обязаны систематически проводить проверку наличия и состояния сохранности музейных предметов в целях установления соответствия их фактического наличия, идентифицирующих признаков и состояния сохранности данным основной учетной документации (далее - проверка наличия).
7.2. Проверка наличия может быть произведена:
7.2.1. По всему объему хранящихся в фондах музейных предметов.
7.2.2. По отдельным фондовым коллекциям.
7.3. Проверка наличия может носить характер:
7.3.1. Плановой проверки в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководителем Музея и согласованным с Департаментом.
7.3.2. Внеплановой проверки, организованной по причине смены ответственных хранителей, выявления фактов хищения или ухудшения состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации Музея, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7.4. Для согласования плана-графика Музей направляет в Департамент обращение в виде служебного письма с приложением двух экземпляров плана-графика с подписью руководителя Музея и печатью согласно приложению 10 к настоящему Порядку.
7.5. Согласованный Департаментом и утвержденный приказом руководителя Музея план-график в формате .pdf Музей направляет в Департамент музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации на адрес электронной почты: uchet@mkrf.ru для его последующего размещения на официальном сайте Госкаталога.
7.6. Проверка наличия осуществляется комиссией, образованной на основании приказа руководителя Музея. В состав комиссии должно входить не менее 3 человек с обязательным участием ответственного хранителя и сотрудника структурного подразделения Музея, выполняющего функции учета музейных предметов.
7.7. Департамент осуществляет контроль за исполнением сроков проведения проверок наличия в соответствии с согласованным планом-графиком.
7.8. При невозможности исполнения сроков проведения проверки наличия по причинам, не зависящим от Музея, при условии отсутствия противоречий с действующим законодательством в части срока проведения проверки наличия Музей может направить в Департамент обращение о согласовании изменения сроков с указанием причины и приложением подтверждающих документов (при наличии). На основании согласования Департамента Музей вносит изменения в ранее утвержденный план-график проверки наличия.
7.9. Проверка наличия осуществляется со следующей основной учетной документацией: с книгами поступлений, инвентарными книгами, книгами специального учета предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней (при наличии в коллекции), книгами специального учета оружия (при наличии в коллекции), актами приема предметов на постоянное хранение, актами приема-передачи предметов на ответственное хранение, актами временной выдачи предметов, актами выдачи на постоянное хранение, документами об исключении музейных предметов и музейных коллекций из государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Также в обязательном порядке производится проверка соответствия данных основной учетной документации данным в автоматизированной музейной системе и в Реестре музейного фонда Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.
7.10. Результаты проверки наличия оформляются актом, который подписывается членами комиссии Музея, утверждается на заседании ЭФЗК, руководителем Музея, скрепляется печатью Музея. К акту в обязательно порядке прилагаются формы, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации.
7.11. Акт с приложениями, заключение комиссии и протоколы (выписки из протоколов) ЭФЗК направляются на рассмотрение в Департамент в срок не более 2 месяцев с даты окончания проверки наличия в порядке, установленном п. 1.4 настоящего Порядка.
7.12. Результаты проверки наличия (только в части основного фонда Музея) направляются Департаментом в Министерство культуры Российской Федерации в электронном виде. Музеем обеспечивается представление документов на бумажном носителе самостоятельно.
7.13. Сотрудники Музея, ответственные за учет музейных предметов, после получения ответа Министерства культуры Российской Федерации о рассмотрении (отказе в рассмотрении) результатов проверки наличия вносят в учетные документы соответствующие изменения или исправляют замечания для повторного направления результатов проверки наличия.
7.14. В целях более эффективной организации работы по проверке наличия Музеям рекомендуется разработать и утвердить методику ее проведения, включая порядок подсчета музейных предметов и простановки в книгах учета (или в автоматизированной системе учета музейных предметов) специальных отметок о прохождении предметом проверки наличия.
7.15. В случае выявления при проведении проверки наличия случаев утраты и (или) разрушения музейных предметов Музеем дополнительно производится работа по подготовке комплекта документов в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.
7.16. Музеи ежегодно информируют Департамент по форме согласно приложению 11 к настоящему Порядку об итогах ежегодных осмотров музейных предметов и помещений Музея (например, для определения зараженности насекомыми, наличия биоповреждений и т.д.), обязательность проведения которых предусмотрена положениями Единых правил.
8. Способы получения консультаций
8.1. Консультирование осуществляется должностными лицами Департамента посредством телефонной связи, видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
8.1.1. Наличие и (или) содержание обязательных требований.
8.1.2. Периодичность и порядок проведения Департаментом контрольных (надзорных) мероприятий.
8.1.3. Порядок выполнения обязательных требований.
8.1.4. Порядок исполнения предписания, выданного Департаментом по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
8.2. На обращения о порядке исполнения предписания, выданного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, Департамент дает письменные ответы.
8.3. Консультирование осуществляется при условии, что Музею ранее не предоставлялась информация по итогам консультирования и не направлялись ответы на обращения по вопросам, содержащимся в обращении о консультировании.
8.4. Консультирование посредством видеоконференцсвязи либо на личном приеме осуществляется по предварительной записи по обращениям руководителя Музея и его представителей, направленным в адрес Департамента в порядке, установленном п. 1.4 настоящего Порядка, или в ходе устного обращения при проведении Департаментом профилактических или контрольных (надзорных) мероприятий.
8.5. Обращение о консультировании направляется Музеем по форме согласно приложению 12 к настоящему Порядку.
8.6. В течение 10 рабочих дней со дня поступления обращения Музея должностное лицо Департамента направляет уведомление о дате и времени консультации, способе (формате), месте ее проведения или информации, необходимой для подключения к видеоконференцсвязи, либо о размещении на официальном сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Департамента, по вопросу, аналогичному указанному в обращении на консультирование.
8.7. Консультирование по однотипным обращениям Музеев рассматривается посредством размещения на Официальном сайте Департамента письменного разъяснения.
8.8. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Департамента, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.