Safety in emergencies. Vehicle rescue card. General requirements for codification, labeling and identification
УДК 614.894:006.354
ОКС 13.200
Дата введения - 1 февраля 2023 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2022 г. N 403-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к кодификации, маркировке и идентификации вновь выпускаемых транспортных средств (за исключением категорий L и О), необходимых с целью получения информации, содержащейся в карте спасения транспортного средства, для экстренных и аварийных служб.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 22.9.01/ГОСТ Р 22.9.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Общие технические требования
ГОСТ Р 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.8.11 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Общие положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22.9.01, ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 22.8.11, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийное транспортное средство: Транспортное средство, внезапно утратившее способность осуществлять движение по дороге, по тем или иным причинам (техническая неисправность, дорожно-транспортное происшествие и др.), требующее участия аварийных и экстренных служб.
3.2 идентификация транспортного средства: Проверка соответствия аварийного транспортного средства с информацией, содержащейся в информационной базе по картам спасения транспортных средств, с использованием кода маркировки, выполняемая сотрудниками экстренных и аварийных служб.
3.3 информационная база по картам спасения транспортных средств: Информационный ресурс, содержащий сведения по картам спасения транспортных средств, предоставленные изготовителем транспортного средства.
3.4 карта спасения для транспортного средства: Документ, содержащий необходимую информацию и сведения о порядке безопасной работы экстренных и аварийных служб с аварийным транспортным средством.
3.5 кодификация карты спасения для транспортного средства: Упорядоченная информация и сведения, предоставленные изготовителем транспортного средства, о конструкции и элементах транспортного средства, необходимые для информирования экстренных и аварийных служб, посредством их кодирования, с использованием символов, пиктограмм и манипуляционных знаков, нанесенных на карту спасения транспортного средства.
3.6 код маркировки транспортного средства: Уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, с возможностью переадресации на сторонний(юю) ресурс (ссылку).
3.7 маркировка транспортного средства: Процесс нанесения изготовителем транспортного средства кода маркировки.
3.8 транспортное средство: Устройство на колесном ходу категорий L, М, N, О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
3.9 третичная безопасность: Совокупность мероприятий по безопасности, направленных на минимизацию последствий и тяжести аварий, в том числе дорожно-транспортных происшествий.
3.10 Государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.
4 Общие требования к карте спасения для транспортного средства
4.1 Карта спасения для транспортного средства предназначена для использования экстренными и аварийными службами при работе с аварийным транспортным средством (ТС), с целью уведомления экстренных и аварийных служб по порядку безопасной работы с ним.
4.2 При наличии карты спасения для ТС она является неотъемлемой частью технической документации ТС.
4.3 Карту спасения для ТС разрабатывает изготовитель на каждую модель ТС.
4.4 В случае изменений в конструкции ТС, влияющих на работу экстренных и аварийных служб, изготовитель разрабатывает новую карту спасения для ТС.
4.5 Порядок утверждения, согласования и обновления карты спасения для ТС устанавливает его изготовитель.
5 Требования к содержанию и виду карты спасения для транспортного средства
Карта спасения для ТС является электронным информационным документом, уведомляющим экстренные и аварийные службы по порядку безопасной работы с аварийным ТС.
5.1 Сведения и информация, которые должны содержаться в карте спасения для транспортного средства
На карту спасения для ТС изготовитель наносит сведения и информацию, необходимые для работы экстренных и аварийных служб, в том числе:
- максимальное количество пассажиров (кроме водителя), которое можно перевозить на данном ТС;
- места расположения усилений кузова;
- расположение и количество топливных баков, сосудов (баллонов) для хранения газомоторного топлива, их вместимость (общий запас топлива);
- вид топлива [(бензин, дизельное топливо, газ (тип), включая альтернативные источники энергии и т.д.)];
- тип, количество, места размещения аккумуляторной батареи, а также способы их безопасного отключения;
- наличие и места размещения средств пассивной безопасности ТС (подушек безопасности, газогенераторов, блоков управления и т.п.);
- место(а) расположения огнетушителя(ей) и их тип;
- наличие и тип автоматической системы пожаротушения, ее компоновка;
- места расположения центра масс при разрешенной максимальной массе ТС;
- другую информацию, которую производитель ТС считает необходимым указать при работе и манипуляциях с аварийным ТС, с соблюдением мер третичной безопасности, в том числе: информацию о точках резки кузова, рекомендации по способам безопасной эвакуации аварийного ТС, инструкцию по деактивации несработавших средств пассивной безопасности, инструкцию по отключению электрических компонентов ТС и источников высокого и низкого напряжения, инструкцию по предотвращению утечек топлива и других эксплуатационных жидкостей ТС.
5.2 Общий вид карты спасения для ТС должен содержать:
- логотип марки ТС;
- наименование изготовителя и модель ТС, а также тип кузова;
- дату выпуска модели транспортного средства и год окончания ее производства, когда это применимо;
- два общих вида (схемы) ТС: 3/4 спереди и 3/4 сзади (позволяющие идентифицировать ТС). При необходимости для отображения дополнительных характеристик ТС можно добавить третий вид;
- место размещения подушек безопасности водителя и пассажиров (включая шторную подушку безопасности);
- стандартные конструктивные усиления в стойках кузова ТС;
- места размещения и типа применяемых высоковольтных батарей;
- сведения о применяемом двигателе и типе топлива;
- трассы топливопроводов и высоковольтных проводов;
- наличие бронирования кузова или его элементов;
- другие необходимые элементы ТС, которые изготовитель считает необходимым указать.
Информацию по конструкции ТС и его компонентов представляют в виде схемы ТС, выполненного очертания ТС, дверей, окон, капота и багажника.
Схему ТС выполняют в проекции сбоку и сверху, при необходимости могут быть добавлены другие проекции.
Карты спасения для ТС представляют на бумажном носителе и в виде электронного документа.
6 Общие требования к кодификации транспортного средства
6.1 Места размещения конструкционных компонентов кузова ТС наносят с использованием определенных символов и пиктограмм согласно [1]-[4].
6.2 Необходимые действия с аварийным ТС для сотрудников экстренных и аварийных служб указывают с использованием манипуляционных знаков.
6.3 В случае невозможности нанесения манипуляционных знаков необходимая информация может содержаться как в описательной форме (текстовой), так и в графической форме (схемы, картинки и т.п.).
6.4 Виды используемых символов и пиктограмм в настоящем стандарте не определены.
6.5 Общий вид карты спасения для ТС приведен в приложении А.
В случае необходимости изготовитель может изменить вид и ракурсы на карте спасения для ТС с целью удобства визуализации.
Общий вид карты спасения для ТС, а также наносимые символы, пиктограммы и манипуляционные знаки не должны противоречить требованиям международных стандартов на карты спасения для ТС при чрезвычайной ситуации.
Примечание - Карта спасения для ТС - см. [1]-[4].
7 Общие требования к маркировке транспортного средства
Транспортные средства, находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, для безопасной работы экстренных и аварийных служб могут иметь индивидуальный код маркировки.
Разработка кода маркировки настоящим стандартом не предусмотрена, для этого необходим дополнительный стандарт, в соответствии с которым производитель ТС наносит его в добровольном порядке, в машиночитаемом виде, который позволяет идентифицировать ТС с возможностью переадресации на сторонний(юю) ресурс (ссылку), а также содержит информационную базу по картам спасения ТС.
7.1 Код маркировки ТС является уникальным для каждой модели и серии ТС.
7.2 Код маркировки на выпускаемое в обращение ТС размещает изготовитель ТС или уполномоченный им представитель.
7.3 Код маркировки ТС размещается в определенных легкодоступных местах ТС, для удобства считывания сотрудниками экстренных и аварийных служб.
7.4 Создание кода маркировки ТС возможно на основе применения:
- технологии RFID - меток;
- задействования ресурсов Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС";
- других перспективных технологий.
7.5 Окончательный выбор технологии по установлению единой системы кода маркировки ТС, а также места его размещения по единым установленным правилам в настоящем стандарте не определены.
8 Общие требования к идентификации транспортного средства
Проверку соответствия аварийного ТС с информацией, содержащейся в информационной базе по картам спасения для ТС, с использованием кода маркировки выполняют сотрудники экстренных и аварийных служб, путем запроса на сторонний(юю) информационный(ую) ресурс (ссылку).
8.1 Информационный ресурс содержит сведения по всем картам спасения для ТС, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, которые предоставлены изготовителями ТС.
8.2 Управление информационным ресурсом, содержащим сведения по картам спасения для ТС, осуществляет организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации.
Библиография
Ключевые слова: карта спасения для транспортного средства, код маркировки транспортного средства, идентификация транспортного средства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.8.12-2022 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Карта спасения для транспортного средства. Термины и определения. Общие требования к кодификации, маркировке и идентификации" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2022 г. N 403-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2022 г.
Дата введения - 1 февраля 2023 г.