Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Астраханской области
от 10.06.2022 N 225-Пр
Прогноз
социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2024 года
1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2024 года
Наименование |
Ед. изм. |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,39 |
97,84 |
99,10 |
104,62 |
105,64 |
102,17 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности |
млн руб. |
601 246,3 |
682 846,2 |
694 320,5 |
751 830,6 |
762 790,3 |
780 386,0 |
Индекс промышленного производства - всего |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,7 |
99,4 |
98,0 |
106,4 |
107,8 |
101,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
94,2 |
96,1 |
97,5 |
107,1 |
109,4 |
102,1 |
по отрасли "Обрабатывающие производства" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
124,8 |
125,4 |
101,4 |
102,6 |
97,7 |
98,1 |
по отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
98,4 |
98,7 |
99,0 |
100,1 |
100,0 |
100,0 |
по отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
98,0 |
102,0 |
102,0 |
103,0 |
101,0 |
101,6 |
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
72 976,3 |
73 313,3 |
76 578,6 |
77 356,2 |
80 103,3 |
81 795,2 |
Индекс производства по отрасли "Сельское хозяйство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,4 |
101,6 |
100,5 |
101,7 |
100,3 |
101,7 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн руб. |
40 900,15 |
40 927,53 |
42 701,52 |
42 731,78 |
44 583,97 |
44 617,23 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
61,40 |
61,50 |
100,10 |
100,20 |
100,20 |
100,30 |
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
83,34 |
83,73 |
71,23 |
71,98 |
77,40 |
78,00 |
Темп роста инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
59,1 |
59,8 |
79,8 |
80,5 |
102,8 |
102,9 |
Объем инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
78,54 |
78,92 |
67,25 |
67,96 |
73,17 |
73,64 |
Темп инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
% к предыдущему году |
58,9 |
59,6 |
79,9 |
80,6 |
102,9 |
102,9 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Астраханской области |
тыс. руб. |
44,62 |
45,04 |
47,39 |
48,20 |
50,47 |
51,67 |
% к предыдущему году |
106,00 |
107,00 |
106,20 |
107,00 |
106,50 |
107,20 |
|
Численность занятых в экономике |
тыс. человек |
426,5 |
426,7 |
425,8 |
426,0 |
426,0 |
426,3 |
Потребность Астраханской области в иностранных работниках |
тыс. чел. |
20,81 |
23,36 |
23,10 |
24,26 |
23,60 |
24,78 |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) |
тыс. чел. |
61,70 |
62,50 |
61,85 |
63,25 |
62,70 |
64,10 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
% |
14,5 |
14,6 |
14,5 |
14,8 |
14,7 |
15,0 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
15,1 |
14,3 |
14,2 |
11,9 |
11,9 |
9,5 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
116,50 |
117,50 |
105,40 |
106,10 |
103,70 |
104,00 |
Прибыль прибыльных организаций |
млн руб. |
207 999,38 |
241 077,96 |
126 405,56 |
129 448,17 |
145 499,76 |
149 351,57 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн руб. |
113 195,10 |
114 319,20 |
119 985,80 |
122 550,60 |
128 148,20 |
131 703,50 |
Остаточная стоимость основных фондов |
млн руб. |
853 314,0 |
853 465,5 |
867 970,1 |
868 418,0 |
861 606,2 |
862 289,8 |
Продолжение таблицы
Наименование |
Ед. изм. |
2022-2024 годы |
|
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,91 |
104,58 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности |
млн руб. |
2 058 357,12 |
2 215 062,81 |
Индекс промышленного производства - всего |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,22 |
107,46 |
в том числе: |
|
|
|
по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,47 |
105,10 |
по отрасли "Обрабатывающие производства" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
123,62 |
126,20 |
по отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,46 |
98,85 |
по отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,96 |
106,74 |
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
229 658,3 |
232 464,7 |
Индекс производства по отрасли "Сельское хозяйство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,21 |
105,08 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн руб. |
128 185,65 |
128 276,53 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
61,58 |
61,81 |
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
231,96 |
233,70 |
Темп роста инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
48,48 |
49,54 |
Объем инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
218,96 |
220,52 |
Темп инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
% к предыдущему году |
48,44 |
49,43 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Астраханской области |
тыс. руб. |
х |
х |
% к предыдущему году |
119,89 |
122,73 |
|
Численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
х |
х |
Потребность Астраханской области в иностранных работниках |
чел. |
х |
х |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) |
тыс. чел. |
х |
х |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
% |
х |
х |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
х |
х |
Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
х |
х |
Прибыль прибыльных организаций |
млн руб. |
479 904,7 |
519 877,7 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн руб. |
х |
х |
Остаточная стоимость основных фондов |
млн руб. |
х |
х |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Астраханской области
Основные тенденции социально-экономического развития Астраханской области в 2021 году определяются острой санитарно-эпидемиологической ситуацией, поскольку на территории Российской Федерации, как и во всем мире, распространилась новая коронавирусная инфекция (COVID-19), которая существенно повлияла на внешние и внутренние условия развития экономики.
Индекс потребительских цен за 2021 год составил 106,73% к уровню 2020 года (по Российской Федерации - 106,7%).
По итогам 2021 года зафиксирован рост среднедушевых денежных доходов на уровне 105,9%. Размер среднедушевых доходов составил 26,7 тыс. руб. Реальные располагаемые денежные доходы - 98,8%.
Ситуация на регистрируемом рынке труда Астраханской области за 2021 год характеризуется стабилизацией числа обращений граждан в агентство по занятости населения Астраханской области с целью поиска работы и снижением численности безработных.
Уровень зарегистрированной безработицы за 2021 год составил 1,7%, что значительно ниже показателя за аналогичный период 2020 года (5,8%). В 2021 году численность зарегистрированных безработных составила около 8,7 тыс. чел., что более, чем в 3,4 раза ниже, чем в 2020 году - 29,4 тыс. человек.
По итогам 2021 года индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых составил 94,6%. Положительные темпы были поддержаны результатами работы сельского хозяйства (темп - 101,5%).
Результаты работы обрабатывающей промышленности продемонстрировали сокращение объемов производства по сравнению с уровнем 2020 года (темп - 77,1%). Определяющее влияние на данное снижение оказали прежде всего отрасли по производству нефтепродуктов (69,3% к уровню 2020 года), химическому производству (82,4%) и судостроительная отрасль (66,0%).
В сельском хозяйстве в 2021 году объемы производства выросли на 1,5% и составили в фактических ценах более 63,5 млрд рублей, из которых более 39,7 млрд рублей составила продукция растениеводства (темп роста - 103,5%), 23,8 млрд рублей - продукция животноводства (темп роста - 98,0%). Основной составляющей роста в животноводстве стало производство скота и птицы на убой (темп роста - 100,2%) и молока (темп роста - 100,1%).
В 2021 году объем строительных работ составил 63,8 млрд рублей, что на 42,2% выше уровня 2020 года.
В результате объем ВРП составит по итогам 2021 года 662,6 млрд рублей с темпом роста по отношению к 2020 году 98,6% (оценка динамики ВВП за аналогичный период - 104,7%).
Инвестиции в основной капитал сложились по итогам 2021 года на уровне 125,7 млрд рублей, что составляет 105,3% к уровню предыдущего года. Увеличение объемов относительно 2020 года обусловлено строительством и вводом в эксплуатацию ветропарка в Черноярском районе Астраханской области.
По итогам 2021 года оборот розничной торговли вырос со 174,8 млрд рублей (2020 год) до 194,8 млрд рублей (2021 год) или на 4%. Уровень платных услуг населению составил 43,3 млрд рублей (темп к предыдущему году - 106,7%).
В 2021 году сохранился положительный темп роста заработной платы - 108,3% к уровню 2020 года. В результате ее величина составила 42,1 тыс. рублей на 1 работника.
По итогам 2021 года коэффициент смертности превышал коэффициент рождаемости - 16,3 и 10,8 на 1000 человек населения соответственно. Коэффициент рождаемости в Астраханской области на 1,2 процентных пункта превышает аналогичный российский показатель (Астраханская область - 10,8; Российская Федерация - 9,6). Коэффициент смертности в Астраханской области ниже показателя по Российской Федерации (Астраханская область - 16,3; Российская Федерация - 16,8).
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Астраханской области на среднесрочный период
Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года учитывают тенденции и внешние потенциалы развития Астраханской области, региональные конкурентные преимущества, естественные и создаваемые факторы и превосходства, а также конкурентные факторы риска для региона.
Внешние ограничения, определяющие в целом состояние экономической стабильности в Российской Федерации, связаны с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Кроме того, в 2022 году после введения санкций крупными странами против Российской Федерации нарушились транспортно-логистические связи.
В качестве внутренних факторов социально-экономического развития Астраханской области выступают следующие региональные преимущества: значительные запасы природных ресурсов, благоприятные природные условия, предпосылки для развития альтернативной энергетики, выгодное географическое положение, природно-исторические предпосылки для развития туризма.
Риски, определяющие ограничения развития экономики, максимально учтены в консервативном варианте прогноза социально-экономического развития Астраханской области на период до 2024 года.
Консервативный сценарий характеризуется высокими рисками неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжного восстановления мировой экономики, заморозки инвестиционных проектов вследствие влияния санкционной политики, увеличения оттока молодежи и квалифицированных кадров, обмеления судоходных каналов.
Рост экономики Астраханской области в базовом сценарии характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста за счет выхода на проектную мощность по уже завершенным проектами и модернизации энерго-сырьевого комплекса и развития обрабатывающей промышленности.
Для Астраханской области в 2022-2024 годах будут использованы следующие возможности: участие в федеральных инициативах, привлечение федеральных инвестиций в рамках реализации государственных программ и национальных проектов, развитие инновационных технологий, повышение привлекательности Астраханской области для рабочей силы из соседних регионов, улучшение имиджа Астраханской области на российских и зарубежных рынках инвестиций, товаров и услуг.
3. Направления социально-экономического развития Астраханской области и целевые показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития
Валовой региональный продукт
Снижение на 1,4% ВРП в 2021 году обусловлено введением ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Астраханской области.
Наибольший вклад в формирование ВРП области осуществлен организациями добывающей отрасли (более 45%), транспортировки и связи (7,9%), агропромышленного комплекса (6,1%), оптовой и розничной торговли (6,0%).
По базовому варианту прогноза объем ВРП области прогнозируется в 2024 году в текущих основных ценах в объеме 934,3 млрд руб., что в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года на 4,6%. В расчете на душу населения области в 2024 году ВРП планируется в размере 964,1 тыс. рублей (144,6% к уровню 2021 года).
По консервативному варианту прогноза объем ВРП области прогнозируется в 2024 году в текущих основных ценах в объеме 910,7 млрд руб., что в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года на 0,9%. В расчете на душу населения области ВРП планируется в 2024 году в размере 942,1 тыс. рублей (141,3% к уровню 2021 года).
Промышленное производство
По итогам работы за 2021 год индекс промышленного производства к 2020 году составил 92,8%. Индекс промышленного производства в оценке 2022 года составит 99,4% к уровню 2021 года. Снижение объемов производства обусловлено в большей степени продолжением тенденции сокращения
объемов в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Общий индекс промышленного производства прогнозируется в 2023 году на уровне 106,4%, в 2024 году - 101,6%.
Добыча полезных ископаемых
Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых прогнозируется в 2022 году на уровне 96,1%, в 2023 году - 107,1%, в 2024 году - 102,1%. При этом индекс промышленного производства по добыче сырой нефти и природного газа в 2024 году по отношению к 2021 году прогнозируется на уровне 105,4%, по добыче прочих полезных ископаемых - 92,7%.
Основные перспективы развития добычи полезных ископаемых связаны с эффективным освоением минерально-сырьевой базы региона, в которой преобладают газ, конденсат и нефть.
Обрабатывающие производства
По виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" индекс производства в 2024 году по отношению к 2021 году составит 126,2%.
Индекс производства в пищевой отрасли в 2022 году составит 100,5%, в 2023 году - 102,5%, в 2024 году - 101,0%. Развитие вида деятельности "Производство пищевых продуктов" будет сопряжено с трансформацией агропромышленного комплекса Астраханской области в один из наиболее эффективных, технологичных, инновационно ориентированных промышленных секторов Южного Поволжья и Каспийского региона со специализацией на производстве овощей и продуктов их переработки.
В сфере производства нефтепродуктов в 2022 году индекс производства составит 148,2%, в 2023 году - 101,5%, в 2024 году - 93,5%. Развитие данного вида деятельности до 2024 года будет определяться реализацией проекта по расширению производств N 3, 6 на Астраханском газоперерабатывающем заводе.
В химической отрасли в 2024 году к 2021 году индекс производства составит 130,8%. Основная динамика данной отрасли связана с установлением плановых заданий предприятий газодобывающего комплекса по добыче природного газа и газового конденсата и, как следствие, по производству серы.
В отрасли судостроения индекс производства к 2024 году вырастет на 17,2% к 2021 году. Развитие судостроительной отрасли региона в прогнозируемом периоде будет связано главным образом с освоением континентального шельфа Каспийского моря, обустройством морских нефтяных месторождений и последующей добычей углеводородов и будет включать в себя строительство офшорной техники (морских платформ), вспомогательного и транспортного флота, организацию их обслуживания и ремонта.
Энергетика и водоснабжение
В 2022 году по прогнозу индекс производства по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" составит 98,7%, в 2023 году - 100,1%, в 2024 году - 100,0%.
С учетом реализации в регионе инвестиционной программы по строительству и модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, направленной на обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения, индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в 2022 году составит 102,0%, в 2023 году - 103,0%, в 2024 году - 101,6%.
Сельское хозяйство
В 2022-2024 годах будет обеспечена дальнейшая реализация приоритетных направлений развития сельского хозяйства, внедрения новых технологий и техники. Объем валовой сельскохозяйственной продукции с 73,3 млрд рублей в 2022 году возрастет до 81,8 млрд рублей в 2024 году. Темпы роста агропромышленной продукции составят в 2022 году 101,6%, в 2023 году - 101,7%, в 2024 году - 101,7%. По консервативному варианту прогноза темп роста продукции сельского хозяйства прогнозируется в 2022 году на уровне 101,4%, в 2023 году - 100,5%, в 2024 году - 100,3%.
Перспективным направлением развития растениеводства с учетом благоприятных климатических условий региона является производство овощей закрытого грунта.
Темп роста производства овощей составит в 2022 году 107,9%, в 2023 году - 101,1%, в 2024 году - 100,8%.
Животноводство является одной из основных составляющих агропромышленного комплекса. Темп роста производства скота и птицы на убой составит в 2022 году 100,1%, в 2023 году - 100,3%, в 2024 году - 100,1%.
Строительство
В 2021 году объем строительных работ составил 63,8 млрд рублей, что на 42,2% выше уровня 2020 года. Увеличение показателя обусловлено строительством ветропарка в Черноярском районе Астраханской области.
В периоде 2023-2024 годов базовый вариант развития строительной отрасли предполагает, что объем работ по виду деятельности "строительство" в 2023 году составит 42,7 млрд рублей, в 2024 году - 44,6 млрд рублей. За период 2023-2024 годов прирост показателя в сопоставимых ценах составит +0,5%.
Консервативный сценарий формирования объема строительных работ в рассматриваемом периоде предполагает, что прирост показателя за период 2023-2024 годов составит +0,3%.
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отразилась на большинстве субъектов малого и среднего предпринимательства, которые были вынуждены приостановить свою деятельность.
Так, факт 2021 года по отношению к 2020 году показывает снижение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий на 8,7% и снижение количества предприятий на 1,3%.
Вместе с тем однако наблюдается постепенное восстановление докризисного уровня в сфере малого и среднего предпринимательства. Так, оценка 2021 года по отношению к 2020 году показывает незначительное увеличение оборота на 1,1%.
Таким образом, в 2022-2024 годах прогнозируется рост количества малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), по сравнению с оценочным уровнем 2021 года на 3%, что составит 28,9 тыс. ед., при этом среднесписочная численность работников малых и средних предприятий увеличится на 1,8% и достигнет 64,1 тыс. чел., а оборот вырастет на 5% и будет превышать 180,4 млрд руб. по базовому варианту прогноза.
По консервативному варианту прогноза количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2024 году прогнозируется в размере 28,3 тыс. ед., при этом среднесписочная численность работников малых и средних предприятий достигнет 62,7 тыс. чел., а оборот будет превышать 179,5 млрд рублей.
Инвестиции
В 2021 году объем инвестиций в основной капитал составил 125,7 млрд рублей, что на 5,3% выше уровня 2020 года.
Анализ источников финансирования капитальных затрат показал сохранение в 2021 году тенденции преобладания привлеченных средств, доля которых в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций составила 80,6%, освоено 61,1 млрд рублей.
В 2022 году инвестиции в основной капитал ожидаются в объеме 83,7 млрд рублей, что составит 59,8% к уровню 2021 года.
Базовый сценарий прогноза инвестиций в основной капитал основывается на предпосылках реализации проектов в рамках сформированного плана инвестиционных затрат хозяйствующими субъектами по реализуемым проектам. В 2022 году общий объем капитальных вложений составит 83,7 млрд рублей, в 2023 году - около 72,0 млрд рублей, в 2024 году - около 78,0 млрд рублей. По консервативному варианту прогноза объем капитальных вложений прогнозируется в 2022 году на уровне 83,3 млрд руб., в 2023 году - 71,2 млрд руб., в 2024 году - 77,4 млрд рублей. По оценке министерства экономического развития Астраханской области темп капитальных вложений за 2022-2024 годы сложится на уровне 49,5% в сопоставимых ценах.
Преобладающая доля в объеме инвестиций в отрасли добычи полезных ископаемых будет приходиться на добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях.
Труд и занятость
В структуре денежных доходов населения наибольший удельный вес занимает оплата труда наемных работников. Значительное влияние на данный показатель оказывает среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников.
В 2021 году показатель среднемесячной заработной платы работников сложился в сумме 42 095,5 руб. (108,3%).
В прогнозном периоде по базовому варианту ежегодно ожидается положительная динамика: в 2022 году - 45 042,2 руб. (107%), в 2023 году - 48 195,1 руб. (107%), в 2024 году - 51 665,2 руб. (107,2%). Это связано с реализацией инвестиционных проектов по созданию новых производств в реальном секторе экономики, расширением имеющихся производственных предприятий, снижением неформальной занятости, в бюджетном секторе - с соблюдением уровня заработной платы отдельным категориям бюджетников, предусмотренного указами Президента Российской Федерации.
По консервативному варианту прогноза заработная плата будет расти более низкими темпами и к 2024 году достигнет уровня 50 467,9 рубля.
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), составила 8,7 тыс. чел., по базовому варианту в 2022 году - 14,3 тыс. чел., в 2023 году - 11,9 тыс. чел., в 2024 году - 9,5 тыс. чел. По консервативному варианту к 2024 году значение показателя составит 11,9 тыс. человек.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Астраханской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Прогноз баланса трудовых ресурсов Астраханской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
По-видимому, в тексте таблицы допущена опечатка. "ОКВЭД" следует читать: "ОКВЭД2"
Наименование показателя |
Единица измерения |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе: |
тыс. человек |
562,1 |
562,2 |
561,4 |
561,6 |
560,2 |
560,3 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
508,9 |
509,0 |
506,1 |
506,2 |
504,4 |
504,5 |
иностранные трудовые мигранты |
тыс. человек |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,7 |
7,8 |
8,9 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе: |
тыс. человек |
45,2 |
45,2 |
47,3 |
46,7 |
48,0 |
46,9 |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
42,8 |
42,8 |
44,9 |
44,2 |
45,6 |
44,4 |
подростки моложе трудоспособного возраста |
тыс. человек |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
2,5 |
2,4 |
2,5 |
Численность занятых в экономике - всего, в том числе по разделам ОКВЭД: |
тыс. человек |
426,5 |
426,7 |
425,8 |
426,0 |
426,0 |
426,3 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
тыс. человек |
56,5 |
56,6 |
56,5 |
56,6 |
56,6 |
56,7 |
добыча полезных ископаемых |
тыс. человек |
10,1 |
10,1 |
10,1 |
10,1 |
10,1 |
10,1 |
обрабатывающие производства |
тыс. человек |
40,8 |
40,8 |
40,8 |
40,8 |
40,8 |
40,8 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
тыс. человек |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
тыс. человек |
5,4 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
строительство |
тыс. человек |
25,4 |
25,4 |
25,3 |
25,4 |
25,4 |
25,4 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
тыс. человек |
72,0 |
72,0 |
71,9 |
71,9 |
71,9 |
71,9 |
транспортировка и хранение |
тыс. человек |
32,7 |
32,7 |
32,7 |
32,7 |
32,7 |
32,7 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
тыс. человек |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
деятельность в области информации и связи |
тыс. человек |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
деятельность финансовая и страховая |
тыс. человек |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
тыс. человек |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
тыс. человек |
8,6 |
8,6 |
8,6 |
8,6 |
8,6 |
8,6 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
тыс. человек |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
тыс. человек |
30,4 |
30,4 |
30,4 |
30,4 |
30,4 |
30,4 |
образование |
тыс. человек |
33,4 |
33,4 |
33,4 |
33,4 |
33,4 |
33,4 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
тыс. человек |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
тыс. человек |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
прочие виды экономической деятельности |
тыс. человек |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего, в том числе: |
тыс. человек |
135,5 |
135,5 |
135,6 |
135,6 |
134,2 |
134,0 |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
тыс. человек |
43,5 |
43,5 |
42,5 |
43,1 |
43,0 |
44,1 |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
тыс. человек |
11,0 |
11,0 |
17,9 |
17,4 |
15,2 |
14,8 |
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
тыс. человек |
81,0 |
81,0 |
75,2 |
75,1 |
76,0 |
75,1 |
Потребность в привлечении иностранных работников - всего, в том числе по разделам ОКВЭД: |
человек |
20814 |
23361 |
23100 |
24255 |
23600 |
24780 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
человек |
6661 |
7547 |
6714 |
7585 |
6734 |
7623 |
добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства |
человек |
5828 |
6479 |
5811 |
6984 |
6359 |
7196 |
строительство |
человек |
812 |
911 |
813 |
913 |
814 |
916 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи |
человек |
2290 |
2472 |
2405 |
2596 |
2525 |
2726 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
человек |
458 |
500 |
467 |
510 |
477 |
520 |
прочие виды деятельности |
человек |
4765 |
5452 |
6890 |
5667 |
6691 |
5799 |
В 2022-2024 годах прослеживается снижение численности занятых в экономике к 2024 году. Значение показателя в 2024 году составит 426,3 тыс. человек по базовому варианту прогноза, 426,0 тыс. человек - по консервативному варианту прогноза.
На снижение занятого населения оказало воздействие снижение общей численности населения, проживающего в Астраханской области, миграционный отток населения.
В 2021 году численность занятых в экономике оценивается на уровне 440,8 тыс. человек, в 2022 году - 426,7 тыс. человек, в 2023 году - 426,0 тыс. человек, в 2024 году - 426,3 тыс. человек.
Анализ структуры занятости населения показал, что основная доля (около 40%) занята в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, торговля оптовая и розничная, обрабатывающие производства.
При положительной динамике социально-экономического развития региона, создании новых рабочих мест, сокращении высвобождения и объемов неполной занятости работников предприятий и организаций возможно улучшение ситуации на рынке труда, снижение напряженности и уровня безработицы.
4. Основные параметры государственных программ Астраханской области
В настоящее время на территории Астраханской области реализуются 23 государственные программы. Основные параметры государственных программ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Государственные программы Астраханской области
N |
Перечень нормативных правовых актов, утверждающих государственные программы Астраханской области |
Сроки |
Государственный заказчик - координатор государственной программы |
1 |
Постановление Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 352-П "О государственной программе "Информационное общество Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области |
2 |
Постановление Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 355-П "О государственной программе "Содействие занятости населения Астраханской области" |
2015-2024 годы |
агентство по занятости населения Астраханской области |
3 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
4 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П "О государственной программе "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
5 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 370-П "О государственной программе "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство физической культуры и спорта Астраханской области |
6 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 371-П "О государственной программе "Развитие здравоохранения Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство здравоохранения Астраханской области |
7 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 372-П "О государственной программе "Экономическое развитие Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство экономического развития Астраханской области |
8 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 388-П "О государственной программе "Развитие культуры и туризма в Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство культуры и туризма Астраханской области |
9 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П "О государственной программе "Охрана окружающей среды Астраханской области" |
2015-2025 годы |
служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
10 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П "О государственной программе "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
11 |
Постановление Правительства Астраханской области от 16.09.2014 N 400-П "О государственной программе "Развитие промышленности и транспортной системы Астраханской области" |
2015-2028 годы |
министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области |
12 |
Постановление Правительства Астраханской области от 25.09.2014 N 402-П "О государственной программе "Развитие образования Астраханской области" |
2015-2029 годы |
министерство образования и науки Астраханской области |
13 |
Постановление Правительства Астраханской области от 07.10.2014 N 427-П "О государственной программе "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области |
14 |
Постановление Правительства Астраханской области от 08.10.2014 N 429-П "О государственной программе "Развитие жилищного строительства в Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
15 |
Постановление Правительства Астраханской области от 31.08.2017 N 292-П "О государственной программе "Формирование современной городской среды на территории Астраханской области" |
2018-2024 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
16 |
Постановление Правительства Астраханской области от 21.12.2017 N 500-П "О государственной программе "Патриотическое воспитание населения Астраханской области" |
2018-2024 годы |
агентство по делам молодежи Астраханской области |
17 |
Постановление Правительства Астраханской области от 05.07.2018 N 272-П "О государственной программе "Обеспечение государственной политики в области противодействия коррупции в Астраханской области" |
2018-2023 годы |
служба по противодействию коррупции Астраханской области |
18 |
Постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П "О государственной программе "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области" |
2022-2027 годы |
министерство культуры и туризма Астраханской области |
19 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.03.2020 N 97-П "О государственной программе "Обеспечение общественного порядка и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области" |
2021-2026 годы |
администрация Губернатора Астраханской области |
20 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.03.2020 N 98-П "О государственной программе "Повышение кадрового потенциала исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области" |
2022-2027 годы |
администрация Губернатора Астраханской области |
21 |
Постановление Правительства Астраханской области от 18.12.2020 N 599-П "О государственной программе "Гражданская оборона, защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечение безопасности людей на водных объектах" |
2022-2027 годы |
министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области |
22 |
Постановление Правительства Астраханской области от 24.12.2020 N 659-П "О государственной программе "Создание условий для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Астраханской области" |
2022-2027 годы |
министерство экономического развития Астраханской области |
23 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.11.2021 N 518-П "О государственной программе "Молодёжь Астраханской области" |
2022-2027 годы |
агентство по делам молодежи Астраханской области |
Основные приоритеты и цели государственной политики в сферах реализации государственных программ определены федеральными и региональными документами стратегического планирования, а также иными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Правительства Астраханской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Астраханской области от 10 июня 2022 г. N 225-Пр "О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.