Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение D
(справочное)
Векторный анализ изменений вибрации
D.1 Общие положения
Критерии оценки вибрационного состояния машины основываются на измеренном уровне установившейся вибрации и любых изменениях этого уровня. Однако в некоторых случаях изменения вибрации могут быть зафиксированы только с помощью анализа отдельных частотных составляющих. Такие изменения не рассматриваются в отношении частотных составляющих, несинхронных с вращением вала.
Полученный в результате измерений в установившемся режиме работы машины сигнал широкополосной вибрации имеет сложный характер и включает в себя разные частотные составляющие. Каждая из этих составляющих определяется ее частотой, амплитудой и фазой относительно некоторого известного начала отсчета. Стандартные средства измерений, применяемые для контроля вибрационного состояния, измеряют общий уровень сигнала и не разделяют его на отдельные частотные составляющие. Применение средств с большими функциональными возможностями позволяет определить амплитуду и фазу каждой частотной составляющей, чтобы по их изменениям судить о возможных причинах аномального поведения машины.
Значительные изменения отдельных частотных составляющих не всегда в той же степени отражаются на общей вибрации в широкой полосе частот, поэтому критерий общей вибрации может быть дополнен измерениями фазовых соотношений.
D.2 Важность оценки изменения вектора
На рисунке D.1, представляющем собой график в полярных координатах, показано изменение вектора одной из частотных составляющих сигнала вибрации сложной формы. Вектор соответствует исходному установившемуся вибрационному состоянию машины, характеризуемому среднеквадратичным значением скорости 3 мм/с и фазовым углом 40°. Вектор A 2 соответствует установившемуся вибрационному состоянию после некоторых изменений состояния машины и определяется среднеквадратичным значением скорости 2,5 мм/с при фазовом угле 180°. Из рисунка D.1 видно, что хотя среднеквадратичное значение скорости уменьшилось на 0,5 мм/с, истинное изменение вибрации характеризуется вектором A 2-A 1, модуль которого равен 5,2 мм/с, что в 10 раз больше того значения, которое получается при сравнении абсолютных значений данной составляющей вибрации.
D.3 Контроль изменений вектора вибрации
Приведенный пример ярко иллюстрирует возможности контроля изменений вектора вибрации. Однако следует иметь в виду, что общий вибрационный сигнал состоит из ряда частотных составляющих, и для каждой из них можно фиксировать свое изменение вектора. Кроме того, недопустимое изменение вектора для одной из составляющих может быть вполне приемлемо для другой. Поэтому в настоящем стандарте критерий изменения вектора отдельных частотных составляющих не установлен.
A 1 - вектор исходного состояния с модулем = 3 мм/с и фазой = 40°; A 2 - вектор изменившегося состояния с модулем = 2,5 мм/с и фазой = 180°; A 2-A 1 - вектор изменения состояния с модулем = 5,2 мм/с (при изменении модуля вектора = - 0,5 мм/с)
Рисунок D.1 - Сравнение изменения вектора и изменения модуля вектора для одной частотной составляющей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.