Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение C
(рекомендуемое)
Руководство
по установлению критериев оценки вибрационного состояния по измерениям на вращающихся и невращающихся частях машин
C.1 Рекомендации по определению границ зон вибрационного состояния
Настоящий стандарт является базовым документом для разработки руководств по измерению и оценке вибрации машин, поэтому в нем не установлены критерии оценки вибрационного состояния для конкретных видов машин.
Если руководства по оценке вибрационного состояния машины данного вида отсутствуют, то ее вибрацию оценивают на основе опыта эксплуатации машин такого же или схожего вида. Установление критериев должно быть предметом соглашения между поставщиком и покупателем машины. При этом принимают во внимание влияющие факторы, такие как точки, направления и диапазон частот измерений, податливость опоры и условия работы машины.
При недостатке информации об оценке вибрации машины можно воспользоваться рекомендациями настоящего приложения, сведенными в таблицу C.1, в отношении возможных значений границ зон вибрационного состояния (см. 6.3.2.3) при измерениях вибрации на невращающихся частях.
Таблица C.1 - Диапазоны типичных значений границ между зонами вибрационного состояния для измерений вибрации на невращающихся частях
Диапазоны типичных значений границ между зонами вибрационного состояния для измерений среднеквадратичных значений скорости, мм/с |
Примечание 1 - Приведенные в таблице данные предназначены для применения только в отношении машин, для которых отсутствуют стандартизованные руководства и нет достаточного опыта в установлении критериев вибрационного состояния по результатам эксплуатации. Примечание 2 - Для машин малых размеров (таких как электродвигатели мощностью до 15 кВт) границы зон обычно будут в нижней области диапазона возможных значений; для крупных машин (например, первичного двигателя на податливой опоре в направлении измерений) границы зон обычно будут в верхней области диапазона возможных значений. |
Дополнительно можно принять во внимание, что, как правило:
a) для машин малых размеров (таких как электродвигатели мощностью до 15 кВт) границы зон обычно будут в нижней области диапазона возможных значений;
b) для крупных машин (например, первичного двигателя на податливой опоре в направлении измерений) границы зон обычно будут в верхней области диапазона возможных значений.
Данные, приведенные в таблице C.1, могут служить предметом обсуждения между поставщиком и покупателем машины с целью согласовать обоснованные, не завышенные требования к машине. В конечном итоге числовые значения границ зон всегда должны быть предметом такого соглашения.
Данные, приведенные в таблице C.1, не следует применять в отношении оценки вибрации валов. Критерии для вибрации валов будут в еще большей степени чувствительны к особенностям конструкции машины, в частности, к точкам измерений и податливости опоры.
Примечание - Еще одной причиной, почему в настоящем приложении не рассматриваются возможные значения границ зон вибрационного состояния для измерений вибрации валов, является то, что на практике подобные измерения проводят для ограниченного класса машин, и для подобных машин обычно уже разработаны соответствующие стандартизованные руководства.
C.2 Общее руководство по определению критериев вибрационного состояния по измерениям вибрации на невращающихся частях
Кривые, соответствующие критерию среднеквадратичного значения скорости v ms, мм/с, изображенные на рисунке 9, могут быть описаны формулой
,
(C.1)
где v A - критерий постоянной среднеквадратичной скорости, применяемый для зоны A в диапазоне частот между f x и f y, мм/с;
Z bound - коэффициент, определяющий границы зон (например, предельное значение для зоны A может быть получено при Z bound = 1; для зоны B - при Z bound = 2,56; для зоны C - при Z bound = 6,4). Данный коэффициент может зависеть от рабочих характеристик машины: скорости, нагрузки, давления, расхода и т.п.;
f x, f y - частоты, между которыми применяют критерий постоянной скорости, Гц;
f w - частота, принимающая значения f w = f y для f f y и f w = f для f > f y, Гц;
f z - частота, принимающая значения f z = f для f < f x и f z = f x для f f x, Гц;
f - частота, для которой определяют предельное значение v rms, Гц;
k, m - постоянные, зависящие от вида машины.
Для некоторых машин возможно установление критерия постоянной скорости во всем диапазоне частот измерений вместо кривых, показанных на рисунке 9.
Примечание - Показанные на рисунке 9 частоты f u и f 1 являются соответственно верхней и нижней границами диапазона частот измерений широкополосной вибрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.