Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства образования
и науки Республики Дагестан
от 16.06.2022 N 05-02-1-533/22
Положение
о системе мониторинга качества дошкольного образования в образовательных организациях Республики Дагестан
I. Общие положения
1.1. Система мониторинга качества дошкольного образования (далее соответственно - МКДО, ДО) является эффективным механизмом управления качеством образовательной деятельности и условий, созданных для ее успешной реализации. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных характеристик (критериев, показателей, индикаторов) и инструментов для их оценки (измерения), определяющих степень соответствия их совокупности федеральному государственному образовательному стандарту ДО, региональным приоритетам развития системы ДО, а также учитывающая интересы и актуальные потребности участников образовательных отношений (детей и родителей (законных представителей).
1.2. Положение о системе МКДО (далее - Положение) определяет цели, задачи, единые подходы к определению критериев, показателей и индикаторов и подбору инструментов для мониторинга качества ДО, формированию системы контроля ее эффективности. Оно является основой для формирования систем мониторинга качества ДО муниципального и локального уровней.
1.3. Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
Указом Президента Российской Федерации 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 года N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Законом Республики Дагестан от 16 июня 2014 года N 48 "Об образовании в Республике Дагестан";
постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2014 года N 664 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие образования в Республике Дагестан";
иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями и инструкциями Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России), нормативными правовыми актами Правительства Республики Дагестан, приказами Министерства образования и науки Республики Дагестан (далее - Министерство).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.5. Основными принципами системы МКДО являются:
ориентация на федеральный государственный образовательный стандарт ДО и региональные приоритеты развития системы ДО;
ориентация на потребности и интересы участников образовательных отношений (детей, родителей (законных представителей), педагогов).
1.6. Основными функциями системы МКДО являются:
формирование системы нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества ДО;
оценка условий ДО посредством использования различных форм;
организационно-методическое сопровождение системы качества ДО на региональном уровне;
формирование критериев, показателей и целевых индикаторов для оценки и управления качеством ДО;
создание базы данных о состоянии системы ДО по различным направлениям оценки и управления качеством образования, ее поддержка в актуальном состоянии, дополнение аналитическими материалами;
создание системы информирования заинтересованных сторон о результатах функционирования системы мониторинга качества ДО, осуществление взаимодействия с потребителями информации по вопросам качества ДО.
II. Основные цели, задачи и показатели системы мониторинга качества дошкольного образования в образовательных организациях Республики Дагестан
2.1. Целью системы МКДО является повышение качества ДО по следующим направлениям:
- повышение качества образовательных программ ДО;
- повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- повышение качества образовательных условий в ДОО;
- повышение качества формирования и реализации адаптированных образовательных программ;
- повышение качества взаимодействия с семьей;
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- повышение качества управления в ДОО.
2.2. Задачами системы МКДО являются:
- обеспечение соответствия структуры и содержания образовательных программ ДО требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО и региональным приоритетам развития системы ДО;
- повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) через создание необходимых образовательных условий и использование эффективных форм и методов работы с детьми;
- обеспечение высокой результативности выполнения различных видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной и др.) через повышение профессионального уровня педагогических кадров системы ДО;
создание современной развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО, региональным приоритетам развития системы ДО;
создание необходимых психолого-педагогических условий для социально-личностного развития ребенка через повышение эффективности взаимодействия педагогов с семьей, максимальное использование потенциала игровой деятельности в развитии ребенка;
- обеспечение соответствия качества формирования и реализации адаптированных образовательных программ ДО требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО с учетом ограничений в развитии и состоянии здоровья обучающихся;
- повышение качества взаимодействия с семьей через использование ее педагогического потенциала в образовательном процессе ДОО;
- создание в ДОО условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечение безопасности осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода;
- внедрение системы внутреннего менеджмента качества ДО для формирования единой системы анализа и контроля в образовательной сфере и прогнозирования векторов ее развития.
2.3. Ежегодно по итогам МКДО проводится анализ достижения поставленных целей. При необходимости они корректируются с учетом полученных результатов, формулируются новые в рамках основных направлений системы МКДО - не менее одной цели по каждому направлению.
2.4. Для достижения поставленных целей системы МКДО определены следующие показатели:
- доля ДОО, в которых структура и содержание образовательных программ ДО соответствуют требованиям ФГОС ДО;
- доля образовательных программ ДО, в которых в программно-методическое обеспечение образовательных программ включены парциальные программы, отражающие приоритеты развития системы ДО;
- доля ДОО, в которых создана современная образовательная среда;
- доля ДОО, в которых педагоги используют эффективные формы и методы взаимодействия с детьми;
- доля ДОО, имеющих положительную динамику в численности педагогов с высшим педагогическим образованием (за 2 года);
- доля ДОО, имеющих положительную динамику в численности педагогов с первой и высшей квалификационными категориями (за 2 года);
- доля ДОО, в которых обеспечено качество образовательной инфраструктуры и развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях;
- доля ДОО, в которых созданы условия для социально-личностного развития ребенка;
- доля ДОО, в которых осуществляется взаимодействие сотрудников с семьями;
- доля ДОО, в которых созданы максимальные возможности для развития игровой деятельности;
- доля ДОО, в которых структура и содержание адаптированных образовательных программ ДО соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО, примерным адаптированным основным образовательным программам ДО;
- доля ДОО, которые обеспечены соответствующими кадрами (100%) для реализации адаптированных основных образовательных программ ДО;
- доля ДОО, использующих педагогический ресурс семьи в образовательном процессе, обеспечивающих индивидуальную поддержку ребенка в условиях семейного воспитания;
- доля ДОО, в которых родители удовлетворены образовательными услугами;
- доля ДОО, имеющих положительную динамику уровня заболеваемости (за 2 года);
- доля ДОО, обеспечивающих 100% выполнение показателей создания безопасных условий ДО, присмотра и ухода;
- доля ДОО, в которых выполняются нормы питания (85% - 100%);
- доля ДОО, в которых внутренняя система оценки качества функционирует с учетом всех компонентов управленческого цикла.
2.5. Инструментами для оценки состояния системы ДО Республики Дагестан и выработки управленческих решений являются мониторинги, социологические исследования, статистические отчеты, позволяющие учитывать мнения всех участников образовательных отношений о качестве образовательных процессов, об условиях, влияющих на их качество.
2.6. Порядок использования инструментов оценки системы ДО определен в графике, который ежегодно подлежит пересмотру.
III. Методы сбора, обработки информации и ее дальнейшее использование
3.1. Для получения качественных и количественных данных системы МКДО используются следующие методы сбора информации:
- анализ образовательных, в том числе адаптированных программ ДО, размещенных на официальных сайтах ДОО;
- педагогическое наблюдение образовательной деятельности (ее самоанализ);
- анализ/самоанализ развивающей предметно-пространственной среды;
- изучение планирующей документации педагогов;
- анализ данных ежегодного отчета о состоянии системы ДО;
- анализ/самоанализ психолого-педагогических условий (заполнение чек-листа);
- анализ кадрового состава педагогов ДОО, структуры ДОО, размещенных на сайте, контингента обучающихся в региональной информационной системе доступности ДО (далее - РИС ДДО);
- анализ результатов анкетирования родителей;
- анализ сводных чек-листов по обеспечению безопасности;
- анализ результатов мониторинга выполнения среднесуточных норм питания;
- анализ (самоанализ) положения о внутренней системе оценки качества (ВСОКО), результатов ее функционирования.
3.2. Источниками данных для получения необходимой информации являются:
- официальные сайты дошкольных образовательных организаций;
- результаты педагогических наблюдений за образовательной деятельностью;
- анализ планирующей, отчетной документации ДОО, локальных актов образовательной организации;
- самоанализ созданных в ДОО условий (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических) для реализации образовательных программ ДО;
- результаты социологических исследований об удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемых услуг;
- РИС ДДО.
3.3. Результаты мониторингов рассматриваются на совещаниях с руководителями образовательных организаций.
3.4. По итогам проведенных мониторингов на уровне управления образования принимаются меры и управленческие решения - конкретные действия, направленные на достижение поставленных целей с учетом выявленных проблемных областей. Указанные решения оформляются в виде приказов.
IV. Порядок взаимодействия участников мониторинга качества дошкольного образования
4.1. Участниками мониторинга качества ДО являются государственные и муниципальные ДОО, общеобразовательные организации, имеющие в своей структуре дошкольные группы, родители (законные представители), муниципальные органы управления образованием Республики Дагестан.
4.2. На локальном уровне для проведения МКДО приказом руководителя образовательной организации назначается ответственный координатор, который заполняет формы для образовательной организации (приложение 3), организует анкетирование родителей, проводит с педагогами организационную и разъяснительную работу в этом направлении.
4.3. На муниципальном уровне для проведения МКДО приказом муниципального органа управления образованием назначаются муниципальные эксперты, которые собирают данные от образовательных организаций и заполняют сводные формы мониторинга.
4.4. Результаты мониторинга рассматриваются на совещании руководителей образовательных организаций.
4.5. По завершению работы полученные результаты вносятся в региональные сводные формы, размещенные на онлайн-платформе в виде Google-таблиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.