Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 января 2002 г. N КА-А40/8174-01
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Закрытому акционерному обществу Торгово-посредническая компания "Аив-торг" с иском о взыскании штрафа в размере 10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2001 г. в иске отказано.
Не согласившись с решением, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права, а именно: ст. 9 ФЗ N 118 от 05.08.2000 г., ст.ст. 9, 13, 30, 31, 83, 116 НК РФ, ст. 10 ФЗ N 24-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования на 2000 г."
Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.
Как следует из материалов дела, решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.06.2001 г. N 97 Закрытое акционерное общество Торгово-посредническая компания "Аив-торг" привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 10 000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд первой инстанций исходил из того, что неправомерно применение санкций, установленных Налоговым Кодексом РФ за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования. Кроме того, по мнению суда, истец с 01.01.2001 г. не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию штрафных санкций.
Вывод суда об отсутствии у истца полномочий по взысканию штрафных санкций является ошибочным.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает, что вывод суда об отсутствии оснований для привлечения ЗАО ТПК "Аив-торг" к ответственности является правильным, поскольку отсутствует Закон, предусматривающий ответственность страхователя от несчастных случаев на производстве за несвоевременную постановку на учет.
При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего:
Федеральный закон "О бюджете фонда социального страхования на 2001 г." не предусматривает ответственность за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика либо иным образом улучшающие их положение, имеют обратную силу. Эта норма Закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ответчик зарегистрирован в Московской регистрационной палате 3 ноября 1998 г. Однако, с заявлением о регистрации в качестве страхователя он обратился 16.02.2001 г., т.е. событие (правонарушение) имело место в 2001 году.
Решением N 97 от 04.06.2001 г. на основании акта камеральной проверки N 100 от 08.05.2001 г. ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, на 2001 год принято не было.
Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст. 116 НК РФ, нельзя признать правильными.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального Закона "О введении ч. II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ "О налогах", взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица, занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя, являются правильными.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2001 г. по делу N А40-30013/01-108-342 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 января 2002 г. N КА-А40/8174-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании