В целях обеспечения реализации на территории Архангельской области федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в 2025 году;
комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию мастерских (производственных участков) (далее - комплекс мер).
2. Определить региональным координатором по реализации комплекса мер министерство образования Архангельской области.
3. Министерству образования Архангельской области, государственным профессиональным образовательным организациям, подведомственным исполнительным органам государственной власти Архангельской области, обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных комплексом мер.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 20 июня 2022 г. N 435-пп
Концепция
создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в 2025 году
I. Общие положения
Концепция создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в 2025 году (далее - концепция), определяет приоритетные цели и задачи в сфере развития материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в 2025 году (далее - создание мастерских).
Концепция разработана в целях обеспечения реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642.
Реализация концепции в соответствии с комплексом мер ("дорожной картой") по созданию и функционированию мастерских (производственных участков) (далее - комплекс мер) осуществляется при условии предоставления Архангельской области субсидии из федерального бюджета по результатам проводимого в 2022 году отбора субъектов Российской Федерации и города Байконура на предоставление в 2025 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов, направленных на приобретение товаров (работ, услуг) в целях создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642. От имени Архангельской области комплекс мер реализуется министерством образования Архангельской области.
II. Развитие системы среднего профессионального образования в Архангельской области
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлены следующие задачи:
модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
В целях достижения показателей федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" в Архангельской области в соответствии с соглашением от 7 февраля 2019 года, заключенным с Министерством просвещения Российской Федерации, реализуется региональный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" (Архангельская область)".
Основными направлениями деятельности министерства образования Архангельской области и образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования на территории Архангельской области (далее - профессиональные образовательные организации), ориентированными на повышение конкурентоспособности профессионального образования, являются:
модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;
увеличение объемов подготовки квалифицированных кадров со средним профессиональным образованием по наиболее востребованным экономикой Архангельской области профессиям и специальностям, в необходимых случаях - открытие подготовки по новым профессиям и специальностям;
внедрение независимой оценки качества подготовки квалифицированных кадров, в том числе проведение государственной итоговой аттестации выпускников в виде демонстрационного экзамена;
повышение квалификации руководителей профессиональных образовательных организаций и педагогических работников (прежде всего преподавателей и мастеров производственного обучения);
внедрение образовательных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ.
Модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций осуществляется за счет следующих источников:
средства федерального бюджета, получаемые профессиональными образовательными организациями в виде грантов в форме субсидии, предоставляемых Министерством просвещения Российской Федерации по результатам конкурсных отборов, проводимых в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование";
средства областного бюджета (как выделяемые профессиональным образовательным организациям в целях софинансирования их проектов, ставших победителями указанных выше конкурсных отборов, проводимых Министерством просвещения Российской Федерации, так и средства, выделяемые профессиональным образовательным организациям на создание отдельных мастерских, приобретение отдельных единиц дорогостоящих машин и оборудования);
средства областного бюджета, выделяемые профессиональным образовательным организациям на создание конкурсных площадок региональных чемпионатов "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)";
средства, получаемые профессиональными образовательными организациями в результате приносящей доход деятельности;
средства организаций-работодателей, а также машины, оборудование, инструменты, предоставляемые работодателями профессиональным образовательным организациям.
При подготовке к региональным чемпионатам "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", а также в целях подготовки профессиональных образовательных организаций к проведению государственной итоговой аттестации выпускников с использованием механизма демонстрационного экзамена создаются новые мастерские за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
В 2020-2021 годах созданы мастерские, соответствующие по оснащению современным требованиям, в следующих профессиональных образовательных организациях:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Каргопольский индустриальный техникум" по компетенциям "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей" и "Поварское дело";
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева" по компетенции "Поварское дело";
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельский техникум строительства и экономики" по компетенции "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей";
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельский педагогический колледж" по компетенциям "Плотницкое дело", "Столярное дело" и "Производство мебели".
В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области "Архангельский техникум строительства и экономики" приобретено современное высокотехнологичное оборудование по компетенции "Геопространственные технологии", которое необходимо для подготовки кадров по нескольким специальностям среднего профессионального образования:
"Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности";
"Земельно-имущественные отношения";
"Строительство и эксплуатация зданий и сооружений".
В настоящее время в Архангельской области создано 42 мастерские, оснащенные современным оборудованием, в том числе в соответствии с требованиями стандартов Ворлдскиллс Россия, из них 29 мастерских создано с привлечением средств федерального бюджета.
Необходимо отметить, что данная инфраструктура создается не только в крупных городах (Архангельск, Северодвинск), но и в небольших районных центрах (города Вельск, Каргополь, Котлас), что особенно важно для граждан, находящихся на учете в центре занятости населения, проживающих в этих городах и соседних с ними районах Архангельской области.
Создаваемая в рамках движения "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" инфраструктура активно используется при реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального обучения населения Архангельской области.
Профессиональные образовательные организации, в которых созданы мастерские, оснащенные современным оборудованием, принимают участие в программе организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография". При этом будут расширены перечень профессиональных образовательных организаций и количество реализуемых ими образовательных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Необходимо отметить, что в течение последних нескольких лет важнейшим источником финансирования расходов, связанных с модернизацией материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, являются гранты в форме субсидии из федерального бюджета, предоставляемые Министерством просвещения Российской Федерации по результатам конкурсных отборов, проводимых в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)". Это, во-первых, позволяет привлекать в Архангельскую область значительные средства из федерального бюджета и, во-вторых, дает возможность кардинально улучшать оснащенность профессиональных образовательных организаций сразу по нескольким профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
В 2019 году в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области "Архангельский торгово-экономический колледж" созданы новые мастерские по компетенциям "Кондитерское дело", "Администрирование отеля", "Интернет-маркетинг", а также дооснащены мастерские по компетенциям "Поварское дело" и "Парикмахерское искусство". Необходимо отметить, что большая часть расходов по оснащению мастерской по компетенции "Поварское дело" осуществлялась из средств областного бюджета при подготовке к региональным чемпионатам "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" еще до получения колледжем федеральных средств, что позволило при реализации проекта, ставшего победителем конкурсного отбора, сконцентрировать основные расходы на оснащение мастерских по другим компетенциям.
В 2020 году создано 10 мастерских:
в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области "Вельский сельскохозяйственный техникум имени Г.И. Шибанова" - по компетенциям "Обслуживание грузовой техники", "Обслуживание тяжелой техники", "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", "Кузовной ремонт", "Окраска автомобилей";
в Архангельском колледже телекоммуникаций имени Б.Л. Розинга (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича" (далее - Архангельский колледж телекоммуникаций) - по компетенциям "Сетевое и системное администрирование", "Информационные кабельные сети", "Кибер-безопасность", "Веб-дизайн и разработка", "Программные решения для бизнеса".
В 2021 году с привлечением средств федерального бюджета создано 12 мастерских:
в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области "Архангельский политехнический техникум" - по компетенциям "Малярные и декоративные работы", "Столярное дело", "Ландшафтный дизайн", "Электромонтаж";
в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области "Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева" - по компетенциям "Дошкольное воспитание", "Преподавание в младших классах", "Социальная работа", "Физическая культура, спорт и фитнес";
в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области "Техникум строительства и городского хозяйства" - по компетенциям "Облицовка плиткой", "Сухое строительство и штукатурные работы", "Плотницкое дело", "Малярные и декоративные работы".
Архангельская область является победителем отбора субъектов Российской Федерации и города Байконура на предоставление в 2022-2024 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов, направленных на приобретение товаров (работ, услуг) в целях создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". В рамках данного мероприятия будет создана 31 мастерская. Общий объем средств федерального бюджета, которые будут направлены на оснащение мастерских, создаваемых в профессиональных образовательных организациях, составит 156 633,6 тыс. рублей.
Помимо мероприятий, связанных с оснащением создаваемых в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" мастерских, значительные средства расходуются на ремонт помещений этих мастерских. Для выполнения ремонтных работ в мастерских, создаваемых в 2021 году, в конце 2020 года выделены средства областного бюджета в объеме 9800,0 тыс. рублей.
Приобретаемое высокотехнологичное и высокостоимостное оборудование должно быть доступно для освоения не только студентами тех профессиональных образовательных организаций, которые им оснащаются, но и студентами других профессиональных образовательных организаций, осваивающих родственные образовательные программы.
Особенно важным сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций становится в условиях, когда при завершении освоения образовательных программ среднего профессионального образования выпускники должны проходить государственную итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена.
В 2021 году в сфере среднего профессионального образования Архангельской области произошел массовый переход на государственную итоговую аттестацию с применением механизма демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен в 2021 году сдали более 800 выпускников из 27 профессиональных образовательных организаций, в 2022 году - 1600 выпускников из 33 профессиональных образовательных организаций.
Создание новых оснащенных современным оборудованием мастерских, сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, внедрение независимой оценки качества подготовки квалифицированных кадров, в том числе проведение государственной итоговой аттестации выпускников с использованием механизма демонстрационного экзамена, имеют важнейшее значение для повышения конкурентоспособности профессиональных образовательных организаций, их выпускников и всей системы среднего профессионального образования Архангельской области.
О росте востребованности системы среднего профессионального образования Архангельской области свидетельствует тот факт, что количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения за счет средств областного бюджета в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования Архангельской области, за период с 2018 по 2021 год выросло на 1951 человека и составило по состоянию на 1 октября 2021 года 19 316 человек.
III. Обоснование выбора направлений и профессиональных образовательных организаций для создания мастерских
Определение в Архангельской области перечня профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, для оснащения современной материальной технической базой обусловлено приоритетами развития экономики Архангельской области, а также опытом участия Архангельской области во внедрении регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста.
Приоритетами развития системы кадрового обеспечения отраслей экономики Архангельской области на период до 2030 года являются:
формирование прогноза ежегодной совокупной и дополнительной кадровой потребности, взаимосвязанной со сферой труда, приоритетами, проектами и инициативами технологического развития на федеральном, региональном и отраслевом уровнях;
формирование ежегодного прогноза востребованных профессий и компетенций, в том числе новых, а также требований к опережающей подготовке кадров с учетом инвестиционных проектов, развития новых рынков и производств;
наращивание потенциала системы профессионального образования;
обновление структуры и содержания профессионального образования и профессионального обучения в целях ускоренного формирования кадровой основы прорывного технологического развития, роста производительности труда за счет усиления взаимосвязи сферы труда и сферы образования и обучения;
содействие росту уровня квалификации персонала на основе применения профессиональных стандартов в целях повышения эффективности и безопасности производства, качества продукции и услуг;
развитие механизмов привлечения и удержания кадров, регулирования рынка труда и занятости, подготовки и переподготовки кадров в системе профессионального и дополнительного образования;
создание специализированных образовательных организаций, центров компетенций (квалификаций), центров опережающей подготовки граждан;
обеспечение координации и взаимодействия разных уровней принятия решений: федерального, регионального, муниципального.
Количество современных мастерских определяется с учетом особенностей развития отраслей экономики на территории Архангельской области и месторасположения государственных профессиональных образовательных организаций, а также планируемого количества обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, наличия лицензии на соответствующие профессии и специальности среднего профессионального образования, реализацию программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.
В 2025 году планируется создание 20 мастерских в девяти образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, на территории Архангельской области.
Один из ключевых вопросов в сфере профессионального образования связан с оснащением современным оборудованием профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по профессиям "Токарь на станках с ЧПУ", "Фрезеровщик на станках с ЧПУ" и "Оператор на станках с программным управлением", государственная итоговая аттестация по которым проводится с использованием механизма демонстрационного экзамена.
Основная часть выпускников государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Архангельской области "Техникум судостроения и машиностроения" (далее - техникум судостроения и машиностроения) по профессиям "Токарь на станках с ЧПУ", "Фрезеровщик на станках с ЧПУ" трудоустраивается в акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее - АО "ПО "Севмаш"), являющееся одним из крупнейших потребителей трудовых ресурсов Северо-Западного федерального округа. В настоящее время одновременно с увеличением выполняемых объемов государственного оборонного заказа на АО "ПО "Севмаш" проводится масштабное техническое перевооружение производственных мощностей. Цеха АО "ПО "Севмаш" оснащаются новейшими многофункциональными обрабатывающими центрами и станками с числовым программным управлением.
Для выполнения стоящих перед АО "ПО "Севмаш" сложных задач предприятию требуются молодые высококвалифицированные профессионалы, готовые работать в условиях цифровой экономики.
В течение последних лет на основании обращений АО "ПО "Севмаш" министерством образования Архангельской области постоянно увеличиваются контрольные цифры приема по востребованным на АО "ПО "Севмаш" профессиям. Так, в техникуме судостроения и машиностроения за период с 2018 по 2021 годы контингент обучающихся вырос на 234 человека (с 779 до 1013 человек), в том числе в течение 2018/19 учебного года - на 101 человека, в течение 2019/20 учебного года - на 106 человек.
Техникум судостроения и машиностроения тесно взаимодействует с АО "ПО "Севмаш" в вопросах, связанных с подготовкой квалифицированных кадров, совместно реализуя дуальную (практико-ориентированную) модель профессионального образования. Главным результатом этой работы является трудоустройство всех выпускников техникума судостроения и машиностроения на АО "ПО "Севмаш".
В 2021 году прием обучающихся по указанным профессиям составил 151 человек (профессия "Токарь на станках с ЧПУ" - 96 человек, профессия "Фрезеровщик на станках с ЧПУ" - 28 человек, профессия "Оператор на станках с программным управлением" - 27 человек).
Первый массовый выпуск по профессиям "Токарь на станках с ЧПУ" и "Оператор на станках с программным управлением" состоится в 2022 году, а по профессии "Фрезеровщик на станках с ЧПУ" - в 2023 году. В настоящее время стоит задача формирования соответствующей материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, оснащенной токарными станками с ЧПУ и фрезерными станками с ЧПУ.
В связи с этим требуется создание в техникуме судостроения и машиностроения мастерских по компетенциям "Токарные работы на станках с ЧПУ", "Фрезерные работы на станках с ЧПУ".
Одной из наиболее массовых профессий среднего профессионального образования, при завершении обучения по которой в рамках государственной итоговой аттестации будет проводиться демонстрационный экзамен, является профессия "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей". В 2022 году в восьми профессиональных образовательных организациях выпускается по данной профессии 204 студента.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Каргопольский индустриальный техникум" (далее - Каргопольский индустриальный техникум), расположенное в городе Каргополе, ежегодно осуществляет прием обучающихся по профессии "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" в количестве 55 человек. Выпускники Каргопольского индустриального техникума успешно трудоустраиваются на предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере транспорта и логистики на территории Архангельской области.
В связи с этим создание в Каргопольском индустриальном техникуме мастерских по компетенциям "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей" и "Окраска автомобиля" является необходимым для подготовки кадров.
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегией социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года особое значение приобретает совершенствование системы обеспечения транспортной отрасли трудовыми ресурсами, которые должны обеспечить проектирование и реализацию проектов развития транспортных систем, эксплуатации транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предоставления транспортно-логистических услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. "до 2030" следует читать: "до 2035"
Важным направлением развития кадрового потенциала транспортной отрасли является подготовка кадров для обслуживания современной грузовой техники для лесопромышленного комплекса.
Сегодня в лесопромышленном комплексе Архангельской области и других субъектах Российской Федерации широко используются высокотехнологичные машины и оборудование. На лесозаготовительных работах это харвестеры, форвардеры, автомобили-сортиментовозы, оснащенные гидроманипуляторами.
Нехватку кадров, прежде всего квалифицированных рабочих для работы на высокотехнологических лесозаготовительных машинах - харвестерах и форвардерах, испытывает лесопромышленный комплекс Архангельской области. Основным сдерживающим фактором для увеличения объемов подготовки кадров этого профиля в сфере среднего профессионального образования в Архангельской области являются нехватка таких машин и их высокая стоимость. В настоящее время только в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области "Красноборский лесотехнический техникум" (далее - Красноборский лесотехнический техникум) имеются один харвестер и два форвардера марки Valmet. Несмотря на предпринимаемые меры, в том числе сетевое взаимодействие между профессиональными образовательными организациями, осуществляющими подготовку кадров по профессии среднего профессионального образования "Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин", имеющихся в Красноборском лесотехническом техникуме машин недостаточно для устранения дефицита кадров в лесопромышленном комплексе Архангельской области.
В целях совершенствования подготовки кадров для лесопромышленного комплекса Архангельской области по инициативе и при поддержке Правительства Архангельской области и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова) в 2018-2019 годах разработаны и утверждены Союзом "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" три новые компетенции - "Управление харвестером", "Управление форвардером" и "Управление гидроманипулятором", соответствующие стандартам Ворлдскиллс Россия.
Разработку конкурсной документации по компетенциям "Управление харвестером" и "Управление форвардером" осуществлял Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, а по компетенции "Управление гидроманипулятором" - Красноборский лесотехнический техникум. По всем компетенциям взяты за основу и актуализированы в соответствии с требованиями Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" конкурсные задания и критерии оценивания, применяемые в 2019 году при проведении чемпионата "Лесоруб XXI века" - крупнейших в России соревнований среди рабочих лесопромышленного комплекса.
В августе 2019 года в Архангельской области на площадке чемпионата "Лесоруб XXI века" состоялся первый в России отраслевой чемпионат профессионального мастерства ФорестСкиллс по стандартам Ворлдскиллс Россия. В программу чемпионата включены все указанные выше компетенции. В августе 2022 года в Архангельской области состоится второй отраслевой чемпионат профессионального мастерства ФорестСкиллс по стандартам Ворлдскиллс Россия.
Планируемые к созданию мастерские на базе Красноборского лесотехнического техникума по компетенциям "Управление форвардером" и "Управление харвестером" послужат базой для подготовки квалифицированных кадров лесной отрасли Архангельской области, а также основой для создания центров проведения демонстрационного экзамена и в дальнейшем - площадками для проведения региональных чемпионатов по лесному профилю.
Создание мастерских в Красноборском лесотехническом техникуме позволит также решить в Архангельской области вопросы обучения взрослого населения и реализовать новые программы профессионального обучения и дополнительного образования, а также создать условия для проведения профориентационных мероприятий.
Для кадрового обеспечения развития транспортной отрасли юга Архангельской области необходимо создание мастерских в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области "Вельский индустриально-экономический колледж". Создание новых мастерских по компетенциям "Управление локомотивом" и "Обслуживание грузовой техники" позволит внедрить новые технологии ремонта и обслуживания грузовой техники, организовать переподготовку и повышение квалификации работников предприятий-партнеров.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Котласский транспортный техникум" (далее - Котласский транспортный техникум) является одним из ведущих учреждений на территории Архангельской области, осуществляющим подготовку высококвалифицированных кадров для железнодорожной отрасли. Выпускники техникума востребованы и успешно трудоустраиваются в соответствии с полученными профессией или специальностью.
Для подготовки высококвалифицированных кадров по специальностям "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог" и "Организация перевозок и управление на транспорте" необходимо создание в Котласском транспортном техникуме двух современных мастерских по компетенциям "Управление локомотивом" и "Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте".
Развитие строительного комплекса, обеспечение населения доступным и комфортным жильем, отвечающим требованиям энергоэффективности и экологичности, создание современной и надежной системы предоставления коммунальных услуг для обеспечения населения Архангельской области безопасными и комфортными условиями проживания является стратегической целью социально-экономического развития Архангельской области к 2030 году. Сфера строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области испытывает устойчивую нехватку кадров. Для строительства и обслуживания зданий нужны как рабочие руки, так и управленцы высшего и среднего звена. Чтобы привлечь в отрасль профессиональные кадры, необходимы мероприятия по профориентации молодежи, безработных граждан, повышения престижа специальностей строительного и жилищно-коммунального комплекса и организации профессиональной подготовки, переподготовки по строительным профессиям.
На сегодняшний день функционирует комплексная система профессиональной ориентации, обеспечивающая взаимодействие и рациональное использование ресурсов образовательных организаций и предприятий-работодателей при решении вопросов профессионального самоопределения граждан и популяризации строительных профессий, а также организация профессионального обучения, дополнительного профессионального образования граждан для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков в сфере строительства.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Техникум строительства и городского хозяйства" (далее - Техникум строительства и городского хозяйства) ежегодно осуществляет прием обучающихся по строительным направлениям подготовки. Выпускники Техникума строительства и городского хозяйства успешно трудоустраиваются на предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Архангельской области. С целью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда необходимо создание мастерских по компетенциям "Сварочные технологии" и "Кровельные работы".
Актуальным для Архангельской области является вопрос, связанный с ликвидацией разрыва между потребностями Архангельской области в специалистах со средним профессиональным медицинским образованием, их наличием и соответствием их квалификации требованиям работодателей.
С 2016 года государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельский медицинский колледж" (далее - Архангельский медицинский колледж) является единственной региональной профессиональной образовательной организацией - площадкой для проведения областных олимпиад профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области по специальностям "Лечебное дело", "Лабораторная диагностика", "Сестринское дело", "Фармация".
В Архангельском медицинском колледже разработаны и реализуются 2 программы профессионального обучения, 45 программ повышения квалификации, 24 программы профессиональной переподготовки.
Создание мастерских позволит обучающимся приобрести компетенции, необходимые для работы на современном высокотехнологичном оборудовании, в соответствии с требованиями Ворлдскиллс Россия, стандартов и порядков оказания медицинской помощи, эффективно участвовать в реализации региональных проектов "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Обеспечение медицинских организаций сферы здравоохранения Архангельской области квалифицированными кадрами" в рамках Национального проекта "Здравоохранение". При реализации программ планируется использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При обновлении материально-технической базы, организации обучения педагогических кадров будут созданы условия для проведения демонстрационных экзаменов по реализуемым специальностям.
Современная материально-техническая база позволит проводить тренировочные сборы для обучающихся, в том числе инвалидов, государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области по специальностям "Лечебное дело", "Лабораторная диагностика", "Сестринское дело", "Фармация".
Наличие нового оборудования позволит:
проводить региональные конференции, мастер-классы и семинары для педагогов и студентов образовательных организаций, сотрудников медицинских и аптечных организаций Архангельской области с изданием соответствующих методических материалов и рекомендаций;
увеличить количество реализуемых программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
организовать обучение лиц предпенсионного возраста.
При обновлении материально-технической базы будет организована профориентационная площадка "Мир медицинских профессий", увеличено количество мастер-классов для школьников.
Одной из задач государственной программы Архангельской области "Культура русского севера" является создание условий для формирования и развития на территории Архангельской области конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, удовлетворяющего потребности граждан Российской Федерации в туристских услугах. Подготовка кадров для сферы туризма является актуальным и перспективным направлением подготовки.
В настоящее время государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельский педагогический колледж" (далее - Архангельский педагогический колледж) имеет опыт подготовки к чемпионатам "Молодые профессионалы" по компетенции "Администрирование отеля", олимпиадам профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей 43.00.00 "Сервис и туризм".
Создание мастерской по компетенции "Туризм" позволит:
эффективно организовывать практическую подготовку обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;
проводить профориентационные мероприятия для учащихся общеобразовательных организаций;
реализовывать программы повышения квалификации для специалистов в сфере туризма.
В настоящее время актуальным является вопрос подготовки педагогических кадров для Архангельской области. С 2021 года в Архангельском педагогическом колледже реализуется программа подготовки по специальности 49.02.01 Физическая культура. Образовательная деятельность по данной программе на уровне, соответствующем профессиональному стандарту "Педагог", должна опираться на лучший опыт, в том числе стандарты чемпионатов "Молодые профессионалы" по компетенции "Физическая культура, спорт и фитнес". Учитель физической культуры в профессиональной деятельности должен уметь пользоваться современным специализированным оборудованием.
Создание мастерской по компетенции "Физическая культура, спорт и фитнес" позволит широко использовать оборудование и для обучения по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, подготовка специалистов для которой также является актуальной для Архангельской области, способствует реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка".
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года в Архангельской области поставлена задача создания благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации населения Архангельской области. Решению этой задачи способствует подготовка специалистов в сфере сервиса. Можно отметить опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством. Эта тенденция сохранится в ближайшей перспективе. Таким образом, в современных условиях задача вывода сферы сервиса в Архангельской области на качественно новую ступень развития остается актуальной.
В Российской Федерации действует государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Швейная промышленность вошла в число отраслей, которые в первую очередь нуждаются в налаживании импортозамещения, чтобы оно достигло утвержденного уровня. В Архангельской области много творческих детских коллективов, занимающихся изготовлением и демонстрацией швейных изделий. Открытие мастерских в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области "Архангельский торгово-экономический колледж" (далее - Архангельский торгово-экономический колледж) по компетенциям "Технология моды", "Визаж и стилистика" позволило бы расширить линейку регионального Чемпионата "Молодые профессионалы" среди юниоров по перечисленным компетенциям.
Учитывая сложную демографическую ситуацию в Архангельской области, участие в национальных проектах "Демография" и "Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" показало, что обновление материально-технической базы в связи с корректировкой и изменением основных видов деятельности позволит расширить спектр программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения для лиц предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, неработающих женщин, имеющих детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет) и других категорий граждан.
Перечень планируемых к созданию (обновлению) современных мастерских образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в 2025 году представлен в таблице.
N п/п |
Наименование профессиональной образовательной организации |
Наименование мастерской |
1. |
Техникум судостроения и машиностроения |
"Токарные работы на станках с ЧПУ", "Фрезерные работы на станках с ЧПУ" |
2. |
Каргопольский индустриальный техникум |
"Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", "Окраска автомобиля" |
3. |
Красноборский лесотехнический техникум |
"Управление форвардером", "Управление харвестером" |
4. |
Вельский индустриально-экономический колледж |
"Управление локомотивом", "Обслуживание грузовой техники" |
5. |
Котласский транспортный техникум |
"Управление локомотивом", "Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте" |
6. |
Техникум строительства и городского хозяйства |
"Сварочные технологии", "Кровельные работы" |
7. |
Архангельский медицинский колледж |
"Лабораторный медицинский анализ", "Лечебная деятельность", "Медицинский и социальный уход", "Фармацевтика" |
8. |
Архангельский педагогический колледж |
"Туризм", "Физическая культура, спорт и фитнес" |
9. |
Архангельский торгово-экономический колледж |
"Визаж и стилистика", "Технология моды" |
IV. Этапы реализации концепции. Ожидаемые результаты
Этапы реализации концепции и ожидаемые результаты приведены в комплексе мер, утвержденном настоящим постановлением.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Архангельской области
от 20 июня 2022 г. N 435-пп
Комплекс мер ("дорожная карта")
по созданию и функционированию мастерских (производственных участков)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Утверждение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за создание (обновление) и функционирование мастерских |
Архангельская область |
распоряжение министерства образования Архангельской области |
25 августа 2022 года |
2. |
Согласование и утверждение перечня профессиональных образовательных организаций, в которых запланировано создание (обновление) мастерских (количество мастерских) |
Архангельская область, |
нормативный акт Минпросвещения России |
1 октября 2024 года |
3. |
Согласование и утверждение дизайн-проектов мастерских |
Архангельская область, |
письмо Минпросвещения России (или уполномоченной организации), |
1 ноября 2024 года |
4. |
Формирование и согласование перечня оборудования для оснащения мастерских |
Архангельская область, |
письмо Минпросвещения России (или уполномоченной организации), распоряжение министерства образования Архангельской области |
1 ноября 2024 года |
5. |
Заключение соглашения по реализации регионального проекта "Молодые профессионалы" на территории Архангельской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Архангельская область |
соглашение (парафированное) |
август 2022 года |
6. |
Заключение финансового соглашения в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Архангельская область |
финансовое соглашение |
31 декабря 2022 года |
7. |
Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания мастерских |
Архангельская область |
извещения о проведении закупок |
до 1 марта 2025 года |
8. |
Повышение квалификации (профмастерства) преподавателей, мастеров производственного обучения и сотрудников, занятых в обслуживании мастерских |
Архангельская область |
свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров |
по отдельному графику |
9. |
Завершение оснащения мастерских (доставлено, установлено и введено в эксплуатацию оборудование) |
Архангельская область |
акты-приемки работ, товарные накладные |
до 1 сентября 2025 года |
10. |
Проведение мониторинга оснащения средствами обучения и приведения помещений мастерских в соответствие с концепцией брендирования |
Архангельская область, |
письмо министерства образования Архангельской области с приложением информации, в том числе фотоотчета, согласно форме отчета |
до 1 декабря 2025 года |
11. |
Открытие мастерских |
Архангельская область |
информационное освещение в средствах массовой информации |
до 1 декабря 2025 года |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 20 июня 2022 г. N 435-пп "Об утверждении концепции создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в 2025 году"
Вступает в силу с 23 июня 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 июня 2022 г. N 2900202206230002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 4 марта 2025 г. N 164-пп
Изменения вступают в силу с 7 марта 2025 г.