Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 февраля 2022 г. по делу N 3а-24/2022
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 г. N 66а-595/2022 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Мазурова Н.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1ФИО2ФИО3 о признании недействующим в части распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга" в части установления нормативов для магазинов промышленных товаров, магазинов хозяйственных товаров (пункт 3 приложения) в редакции, применявшейся до введения в действие распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 261-р "О внесении изменения в распоряжение комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р", установил:
14 апреля 2017 года Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга принято распоряжение N 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 30-р, оспариваемый нормативный правовой акт).
Пунктом 1 Распоряжения N 30-р утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга согласно приложению.
Такие нормативы в пункте 3 Приложения к Распоряжению N 30-р установлены для магазинов промышленных товаров, магазинов хозяйственных товаров исходя из расчетной единицы 1 кв. м. общей площади. Для указанных объектов норматив накопления твердых коммунальных отходов в месяц определен в размерах 0,131 м.куб. и 19,323 кг, норматив накопления твердых коммунальных отходов в год определен в размерах 1,572 м.куб. и 231,876 кг.
Согласно примечанию 3 Приложения к Распоряжению N 30-р нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные пунктами 1-12, применяются для объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, встроенных в многоквартирные дома.
Пунктом 3 Распоряжения N 30-р установлено, что указанный акт вступает в силу с 01.01.2018 года, но не ранее даты его официального опубликования; указанный нормативный правовой акт опубликован 26.04.2017 на официальном портале размещения правовой информации Администрации Санкт-Петербурга по адресу: http://www.gov.spb.ru, а также в официальном печатном издании "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга" (спецвыпуск N 01 от 18.04.2017) (т.2 л.д.21-36).
В Распоряжение N 30-р вносились изменения распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 05.04.2019 N 19-р, от 23.12.2019 N 261-р, от 15.12.2014 N 204-р, от 20.12.2021 N 218-р.
Величины нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга для магазинов промышленных и хозяйственных товаров пересмотрены Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.12.2019 года N 261-Р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р" (далее - Распоряжение N 261-р), которым для указанных объектов установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов в месяц в размерах 0,018 м.куб. и 2,974 кг. и норматив накопления твердых коммунальных отходов в год в размерах 0,219 м.куб. и 35,685 кг.
Пунктом 2 указанного нормативного правового акта установлено, что он вступает в силу со дня официального опубликования, которое было осуществлено 09 апреля 2019 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.(т.2 л.д.37-57).
Административные истцы ФИО1ФИО2ФИО3 обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Распоряжения N 30-р в части установления нормативов для магазинов промышленных товаров, магазинов хозяйственных товаров (пункт 3 Приложения) в редакции, применявшейся до введения в действие Распоряжения N 261-р, ссылаясь на то, что в рамках арбитражного судопроизводства к ним предъявлены требования о взыскании платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов, установленных оспариваемым актом в редакции, действовавшей до введения в действие Распоряжения N 261-р. Административные истцы указали, что для названной категории объектов Распоряжением N 261-р нормативы накопления твердыми коммунальными отходами с 25.12.2019 уменьшены в несколько раз, что свидетельствует об экономической необоснованности и произвольном определении нормативов накопления твердыми коммунальными отходами в оспариваемой редакции нормативного правового акта.
Представители административных истцов адвокат "..." в суд явились, поддержали заявленные требования, указывая, что применение в отношении административных истцов нормативов накопления отходов, установленных первоначальной редакцией оспариваемого акта, приводит к необоснованному увеличению платы за обращение с ТКО; административные истцы указывали на то, что административным ответчиком не представлены достоверные доказательства осуществления фактических замеров объемов накопления твердых бытовых отходов, а также относимости объектов, в отношении которых были осуществлены эти замеры к категории объектов "промтоварные магазины", площади этих объектов, обеспечения исключения смешивания отходов объектов различных категорий при проведении замеров.
Представители административного ответчика Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) "..." в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, полагая, что оспариваемый акт принят в соответствии с предоставленными полномочиями и с соблюдением установленной процедуры; при этом указали, что в целях осуществления перехода на новую систему обращения с отходами в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в состав коммунальных услуг была включена услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в Комитете по тарифам Санкт-Петербурга была создана Межведомственная рабочая группа по координации вопросов, связанных с проведением фактических замеров объемов накопления TKО на территории Санкт-Петербурга. В рамках деятельности указанной Межведомственной рабочей группы были осуществлены фактические замеры объемов накопления ТКО в объектах жилищного фонда и объектах общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждениях; замеры осуществлялись в 2016 году по объектам каждой категории каждый сезон в течение 7 дней подряд путем взвешивания и измерения объемов образования ТКО. При определении нормативов накопления ТКО принимались в расчет результаты фактических замеров объемов накопления ТКО и информация о количестве расчетных единиц, представленная Жилищным комитетом Санкт-Петербурга, администрациями районов Санкт-Петербурга, АО "Автопарк N 1 "Спецтранс", АО "Автопарк N 6 "Спецтранс".
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" переход к новой системе регулирования в области обращения с ТКО должен был завершиться в срок до 01.01.2019 года, Федеральным законом от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъектам Российской Федерации - городам федерального значения, в том числе Санкт-Петербургу, было предоставлено право не применять до 01.01.2022 года положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", связанные с деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО, в связи с чем Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о введении моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Представители административного ответчика указали, что вступление в силу оспариваемого акта было обусловлено необходимостью включения определенных им данных о нормативах накопления ТКО в состав территориальной схемы обращения с ТКО, однако они предназначены для расчетов платы за обращение с ТКО с региональным оператором с момента начала его деятельности на территории Санкт-Петербурга; до 01.01.2022 года на территории Санкт-Петербурга региональный оператор по обращению с ТКО деятельности не осуществлял, услуга по обращению с ТКО не входила в состав коммунальных услуг, и плата за указанную услугу взималась в составе платы за содержание жилого помещения. При таких обстоятельствах административный ответчик полагает, что до 01.01.2022 года отсутствовали правовые основания для расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО с применением нормативов накопления ТКО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и оспариваемая редакция нормативного правового акта не могла нарушить права административных истцов в силу отсутствия в период ее действия в Санкт-Петербурге правоотношений, на регулирование которых направлен обжалуемый нормативный акт.
Представители административного ответчика пояснили, что в 2018 году Комитетом был проведен мониторинг величин нормативов накопления ТКО в регионах Российской Федерации, по результатам которого были выявлены существенные отклонения величин нормативов накопления ТКО в Санкт-Петербурге в дошкольных образовательных учреждениях, магазинах промышленных и хозяйственных товаров, учреждениях общественного питания, салонах красоты от средних величин нормативов накопления ТКО по Российской Федерации, в связи с чем в целях соблюдения действующего законодательства Комитетом была возобновлена работа по уточнению фактических объемов накопления ТКО и актуализация величин нормативов накопления ТКО по указанным категориям объектов на территории Санкт-Петербурга. По итогам проведения 4-х этапов фактических замеров объемов накопления ТКО Комитетом были актуализированы величины нормативов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга, в том числе нормативы накопления ТКО по категории объектов "магазины промышленных товаров, магазины хозяйственных товаров" снижены на 86% в показателях объема и на 85% в показателях массы.
Представитель заинтересованного лица ООО ЖКС "Город Ломоносов" (далее - Общество) "..." в судебное заседание явилась, представила возражения на заявленные требования, пояснила, что Общество осуществляет управление многоквартирными домами, в которых расположены принадлежащие административным истцам нежилые помещения, на основании договоров управления многоквартирным домом, условия которых утверждены решением собственников помещений многоквартирного дома и предусматривают определение размера платы в порядке, установленном действующим законодательством; оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован и не содержит ссылки на применения его к деятельности оператора по обращению с ТКО со дня начала осуществления региональным оператором деятельности, иные нормативные правовые акты о приостановлении действия оспариваемого нормативного правового акта не принимались, в связи с чем Общество применяло оспариваемые положения с 01.01.2018 года при расчете объемов образования твердых бытовых отходов для собственников нежилых помещений. (т.4 л.д.29-31). Заинтересованное лицо полагает, что оспариваемые нормативы накопления ТКО являются обоснованными, поскольку Общество фактически вывозит из обслуживаемых многоквартирных домов сопоставимые с установленными Распоряжением N 30-р объемы отходов (т.4 л.д.53)
Исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд считает исковые требования обоснованными в связи со следующим.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Абзацем 15 статьи 6 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами, которому на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта были переданы полномочия по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, являлся Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, действующий на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга" в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 N 127 (п. 3.8-25 Положение о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга).
Как следует из протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года N 39 оспариваемый нормативный правовой акт принят большинством голосов членов правления Комитета на заседании правления Комитета по результатам рассмотрения заключения экспертной группы Комитета (т.1 л.д.53-56).
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленной процедурой принятия решений по вопросам, отнесенным к полномочиям Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, установленной в пунктах 4.7-4.10 Положения "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга", утвержденного постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга", опубликован в порядке, установленном пунктом 1.3 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 24.10 указанного Федерального закона порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов), которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации). В соответствии с пунктом 2 Методических рекомендаций они не содержат положений обязательного характера.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении, в том числе, категорий объектов, на которых образуются отходы (подпункт "в").
Этим же актом установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом, определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов определено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов, которые предусматривают, что на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории (пункт 8 Правил), при проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 10); замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11); полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12).
В соответствии с пунктом 13 Правил определения нормативов норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (среднесуточный норматив, среднемесячный норматив, годовой норматив).
В соответствии с пунктом 14 Правил определения нормативов расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
В силу пунктов 15, 16 Правил определения нормативов при расчете среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, учитывается количество расчетных единиц объекта каждой категории.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц, и среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц, определяется путем деления соответствующего годового норматива на 12 (пункты 21, 22 Правил определения нормативов).
Как указано в пункте 4 Методических рекомендаций, категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям.
В разделе 2 приложения N 1 к Методическим рекомендациям в числе объектов общественного назначения выделена группа объектов "предприятия торговли", которая разделена на следующие категории объектов: продовольственный магазин, промтоварный магазин, павильон, лоток, палатка, киоск, торговля с машин, супермаркет (универмаг), рынки продовольственные, рынки промтоварные; в качестве расчетной единицы, в отношении которой устанавливается норматив для категории объектов "промтоварные магазины", рекомендован 1 кв.метр общей площади.
Из материалов дела усматривается, приказом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.05.2016 N 84 была создана Межведомственная рабочая группа по координации вопросов, связанных с проведением фактических замеров объемов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга (т.2 л.д.104), приказом Комитета от 28.03.2017 N 33 назначена Экспертная группа по определению нормативов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга (т.2 л.д.106-111)
Согласно протоколу заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года N 39 оспариваемый нормативный правовой акт принят на основании предложений, содержащихся в Заключении экспертной группы Комитета по определению нормативов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга (далее - Заключение экспертной группы) (т.1 л.д.53-56)
Как следует из Заключения экспертной группы и пояснений представителей административного ответчика при определении нормативов накопления ТКО был определен адресный перечень объектов для проведения замеров объемов накопления ТКО; фактические замеры объемов накопления ТКО были осуществлены в 4 этапа в следующие периоды: с 23.05.2016 по 29.05.2016, с 25.07.2016 по 31.07.2016, с 19.09.2016 по 25.09.2016, с 01.12.2016 по 07.12.2016; при определении нормативов накопления ТКО принимались в расчет результаты фактических замеров объемов накопления ТКО и информация о площади помещений и количестве проживающих/сотрудников/посещений, представленная Жилищным комитетом и администрациями районов Санкт-Петербурга; для определения нормативов накопления ТКО в отношении объектов категории "промтоварные магазины" были приняты результаты фактических замеров объемов накопления ТКО на 12 объектах (по 2 объекта - в Центральном, Василеостровском и Красносельском районах Санкт-Петербурга, по 1 объекту - во Фрунзенском и Московском районах Санкт-Петербурга и 4 объекта - в Невском районе Санкт-Петербурга); расчетные единицы нормативов накопления ТКО для этой категории объектов были выбраны в соответствии с Методическими рекомендациями как 1 кв.метр общей площади (т.2 л.д.58-134, т.5 л.д.1-2).
Вместе с тем, как усматривается из протоколов рабочих совещаний Комитета с участием представителей Межведомственной рабочей группы от 06.05.2016 N 15-ИБ и от 20.05.2016 N 20-Б при формировании адресного перечня объектов для проведения замеров фактических объемов накопления ТКО и на этапах фактических замеров объемов накопления ТКО расчетной единицей для объектов категории "промтоварные магазины" был определен 1 кв.метр торговой площади (т.5 л.д.112-138, 17-18).
Администрациями Центрального, Василеостровского, Красносельского, Фрунзенского, Невского района Санкт-Петербурга в июне 2016 года при направлении в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга информации о площадях, количестве мест, количестве сотрудников объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, в отношении объектов, относящихся к категории "магазины промышленных товаров, магазины хозяйственных товаров", была предоставлена информация исходя из расчетной единицы как 1 кв.метр торговой площади (т.5 л.д.4-6, 12, 17, 22, 27, 32-34), а Администрацией Московского района Санкт-Петербурга представлена информация исходя из расчетной единицы - 1 кв.метр площади (т.5 л.д.7-8)
Протоколом рабочего совещания Комитета с участием представителей Межведомственной рабочей группы от 09.02.2017 N 9-ИБ было признано целесообразным при утверждении нормативов накопления ТКО для категории объектов "промтоварные магазины" в качестве расчетной единицы измерения определить 1 кв.метр общей площади (т.2 л.д.149-153).
Вместе с тем, как следует из таблицы результатов фактических замеров по объектам категории "промышленные и хозяйственные товары" при расчете норматива накопления ТКО для названной категории объектов использованы представленные администрациями районов Санкт-Петербурга вышеуказанные сведения о торговой площади объектов (т.5 л.д.1).
В соответствии со статьей 62 частью 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций N 524/пр на выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к Методическим рекомендациям, и предполагает указание расчетных единиц в зависимости от категории объекта и их количества.
Паспорта объектов общественного назначения в отношении рассматриваемых объектов, или иные доказательства, позволяющие установить соответствие использованных для расчета нормативов накопления ТКО сведений об общей торговой площади объектов и их общей площади, суду не представлены.
При этом следует учитывать, что в соответствии с определениями, установленными в "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, под общей площадью торгового предприятия понимается площадь всех помещений торгового предприятия, то время как под торговой площадью торгового предприятия понимается площадь торговых помещений торгового предприятия, к которым не относятся административно-бытовые помещения, а также помещения для приемки, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не осуществляют обслуживание покупателей (пункты 109, 110, 111).
Таким образом, общая площадь объекта отличается от его торговой площади, что свидетельствует о невозможности использования данных о торговой площади объекта в качестве количественных характеристик расчетной единицы, определенной в виде общей площади объекта, поскольку ведет к завышению норматива накопления ТКО, и нарушении, таким образом, при расчете среднесуточного норматива требований пунктов 15, 16 Правил определения нормативов.
Следует принять во внимание, что как следует из представленных административным ответчиком документов, одним из объектов, результат фактических замеров накопления ТКО по которому был учтен при расчете оспариваемых нормативов, является ЗАО "ТД "Восток сервис", расположенное по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" торговая площадь которого для расчета норматива принята в размере 773 кв. м. (т.5 л.д.1). Вместе с тем, в паспорте домовладения на объект по указанному адресу, представленном в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга 08.06.2016 года из Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга", указано на наличие в домовладении встроенных помещений (промтоварный магазин/офис, детский клуб, организация (ПНД)), при этом в отношении промтоварного магазина указана торговая площадь 93, 4 кв. м. (т.2 л.д.231-232), что свидетельствует о недостоверности использованных при расчете норматива сведений об этом объекте.
При таких обстоятельствах следует согласиться с доводами административных истцов об отсутствии экономической обоснованности оспариваемого значения норматива, что свидетельствует о произвольности осуществленного правового регулирования и нарушении этим прав административных истцов и является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Также необходимо отметить, что административным ответчиком не оспаривается, что по указанному объекту при суммировании массы накопления отходов в осеннем периоде была допущена арифметическая ошибка, в результате которой просуммирована масса накопления ТКО с учетом массы контейнеров, что дало различие в общем результате в размере 2,4 процента по нормативу накопления ТКО в показателях массы.
Принимая во внимание установленные судом нарушения Правил определения нормативов при принятии оспариваемых положений, являющиеся достаточным основанием для признания их недействующими, у суда отсутствуют основания для проверки и оценки остальных доводов административных истцов, в том числе о недостоверности представленных административным ответчиком ведомостей первичных записей определения массы объема твердых коммунальных отходов в контейнерах, необеспечения при замерах исключения смешивания отходов объектов различных категорий, правильности отнесения к категории "промтоварные магазины" объектов, результаты замеров объемов накопления ТКО которых были использованы при расчете оспариваемых нормативов.
Оценивая доводы административного ответчика об отсутствии нарушений оспариваемыми положениями прав административных истцов в связи с тем, что до 01 января 2022 года в Санкт-Петербурге отсутствовали правовые основания для расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО с применения нормативов накопления ТКО, суд принимает во внимание, что оспариваемый акт официально опубликован, содержит указание на вступление в силу с 01.01.2018 года т.е. в рассматриваемых условиях допускает правовую неопределенность при его применении, что нарушает права и законные интересы административных истцов, в отношении которых этот акт был применен.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 и части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд самостоятельно определяет дату, с которой положения нормативного правового акта не применяются.
Принимая во внимание, что Распоряжение N 30-р в оспариваемой части принято с нарушением Правил определения нормативов, является экономически не обоснованным, при этом имеет ограниченный срок действия, признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1ФИО2ФИО3 о признании недействующим в части нормативно-правового акта, - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга" в части установления нормативов для магазинов промышленных товаров, магазинов хозяйственных товаров (пункт 3 Приложения) в редакции, применявшейся до введения в действие Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 261-р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р".
Обязать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Администрации Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 февраля 2022 г. по делу N 3а-24/2022
Текст решения опубликован не был