Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Региональной службы
по тарифам и ценам Камчатского края
от 22.06.2022 N 90.01-03/186
Методические рекомендации
по формированию экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Камчатского края
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2.1. Общее положение
1.1. Методические рекомендации устанавливают принципы единого порядка и методологического подхода к формированию экономически обоснованных тарифов, устанавливаемых постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам на территории Камчатского края.
1.2. Основными задачами введения данных методических рекомендаций являются:
- возмещение экономически обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров;
- учет всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- получение обоснованной нормы прибыли, используемой в регулируемом виде деятельности.
1.3. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях:
авиаперевозчик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее в качестве основной цели своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров и багажа;
регулируемый вид деятельности - вид деятельности, при выполнении которого расчеты за перевозку осуществляются исходя из тарифов, регулируемых в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 30.03.2018 N 133-П "Об утверждении Порядка осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в транспортном комплексе Камчатского края" (далее - Порядок);
участок полета - полет воздушного судна между двумя населенными пунктами;
полетное время - время, затраченное непосредственно для выполнения транспортной работы на круговой рейс;
сухой летный час - внутренние расходы Авиаперевозчика, связанные с содержанием и эксплуатацией парка воздушных судов в разрезе типов ВС;
необходимая валовая выручка (НВВ) - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых авиаперевозчику для осуществления регулируемой деятельности в течение очередного (расчетного) периода регулирования;
экономически обоснованный тариф - тариф, позволяющий Авиаперевозчику возмещать экономически обоснованные расходы по перевозке пассажиров (за исключением расходов, возмещаемых из федерального либо республиканского бюджета и не относящихся к межтарифной разнице), обеспечивать стабильную и устойчивую работу;
СВАД - самолеты, вертолеты, авиационные двигатели;
отчетный период - полный период (финансовый год), предшествующий текущему периоду регулирования;
текущий период - период (финансовый год), в котором осуществляется рассмотрение тарифов;
плановый период - период (финансовый год), на который устанавливаются тарифы;
1.4. В необходимую валовую выручку не включаются затраты по дополнительной плате, установленной перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82, расходы не относящиеся к оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа в межмуниципальном сообщении на территории Камчатского края.
1.5. В соответствии с частями 9, 12 и 13 Порядка, данные по доходам и расходам Авиаперевозчика, предоставляются в разрезе периодов: фактические расходы за 2 года предшествующих отчетному периоду, отчетный период, ожидаемые расходы текущего периода и плановые расходы на расчетный период, согласно приложению 1, за подписью руководителя, главного бухгалтера Авиаперевозчика либо должностного лица, его заменяющего.
1.6. Необходимая валовая выручка по регулируемому виду деятельности определяется по формуле 1:
НВВ = Tпacci * Кп.пасс (1), где
Тпасс i - экономически обоснованный тариф (в рублях);
Кп.пасс - плановое количество пассажиров на плановый (расчетный) период по участку полета (человек).
1.7. Экономически обоснованный тариф определятся исходя из затрат на круговой рейс, сформированной на основании расстояния и коммерческой загрузке по участкам полета.
Экономически обоснованный тариф рассчитывается по формуле 2:
, где
Тпасс i - экономически обоснованный тариф (в рублях);
С уч. р - затраты на участок полета (в рублях);
К уч. пасс. - коммерческая загрузка на участке полета (человек).
2.2. Порядок расчета затрат на участок полета
2.1. В затраты на участок полета включаются собственные расходы авиаперевозчика исходя из стоимости сухого летного часа, приходящегося на полетное время участка полета, расходы на обслуживание воздушных судов (далее - ВС) в аэропортах, авиационные горюче-смазочные материалы (далее - авиаГСМ), расходы на аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации (далее АЭНО), расходы по комиссионным сборам и прочие экономически обоснованные расходы, согласно формуле 3:
С уч.р = Р слч + Р гсм + Ра/п + Р АЭНО + Р ком.сб. + Р пр. + Пр (3), где:
Р слч - расходы на сухой летный час;
Р гсм - расходы на авиаГСМ;
Ра/п .- расходы на аэропортовое обслуживание ВС;
Р АЭНО - расходы на АЭНО;
Р ком.сб - расходы на комиссионные сборы;
Р пр - прочие расходы;
Пр - прибыль.
Расчет затрат по участкам полета представляется согласно приложению 2 к данным методическим рекомендациям, за подписью руководителя, главного бухгалтера Авиаперевозчика либо должностного лица, его заменяющего.
2.3. В расходы на сухой летный час включаются следующие статьи:
К группе прямых затрат отнесены статьи, зависящие от налета часов по типам ВС:
1) Амортизационные отчисления на полное восстановление (износ) основных фондов (воздушных судов), принимается согласно Порядка.
Для обоснования расчета амортизации на сухой летный час общая стоимость планеров и двигателей подтверждается отчетом по основным средствам, согласно приложения 3 к данным методическим рекомендациям, за подписью руководителя, главного бухгалтера Авиаперевозчика либо должностного лица, его заменяющего.
2) Арендная плата и лизинговые платежи, принимаются согласно Порядка и подтверждаются заключенными договорами, с приложением калькуляции стоимости арендных платежей.
Информация по данной статье представляется согласно приложению 4 к данным методическим рекомендациям, за подписью руководителя, главного бухгалтера Авиаперевозчика либо должностного лица, его заменяющего.
3) Затраты на капитальный и текущий ремонт.
Периодичность проведения капитальных ремонтов СВАД зависит от ресурсов до первого ремонта, межремонтных и назначенных ресурсов.
Расходы на капитальный ремонт при расчете стоимости летного часа определяют ресурсным методом по формуле 4:
КРчас = ((SUM Цкр + Дб) / Рмф * i) * Нп (4), где:
КРчас - расходы на капитальный ремонт СВАД в расчете на летный час, руб.;
Цкр - стоимость капитального ремонта планера, двигателей, комплектующих изделий (агрегатов), руб. (подтверждается копиями договоров и счетами на оплату, актами выполненных работ за отчетный период);
Дб - расходы на доработки по бюллетеням в процентном соотношении к стоимости капитального ремонта (выводится путем отнесения общей стоимости доработок по бюллетеням согласно актам выполненных работ, за отчетный период к стоимости капитального ремонта согласно заключенным договорам на капитальный ремонт отчетного периода);
Рмф - межремонтный ресурс, фактически приобретенный за отчетный период, в часах;
i - индекс-дефлятор на регулируемый период согласно Прогнозам социально-экономического развития Российской Федерации;
Нп - плановая наработка планера, двигателей, комплектующих изделий (агрегатов) согласно принятой производственной программе.
Расходы на текущий ремонт рассчитываются в процентном соотношении от суммы затрат на капитальный ремонт путем отнесения суммы затрат на текущий ремонт к сумме затрат на капитальный ремонт на основании фактических отчетных бухгалтерских данных за три предшествующих текущему периоду полных финансовых года.
Для обоснования расходов по данной статье Авиакомпания предоставляет копию договоров с приложением расчета цены исполнителя, протоколы конкурсных комиссий, коммерческих предложений, использованных для обоснования начально-максимальной стоимости ремонтов, согласно приложению 5 к данным методическим рекомендациям, за подписью руководителя, главного бухгалтера Авиаперевозчика либо должностного лица, его заменяющего.
4) Расходы на периодическое техническое обслуживание СВАД - это расходы на периодическое техническое обслуживание самолетов, вертолетов и авиадвигателей, выполняемые собственными силами Авиакомпании и (или) сторонними организациями, осуществляющими деятельность и оказывающими указанные услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частота проведения периодического технического обслуживания для расчетов принимается согласно регламентам технического обслуживания по данному типу ВС.
Расходы техническому обслуживанию (ТО) по периодическим и оперативным формам определяется исходя из величины удельной трудоемкости ТО в расчете на летный час по типам ВС и себестоимости нормо-часа ТО.
В случае, если работы по ОТО и ПТО выполняются собственными силами Авиакомпании, то Расходы по ТО по формам определяются как сумма затрат на заработную плату инженерно-авиационного состава и материальных затрат на ТО по типам ВС, которые рассчитываются исходя из величин удельной трудоемкости ТО в расчете на летный час по типам ВС и ставок по ТО, по зарплате ИАС и по материальным затратам, выведенным на себестоимость одного норма-часа. При этом предоставляется подробный расчет себестоимости нормо-часа с приложением подтверждающих документов по каждой статье.
В случае, если Авиакомпанией заключен договор, предусматривающий комплексное техническое обслуживание, которое включает в себя, в том числе работы по периодическому техническому обслуживанию ВС и при этом договором определен размер оплаты за нормо-час, то в расчет стоимости летного часа включается часовая ставка.
При этом для обоснования расходов по данной статье Авиакомпания предоставляет итоги конкурсных отборов, с приложением расчета цены исполнителя, на оказание услуг по техническому обслуживанию ВС.
В случае превышения темпов роста ставки за техническое обслуживание, учитываемой при планировании на расчетный период (год) расходов, над темпами роста инфляции (индексом цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса в соответствии с публикуемыми Минэкономразвития России прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации), Авиакомпанией представляется экономическое обоснование изменения ставок, в том числе калькуляция и обоснование изменения соответствующих расходов исполнителя, либо подтверждает протоколом конкурсной комиссии.
5) Расходы на оплату труда летного состава и бортпроводников.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:
- параметры отраслевого тарифного соглашения;
- параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);
- размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;
- размер средней заработной платы в регионе по соответствующему виду деятельности по данным Территориального фонда Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю;
- условия коллективного договора;
- прогнозный индекс потребительских цен.
Рост расходов на оплату труда не может превышать индекс потребительских цен, публикуемых Минэкономразвития России прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий календарный год при прочих равных условиях.
Компенсация расходов, не учтенных при применении вышеуказанных подходов, производится за счет экономии расходов, достигнутых в результате повышения эффективности и производительности труда, а также за счет предпринимательской прибыли.
К расчету заработной платы летного состава Авиаперевозчика предоставляет бухгалтерскую справку, подписанную главным бухгалтером, о фактической среднемесячной заработной плате летного состава, а также о среднемесячном размере ежемесячных стимулирующих выплат в разрезе должностей за предыдущий период и текущий период и о среднегодовой фактической численности в разрезе отделов (подразделений, эскадрилий)
6) Страховые взносы на пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7) Расходы на обязательное страхование ВС и членов экипажа, где включаются расходы на страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей. Страховые суммы по данным видам страхования установлены Воздушным кодексом Российской Федерации.
Данные расходы включаются в расчет стоимости летного часа в случае, если относятся напрямую на себестоимость услуг. Расчет расходов на летный час производится путем отнесения расходов на страхование по данному типу ВС, согласно заключенным договорам страхования по вышеуказанным видам ответственности на производственный налет по данному типу ВС.
8) Расходы на питание экипажей воздушных судов рассчитываются на основании рациона питания, рабочего времени на выполнение кругового рейса, сложившегося уровня цен на продукты в соответствии с данными Росстата в отношении субъекта Российской Федерации.
Рацион питания экипажей воздушных судов рассчитывается в соответствии с Порядком обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2002 N 122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов".
При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине отсутствия специализированных организаций общественного питания Авиакомпанией членам экипажа производится возмещение расходов на питание. В качестве обоснования применяемого для расчетов суточного рациона питания предоставляется экономически обоснованная калькуляция стоимости рациона питания на одного члена экипажа, с учетом вышеуказанного приказа Министерства транспорта Российской Федерации и сложившегося уровня цен на продукты в соответствии с данными Росстата в отношении субъекта Российской Федерации.
В случае обеспечения экипажа бесплатным питанием посредством специализированных организаций общественного питания, в качестве обоснования Авиакомпанией предоставляется прейскуранты цен (калькуляции) организаций бортового (общественного) питания.
9) Расходы на подготовку и переподготовку летного состава и инженерно-авиационной службы принимаются с учетом расходов за отчетный период подтвержденных договорами с образовательными учреждениями (имеющими лицензии), документами, подтверждающими факт оказания услуг, копиями первичных платежных документов и индексов потребительских цен в соответствии с публикуемыми Минэкономразвития России прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации (базовый период) на текущий и плановый период.
10) Расходы на при аэродромных тренировках, проводимых с целью подготовки летного состава авиаперевозчика, а также при проведении контрольно-испытательных полетов и летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов принимаются в соответствии с расчетами, проведенными на основании Приказа Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", и подробным обоснованием необходимости количества проведения данных полетов.
11) Расходы на базирование ВС в аэропортах и на специализированных площадках принимается с учетом следующего:
- в случае базирования ВС в аэропортах расходы принимаются согласно заключенных договоров;
- в случае базирования ВС на специализированных стоянках расходы принимаются с учетом затрат на содержание данных площадок (налоги, содержание персонала, содержание и т.д.)
12) Расходы на обязательные предварительные и периодические медосмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, проводимые в соответствии с Приказом Минтранса России от 10.12.2021 N 437 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением" рассчитываются с учетом заключенных договоров, а также с учетом анализа рынка - при оказании данных услуг сторонними организациями.
В случае, если медосмотры выполняются собственными силами Авиакомпании, то Авиакомпания в расчет стоимости предварительных и периодических медосмотров включает себестоимость одного медосмотра. При этом предоставляется подробный расчет себестоимости данной услуги с приложением подтверждающих документов по каждой статье.
13) Транспортные расходы принимаются в расчет летного часа только в рамках доставки членов экипажа до места работы и обратно.
Расчет данных расходов производится на основании анализа за предшествующие 3 года отчетному периоду и индекса потребительских цен, публикуемых Минэкономразвития России прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации (базовый период) на текущий и плановый период.
14) В случае возникновения расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации на отчетный период, связанных с незапланированным ростом цен (тарифов) на авиаГСМ, аэропортовое обслуживание ВС, АЭНО и расходов связанных с продлением регламента работ аэропортов и навигационных служб, расходов при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, учитываются Службой в расчете на сухой летный час с предоставлением подтверждающих расчетов и материалов за подписью руководителя, главного бухгалтера Авиаперевозчика либо должностного лица, его заменяющего.
15) Прочие производственные затраты (расходы на сервис, проезды летного состава и инженерно-авиационной службы, расходы на содержание спецавтотранспорта, обслуживающего ВС, сертификация и т.д.), не учтенные в пунктах 1 - 14 и которые можно непосредственно можно отнести к обслуживанию воздушного судна, с приложением подробных расчетов и подтверждающих документов. Расчеты предоставляются согласно приложению 6, за подписью руководителя, главного бухгалтера Авиаперевозчика либо должностного лица, его заменяющего.
16) В статье затрат "Накладные (общехозяйственные, общеуправленческие) расходы" учитываются расходы, связанные с обслуживанием и управлением Авиакомпании в целом, которые невозможно отнести на затраты по конкретному виду деятельности, типу ВС.
Распределение косвенных расходов между видами деятельности, осуществляемыми организацией, производится в соответствии с одним из нижеследующих методов:
- согласно учетной политике, принятой в организации;
- пропорционально условно-постоянным расходам;
- пропорционально прямым расходам по регулируемым видам деятельности.
Расчеты предоставляются согласно приложению 7, за подписью руководителя, главного бухгалтера Авиаперевозчика либо должностного лица, его заменяющего.
Служба осуществляет выбор метода распределения косвенных расходов, включаемых в стоимость сухого летного часа, исходя из необходимости обеспечения эффективности государственного регулирования тарифов.
Нумерация частей приводится в соответствии с источником
2.3. Расходы на авиаГСМ рассчитываются исходя из норм расхода авиаГСМ типам ВС (согласно технических характеристик ВС) на каждый участок полета и стоимости авиаГСМ в аэропортах, в которых осуществляется заправка ВС.
Расходы на авиаГСМ рассчитываются по формуле 5:
Р ГСМ = (K*q/1000)*T полет, (5), где:
К - стоимость 1 тонны топлива, руб./тн;
q - среднегодовой часовой расход топлива, кг/ч;
Тполет - полетное время, ч.
При формировании стоимости на авиаГСМ и смазочные материалы (жидкость ПВК) учитывается:
- фактическая рыночная цена, установленная поставщиками продукции исходя из анализа рынка соответствующей продукции и фактических отпускных цен производителей продукции;
- договоров, заключенных перевозчиками по результатам проведения закупочных процедур;
- индексов потребительских цен, в соответствии с публикуемыми Минэкономразвития России прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации;
- расходы на хранение авиаГСМ в аэропортах, в которых осуществляется заправка ВС, с учетом объемов и дней хранения.
2.4. Расходы на аэропортовое обслуживание ВС рассчитываются исходя из действующих в аэропортах отправления и назначения цен (тарифов, сборов), утвержденных регулирующим органом исполнительной власти на текущий период.
Аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание, определяются по перечню и правилам формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" и учитываются за предоставление соответствующих услуг в период работы аэропорта, установленный в соответствии с регламентом работы аэропорта.
2.5. Расчет расходов на аэронавигационное обслуживание производится исходя из действующих на текущий период ставок, установленных регулирующим органов исполнительной власти.
Расходы на АЭНО определяются в соответствии с Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".
2.6. Расчет расходов на комиссионные сборы за агентское обслуживание (продажу авиабилетов) производится согласно условиям заключенных договоров, с учетом анализа рынка.
2.7. В прочие расходы на выполнение кругового рейса, могут быть включены расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажиров и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, за исключением расходов, связанных с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82.
2.8. Расчетная предпринимательская прибыль определяется в размере 5 процентов от расходов, включаемых в затраты на круговой рейс на расчетный период регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.