Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 130559-8 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Протоколу, дополняющему Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 130559-8 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Протоколу, дополняющему Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов" (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 25 мая 2022 года.
Законопроект предусматривает присоединение Российской Федерации к двум международно-правовым документам, принятым на Дипломатической конференции по авиационной безопасности, прошедшей под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2010 году (г. Пекин): Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (далее - Конвенция) и Протоколу, дополняющему Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (далее - Протокол). Целью принятия указанных международных договоров является укрепление антитеррористической безопасности в сфере международной гражданской авиации.
1 июля 2018 года оба документа вступили в силу, в настоящее время участниками каждого из них являются более 40 государств.
Важно отметить, что после вступления в силу Конвенция имеет преимущество между государствами-участниками перед Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в г. Монреале 23 сентября 1971 года (Монреальская конвенция), и Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, подписанный в г. Монреале 24 февраля 1988 года.
Конвенция направлена на противодействие актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, связанным с угрозами использования гражданских воздушных судов в качестве средств перевозки (доставки) оружия массового уничтожения, применения любого биологического, химического и ядерного оружия (оружия БХЯ) против гражданского воздушного судна или на борту гражданского воздушного судна, вмешательства в аэронавигационное оборудование с применением электронных и компьютерных средств.
Конвенция расширяет перечень деяний, относящихся к ненадлежащему использованию гражданской авиации. Так, в пункте 1 статьи 1 Конвенции, в частности, установлено, что любое лицо совершает преступление, если это лицо незаконно и преднамеренно: использует воздушное судно, находящееся в эксплуатации, с целью причинения смерти, серьезного увечья или значительного ущерба имуществу или окружающей среде; высвобождение или выбрасывание с борта воздушного судна, находящегося в эксплуатации, любого оружия БХЯ или взрывчатых, радиоактивных или аналогичных веществ таким способом, который причиняет или может причинить смерть, серьезное телесное повреждение или значительный ущерб имуществу или окружающей среде; использует против воздушного судна или на борту воздушного судна, находящегося в эксплуатации, любого оружия БХЯ или взрывчатых, радиоактивных или аналогичных веществ таким способом, который причиняет или может причинить смерть, серьезное телесное повреждение или значительный ущерб имуществу или окружающей среде; выполнение перевозки (доставки) БХЯ и сопутствующих материалов.
Кроме того, Конвенция вводит новые по сравнению с Монреальской конвенцией статьи, касающиеся ответственности юридических лиц, соотношения с определенными международными договорами в отношении химического оружия, справедливого отношения к лицам, взятым под стражу, выдачи и правовой помощи.
Протокол имеет целью осуществление борьбы с таким видом актов против безопасности гражданской авиации, как незаконный захват воздушных судов. Протокол расширяет перечень способов, посредством которых может совершаться незаконный захват воздушного судна, который квалифицируется как преступление. Согласно Протоколу, лицо будет считаться совершающим преступление, если оно незаконно захватывает воздушное судно не только путем насилия, применения насилия или любой другой формы запугивания, но и путем применения любых технических средств (статья I). Кроме того, Протокол при определении преступления, связанного с захватом воздушного судна, заменяет термин "воздушное судно, находящееся в полете" на термин "воздушное судно, находящееся в эксплуатации" (статья V).
В соответствии со статьей 1 законопроекта Российская Федерация присоединяется к Конвенции с двумя оговорками и одним заявлением.
Так, статьей 1 Конвенции (подпункт "i" (4) пункта 1) предусмотрено, что любое лицо совершает преступление, если это лицо незаконно и преднамеренно выполняет перевозку, совершает действия, приводящие к перевозке, или способствует перевозке на борту воздушного судна любого оборудования, материалов или программного обеспечения либо соответствующей технологии, которые вносят существенный вклад в проектирование, производство или доставку БХЯ, без законного разрешения и с намерением использовать их для этой цели.
В соответствии с оговоркой в отношении указанного положения Конвенции Российская Федерация рассматривает в качестве преступления указанные действия, только если такие оборудование, материалы или программное обеспечение либо соответствующая технология подпадают под действие международных договоров, участницей которых является Российская Федерация, в частности Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 года, и многосторонних режимов экспортного контроля, участницей которых является Российская Федерация, таких как Группа ядерных поставщиков, Режим контроля за ракетной технологией, Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения, а также списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Конвенции Российская Федерация заявляет оговорку о том, что не считает себя связанной положениями пункта 1 статьи 20 Конвенции. Указанная оговорка направлена на непризнание обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров между государствами-участниками Конвенции относительно ее применения и толкования.
Кроме того, Российская Федерация присоединяется к Конвенции с заявлением, согласно которому она исходит из того, что содержащееся в пункте 2 статьи 16 Конвенции понятие "без задержки" не препятствует осуществлению необходимых процессуальных действий в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Конвенции содержит правовую норму о содействии его пассажирам и экипажу в продолжении их следования так скоро, насколько это возможно и о возврате воздушного судна и его грузов законным владельцам без задержки).
Со своей стороны, Комитет по международным делам обращает внимание на то, что в соответствии с нормами права международных договоров под оговоркой понимается "одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству" (п. 1 "d" статьи 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). Заявления, сделанные государством при выражении своего согласия на обязательность международного договора, не имеют юридических последствий оговорок, являются толкованием, пояснением позиции государства относительно конкретных статей международного договора.
Комитет по международным делам считает, что присоединение к Конвенции и Протоколу в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация Конвенции и Протокола не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе присоединиться к Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Протоколу, дополняющему Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, с соответствующими оговорками и заявлением.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.