Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 июня 2022 г. N 03-03-06/1/54339
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1.15 статьи 284, подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, установлены налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3 процентов (0 процентов за налоговые (отчетные) периоды 2022-2024 годов), налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов, а также пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента.
Указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов применяются при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса (о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, численности работников от 7 человек, доле доходов от деятельности в области информационных технологий (далее - ИТ-деятельность) в общем объеме доходов не менее 90 процентов).
Как следует из запроса, организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация) создана 29 декабря 2020 года. Документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, получен в марте 2022 года.
Учитывая, что ИТ-организация, которая была создана 29 декабря 2020 года, не является в 2022 году вновь созданной ИТ-организацией, то с целью перехода на уплату страховых взносов по вышеуказанным пониженным тарифам с месяца получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (т.е. с марта 2022 года), такая организация должна выполнить вышеупомянутые условия о доле доходов от ИТ-деятельности и средней численности работников за 9 месяцев 2021 года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам (т.е. с января по сентябрь 2021 года).
При этом исходя их положений абзаца 11 пункта 5 статьи 427 Кодекса, в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из условий (о доле доходов или численности работников), а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации.
Таким образом, если ИТ-организация по итогам деятельности за какой-либо отчетный (первый квартал, полугодие, 9 месяцев 2022 года) или расчетный период (2022 год) не подтверждает соответствие условиям о доле доходов от ИТ-деятельности и средней численности работников, то она должна применить к выплатам работникам общеустановленные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 425 Кодекса, с начала расчетного периода - 2022 года и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам исходя из этих общеустановленных тарифов.
Исходя из положений пунктов 1, 7 статьи 75 Кодекса, пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 3 статьи 431 Кодекса сумма страховых взносов, исчисленная организацией для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Учитывая изложенное, если ИТ-организация по итогам отчетного (расчетного) периода не подтвердила соответствие условиям о доле доходов от ИТ-деятельности и средней численности работников и произвела перерасчет ранее уплаченных с начала расчетного периода платежей по страховым взносам исходя из общеустановленных тарифов, уплатив по итогам этого отчетного (расчетного) периода сумму страховых взносов, исчисленную с учетом данного перерасчета, не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за этим отчетным (расчетным) периодом, то пени не начисляются.
В случае уплаты за какой-либо отчетный (расчетный) период суммы страховых взносов, исчисленной исходя из тарифов страховых взносов, установленных статьей 425 Кодекса, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот отчетный (расчетный) период страховых взносов, исчисленных исходя из пониженных тарифов страховых взносов, позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за этим отчетным (расчетным) периодом, пени начисляются в общеустановленном порядке.
При этом штрафные санкции не применяются.
Что касается вопроса о начале применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль, то по указанному вопросу следует руководствоваться письмом Департамента налоговой политики от 30.03.2022 N 03-03-06/1/25868 "О начале периода применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий", размещенным на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет (https://www.minfin.ru/ru/).
Вместе с тем по вопросу об отнесении указанных в обращении видов работ (услуг) к поименованным в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса видам деятельности российской организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, следует обращаться в Минцифры России, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Также обращаем внимание, что вопросы, связанные с порядком заполнения формы декларации по налогу на прибыль организаций, находятся в компетенции Федеральной налоговой службы.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона, направленный на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" в целях дополнительного налогового стимулирования отрасли информационных технологий в Российской Федерации, которым предусматривается внесение изменений в Кодекс в части отмены ограничения по численности работников, снижения с 90% до 70% минимального значения доли доходов от осуществления ИТ-деятельности в общем объеме доходов, дающих право на применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организации и пониженных тарифов страховых взносов для ИТ-организации, существенного расширения состава доходов, учитываемых в необходимой доле доходов от осуществления ИТ-деятельности, а также унификации требований о соблюдении условий о необходимой доле доходов от осуществления ИТ-деятельности по итогам отчетного (расчетного) периода независимо от даты создания ИТ-организации.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рассматриваемой ситуации ИТ-организация создана 29 декабря 2020 г. Документ о государственной аккредитации получен в марте 2022 г.
Как пояснил Минфин, в 2022 г. организация не будет вновь созданной ИТ-организацией, для перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам с месяца получения документа о госаккредитации (т. е. с марта 2022 г.) организация должна выполнить условия о доле доходов от ИТ-деятельности и средней численности работников за 9 месяцев 2021 г. (т. е. с января по сентябрь 2021 г.).
Разъяснено, как быть, если ИТ-организация по итогам деятельности за какой-либо отчетный (I квартал, полугодие, 9 месяцев 2022 г.) или расчетный период (2022 г.) не подтвердит соответствие необходимым условиям.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 июня 2022 г. N 03-03-06/1/54339
Опубликование:
-