Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Удмуртской Республики
от 10 июня 2022 г. N 197.7-6
Порядок
приема листов поддержки кандидата на должность Главы Удмуртской Республики и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок приема листов поддержки кандидата на должность Главы Удмуртской Республики и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований (далее - Порядок) определяет порядок работы Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики (далее - Комиссия) с листами поддержки кандидата на должность Главы Удмуртской Республики в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Удмуртской Республики "О выборах Главы Удмуртской Республики".
1.2. Прием листов поддержки кандидата на должность Главы Удмуртской Республики и проверку достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, поступивших в Комиссию, осуществляет Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами и избирательными объединениями в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики при проведении выборов Главы Удмуртской Республики и выборов депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва (далее - Рабочая группа).
2. Прием листов поддержки кандидата на должность Главы Удмуртской Республики и иных связанных с ними документов
2.1. В соответствии с пунктом 19 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьями 26 - 28 Закона Удмуртской Республики "О выборах Главы Удмуртской Республики" кандидат, выдвинутый на должность Главы Удмуртской Республики представляет все документы для регистрации не ранее чем 17 июля и не позднее 18 часов по местному времени 27 июля 2022 года.
Кандидат на должность Главы Удмуртской Республики представляет в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики для проверки листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных округов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики (далее - муниципальные образования).
Листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Законом Удмуртской Республики "О выборах Главы Удмуртской Республики", предоставляются кандидатом единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Листы поддержки кандидата должны быть рассортированы по муниципальным округам и городским округам, образованным на территории Удмуртской Республики, где проводился сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, сброшюрованы в одну или несколько папок и пронумерованы.
Список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предоставляется по форме, установленной постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 10 июня 2022 года N 197.5-6 "О Перечне и формах документов, представляемых в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики кандидатами на должность Главы Удмуртской Республики".
2.2. В целях единообразного применения Федерального закона и Закона Удмуртской Республики "О выборах Главы Удмуртской Республики", облегчения и ускорения процедуры приема листов поддержки кандидата, последующей проверки достоверности подписей папки с листами поддержки кандидата рекомендуется оформлять следующим образом:
на лицевой стороне обложки каждой папки указывать фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписей депутатов муниципальных образований;
в каждой папке листы поддержки кандидата с подписями депутатов упорядочить по муниципальным образованиям (листы поддержки кандидата с подписями депутатов одного муниципального образования располагать друг за другом);
нумерацию листов поддержки делать сквозной в пределах каждой папки;
подшивки листов поддержки кандидата помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата или его доверенного лица.
2.3. Сведения о лицах в списке лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, рекомендуется упорядочить в таком же порядке, как подшиты в папках их листы поддержки.
2.4. В процессе приема предварительно каждый лист поддержки кандидата заверяется печатью Комиссии. Проверяется соответствие количества представленных листов поддержки кандидата количеству, указанному в списке лиц, которые поставили свои подписи в листе поддержки кандидата.
Количество представленных в Комиссию подписей не должно превышать максимальное число подписей депутатов, которое может быть представлено в комиссию для регистрации, определенное постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 10 июня 2022 года N 197.6-6 "Об определении числа лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата на должность Главы Удмуртской Республики, и числа муниципальных образований, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Главы Удмуртской Республики".
В случае выявления превышения максимально допустимого количества представленных подписей депутатов кандидату предлагается самостоятельно исключить необходимое количество подписей. Если кандидат отказывается от этого права, члены Рабочей группы, принимающие документы, принимают максимально разрешенное количество подписей, при этом отсчет производится последовательно, начиная с первой подписи депутата первого листа поддержки первой папки, до достижения установленного количества.
2.5. При нарушении нумерации листов поддержки кандидата в пределах одной папки кандидат имеет право внести следующие изменения: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (пример: 3-1, 3-2, 3-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (пример: 2-3, 2-3-4). После этого кандидатом вносятся изменения в данные о количестве листов поддержки, проставленном на лицевой стороне обложки папки, и заверяются подписью кандидата.
3. Проверка достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований
3.1. Порядок проведения проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований:
3.1.1. О времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, кандидаты извещаются Рабочей группой. Отметка об извещении ставится в документе, подтверждающем прием подписных листов.
3.1.2. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата.
3.1.3. В целях оперативного выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата, необходимо сверять представленные разными кандидатами списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки. При выявлении подписи одного и того же лица в листах поддержки разных кандидатов проверку достоверности подписей в листах поддержки таких кандидатов целесообразно проводить по возможности одновременно.
3.1.4. В случае если кандидат представил в Комиссию подписи депутатов представительных органов муниципальных образований в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, то проверка достоверности подписей все равно проводится в целях выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата.
3.1.5. Проверка листов поддержки кандидата осуществляется проверяющими путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. Информация о лице, поставившем свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также исполнение им соответствующих полномочий могут быть проверены с использованием данных, содержащихся в ГАС "Выборы". В случае несоответствия указанных данных необходимо получить информацию из соответствующего органа, подписанную уполномоченным должностным лицом.
3.1.6. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной.
3.1.7. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение (если этот факт установлен вступившим в силу решением суда), либо поставлена до выдвижения кандидата, либо позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия) о засвидетельствовании подлинности подписи), Комиссия вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в Комиссию до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.
3.1.8. Лицо, поставившее свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, опрашивается лично представителями Рабочей группы в помещении Комиссии, при этом устанавливается личность опрашиваемого лица. При проведении опроса могут присутствовать сами кандидаты, их доверенные лица. Вместе с тем непосредственно опрос может проводиться только уполномоченным на это членом Рабочей группы.
По результатам проведения опроса составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его проведения, фамилия, имя, отчество, должность (статус) опрашиваемого лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего опрос, фамилии, имена, отчества, должности (статус) лиц, присутствовавших при проверке, а также результат опроса.
3.1.9. Если подпись депутата в листе поддержки кандидата признана недостоверной (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом, либо собрана с принуждением или за вознаграждение (если этот факт установлен вступившим в силу решением суда), либо поставлена до выдвижения кандидата, либо позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия) о засвидетельствовании подлинности подписи), кандидат вправе заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным надлежащим образом, с подписью того же депутата, при этом заменяемый лист остается в Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики вместе с иными представленными кандидатом для регистрации документами. Замену листа поддержки кандидат вправе произвести в период проверки подписей, а также после вручения ему протокола об итогах проверки не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации. При этом кандидат вправе заменить лист поддержки только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" либо Закона Удмуртской Республики "О выборах Главы Удмуртской Республики".
3.2. Основания признания недостоверными подписей депутатов представительных органов муниципальных образований определены в части 7 статьи 28 Закона Удмуртской Республики "О выборах Главы Удмуртской Республики".
3.3. При проведении проверки подписных листов также подлежит проверке подлинность и правильность нотариального заверения подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок совершения нотариальных действий определен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а в случае засвидетельствования подписи должностными лицами местного самоуправления - также Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 16.
Подпись может быть признана недостоверной при обнаружении следующих нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при нотариальном свидетельствовании подписи:
1) отсутствие в удостоверительной надписи, выполненной на листе поддержки кандидата, номера, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий;
2) отсутствие оттиска гербовой печати и (или) подписи нотариуса или должностного лица местного самоуправления на листе поддержки кандидата;
3) отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что подпись лица, обратившегося за нотариальным заверением, сделана в присутствии нотариуса;
4) отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена или не указаны полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, подлинность подписи которого свидетельствуется.
В иных случаях нарушения порядка нотариального свидетельствования подписи она может быть признана недостоверной на основании документа нотариуса (нотариальной палаты), подтверждающего, что такое нотариальное действие не совершалось.
3.4. Оформление итогов проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований:
3.4.1. Результаты проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований заносятся членом Рабочей группы в ведомость проверки подписей, в которой указываются номера папки, листа поддержки кандидата, фамилия, имя, отчество лица, чья подпись признана недостоверной, основания (причины) признания подписей недостоверными, ссылка на норму Закона Удмуртской Республики "О выборах Главы Удмуртской Республики", предусматривающую данные основания (причины).
Ведомость проверки подписей должна составляться по каждому кандидату. Ведомость проверки подписей в обязательном порядке подписывается составившими ее членами Рабочей группы.
Ведомость проверки подписей может быть одностраничной или многостраничной. Если ведомость проверки подписей составляется на нескольких листах, то листы ведомости нумеруются и каждый лист ведомости проверки подписей подписывается членами Рабочей группы.
3.4.2. В случае необходимости к ведомости проверки подписей могут прилагаться официальные документы, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
3.4.3. По окончании проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем Рабочей группы и представляется в Комиссию для принятия решения.
В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных листов поддержки кандидата, а также количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, признанных недостоверными с указанием оснований признания их таковыми, а также количество незачтенных подписей.
3.4.4. Итоговый протокол проверки листов поддержки по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомости проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом.
3.4.5. Копия протокола передается кандидату не менее чем за три дня до дня заседания Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
3.4.6. Кандидат вправе получить в Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики одновременно с копией протокола заверенную руководителем Рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей недостоверными, с указанием номера папки, листа поддержки кандидата, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
3.5. Повторная проверка достоверности подписей депутатов после принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.