Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июня 2022 г. N 3а-344/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Сервис" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 10 декабря 2021 года N 497-155/кс-2021 "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Сервис" на 2022 год",
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также - Госкомитет, регулирующий орган, тарифный орган) от 10 декабря 2021 года N 497-155/кс-2021 "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Сервис" на 2022 год" установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Водоканал Сервис" на 2022 год с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 18 декабря 2021 года за N 8525, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2021 года.
В приложении к указанному постановлению для потребителей ООО "Водоканал Сервис" в Зеленодольском муниципальном районе приведены с разбивкой по полугодиям на 2022 год показатели одноставочных тарифов:
на питьевую воду для населения с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 16,04 рубля за кубический метр, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 17,27 рубля за кубический метр;
для иных потребителей без учета НДС в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 13,37 рубля за кубический метр, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 14,39 рубля за кубический метр;
на водоотведение для населения с учетом НДС в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 28,42 рубля за кубический метр, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 35,00 рубля за кубический метр;
для иных потребителей без учета НДС в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 23,68 рубля за кубический метр, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 29,17 рубля за кубический метр.
ООО "Водоканал Сервис" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406.
По мнению административного истца, установленные оспариваемым постановлением административного ответчика тарифы не являются экономически обоснованными, поскольку Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам при определении их размера неправомерно приняты не в полном объеме расходы ООО "Водоканал Сервис" в связи с осуществлением регулируемой деятельности.
В судебном заседании представители ООО "Водоканал Сервис" Лукин Ю.М., Васильев А.Р. административный иск поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Шавалиева С.Р., Белалеева Н.Р., Биккинина Ч.А. административный иск не признали.
Министерство юстиции Республики Татарстан, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направило. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с водоподготовкой, транспортировкой и подачей питьевой или технической воды физическим либо юридическим лицам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения, приемом, транспортировкой и очисткой сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере водоснабжения и водоотведения, права и обязанности потребителей данных услуг, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, устанавливает Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ государственному регулированию в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат, кроме прочих, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Полномочие по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам - органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пунктах 4.4.1, 4.4.3 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил регистрации и опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "Водоканал Сервис" об установлении оспариваемым постановлением административного ответчика экономически необоснованных тарифов в связи с принятием при определении их размера не в полном объеме расходов административного истца при осуществлении регулируемой деятельности, суд приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), которыми определены система, принципы и методы регулирования в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, а также порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов входят, кроме прочих, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на водоотведение.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и водоотведения.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил регулирования), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Судом установлено, что 26 апреля 2021 года ООО "Водоканал Сервис" обратилось в Госкомитет с предложением об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение. Письмом от 28 апреля 2021 года N ЛХ-26/2155/2021 тарифным органом административный истец уведомлен об отказе в открытии дел об установлении тарифов по причине несоответствия представленных документов пункту 17 Правил регулирования тарифов.
Вместе с тем, принимая во внимание, что ООО "Водоканал Сервис" постановлением Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района от 3 декабря 2019 года N 164 определена гарантирующей организацией, принимая во внимание необходимость предоставления услуг по питьевому водоснабжению и водоотведению в том числе населению Осиновского сельского поселения, Госкомитетом приказом от 30 сентября 2021 года N пр-536/2021 на основании пункта 13 Правил регулирования тарифов открыты дела об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение для административного истца на 2022 год по инициативе органа регулирования.
Специалистами тарифного органа расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "Водоканал Сервис" проведен в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов на основании имеющихся в распоряжении органа регулирования сведений об административном истце, иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в сопоставимых условиях, в том числе за предыдущие периоды регулирования, а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности. По результатам расчетов составлены экспертные заключения.
Решения об установлении оспариваемых тарифов приняты при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования.
При описании в экспертном заключении технологического процесса водоснабжения Госкомитет обоснованно исходил из данных, предоставленных административным истцом в материалы тарифного дела, о перечне насосного оборудования по объектам водоснабжения. В процессе водозабора (забора воды из артезианской скважины) по данным ООО "Водоканал Сервис" участвуют 13 насосов. Все артезианские скважины в совокупности составляют 1 водозаборное сооружение. Протяженность водопроводной сети составляет 1,75 километров и складывается из протяженности сетей, перечисленных в пунктах 23-36 приложения N 1 "Перечень оборудования, передаваемого в аренду" к договору аренды между Исполнительным комитетом Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района и ООО "Водоканал Сервис" от 1 декабря 2020 года N 04/20.
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются, помимо прочих, расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение (подпункт "а").
Согласно пункту 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания), расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
При расчете тарифа на питьевую воду административным истцом заявлены расходы на горюче-смазочные материалы (далее - ГСМ) в размере 315 тысяч рублей исходя из планового расхода топлива (7,0 тысячи литра бензина) и плановой цены на 2022 год (45 рублей за литр). В подтверждение возникновения затрат на топливо регулируемой организацией представлены: договор реализации товара по топливным картам от 24 марта 2020 года N 23/20; счет-фактуры по данному договору, согласно которым в течение 2020 года отпущено ГСМ в объеме 2144,64 литра.
При этом Госкомитетом правомерно исключены из расчета счет-фактуры за февраль-март 2021 года, поскольку они не входят в базовый период для расчета тарифов - фактические показатели 2020 года, а также дублирующиеся счет-фактуры за ноябрь и декабрь 2020 года.
Из содержания счет-фактур за 2020 год следует, что ООО "Водоканал Сервис" приобретено топливо в объеме 2144,64 литра. Однако обоснование направления ГСМ в указанном объеме на услугу водоснабжения в материалы тарифного дела административным истцом не представлено. По данным счет-фактур невозможно определить цели расходования топлива на регулируемую услугу водоснабжения.
Ввиду отсутствия экономического обоснования по данной статье расходов Госкомитет в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования обоснованно при расчете расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение руководствовался фактическим объемом использованного топлива за 2020 год, который отражен в размере 50,40 тысяч рублей, а также в представленной в тарифный орган отчетной калькуляции себестоимости услуги водоснабжения. Фактический объем топлива составляет 1,2 тысячи литров, стоимость 1 литра топлива 42 рубля приведена с учетом индексов потребительских цен к прогнозной цене 2022 года.
В обоснование величины тарифа на водоотведение административным истцом заявлены расходы на ГСМ в размере 135 тысяч рублей исходя из планового расхода топлива 3 тысячи литров и плановой его цены на 2022 год 45 рублей. В подтверждение данных затрат ООО "Водоканал Сервис" представлены вышеуказанный договор реализации товара по топливным картам от 24 марта 2020 года N 23/20; счет-фактуры по этому договору, согласно которым в течение 2020 года регулируемой организации было отпущено ГСМ в объеме 1754,07 литра. Вместе с тем обоснования направления ГСМ в указанном объеме на услугу водоотведения в материалах тарифного дела заявителем не представлено. Как и при оценке документов в вышеописанном случае, тарифный орган пришел к выводу, что по данным счет-фактурам невозможно определить цели расходования топлива на регулируемую услугу водоотведения.
Аналогичным образом при расчете расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение по тарифу на водоотведение Госкомитет руководствовался фактическим объемом использованного топлива за 2020 год, который отражен в размере 21,60 тысячи рублей, а также в представленной отчетной калькуляции себестоимости услуги водоотведения. Фактический объем топлива составляет 514,28 литров, стоимость 1 литра топлива с учетом индексов потребительских цен к прогнозной цене 2022 года - 42 рубля.
При формировании технического заключения к расчету тарифа на питьевую воду расчет электрической энергии, необходимой на производство и реализацию услуги водоснабжения, определен на основании представленных предприятием данных, с учетом производительности насосного оборудования, напора воды, КПДнасоса, КПДэл.двигателя.
Согласно техническому заключению к расчету тарифа на питьевую воду N вн-3660 ВС от 16 июня 2021 года удельный расход электрической энергии на технологические нужды составил 0,92 кВт/ч/кубический метр, что соответствует фактическим данным за 2020 год.
Административным истцом заявлены для учета в необходимой валовой выручке на водоснабжение расходы на электроэнергию по уровню напряжения НН (низкое) в размере 8120 тысяч рублей исходя из объема электрической энергии 1015 тысяч кВт/ч в год, цены 8 рублей/кВт/ч.
Объем электрической энергии на 2022 год принят Госкомитетом в размере 860,29 тысячи кВт/ч. Средний тариф 1 кВт/ч электроэнергии рассчитан с применением индексов-дефляторов к фактическому средневзвешенному тарифу по итогам 2020 года в размере 6,56 рублей/кВт/ч по данным представленной ООО "Водоканал Сервис" отчетной калькуляции себестоимости услуги водоснабжения, что также соответствует информации, раскрытой Обществом во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" и составил 7,0135 рублей/кВт/ч.
Однако при обосновании заявленных требований регулируемой организацией в материалы тарифного дела представлены копии договора энергоснабжения с акционерным обществом (далее - АО) "Татэнергосбыт" от 28 февраля 2020 года N 870513 с дополнительным соглашением, а также счет-фактуры за 9 месяцев 2020 года (март-декабрь), в которых указано, что электрическая энергия отпускалась в 2020 году по уровню напряжения СН2. Исходя из представленных счет-фактур стоимость 1 кВт/ч, оплачиваемая АО "Татэнергосбыт" в течение 9 месяцев, ниже, чем фактический средневзвешенный тариф по итогам 2020 года, отраженный административным истцом в отчетах в Госкомитет и в рамках стандартов раскрытия информации (6,56 рублей/кВт/ч).
Техническое заключение к расчету тарифа на водоотведение определяет расчет электрической энергии, необходимой на производство и реализацию услуги водоотведения, который определен на основании представленных предприятием данных, с учетом производительности насосного оборудования, напора воды, КПДнасоса, КПДэл.двигателя.
В соответствии с техническим заключением к расчету тарифа на водоотведение N вн-3661 ВО от 16 июня 2021 года удельный расход электрической энергии на технологические нужды составил 0,31 кВт/ч/кубический метр, что соответствует фактическим данным за 2020 год.
Аналогичным образом административным истцом заявлены для учета в НВВ на водоотведение расходы на электроэнергию по уровню напряжения НН (низкое) в размере 3200 тысяч рублей исходя из объема электрической энергии 400 тысяч кВт/ч в год, цены 8 рублей/кВт/ч.
Объем электрической энергии на 2022 год на водоотведение принят Госкомитетом в размере 253,20 тысячи кВт/ч. Средний тариф 1 кВт/ч электроэнергии рассчитан с применением индексов-дефляторов к фактическому средневзвешенному тарифу по итогам 2020 года в размере 6,99 рублей/кВт/ч по данным представленной ООО "Водоканал Сервис" отчетной калькуляции себестоимости услуги водоотведения, что также соответствует информации, раскрытой им во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 и составил 7,4759 рублей/кВт/ч.
В обоснование заявленного размера тарифа на водоотведение регулируемой организацией также представлены копии договора энергоснабжения с АО "Татэнергосбыт" от 28 февраля 2020 года N 870513 с дополнительным соглашением, а также счет-фактуры за 9 месяцев 2020 года (март-декабрь), в которых указано, что электрическая энергия отпускалась в 2020 году по уровню напряжения СН2. При этом стоимость 1 кВт/ч, оплачиваемая АО "Татэнергосбыт" в течение 9 месяцев, ниже, чем фактический средневзвешенный тариф по итогам 2020 года, отраженный в отчетах ООО "Водоканал Сервис" в Госкомитет и в рамках стандартов раскрытия информации (6,99 рублей/кВт/ч).
Суд соглашается с правильностью выводов тарифного органа, в соответствии с которыми Госкомитет, руководствуясь пунктом 15 Правил регулирования, в связи с отсутствием у регулируемой организации программы в области энергосбережения и энергетической эффективности, направленной на снижение себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения, принял расходы на электрическую энергию на основании имеющихся сведений о фактических результатах деятельности административного истца в 2020 году, с учетом расчетного удельного расхода электрической энергии, который в полном объеме подтверждается его фактическими данными за 2020 год.
Суд находит несостоятельными доводы административного истца об учете Госкомитетом не в полном объеме в тарифе на водоснабжение и водоотведение расходов на оплату услуг сторонних организаций.
В технологическом процессе водоснабжения, осуществляемом ООО "Водоканал Сервис", участвует ООО "ТатСтройКа", являющееся регулируемой организацией, предоставляющее услугу по транспортировке холодной воды до потребителей. Тарифы на транспортировку холодной воды для ООО "ТатСтройКа" на 2022 год установлены постановлением Госкомитета от 19 ноября 2021 года N 316-70/кс-2021, поэтому при определении расходов на оплату услуг ООО "ТатСтройКа" тарифным органом принят объем воды, транспортируемой через сети указанной организации, в размере 300 тысяч кубических метров, а также среднегодовой расчетный тариф на транспортировку холодной воды для данного Общества на 2022 год в размере 2,68 рублей за кубический метр.
В технологический цикл водоотведения, осуществляемого административным истцом, включены две регулируемые организации: ООО "ТатСтройКа", предоставляющее услугу по транспортировке сточных вод от потребителей до канализационного коллектора муниципального унитарного предприятия города Казани (далее - МУП) "Водоканал", предоставляющего услугу по очистке сточных вод. При определении расходов на оплату услуг ООО "ТатСтройКа" Госкомитетом принят объем сточных вод, транспортируемых через сети указанной организации, в размере 367,49 тысячи кубических метров, а также среднегодовой расчетный тариф на транспортировку сточных вод для ООО "ТатСтройКа" на 2022 год в размере 2,98 рубля за кубический метр исходя из тарифа на транспортировку сточных вод, установленного для ООО "ТатСтройКа" на 2022 год постановлением Госкомитета от 19 ноября 2021 года N 316-70/кс-2021. Определяя размер расходов на оплату услуг МУП "Водоканал", орган регулирования обосновано принял объем сточных вод, транспортируемой через сети указанной организации, в размере 816,78 тысяч кубических метров, а также среднегодовой расчетный тариф на очистку сточных вод для МУП "Водоканал" на 2022 год в размере 19,65 рубля за кубический метр без учета НДС, установленный на водоотведение для МУП "Водоканал" на 2022 год постановлением Госкомитета от 10 декабря 2021 года N 510-168/кс-2021.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно пункту 17 Правил регулирования тарифов при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
В соответствии с Соглашением от 24 декабря 2021 года между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан минимальный размер заработной платы с 1 января 2022 года определен в размере 16700 рублей в месяц. Индекс потребительских цен на 2022 год составил в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации 4,3%.
В рамках предложений об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2022 год, представленных в Госкомитет 26 апреля 2021 года, в целях обоснования затрат по статье "Фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды" ООО "Водоканал Сервис" представило штатное расписание от 31 декабря 2020 года N 4 с общей численностью по организации 9 штатных единиц, из которых основного персонала - 6 штатных единиц.
После открытия тарифного дела от ООО "Водоканал Сервис" 5 октября 2021 года в тарифный орган представлено новое штатное расписание от 30 декабря 2021 года N 7 на 2022 год с общей численностью 25 штатных единиц, в том числе основного персонала - 20 штатных единиц, ростом средней заработной платы на 16,5% к уровню штатного расписания N 4 на 2021 год. Вместе с тем пояснения по вопросу увеличения ранее заявленной численности представлены не были.
3 декабря 2021 года административным истцом в орган регулирования представлено дополнительное соглашение от 27 июля 2021 года N 1 к договору аренды N 04/20 от 1 декабря 2020 года, согласно условиям которого произошло увеличение числа обслуживаемых объектов, а именно: 3 скважины в селе Осиново, 2 скважины в селе Новая Тура, 1 скважина в селе Ремплер, 1 скважина в поселке Новониколаевский Зеленодольского муниципального района.
Оценивая экономическую обоснованность заявленных регулируемой организацией расходов по данной статье на 2022 год, расчет численности основного производственного персонала, необходимого для обслуживания систем водоснабжения, водоотведения, Госкомитет правомерно руководствовался приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 марта 2020 года N 154/пр "Об утверждении типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства" (далее - приказ от 23 марта 2020 года N 154/пр).
По услуге водоснабжения административным истцом была заявлена численность производственного персонала в количестве 9 штатных единиц, что соответствует штатному расписанию от 31 декабря 2020 года N 4.
Договор аренды от 1 декабря 2020 года N 04/20 и дополнительное соглашение N 1 к данному договору предусматривают общую протяженность водопроводных сетей, переданных в эксплуатацию ООО "Водоканал Сервис" 1,75 км.
Таблица 20 приказа от 23 марта 2020 года N 154/пр закрепляет распределение нормы численности работников в зависимости от протяженности водопроводной сети. С протяженностью сетей в 1,75 км административный истец подпадает под группу "до 15 км", соответственно, норма численности работников составляет 3 человека на обслуживание водопроводных сетей.
В таблице 18 приказа приведена норма численности работников в зависимости от производительности насосной станции (скважины). Суммарная производительность насосных станций (скважин) с учетом дополнительно принятых в июле 2021 года у ООО "Водоканал Сервис" составляет 3,98 тысяч кубических метров в сутки, исходя из данной производительности, нормативная численность операторов составляет 1,46 штатных единиц (пункт 11 таблицы 18 приказа от 23 марта 2020 года N 154/пр).
В целях корректного определения нормы численности работников при одновременном обслуживании совмещенных насосных станций одним и тем же персоналом производительность насосных станций определяется по суммарной производительности одновременно обслуживаемых насосных станций. При одновременном обслуживании двух и более насосных станций норма численности работников определяется исходя из установленной суммарной производительности насосных станций с учетом коэффициента 1,1. Таким образом, общая нормативная численность основного персонала на обслуживание водозаборных скважин и водопроводных сетей согласно приведенному расчету составила 4,46 штатных единиц.
Госкомитетом численность основного персонала на обслуживание водозаборных скважин и водопроводных сетей принята в количестве 7 штатных единиц, что выше нормативного уровня на 2,5 единицы, в том числе: 3 штатных единицы на обслуживание сетей и 4 штатные единицы на обслуживание скважин. При этом Госкомитет обоснованно исходил из территориального расположения артезианских скважин в 4 населенных пунктах, а именно селах Осиново, Новая Тура, Ремплер и поселке Новониколаевский и правомерно полагал, что данная мера позволит организации снизить затраты на транспортные расходы и повысит уровень устойчивости предоставления услуги водоснабжения населению.
Суд отмечает, что согласно отчетным данным ООО "Водоканал Сервис", раскрытым в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6, фактическая численность производственного персонала за 2020 год составила 4 штатные единицы, за 1 полугодие 2021 года - 5 штатных единиц и по итогам 2021 года - 5 штатных единиц. Следовательно, анализ отчетных фактических данных Общества за 2021 год показал, что фактическая численность производственного персонала не изменилась в связи с увеличением с 27 июля 2021 года количества обслуживаемых объектов (артезианских скважин). При этом для организации технической эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения по предложению регулируемой организации в составе цеховых расходов учтена 1 штатная единица мастера.
Упомянутый выше договор аренды от 1 декабря 2020 года N 04/20 и дополнительное соглашение N 1 к данному договору общая протяженность канализационных сетей, переданных в эксплуатацию ООО "Водоканал Сервис", составляет 13,35 км.
Пункт 11 таблицы 28 приказа от 23 марта 2020 года N 154/пр предусматривает распределение нормы численности работников в зависимости от протяженности канализационной сети. С протяженностью сетей в 13,35 км административный истец подпадает под группу "до 15 км", норма численности работников составляет 2 человека на обслуживание канализационных сетей. Работа КНС предусматривается в автоматическом режиме, в нормы численности работников, предусмотренные таблицей 28 упомянутого приказа, включены рабочие аварийной бригады.
Заявленная административным истцом численность основного персонала по обслуживанию объектов водоотведения в количестве 8 штатных единиц значительно превышает нормативную численность (2 штатные единицы), определяемую в соответствии с приказом от 23 марта 2020 года N 154/пр, при этом расчет обоснованности такого увеличения численности персонала не представлен.
Обращает на себя внимание тот факт, что согласно отчетным данным ООО "Водоканал Сервис", раскрытым в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6, фактическая численность производственного персонала за 2020 год и по итогам 2021 года составила 2 штатных единицы, то есть фактическая численность производственного персонала в 2020 и 2021 годах не изменилась.
В соответствии с пунктом 52 Правил регулирования при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, помимо параметров отраслевого тарифного соглашения учитываются плановые и фактические уровни фонда оплаты труда, сложившиеся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации.
Среднемесячная заработная плата принята Госкомитетом по предложению Общества на основании штатного расписания в размере 32353,2 рубля в тарифе на питьевую воду и в размере 21580 рублей - в тарифе на водоотведение, что выше минимального размера оплаты труда, предусмотренного Соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан.
При принятии решения суд учитывает, что согласно аналитическим материалам, подготовленным Государственным бюджетным учреждением "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан" при Кабинете Министров Республики Татарстан средняя месячная заработная плата по виду экономической деятельности "водоснабжение и водоотведение" по состоянию на 1 марта 2022 года составила 33212,3 рубля. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан средняя месячная заработная плата за 2021 год в отрасли составила 32889,2 рубля.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что Госкомитетом неправомерно не приняты расходы по охране труда в тарифе на питьевую воду, а также ряд расходов в тарифе на водоотведение (гидродинамическая промывка труб, очистка КНС от ила, сбор и вывоз сточных вод).
Согласно подпункту "е" пункта 17 Правил регулирования к заявлению об установлении тарифов прилагаются, помимо прочих, обосновывающие материалы: расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов).
Вместе с тем расчет цеховых (общепроизводственных) расходов на услугу водоснабжения представлен ООО "Водоканал Сервис" в составе материалов тарифного дела, но по отчетной калькуляции себестоимости услуги водоснабжения за 2020 год затраты на охрану труда у административного истца отсутствуют.
Расчет цеховых (общепроизводственных) расходов на услугу водоотведения не содержит в себе услуги по гидродинамической промывке труб, очистке КНС от ила, сбору и вывозу сточных вод в составе общепроизводственных расходов, то есть не были заявлены административным истцом и не участвовали в формировании прогнозируемого им тарифа на водоотведение. Кроме того, по отчетной калькуляции себестоимости услуги водоотведения за 2020 год указанные затраты также отсутствуют.
Административным истцом в материалы тарифного дела представлены акты обследования систем холодного водоснабжения, дефектные ведомости, локальные ресурсные сметные расчеты по мероприятиям замены насосного оборудования.
При этом регулируемой организацией приведен Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке и график реализации мероприятий производственной программы, который включает: замену насосов на сумму 1140 тысяч рублей, очистку резервуара чистой воды на сумму 600 тысяч рублей. При этом данный Перечень предусматривает, что перечисленные работы будут осуществляться хозяйственным способом, то есть его собственными силами без привлечения подрядчиков. Следовательно, учитывая, что сам административный истец в материалах тарифного дела предложил проводить работы не силами подрядных организаций, а хозяйственным способом, основания для учета в тарифе сметной прибыли отсутствовали.
ООО "Водоканал Сервис" применяет общую систему налогообложения, поэтому НВВ на осуществление регулируемой деятельности формируется без учета НДС.
Учитывая изложенное, доводы административного истца о том, что Госкомитет неправомерно принял в тарифе на водоснабжение ремонтные расходы без учета затрат на НДС 20% и сметной прибыли несостоятельны.
Не могут быть, по мнению суда, основанием для удовлетворения административного иска доводы ООО "Водоканал Сервис" о том, что административные расходы приняты в расчет тарифов на питьевую воду и водоотведение без учета договора на изготовление электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), расходов на банковские услуги, без учета оплаты труда экономиста, расходов на юридическое сопровождение.
В нарушение подпункта "е" пункта 17 Правил регулирования административным истцом при представлении расчета административных расходов не приложено экономическое обоснование изготовления ЭЦП. Счет-фактура от 11 января 2021 года, а также акт сдачи-приемки N s219300632 датированы 2021-м годом. Обоснование понесенных организацией затрат на изготовление ЭЦП за 2020 год в Госкомитет не представлено.
Регулируемая организация в материалы тарифных дел представила уведомление об открытии в 2019 году расчетного счета в ПАО "Сбербанк". Однако документы, подтверждающие фактическую оплату банковских услуг в 2020 году в размере 40,11 тысяч рублей, в материалах тарифных дел отсутствуют.
Административным истцом в нарушение подпункта "е" пункта 17 Правил регулирования не представлено обоснование оплаты юридических услуг в 2020 году. В соответствии с пунктом 4.1 договора оказания юридических услуг от 1 ноября 2020 года N 279 стоимость услуг по договору составляет 25 тысяч рублей в месяц (300 тысяч рублей в год). В обоснование заявленных требований на сумму 100 тысяч рублей представлен счет от 30 ноября 2020 года N 294 и акт от 30 ноября 2020 года N 87/11 на сумму 25 тысяч рублей. Более того, необходимость включения в регулируемые тарифы заявленной суммы 100 тысяч рублей необоснована.
В части фонда оплаты труда административно-управленческого персонала Госкомитет правомерно руководствовался фактическими результатами деятельности регулируемой организации в 2020 и 2021 годах. По данным калькуляций себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения за 2020 и 2021 годы, представленных административным истцом в тарифный орган, фактическая численность административно-управленческого персонала в указанные годы составляла 3 штатные единицы, что соответствует данным экспертного заключения Госкомитета (директор, главный энергетик, главный бухгалтер). Необходимость увеличения штата АУП в тарифе на 2022 год по сравнению с показателями деятельности организации в 2020 и 2021 годах Обществом не подтверждена и не обоснована.
Расшифровка по налогам и платежам (в целом на организацию) представлена ООО "Водоканал Сервис" и включает в себя заявленные затраты по налогам, относимым на себестоимость, в сумме 312 тысяч рублей (водный налог) и налогам, относимым на финансовый результат - налог на прибыль в сумме 30 тысяч рублей и прочие налоги в сумме 400 тысяч рублей (детализация по видам налогов не представлена).
В подтверждение затрат на оплату водного налога, понесенных организацией в 2020 году, регулируемой организацией представлены налоговые декларации по водному налогу, согласно которым в 2020 году произведены две оплаты по водному налогу: 13 августа 2020 года в сумме 19268 рублей, 16 октября 2020 года в сумме 47613 рублей.
Общая сумма затрат по данному налогу в размере 66881 рублей соответствует данным фактической калькуляции себестоимости услуги водоснабжения за 2020 год, представленной административным истцом в Госкомитет, а также отражена в экспертном заключении тарифного органа.
Органом регулирования правомерно не принято предложение Общества по учету в НВВ налога на прибыль ввиду отсутствия обоснования. По данным, представленным административным истцом в Госкомитет, по итогам 2020 года организацией получены убытки по водоснабжению и водоотведению.
Согласно представленной декларации по налогу на прибыль уплачен налог в размере 7,4 тысяч рублей, общая прибыль составила 37,114 тысяч рублей, однако в тарифный орган сведения о прибыли не представлялись. Таким образом, сведения налоговой декларации не коррелируются с отчетными данными регулируемой организации в Госкомитет.
Изложенное свидетельствует о недостоверности представленных административным истцом в Госкомитет сведений об убыточности регулируемых видов деятельности либо недостоверности отраженных в материалах тарифного дела сведений об отсутствии иных видов деятельности в целях отнесения административных расходов организации исключительно на регулируемые виды деятельности.
В целях обоснования заявленных для учета при расчете тарифов сумм прочих налогов ООО "Водоканал Сервис" представлены налоговые декларации по НДС. Однако Общество применяет общую систему налогообложения и НДС в себестоимость услуг не включается.
Таким образом, Госкомитетом в тарифах на питьевую воду и водоотведение приняты затраты на налоги и платежи, относимые на указанные виды деятельности, в надлежащем объеме.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 10 декабря 2021 года N 497-155/кс-2021 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Сервис" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 10 декабря 2021 года N 497-155/кс-2021 "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Сервис" на 2022 год" отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июня 2022 г. N 3а-344/2022
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 5 октября 2022 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 г. N 66а-2007/2022 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения