Основные термины и определения
Веерное отключение - обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергопринимающих устройств.
Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Ограничение режима потребления - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии.
Полное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя.
Резервный источник снабжения электроэнергией - автономный источник электроснабжения. Передвижной или стационарный газо-, бензо-, дизельный генератор электроэнергии.
Частичное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, источником которых является частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - Методические рекомендации), разработаны с учетом:
нормативных правовых актов, руководящих, методических и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
накопленного в МЧС России опыта АВР в условиях ограничения режима потребления электрической энергии в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Республике Крым, г. Севастополе и Приморском крае.
Методические рекомендации предназначены для применения в работе главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации с целью оказания методической помощи органам управления территориальных подсистем РСЧС и обеспечения единого подхода при ликвидации ЧС в условиях ограничения режима потребления электрической энергии.
II. Проведение анализа потенциальной опасности и рисков при частичном или полном ограничении потребления электрической энергии
Органам управления РСЧС всех уровней при планировании АСНДР в условиях полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии целесообразно учитывать основные показатели, характеризующие опасность для населения и территорий.
К основным показателям относятся:
возможность прогнозирования начала опасного события;
возможная площадь зоны ЧС;
возможные потери среди населения в зоне ЧС;
численность населения с нарушенными условиями жизнедеятельности; продолжительность периода восстановления электроснабжения; продолжительность периода первичного жизнеобеспечения населения и другие показатели.
Дополнительно необходимо проводить анализ возможных негативных последствий нарушения подачи электроэнергии.
Полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии оказывает негативные последствия на население. Тяжесть таких последствий в первую очередь зависит от следующих факторов:
времени восстановления подачи электроэнергии в жилые дома, социально значимые объекты, объекты жизнеобеспечения;
метеоусловий;
своевременности организации и полноты проведения мероприятий по жизнеобеспечению населения, находящегося в зоне ЧС.
Наибольшая опасность будет угрожать лицам, отнесенным к категории "социально уязвимых":
инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
одиноким и (или) многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
пенсионерам и гражданам предпенсионного возраста;
беженцам и вынужденным переселенцам;
малоимущим гражданам;
Основные негативные последствия полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии для населения показаны в приложении N 1.
Также полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии оказывает негативные последствия на отрасли экономики, здравоохранения и жизнеобеспечения населения в субъекте Российской Федерации.
С самыми масштабными последствиями отключения питающих центров столкнется метрополитен 1. Результатом станет приостановка работы станций метрополитена. Возрастет вероятность аварий. Потребуется эвакуация пассажиров из поездов в тоннелях (в том числе эвакуация пешим порядком) и станций метрополитена.
Кроме того, в случае полного и (или) частичного режима потребления электрической энергии возрастает риск нарушения движение иного пассажирского (общественного) транспорта:
электрического рельсового уличного и внеуличного;
электрического дорожного;
монорельсового надземного;
водного.
Основные негативные последствия полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии для транспортной системы показаны в приложении N 2.
Ограничение подачи электороэнергии в медицинские организации может привести к серьезным последствиям, включая травматизм и гибель людей.
Наиболее сложная обстановка может сложиться в медицинских организациях, не имеющих РИСЭ и запаса топлива для его функционирования (либо в организациях, нарушающих требования по резервированию электроснабжения).
При ограничении электроснабжения нарушаются правила хранения лекарственных средств и медицинских изделий. Отключение станций переливания крови может привести к тому, что уже через 12 часов городские больницы начнут испытывать нехватку плазмы. Особо важно обеспечение работы станций скорой помощи.
Основные негативные последствия полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии для системы здравоохранения показаны в приложении N 3.
Ограничение режима электропотребления окажет негативное влияние на сферу жилищно-коммунального хозяйства города.
Нарушится управление многоквартирными домами, ресурсоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт инженерных объектов и коммуникаций, нормальное функционирование дорожно-мостового хозяйства, иллюминации и освещения, системы обращения с TKO.
Нарушится электроснабжение жилых домов и организаций.
Прекращение подачи электроэнергии приведет к сбою в работе водопроводных станций.
Аварии на станциях аэрации приведут к сбросу неочищенных сточных вод. Приостановится работа канализационных насосных станций города. Гидравлический удар в системе канализации может привести к прорыву сточных вод и затоплению значительной площади городской застройки.
Отключение электроэнергии приведет к угрозе необратимых процессов в системе теплоснабжения зданий и сооружений. Без своевременного слива теплоносителя система отопления выйдет из строя. Время безаварийного реагирования зависит от температуры воздуха и исчисляется от нескольких часов до 1 - 1,5 суток. Повышается риск возникновения пожаров, вызванных действиями жителей, в жилых районах.
Основные негативные последствия полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии для ЖКХ показаны в приложении N 4.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Перечень мероприятий, рекомендуемых к выполнению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии
Ограничение режима электропотребления может привести к возникновению ЧС по показателям нарушения условий жизнедеятельности людей и размеру материального ущерба от локального до межрегионального характера.
Это, в свою очередь, потребует организации и проведения АСДНР и выполнения комплекса мероприятий по организации и проведению первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС с привлечением сил и средств территориальной подсистемы РСЧС и создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем РСЧС.
2.1. Перечень мероприятий, рекомендуемых для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
При ограничении режима потребления электрической энергии рекомендуется планировать и выполнять следующие мероприятия:
мероприятий по ликвидации ЧС, тушению пожаров, в том числе в высотных зданиях и тоннелях, поиску и спасению людей на водных объектах; мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС; своевременное оповещение населения, в том числе экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при ЧС, через региональную систему оповещения населения о ЧС и местные системы оповещения населения городских округов и поселений о ЧС.
Оповещение осуществляется с задействованием ресурсов:
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по формированию и реализации государственной политики в сфере средств массовой информации, мультимедийных услуг, наружной рекламы;
ОКСИОН 2. При этом используются региональные и муниципальные информационные центры; пункты уличного информирования и оповещения, совмещенные с подсистемой сбора информации; пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей, а также пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах;
информирования населения о ЧС через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.
Информирование осуществляется с задействованием ресурсов: органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по формированию и реализации государственной политики в сфере средств массовой информации, мультимедийных услуг, наружной рекламы;
ОКСИОН.
При задействовании ресурсов органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию и реализации государственной политики в сфере средств массовой информации, мультимедийных услуг, наружной рекламы, информация распространяется по региональным каналам и другим средствам распространения информации (кабельное телевидение, мобильное телевидение, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" и другие).
При задействовании ресурсов ОКСИОН информация распространяется через терминальные комплексы и мобильные комплексы информирования и оповещения населения.
Информацию целесообразно размещать на сайтах администрации субъекта Российской Федерации, главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, на сайте МРСК в социальных сетях и СМИ. Эффективна отправка SMS-оповещения с задействованием операторов мобильной связи.
Организация работы телефона "горячей линии" по вопросам хода восстановления нарушенного электроснабжения осуществляется на базе телефона доверия главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и телефонов "горячей линии" на базе администраций субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Кроме того, необходимо обеспечить в пределах своей компетенции: готовность сил и средств РСЧС, в том числе по организации, развитии и содержании систем связи и управления территориального пожарно-спасательного гарнизона, системы оповещения населения о ЧС;
организацию деятельности КЧС и ОПБ, а также постоянно действующих оперативных штабов, созданных при этих комиссиях;
мероприятия по организации предупреждения ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при ЧС.
При ликвидации ЧС, связанных с частичным и (или) полным ограничением режима потребления электрической энергии по причине аварийных ситуаций, реагирование и взаимодействие целесообразно осуществлять в рамках деятельности территориальной подсистемы РСЧС, а также на основании принятых решений КЧС и ОПБ.
Для обеспечения работ по ликвидации последствий ЧС, в том числе тех, которые могут привести к прекращению электроснабжения потребителей, в территориальном пожарно-спасательном подразделении рекомендуется иметь передвижные электростанции.
Дополнительно при ограничении режима потребления электрической энергии выполняются следующие мероприятия:
тушение пожаров;
проведение АСР, в том числе деблокирование (вывод) пострадавших из замкнутых помещений, транспортных средств (в том числе вывод людей из остановленных составов метрополитена (при наличии), тоннелей, станций метрополитена и составов железной дороги);
обеспечение защиты населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
поиск и спасение людей, а также имущества при ликвидации последствий ЧС, в том числе с применением кинологических расчетов;
оказание первой доврачебной помощи, а также экстренной психологической помощи пострадавшим при ликвидации последствий ЧС;
прием и обработка информации о ЧС;
оповещение населения;
круглосуточный мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений, ПОО, а также количественный химический анализ проб воды, воздуха, почвы и радиационный контроль;
ликвидация ЧС, связанных с разгерметизацией систем или оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных, токсичных продуктов, аварийно химически опасных веществ, в том числе работы по демеркуризации и дегазации;
сбор и транспортирование отходов I-IV классов опасности;
инженерно-техническое и транспортное обеспечение АСДНР;
обеспечение энергоснабжения объектов социальной сферы. Подключение к резервным линиям электропередачи и РИСЭ критических компонентов инфраструктуры: органов управления (в том числе органов управления РСЧС), объектов связи и телекоммуникации, здравоохранения, общественной безопасности, транспорта, ЖКХ и ОПО;
проведение обследования вышеперечисленной инфраструктуры на предмет работоспособности резервных линий и РИСЭ;
контроль работоспособности РИСЭ на ОПО, ПОО, КВО и объектах ЖКХ, их безопасной эксплуатации.
Организация взаимодействия между общественными АСФ, подразделениями добровольной пожарной охраны и городскими АСС (АСФ), и подразделениями противопожарной службы.
Осуществление непосредственного руководства деятельностью территориальной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
Принятие решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации об использовании материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (аварийно-спасательная техника и шанцевый инструмент; транспортные средства, в том числе повышенной проходимости; средства индивидуальной защиты, средства защиты населенных пунктов от пожаров; средства связи, оповещения и информирования; средства электроснабжения и обогрева, плавсредства и средства оказания помощи утопающим; средства борьбы с наводнениями и другими видами бедствий.).
2.2. Перечень мероприятий, рекомендуемых для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по реализации государственной политики в области оптовой и розничной торговли, логистики, розничных рынков, обеспечения продовольственной безопасности.
При ограничении режима потребления электрической энергии рекомендуется планировать и выполнять следующие мероприятия:
контроль подключения подведомственных организаций к РИСЭ, обеспечение их функционирования, осуществление мониторинга их функционирования;
контроль за организацией снабжения населения продуктами питания и непродовольственными товарами (недопущение дефицита продуктов питания, связанного с производством и транспортированием);
недопущение продажи испорченных продуктов питания в розничной сети и продуктов с истекшим сроком годности;
принятие решения о выпуске оперативного запаса продовольствия в необходимом объеме из резервного продовольственного фонда субъекта Российской Федерации (при наличии);
контроль за деятельностью организаций общественного питания;
участие в обеспечении населения и сил, участвующих в ликвидации последствий ограничения режима потребления электрической энергии, питьевой водой;
обеспечение бытового обслуживания населения;
принятие решения об использовании резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (продовольствие и пищевое сырье, вещевое имущество и ресурсы жизнеобеспечения).
2.3. Перечень мероприятий, рекомендуемых для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции в области градостроительства.
При ограничении режима потребления электрической энергии рекомендуется планировать и выполнять следующие мероприятия:
инженерное обеспечение проведения АСДНР при ЧС природного и техногенного характера, в том числе с привлечением инженерной группировки субъекта Российской Федерации;
принятие решения о использовании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (строительные материалы).
2.4. Перечень мероприятий, рекомендуемых для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции в области природопользования и охраны окружающей среды.
При ограничении режима потребления электрической энергии рекомендуется планировать и выполнять следующие мероприятия:
контроль подключения подведомственных организаций к РИСЭ, обеспечение их функционирования, осуществление мониторинга их функционирования;
ведение экологического мониторинга;
обеспечение защиты зеленых насаждений;
обеспечение рационального использования почв;
отбор проб и проведение лабораторных исследований воды;
дистанционное обнаружение следов нефтепродуктов на поверхности воды, определение объема разлитых нефтепродуктов;
отбор и анализ проб мягких и твердых донных отложений, контроль береговой части водоемов;
контроль береговой части водоемов для обнаружения незаконной деятельности граждан и предприятий на прибрежной территории;
автоматический контроль наличия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеопараметров;
автоматическое измерение параметров качества воды; экспресс-анализ загрязняющих веществ; лабораторный анализ воды, воздуха, почвы.
2.5. Перечень мероприятий, рекомендуемых для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции в области здравоохранения, обеспечения необходимых условий для оказания гражданам медицинской помощи.
При ограничении режима потребления электрической энергии рекомендуется планировать и выполнять следующие мероприятия:
организация оказания населению всех видов медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, обеспечение их бесперебойного 3 функционирования, в том числе с применением РИСЭ 4;
организация оказания населению всех видов психологической помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, обеспечение их бесперебойного функционирования, в том числе с применением РИСЭ;
организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, и отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание социальной поддержки в соответствии с правовыми актами;
организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;
реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при ЧС, ликвидация медико-санитарных последствий ЧС, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
принятие решения о использовании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (лекарственные средства и медицинские изделия).
2.6. Перечень мероприятий, рекомендуемых для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по формированию и реализации государственной политики и осуществлению управления в сфере жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйств.
При ограничении режима потребления электрической энергии рекомендуется планировать и выполнять следующие мероприятия:
осуществление координации работы субъектов топливно-энергетического комплекса по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекта Российской Федерации;
обеспечение надежного, бесперебойного и безопасного функционирования систем газо-, тепло-, электро- и водоснабжения населения, объектов городского хозяйства, промышленных предприятий и других потребителей, а также обеспечение нефтепродуктами;
осуществление координации работы энергетических предприятий и потребителей в чрезвычайных, экстремальных ситуациях, при крупных авариях и в условиях дефицита энергоресурсов;
осуществление контроля за реализацией режимных мероприятий, разрабатываемых энергоснабжающими организациями по
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
МЧС разработало методические рекомендации по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных частичным или полным ограничением режима потребления электрической энергии.
Урегулированы вопросы проведения анализа потенциальной опасности и рисков при таком ограничении. Названы негативные последствия для населения, транспортной системы, сферы здравоохранения и ЖКХ. Определен перечень мероприятий, рекомендуемых к выполнению региональными органами при ограничении режима потребления электроэнергии.
Методические рекомендации по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, источником которых является частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (утв. МЧС России 31 мая 2022 г.)
Опубликование:
-