Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 7 июня 2022 г. N 3.5-03/1240@
по проекту федерального закона N 130648-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 8 июня 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации.
Законом предусмотрены изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и ряд других федеральных законов в целях исполнения рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Указанными изменениями закрепляется принцип "прямого действия" решений Совета Безопасности ООН или органов, специально созданных решениями Совета Безопасности ООН, о включении в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения.
В соответствии с Законом сокращаются сроки осуществления блокировки денежных средств и иного имущества организаций и физических лиц, в отношении которых принято решение Совета Безопасности ООН или органов, специально созданных решениями Совета Безопасности ООН. Предусматривается, что меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества будут применяться финансовыми организациями незамедлительно, но не позднее двадцати часов с момента получения уведомления уполномоченного органа (Росфинмониторинг) о принятии такого решения. При этом уведомления Росфинмониторингом в адрес финансовых организаций будут направляться не позднее 4 часов с момента размещения информации о данных решениях в сети Интернет на официальных сайтах Совета Безопасности ООН или органов, специально созданных решениями Совета Безопасности ООН.
Законом устанавливаются обязанности и порядок реализации финансовыми организациями отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, в отношении которых соответствующие решения были отменены. Отмена указанных мер аналогично со сроками принятия мер должна осуществляться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения об отмене ранее принятого решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.
Все операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, подлежат обязательному контролю.
На финансовые организации возлагается обязанность не реже, чем один раз в три месяца проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц, включенных в перечни Совета Безопасности ООН и информировать о результатах Росфинмониторинг.
Лицам, включенным в соответствующие перечни Совета Безопасности ООН или органов, специально созданных решениями Совета Безопасности ООН, предоставляется право обратиться с письменным мотивированным заявлением о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности проживающих совместно с ним членов его семьи; оплаты расходов, связанных с обслуживанием банковских счетов или иного имущества, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию); совершения платежей по договорам (контрактам), заключенным до включения данных организации или физического лица в указанные перечни, а также в целях покрытия чрезвычайных расходов.
Кроме того, Законом устраняются отдельные пробелы в законодательстве Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявленные в результате правоприменения. В частности, на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, возлагается обязанность предоставлять в Росфинмониторинг информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также информацию о сделках или финансовых операциях. Порядок предоставления такой информации будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Закон вступает в силу с 1 декабря 2022 года.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.