Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Памятка
для педагогов "Гигиенические рекомендации по организации образовательного процесса с использованием ЭСО"
В последние годы показатели состояния здоровья российских школьников отражают увеличение распространенности тех его нарушений, которые в значительной степени обусловлены длительным на протяжении всего периода обучения в школе влиянием неблагоприятных факторов школьной среды, в том числе с воздействием на организм ребенка электронных средств обучения, аудиовизуальной продукции.
Школьные уроки, начиная с младших классов, характеризуются активным применением различных электронных средств обучения, как коллективного использования (интерактивные доски, панели), так и индивидуального - персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты. Условия, способствующие возникновению потенциального риска для здоровья детей, создаются при несоблюдении гигиенических требований применения электронных средств обучения на уроке.
Важно создать и поддерживать оптимальные условия в учебном классе (микроклимат, освещенность, подбор и расстановка учебной мебели т.д.). Нормативные показатели представлены в соответствующих документах (СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания").
Перед уроком и на переменах (в отсутствие детей) класс необходимо проветривать.
Не рекомендуется использовать на уроке более двух электронных средств одновременно, оптимальным же является применение одного устройства. Уроки с использованием двух видов устройств отличаются значительной интенсификацией учебной работы и более утомительны для младших школьников, чем уроки, на которых применяется один вид электронных средств и традиционные уроки. Использование двух видов менее предпочтительно при организации урока, чем применение одного вида электронных средств обучения.
На уроках для учебной работы не следует использовать смартфон, поскольку размер его экрана слишком мал и не позволяет обеспечить комфортный зрительный режим для глаз ребенка.
При работе с любыми цифровыми средствами на уроке предполагается соблюдение гигиенических регламентов их использования согласно Санитарному законодательству. Для индивидуальных цифровых средств (персональный компьютер, ноутбук, планшет) определено время непрерывной работы с ними на уроке; для средств коллективного использования (интерактивные доски, интерактивные панели) - суммарное время за урок. При применении двух и более электронных средств суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них.
Если использование электронного устройства (например, интерактивной панели и т.п.) по ходу урока приостановлено (завершено), то следует его выключать или переводить в "спящий" режим, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения ребенка. При необходимости использовать наушники - уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной.
Общие принципы построения уроков с точки зрения гигиены и физиологии предусматривают смену различных видов учебной деятельности (письмо, чтение, опрос и т.д.) не реже чем, через 5-7 мин для младших школьников и 7-10 мин для остальных обучающихся.
Традиционные физкультминутки (ФМ) на уроке не потеряли своей актуальности и эффективности в современных условиях обучения. На уроках с использованием электронных средств обучения необходимо организовать ФМ (около 2-5 мин в середине урока), на которых должны проводиться физические упражнения для снятия общего и зрительного утомления.
В процессе обучения наряду с цифровыми средствами необходимо широко использовать традиционные книги и ручное письмо, особенно на начальных этапах школьного обучения. В многочисленных исследованиях последних лет установлено, что для глубокого понимания содержания текста более эффективно читать его с печатного листа, чем с экрана. Обучение письму на клавиатуре у детей также менее эффективно, чем при письме на бумаге. При наборе текста на клавиатуре обучающиеся обычно бездумно копируют его. Ручное письмо, напротив, помогает сосредоточиться и лучше понять и запомнить содержание текста. Рекомендуется в отдельных областях (в математике), а также для чтения информационных текстов эффективнее использовать печатные тексты на бумаге.
При использовании компьютерных технологий особое внимание следует уделять дизайну текстов, их объему, структурированности, использовать для чтения "чистый экран", на котором отсутствуют отвлекающие окна, программы, оповещения и т.п.
Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать гигиеническим нормативам.
Организация учебного процесса с учетом представленных требований и рекомендаций позволит сохранить работоспособность, предотвратить возникновение переутомления и школьно обусловленных заболеваний у обучающихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.