Статья 1
Внести в Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4604; 2013, N 27, ст. 3455; 2014, N 42, ст. 5615; 2016, N 11, ст. 1495; N 27, ст. 4160; N 28, ст. 4558; 2020, N 17, ст. 2717; 2021, N 24, ст. 4188) следующие изменения:
1) в статье 1 слова "физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса" заменить словами "субъектов топливно-энергетического комплекса";
2) в статье 2:
а) пункт 5 признать утратившим силу;
б) в пункте 13 слова "законном праве" заменить словами "законном основании", дополнить словами ", а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами (далее - субъекты топливно-энергетического комплекса, являющиеся головными организациями)";
в) пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14) требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.";
3) пункт 4 части 2 статьи 3 после слов "обеспечения безопасности" дополнить словами "и антитеррористической защищенности";
4) статью 5 изложить в следующей редакции:
"
Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса
1. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования объектов учитываются:
1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным и (или) потенциально опасным объектом;
2) масштабы возможных социально-экономических последствий в результате совершения на объекте топливно-энергетического комплекса акта незаконного вмешательства;
3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;
4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса.
2. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса проводится комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса (далее - комиссия по категорированию) в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. По результатам данного категорирования объекту топливно-энергетического комплекса присваивается высокая, средняя или низкая категория опасности либо категория опасности не присваивается.
3. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень видов объектов топливно-энергетического комплекса, не подлежащих категорированию.
4. Порядок работы и состав комиссии по категорированию, исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок и сроки его проведения, а также критерии категорирования объектов топливно-энергетического комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Орган, сформированный в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", по представлению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, утверждает перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.
6. Информация об объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена или не присвоена категория опасности, и об объектах топливно-энергетического комплекса, которые не подлежат категорированию, включается в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, или подведомственной ему организацией. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.";
5) статью 6 изложить в следующей редакции:
"
Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
3. Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, но не обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
4. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, могут устанавливаться особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, от актов незаконного вмешательства.
5. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, которому присвоена высокая категория опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.
7. Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.";
6) статью 7 изложить в следующей редакции:
"
Статья 7. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.
2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым не присвоена категория опасности, либо объектами, которые не подлежат категорированию, самостоятельно определяют требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов.
3. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена высокая категория опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав таких объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены указанные объекты топливно-энергетического комплекса, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны принимать меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.";
7) в статье 8:
а) в части 1 после слов "Субъекты топливно-энергетического комплекса" дополнить словами ", владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса,", слова "согласно приложению к настоящему Федеральному закону" заменить словами "и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.";
в) в части 3 после слова "возможные" дополнить словом "социально-экономические", слово "инженерно-технической," исключить;
г) часть 4 после слов "мероприятия по обеспечению" дополнить словами "безопасности и", после слов "субъектами топливно-энергетического комплекса" дополнить словами ", владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса,";
д) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, после согласования с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", или уполномоченным им лицом. Копия паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса направляется субъектом топливно-энергетического комплекса, владеющим на праве собственности или ином законном основании таким объектом, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган публичной власти федеральной территории.";
е) часть 7 изложить в следующей редакции:
"7. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса подлежит актуализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
ж) дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Порядок проведения анализа уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса, оценки социально-экономических последствий совершения на объекте акта незаконного вмешательства при проведении категорирования объекта, оценки системы физической защиты объекта при угрозах совершения актов незаконного вмешательства утверждается Правительством Российской Федерации.";
8) в статье 9:
а) в части 1 слова "охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства" заменить словами "и (или) организаций, указанных в части 4 настоящей статьи";
б) в части 3 слова "который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории опасности" заменить словами "которому после ввода в эксплуатацию будет присвоена высокая категория опасности";
Подпункт "в" вступает в силу с 26 декабря 2022 г.
в) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, по решению субъекта топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в зависимости от присвоенной ему категории опасности могут привлекаться:
1) в отношении объекта, которому присвоена высокая категория опасности, - подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) организации, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии), ведомственная охрана, созданная субъектом топливно-энергетического комплекса, указанным в статье 9.1 настоящего Федерального закона (далее также - ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса), или частная охранная организация, учрежденная субъектом топливно-энергетического комплекса, являющимся головной организацией, в соответствии со статьей 9.2 настоящего Федерального закона (далее - частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса);
2) в отношении объекта, которому присвоена средняя категория опасности, - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса или частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям;
3) в отношении объекта, которому присвоена низкая категория опасности, и объекта, которому не присвоена категория опасности или который не подлежит категорированию, - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям, или иная частная охранная организация.";
г) в абзаце первом части 6 слова "вневедомственной охраны" заменить словами "деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации";
9) дополнить статьей 9.2 следующего содержания:
"
Статья 9.2. Частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса
1. Субъекту топливно-энергетического комплекса, являющемуся головной организацией, по решению Правительства Российской Федерации, подготовленному федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частной охранной деятельности, может быть предоставлено право на учреждение частной охранной организации исключительно для обеспечения физической защиты принадлежащих ему и (или) его дочерним обществам на праве собственности или ином законном основании объектов топливно-энергетического комплекса (далее - специальное право). Размер доли субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, в уставном капитале частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса не может быть менее 50 процентов.
2. В решении Правительства Российской Федерации о предоставлении субъекту топливно-энергетического комплекса специального права (далее - решение Правительства Российской Федерации) указываются:
1) полное и сокращенное наименования субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право;
2) учредитель (учредители) частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса и размер доли (долей) в уставном капитале частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право.
3. Субъектом топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, может быть исключительно российское юридическое лицо:
1) в отношении которого у иностранного государства, международной организации, а также находящейся под их контролем организации, у иностранного юридического лица, иностранного гражданина либо лица без гражданства, гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство другого государства, отсутствует возможность прямо или косвенно определять решения, принимаемые таким российским юридическим лицом, или давать обязательные для такого российского юридического лица указания;
2) которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектом топливно-энергетического комплекса, которому присвоена категория опасности, и (или) имеет дочернее общество, владеющее на праве собственности или ином законном основании таким объектом топливно-энергетического комплекса.
4. Частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса не может привлекаться для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае:
1) если доля субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, в уставном капитале частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса составит менее 50 процентов;
2) перехода доли субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, в уставном капитале частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса к третьим лицам;
3) несоответствия субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи.
5. В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, субъект топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, обязан в течение 14 дней уведомить об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частной охранной деятельности, по месту регистрации частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса.
6. Частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса должна быть зарегистрирована на территории Российской Федерации, при этом размер уставного капитала данной частной охранной организации не может быть менее 1,5 миллиона рублей.
7. Вне зависимости от места регистрации частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса ее филиалы могут создаваться и осуществлять охранную деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены объекты топливно-энергетического комплекса, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании субъекту топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, и (или) его дочернему обществу.
8. Форма обращения и перечень документов, направляемых субъектом топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, для подготовки решения Правительства Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Частная охранная организация субъекта топливно- энергетического комплекса должна соответствовать требованиям, установленным Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", за исключением требований к размеру уставного капитала, определенному в рублях, требований к созданию филиалов и иных требований, предусмотренных настоящей статьей.
10. Контроль за соблюдением частной охранной организацией субъекта топливно-энергетического комплекса требований, указанных в частях 4 - 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.";
10) в статье 10:
а) в части 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не вправе выполнять лица:";
дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4) представившие недостоверные или неполные сведения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
5) являющиеся иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, или лицами без гражданства.";
б) в части 2 слова "вневедомственной охраны" заменить словами "деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации";
в) дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:
"3. Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве собственности или ином законном основании объектом, проводит проверку сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении физических лиц, выполняющих работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, заключенным с таким субъектом топливно-энергетического комплекса.
4. Перечень сведений, предоставляемых физическими лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.";
11) в статье 12:
а) в пункте 2 части 1 слова "вневедомственной охраны" заменить словами "деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации";
б) в части 2:
абзац первый после слов "Субъекты топливно-энергетического комплекса" дополнить словами ", владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами,";
в пункте 2 слова "безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований" заменить словами "безопасности и";
в пункте 4 слова "комплекс специальных мер по безопасному функционированию" заменить словами "меры по обеспечению безопасного функционирования";
дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
"6) обеспечивать проведение категорирования объектов топливно-энергетического комплекса;
7) направлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, информацию об объектах топливно-энергетического комплекса, не подлежащих категорированию, для включения ее в реестр объектов топливно-энергетического комплекса.";
в) часть 3 признать утратившей силу;
12) статью 13 после слов "субъектами топливно-энергетического комплекса" дополнить словами ", владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса";
13) статью 14 после слов "субъект топливно-энергетического комплекса" дополнить словами ", владеющий на праве собственности или ином законном основании таким объектом,";
14) в статье 15 слова "праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности" заменить словами "основании объектами, которым присвоена высокая категория опасности";
15) в статье 17:
а) в части 1 слова "законном праве" заменить словами "законном основании";
б) в части 2 слова "законном праве" заменить словами "законном основании";
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
Пункт 16 вступает в силу с 26 декабря 2022 г.
16) приложение признать утратившим силу.
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического... |