В целях приведения Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года в соответствие с федеральным законодательством Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года" следующие изменения:
в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (далее - Стратегия):
в разделе "Введение":
абзац третий дополнить словами ", поручения и рекомендации федеральных органов государственной власти";
в разделе 3 "Стратегические направления развития Самарской области":
в подразделе 3.1.5 "Внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность":
в абзаце первом слова "экспортно-ориентированных" заменить словами "экспортно ориентированных";
абзацы третий, четвертый, седьмой, восьмой, десятый и одиннадцатый признать утратившими силу;
после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"внедрение инструментов Регионального экспортного стандарта 2.0, утвержденного протоколом заочного голосования членов проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" от 22.12.2021 N 15;";
после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"поддержка несырьевого неэнергетического экспорта Самарской области;";
таблицу 10 "Прогнозные значения внешнеторгового оборота до 2030 года (целевой сценарий), млрд долларов США" изложить в следующей редакции:
"Таблица 10
Прогнозные значения внешнеторгового оборота до 2030 года (целевой сценарий), млрд долларов США
|
2020 г. |
2021 г. |
2025 г. |
2030 г. |
Внешнеторговый оборот |
6,07 |
8,06 |
7,10 |
7,20 |
В том числе: |
|
|
|
|
экспорт |
3,80 |
5,18 |
4,00 |
4,20 |
импорт |
2,27 |
2,88 |
3,10 |
3,00"; |
после таблицы 10:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Согласно прогнозным значениям внешнеторговый оборот Самарской области в 2025 году составит 7,1 млрд долларов США, в 2030 году - 7,2 млрд долларов США.";
абзацы со второго по четвертый признать утратившими силу;
после подраздела 3.1.5 "Внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность" дополнить подразделом 3.1.6 следующего содержания:
"3.1.6. Обеспечение благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Самарской области
Самарская область осуществляет торгово-экономическое сотрудничество более чем с 130 странами мира. Основными торговыми партнерами традиционно являются страны дальнего зарубежья. В 2020 году на них приходилось 68,8% от общего внешнеторгового товарооборота, 61,9% - экспорта, 87,1% - импорта.
В 2020 году товары экспортировались преимущественно в следующие страны: Монголия (14,2% от общего объема экспорта), Республика Казахстан (9,5%), Украина (7,6%), Республика Узбекистан (6,6%), Турецкая Республика (5,8%), Республика Беларусь (5,1%), Китайская Народная Республика (4,9%), Республика Польша (4,8%), Республика Индия (3,2%), Киргизская Республика (2,9%), Исламская Республика Иран (2,8%), Королевство Марокко (2,7%), Федеративная Республика Германия (2,5%), Королевство Нидерландов (2,4%), Финляндская Республика (2,4%).
В товарной структуре экспорта Самарской области в 2020 году преобладали следующие виды товаров: минеральное топливо (32,1% от общего объема экспорта), продукты неорганической химии (12,1%), средства наземного транспорта и их части (6,32%), органические химические соединения (5,2%), алюминий и изделия из него (5,26%), пластмассы и изделия из них (5,0%), удобрения (4,74%) (табл. 1 приложения 2.1 к настоящей Стратегии).
Доля несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта в 2020 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 14,6 процентного пункта и составила 66,2%. Основными товарными позициями несырьевого неэнергетического экспорта являлись моторные транспортные средства, минеральные удобрения, алюминиевые плиты и листы.
Важнейшие виды топливно-энергетических ресурсов большей частью поставлялись в страны дальнего зарубежья. Основными направлениями реализации нефти являлись Монголия, Турецкая Республика, Федеративная Республика Германия. Среди стран ближнего зарубежья по поставкам топливно-энергетических ресурсов из Самарской области преобладали Республика Казахстан, Киргизская Республика, Украина, Республика Беларусь.
Поставки органических химических соединений, удобрений, синтетического каучука осуществлялись преимущественно в страны дальнего зарубежья. Основными покупателями пластмасс и изделий из них, красителей, мыла, моющих и чистящих средств, смазочных материалов, парфюмерных средств являлись государства - участники СНГ.
Результаты опроса действующих и потенциальных экспортеров свидетельствуют о наличии ряда барьеров, препятствующих запуску и расширению экспортной деятельности в Самарской области.
Ключевыми внешними ограничениями являются:
внешнее санкционное давление на Российскую Федерацию и обусловленные им логистические барьеры;
усиление политики протекционизма на глобальных рынках, в том числе протекционистские меры защиты национальных производителей странами - членами Всемирной торговой организации, введение антидемпинговых пошлин в отношении российских товаров с дальнейшим требованием принятия ценовых обязательств производителями продукции;
технические барьеры и издержки соответствия требованиям. Их влияние выражается в ограничении доступа на рынок или в возникновении дополнительных издержек из-за отсутствия единых регламентов производства, стандартов качества, разных правил оценки и сертификации на мировом рынке;
административные ограничительные меры со стороны торговых партнеров: введение квот на импорт или оборот заграничных товаров, ограничение доступа к государственным закупкам, ограничение транзита по территории страны;
финансовые и ценовые ограничения. Их влияние выражается в снижении конкурентоспособности импортных товаров за счет регулирования цен на целевых рынках, сложностях валютного регулирования в отдельных странах, санкциях и низком уровне доверия к российскому бизнесу, росте себестоимости производства вследствие экономических санкций, трудностях с импортом сырья и материалов, негибких и забюрократизированных процессах (долгих сроках оформления таможенных документов, отсутствии четких требований и прочих формальностях), сложностях с конвертацией валют и расчетами через аккредитивы.
Ключевыми внутренними ограничениями развития и расширения экспортной деятельности являются:
низкий уровень конкурентоспособности ряда отраслей экономики;
низкий уровень узнаваемости региона на зарубежных рынках, его географического положения, вынуждающий прибегать к мультимодальным перевозкам, что делает итоговую цену неконкурентоспособной;
отсутствие инфраструктуры для организации сертификации, в связи с чем необходимо получать дорогостоящие сертификаты за рубежом для экспорта отдельных товаров;
недостаточный уровень информированности об инструментах и действующей инфраструктуре поддержки;
низкий уровень понимания первых шагов по запуску экспорта и поиску партнеров;
низкий уровень информированности о целевых рынках, в том числе о существующих на них уровне спроса, конкурентной среде, об условиях поставки продукции;
барьеры в таможенном законодательстве. Законодательство не позволяет ввозить некупленный товар, что вынуждает сначала купить, а потом продать тот же товар (актуально для бизнеса, связанного с оснасткой автотранспорта);
сложности в получении банковских услуг при экспорте (отечественные банки кредитуют производителей продуктов широкого потребления, производителям высокотехнологичных решений более затруднительно получить кредит).
Проведенный анализ развития экспортной деятельности в Самарской области показал, что регион обладает большим экспортным потенциалом. Реализация экспортных поставок вносит весомый вклад в развитие экономики области (доля экспорта составляет порядка 8-9% от общего объема регионального валового выпуска), что подтверждает необходимость дальнейшей интенсификации экспортной деятельности на территории региона.
Благоприятные условия для реализации экспортного потенциала и расширения экспортной деятельности в Самарской области обеспечиваются за счет выгодного географического положения региона, его высокого транзитного потенциала, развития транспортной и логистической инфраструктуры, наличия развитой инвестиционной инфраструктуры, всесторонней поддержки малого и среднего предпринимательства.
Целью экспортной политики Самарской области является определение приоритетных направлений, барьеров, рисков и инструментов для создания благоприятных условий ведения экспортной деятельности в регионе.
Развитие экспортной деятельности в Самарской области требует повышения эффективности и развития комплексной системы государственного стимулирования экспортной деятельности и поддержки экспортно ориентированных предприятий. Такая система будет способствовать решению основных задач развития экспортной деятельности региона:
стимулирование экспортной активности организаций региона;
развитие экспортного потенциала Самарской области;
развитие несырьевого неэнергетического экспорта (в том числе экспорта услуг) Самарской области;
увеличение доли высокотехнологичного экспорта.
Поддержка экспортно ориентированных предприятий в регионе осуществляется с помощью таких институтов развития экспорта, как АО "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ") и фонд "Региональный центр развития предпринимательства Самарской области".
АО "РЭЦ" - государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Обратившись в АО "РЭЦ", экспортер может получить консультационные услуги и прямую субсидиарную поддержку.
Фонд "Региональный центр развития предпринимательства Самарской области" - институт, ориентированный на работу с субъектами малого и среднего предпринимательства, который предоставляет ряд информационных, консультационных и организационных услуг для компаний, зарегистрированных в регионе, преимущественно на безвозмездной основе.
Центр поддержки экспорта Самарской области как структурное подразделение фонда "Региональный центр развития предпринимательства Самарской области" оказывает содействие экспортно ориентированным предприятиям на любом этапе экспортного цикла. Реализация мероприятий по поддержке экспортно ориентированного предпринимательства обеспечивает возможность выхода на новые рынки и повышение конкурентоспособности товаров местных производителей, а также оказывает существенное воздействие на общее социально-экономическое развитие региона.
Экспортно ориентированным предприятиям Самарской области доступны следующие меры поддержки:
предоставление субсидии российским производителям в целях компенсации части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 N 1368 "О государственной поддержке российских производителей в целях компенсации части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности";
государственная поддержка организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 191 "О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции";
компенсация части затрат на транспортировку промышленной продукции гражданского назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 496 "О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции";
компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2017 N 1104 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции";
предоставление субсидии на возмещение затрат организациям сельскохозяйственного машиностроения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 N 957 "О предоставлении субсидий из федерального, бюджета организациям сельскохозяйственного машиностроения в целях компенсации части затрат на транспортировку, омологацию и подтверждение соответствия продукции международным стандартам";
возмещение затрат организациям автомобилестроения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 905 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям автомобилестроения в целях компенсации части затрат на транспортировку, омологацию и подтверждение соответствия продукции международным стандартам, а также на участие в деятельности международных организаций";
предоставление субсидии экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 961 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям - экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ";
предоставление субсидии на поддержку экспорта продуктов кинематографической и анимационной отраслей и ИТ-продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2019 N 1596 "О государственной поддержке проектов повышения конкурентоспособности, связанных с продвижением, сертификацией и (или) адаптацией российской продукции, в том числе содержащей результаты интеллектуальной деятельности, к требованиям внешних рынков";
предоставление субсидии российским кредитным организациям, международным финансовым организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 512 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке".
В регионе также функционируют следующие организации, поддерживающие экспортную деятельность: Союз "Торгово-промышленная палата Самарской области", союз "Торгово-промышленная палата г. Тольятти", Самарское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Самарское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", региональное объединение работодателей "Союз работодателей Самарской области".
В Самарской области основными приоритетами развития экспортной деятельности определены следующие направления:
участие региона в реализации на территории Самарской области мероприятий национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в целях формирования в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов;
расширение экспорта продукции;
совершенствование мер поддержки экспортно ориентированных предприятий Самарской области в целях обеспечения присутствия самарских товаров на внешних рынках;
взаимодействие с федеральными органами государственной власти, институтами развития, в частности с АО "РЭЦ", торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах в целях реализации мер государственной поддержки экспортно ориентированных компаний;
создание и обеспечение деятельности экспертного совещательного координационного органа в Самарской области по развитию экспорта;
вовлечение предприятий Самарской области, в том числе предприятий малого и среднего предпринимательства, в экспортную деятельность;
создание и ведение каталога экспортеров Самарской области;
реализация инвестиционных экспортно ориентированных проектов.
На территории Самарской области при поддержке некоммерческой унитарной организации - фонда "Агентство по привлечению инвестиций Самарской области" реализуются или планируются к реализации экспортно ориентированные инвестиционные проекты, которые представлены в таблице 2 приложения 2.1 к настоящей Стратегии.
В отраслевом разрезе приоритетными направлениями развития экспорта Самарской области являются производства:
продукции химической промышленности (коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) 28-40). Базовыми статьями экспорта региона по данной товарной группе являются продукция на основе аммиака, полиамиды. Ключевым преимуществом экспортно ориентированных предприятий в сфере химической промышленности (ПАО "Тольяттиазот", ПАО "КуйбышевАзот") является наличие современного оборудования для производства минеральных удобрений, позволяющего существенно сократить производственные издержки;
машин, оборудования транспортных средств (коды ТН ВЭД 84-89). Базовыми статьями экспорта региона по данной товарной группе являются автозапчасти, легковые автомобили, автомобильные шасси с двигателями, специализированная техника;
продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) (коды ТН ВЭД 01-24). Базовыми статьями экспорта региона по данной товарной группе являются зерновые культуры, мука, подсолнечник и подсолнечное масло, нут, соя, рапс, кондитерские изделия, напитки, молочные продукты.
К перспективным отраслевым направлениям развития экспорта, которые не являются в настоящее время лидерами по объемам экспорта, также относятся:
в промышленности - производство промышленного оборудования, энергогенерирующего и электротехнического оборудования, медицинского оборудования, нефтегазового оборудования, инструментов, измерительной техники, насосов, котлов, бойлеров;
в строительной сфере - производство строительных материалов, кровли, фасадов, инженерных коммуникаций, оказание услуг по строительству промышленных объектов;
в сфере услуг - проектирование и инжиниринг, оказание нефтесервисных услуг, ИТ-услуг, туристических, медицинских, образовательных услуг.
Географические направления развития экспорта Самарской области представлены в таблице 10.2.
Таблица 10.2
Приоритетные направления развития экспорта Самарской области в разрезе макрорегионов
Макрорегион |
Государства - торговые партнеры |
Экспортируемая продукция |
Экспортный потенциал |
Страны Таможенного союза и СНГ |
Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Беларусь |
Машинно-техническая продукция, продовольственные товары, промышленные материалы, товары широкого потребления |
Предпосылками для наращивания экспорта являются действие интеграционных процессов, наличие общих или близких границ, тесные исторические, социокультурные, экономические связи, растущие местные рынки, выгодное транспортно-географическое положение. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, химические продукты, транспортные услуги, машиностроительная продукция, автомобили и комплектующие, фармацевтическая продукция |
Страны Юго-Восточной и Южной Азии |
Китайская Народная Республика, Республика Индия, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Индонезия и Республика Сингапур |
Товары с высокой сырьевой составляющей |
Отсутствие каких-либо дискриминационных ограничений в торговле и иных формах экономического сотрудничества между Российской Федерацией и крупнейшими странами Азии - Китайской Народной Республикой, Республикой Индией, Республикой Кореей благотворно сказывается на развитии сотрудничества с этими государствами. Сдерживающим фактором для развития масштабных поставок тоннажных товаров (первичной сельскохозяйственной продукции, промышленного сырья и полуфабрикатов) выступает географическая удаленность макрорегиона. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, машиностроительная продукция, услуги IT-сектора, туристические услуги |
Страны Ближнего Востока и Северной Африки |
Исламская республика Иран, Турецкая Республика, Сирийская Арабская Республика, Египет, Королевство Марокко и Объединенные Арабские Эмираты |
Нефтепродукты с высокой степенью переработки, пищевые продукты (масложировая продукция, мясо птицы), металлургическая продукция, продукция химического комплекса, удобрения, корма и халяльные фармацевтические препараты |
Перспективы увеличения объемов экспорта определяются значительным потенциалом экономического роста стран данного макрорегиона и сохранением в силу природных и социально-экономических причин дефицита отдельных групп продукции (продовольствие, металлы). Потенциал развития экспорта в европейские страны обусловлен достаточно тесными экономическими связями (для некоторых стран макрорегиона Российская Федерация выступает одним из основных внешнеторговых партнеров). Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, потребительские товары, удобрения, корма |
Страны Центральной и Южной Африки |
Республика Ангола, Федеративная Республика Нигерия, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия |
Зерно, удобрения, вооружение |
Перспективы роста экспорта ограничиваются низким уровнем экономического развития большинства африканских стран и удаленностью рынка. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, пищевые продукты, продукция химической отрасли, машиностроительная продукция |
Страны Северной, Центральной и Латинской Америки |
Федеративная Республика Бразилия, Мексиканские Соединённые Штаты, Аргентина |
Удобрения, нефтепродукты |
По большинству перспективных товаров экспорта в страны данного макрорегиона отсутствует дефицит при наличии высокой конкуренции поставщиков из других стран. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения |
В приоритетном порядке целесообразно обеспечить интересы Самарской области в следующих странах, перспективных для развития экспорта области: Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Китайская Народная Республика, Исламская республика Иран.
Прогнозные значения основных показателей развития экспорта Самарской области до 2030 года представлены в таблице 3 приложения 2.1 к настоящей Стратегии.
Реализация экспортной стратегии будет обеспечена за счет средств, предусмотренных в рамках государственных программ Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014-2030 годы, "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2019-2030 годы, "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014-2030 годы, "Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2024 года".";
в подразделе 3.2.3 "Улучшение экологической ситуации":
после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:
"Кроме того, необходимо развитие системы государственного экологического мониторинга и контроля за соблюдением экологических нормативов и природоохранных требований хозяйствующими субъектами, повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и процессов, последствий влияния изменений климата на условия хозяйствования и жизнедеятельности человека.";
после абзаца пятнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"формирование системы государственного регулирования выбросов парниковых газов, обеспечение реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения;";
дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Меры по реализации климатической политики включают:
участие в реализации Федеральной научно-технической программы в области экологического развития и климатических изменений на 2021-2030 годы;
разработку и реализацию плана осуществления на территории Самарской области научно-технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений;
разработку и реализацию регионального плана адаптации к изменениям климата Самарской области.";
в подразделе 3.2.4 "Развитие системы образования и кадровое обеспечение экономического роста":
абзац двадцатый признать утратившим силу;
после абзаца двадцать пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"создание на территории СТА международного межвузовского кампуса IT-направлений вблизи стадиона "Солидарность Самара Арена" в городском округе Самара;";
после подраздела 3.2.4 "Развитие системы образования и кадровое обеспечение экономического роста" дополнить подразделом 3.2.4.1 следующего содержания:
"3.2.4.1. Оценка потребности в иностранных работниках
Самарская область как один из ведущих индустриальных регионов России, обладающий значительным экономическим потенциалом и комфортными условиями для проживания населения, на протяжении ряда лет является привлекательной территорией для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, численность которых ежегодно возрастает (табл. 12.1).
Таблица 12.1
Численность и структура иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Самарской области в 2018-2021 годах
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||||
человек |
% |
человек |
% |
человек |
% |
человек |
% |
|
Численность иностранных граждан - всего |
56584 |
100,0 |
62135 |
100,0 |
55621 * |
100,0 |
69603 |
100,0 |
В том числе по отдельным категориям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
численность иностранных граждан государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляющих трудовую деятельность в Самарской области |
24576 |
43,4 |
32258 |
51,9 |
37397 |
67,2 |
45455 |
65,3 |
численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента |
28818 |
50,9 |
25792 |
41,5 |
13595 |
24,4 |
19055 |
27,4 |
численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на работу |
696 |
1,2 |
554 |
0,9 |
504 |
0,9 |
479 |
0,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
высококвалифицированные специалисты |
179 |
0,3 |
288 |
0,5 |
266 |
0,5 |
265 |
0,4 |
* Сокращение численности иностранных работников по итогам 2020 года обусловлено рядом ограничений, введенных Правительством Российской Федерации в связи с реализацией мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.
В структуре численности иностранных работников отмечается тенденция увеличения доли граждан стран Евразийского экономического союза, которые в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 имеют право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешительных документов. Одновременно происходит сокращение доли иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, что обусловлено регулированием их численности в целях защиты регионального рынка труда с учетом потребности экономики.
Основными сферами экономической деятельности, в рамках которых осуществляется привлечение иностранной рабочей силы, являются строительство, обрабатывающие производства, торговля, административная деятельность и сопутствующие дополнительные услуги, сельское хозяйство, водоснабжение, транспортировка и хранение.
Стратегическое видение позитивной роли внешней трудовой миграции для развития Самарской области связано с необходимостью обеспечения потребности регионального рынка труда в дополнительной рабочей силе в условиях сокращения численности населения, относительно низких параметров естественного воспроизводства, старения населения.
Стратегической целью в сфере привлечения в экономику Самарской области иностранных трудовых мигрантов является восполнение кадрового дефицита регионального рынка труда для устойчивого развития региона.
При этом соблюдается основополагающий принцип приоритетного права трудоустройства местных жителей и, соответственно, поддержание баланса регионального рынка труда.
Основное направление политики в сфере внешней трудовой миграции - повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников исходя из ситуации на рынке труда и тенденций ее изменения в долгосрочном периоде с учетом потребностей экономики области. Один из важнейших механизмов данной деятельности предполагает привлечение в регион квалифицированных специалистов из числа иностранных граждан по востребованным работодателями профессиям и специальностям.
В указанной связи к основным задачам политики в сфере внешней трудовой миграции относятся определение вероятности возникновения дефицита кадров на региональном рынке труда, который невозможно восполнить за счет местной рабочей силы, расчет объемов потребности в привлечении иностранной рабочей силы.
На долгосрочную перспективу определены целевые ориентиры потребности в иностранных работниках, представленные в таблице 12.2.
Таблица 12.2
Оценка потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности (тыс. человек) *
Наименование вида экономической деятельности |
Отчет |
Прогноз |
||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2025 год |
2030 год |
|
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
1,667 |
1,836 |
1,276 |
0,917 |
1,3 |
1,2 |
Обрабатывающие производства |
3,488 |
3,667 |
3,129 |
4,556 |
4,0 |
3,5 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
0,77 |
0,717 |
0,627 |
0,629 |
0,6 |
0,6 |
Строительство |
13,217 |
10,975 |
3,085 |
6,085 |
6,0 |
5,5 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов |
3,281 |
3,198 |
1,846 |
1,181 |
2,0 |
2,5 |
Транспортировка и хранение |
0,701 |
0,775 |
0,528 |
0,946 |
0,7 |
0,6 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
3,981 |
2,354 |
0,922 |
2,432 |
2,0 |
1,5 |
* Потребность рассчитана по категориям иностранных трудовых мигрантов, регулирование численности которых в соответствии с федеральным законодательством возможно на региональном уровне (прибывающих в визовом режиме и осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на работу и патента), и по отдельным видам экономической деятельности в соответствии с пунктом 6.1 части 4 статьи 33 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (по видам экономической деятельности, в которые привлекается наибольшее количество иностранных работников в Самарской области).
В целях оптимизации миграционных трудовых процессов и повышения эффективности работы по привлечению квалифицированных иностранных работников актуально развитие практики двустороннего партнерства в рамках реализации межправительственных соглашений по организованному набору граждан Республики Узбекистан и Республики Таджикистан (основных государств - поставщиков рабочей силы). Данное партнерство дает возможность трудовым мигрантам еще в стране своего происхождения подобрать подходящую вакансию и работодателя, подготовиться к пребыванию и трудовой деятельности на территории региона.
Основными возможными вызовами в сфере трудовой миграции являются геополитические и санитарно-эпидемиологические факторы, которые могут привести как к росту численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории региона, так и к ее значительному сокращению, что способно оказать деформирующее воздействие на региональный рынок труда.";
в подразделе 3.2.10 "Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем. Развитие строительного сектора, сектора энергетики и жилищно-коммунального хозяйства":
после абзаца двадцать первого после таблицы 18.1 дополнить абзацем и таблицей 18.2 следующего содержания:
"В целях повышения энергетической эффективности экономики региона продолжится реализация государственной программы Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014-2024 годы, что позволит ввести в регионе 21 объект газозаправочной инфраструктуры. Таким образом, общая численность стационарных объектов достигнет 28 единиц к 2024 году. Вследствие введения новых объектов газозаправочной инфраструктуры количество транспортных средств, использующих природный газ (метан) в качестве моторного топлива, вырастет до 7633 единиц. В 2030 году по сравнению с 2020 годом объем потребления природного газа (метана) в качестве моторного топлива в Самарской области увеличится в 2,9 раза и составит 71,7 млн куб. метров (табл. 18.2).
Таблица 18.2
Объем потребления природного газа (метана) в качестве моторного топлива, млн куб. метров
Наименование показателя |
2020 г. |
2021 г. (оценка) |
2025 г. |
2030 г. |
Объем потребления природного газа (метана) в качестве моторного топлива |
24,8 |
29,4 * |
50,0 |
71,7"; |
* Данные по показателю за 2021 год приведены по крупнейшему оператору - ООО "Газпром газомоторное топливо", а также по ООО "Реал плюс";
дополнить приложением 2.1 к Стратегии согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - |
В.В. Кудряшов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 28 июня 2022 г. N 475 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года"
Вступает в силу с 28 июня 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 28 июня 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2022 г. N 6300202206300011, в газете "Волжская коммуна" от 1 июля 2022 г. N 100