Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан (утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 17 марта 2022 г. N 125) (с изменениями и дополнениями)

Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 17 марта 2022 г. N 125)

С изменениями и дополнениями от:

22 февраля, 3 октября 2023 г.

 

I. Введение

 

1. Выборочное обследование сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан (далее - выборочное обследование ЛПХ) - федеральное статистическое наблюдение, проводимое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" и в целях формирования официальной статистической информации по позициям 1.4.3, 1.16.1, 1.16.3, 1.16.8, 1.16.10, 1.16.12, 1.16.14, 1.16.16, 1.16.17, 1.16.18 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

Выборочное обследование ЛПХ организуется в целях формирования официальной статистической информации о производстве сельскохозяйственной продукции (в натуральном выражении), расходе кормов скоту и птице, реализации продукции собственного производства, расходах на оплату услуг наемным работникам.

Настоящие Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан (далее - ОМОП) распространяются только на территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (далее - территориальные органы Росстата) и не затрагивают прав и интересов граждан; являются основным документом по организации и проведению выборочного обследования ЛПХ, итоги которого используются при формировании официальной статистической информации.

Термины и определения, приведенные в ОМОП, используются исключительно для целей данных положений.

 

II. Цели и задачи обследования

 

2. Целями выборочного обследования ЛПХ являются:

получение сведений о производстве сельскохозяйственной продукции (в натуральном выражении), расходе кормов скоту и птице, реализации продукции собственного производства, расходах на оплату услуг наемным работникам;

актуализация генеральной совокупности "Личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан сельских населенных пунктов".

Результаты выборочного обследования ЛПХ предназначены для получения полной информации о состоянии сельскохозяйственного производства, объемах реализации сельскохозяйственной продукции всеми сельхозпроизводителями; для разработки балансов продовольственных ресурсов, фондов личного потребления продуктов питания; использования при расчетах выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости сельского хозяйства; использования в качестве информационного источника при формировании статистической информации о среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников.

Уровень представительности результатов (уровень агрегирования официальной статистической информации) - в целом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации.

 

III. Основные методологические положения проведения обследования

 

3. В целях повышения качества и улучшения представительности данных о сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств в межпереписной период охват числа обследуемых личных подсобных хозяйств сельских населенных пунктов начиная с 2022 года увеличен до (в среднем по Российской Федерации от общего числа личных подсобных хозяйств) и составляет 115,2 тыс. хозяйств (дифференцировано по субъектам Российской Федерации), обследование осуществляется с периодичностью 5 раз в год. Для обеспечения в течение года опроса 115,2 тыс. хозяйств выборочное обследование ЛПХ в течение года проводится в 2 отдельных этапа на основе двух независимых выборок. Единовременный объем выборочной совокупности по Российской Федерации на каждое полугодие составляет 57,6 тыс. хозяйств.

Обследование проводится в соответствии с формой федерального статистического наблюдения N 2 (далее - форма N 2), утвержденной приказом Росстата.

Сбор первичных статистических данных осуществляется интервьюерами - физическими лицами, привлекаемыми для выполнения работ на контрактной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Единицей обследования при проведении выборочного статистического наблюдения является личное подсобное хозяйство.

Для целей проведения выборочного обследования ЛПХ в перечень наблюдаемых объектов помимо личных подсобных хозяйств также включаются и другие индивидуальные хозяйства граждан, а именно:

граждане, имеющие земельные участки для индивидуального жилищного строительства (с площадью 4 и более соток и занимающиеся сельскохозяйственным производством);

граждане, имеющие земельные участки (садовые, огородные, дачные и другие), не входящие в объединения;

граждане, не имеющие земли, но имеющие сельскохозяйственных животных.

5. Обследование проводится на основе выборочного метода наблюдения во всех субъектах Российской Федерации.

Основой для построения выборочной совокупности служит массив данных - объекты, имеющие посевные площади и (или) поголовье сельскохозяйственных животных и (или) площади многолетних плодово-ягодных насаждений, составляющие информационный фонд Генеральной совокупности личных подсобных хозяйств сельских населенных пунктов (ГС N 5), сформированной на основе материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи (микропереписи) с использованием автоматизированной системы для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи (микропереписи) (АС ВСХП).

Объем выборочной совокупности устанавливается дифференцированно для каждого субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от общего числа личных подсобных хозяйств сельских населенных пунктов в субъекте Российской Федерации.

При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является личное подсобное хозяйство.

Формирование выборочной совокупности личных подсобных хозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора. Порядок отбора и распространения итогов обследования на генеральную совокупность определяется методическими указаниями по проведению выборочного статистического наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан.

6. Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов личных подсобных хозяйств и строится на принципах добровольного участия в нем отобранных хозяйств.

К выполнению работ, связанных с проведением выборочного обследования ЛПХ, привлекаются следующие категории лиц: инструктор территориального уровня (далее - инструктор ТУ), интервьюер, специалист территориального уровня (далее - специалист ТУ).

Опросы респондентов проводятся специально обученными лицами - интервьюерами на основании бумажного бланка формы N 2 и (или) его электронной формы, установленной в составе специализированного программного обеспечения (далее - СПО), разработанного для программно-аппаратного комплекса (далее - планшет).

Сбор сведений путем опроса респондентов и заполнение формы проводится интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих их правильность.

Первичные статистические данные, полученные от респондентов и записанные интервьюером, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

7. Программа выборочного обследования представлена формой N 2 и состоит из вопросов, позволяющих получить сведения о состоянии сельскохозяйственного производства, объемах реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, расходах на оплату услуг наемным лицам.

Сбор первичных статистических данных по форме N 2 осуществляется по перечню единиц обследования (личных подсобных хозяйств), подлежащих опросу в ходе проведения обследования.

8. Форма N 2 для планшета включает средства для заполнения ответов на вопросы Программы выборочного обследования и формального и логического контроля ответов и содержит следующие статистические показатели, по которым собираются первичные статистические данные:

а) о земельных участках, находящихся в пользовании хозяйства: приусадебном, полевом, кормовых угодьях; об общей площади земли, в том числе по видам использования: под огород, сад, газон и декоративные насаждения, кормовые угодья, постройки, сооружения, дорожки и другие;

б) о посевных и убранных площадях (по видам сельскохозяйственных культур), сборе урожая сельскохозяйственных культур (по видам);

в) о площади, количестве и сборе урожая многолетних плодовых насаждений, ягодных культур (по видам) и винограда;

г) о выходе продукции животноводства: поголовье сельскохозяйственных животных (по видам), производстве молока, шерсти, яиц, меда, забое и продаже скота (в головах), выходе мяса, сала, субпродуктов;

д) о расходе кормов скоту и птице: по видам сельскохозяйственных животных и видам кормов;

е) о продаже продукции собственного производства: по видам продукции (в натуральном выражении), направлениям продаж (всего; за пределы республики (в составе Российской Федерации), края, области, автономного округа; перерабатывающим предприятиям, потребкооперации, организациям оптовой торговли); объемах реализованной продукции в денежном выражении, запасах;

ж) о движении скота, птицы и пчел (по видам сельскохозяйственных животных): наличие на начало и конец года, поступление скота (приплод, покупка, в том числе на сумму (рублей), выбытие скота (продажа, в том числе на сумму (рублей), пало, пропало, всего забито или продано для убоя);

з) о расходах на приобретение промышленных продуктов и оплату производственных услуг: по видам расходов в рублях;

и) о расходах на оплату услуг наемным лицам: по видам экономической деятельности, включая информацию о количестве привлекаемых лиц, продолжительности их работы и сумме оплаты.

9. Период проведения обследования - период времени, в течение которого осуществляются: обучение (инструктаж) интервьюеров, сбор сведений от респондентов, включая, по возможности, предварительный обход хозяйств или их обзвон для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение хозяйств для опроса респондентов, сдача-приемка материалов, полученных в ходе обследования.

Проведение обследования осуществляется в сроки, предусмотренные ежегодно утверждаемым Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан.

 

IV. Основные организационные положения подготовки и проведения обследования

 

10. Организация, проведение и формирование итогов выборочного обследования ЛПХ осуществляется Росстатом на федеральном, территориальном и полевом уровнях в соответствии с пунктом 2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г., регистрационный N 32045; далее - приказ Росстата от 14 марта 2014 г. N 188).

Сроки и порядок проведения работ на всех уровнях регламентируются Производственным планом Росстата, приказами Росстата.

11. На федеральном уровне выполняются следующие функции:

а) разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению обследования, обработке полученной информации, подведению итогов и их дальнейшему использованию в качестве информационного источника для выполнения иных статистических работ, хранению материалов:

разработка методологических и организационных положений подготовки и проведения обследования;

организационное руководство работами по подготовке, проведению обследования, обработке полученной информации;

разработка статистического инструментария;

б) координация, планирование работ по проведению обследования, контроль подготовки, проведения и подведения итогов обследования:

разработка календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов обследования;

определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах (канцелярских товарах и средствах материально-хозяйственного и технического назначения) на подготовку и проведение обследования на территориальном уровне;

подготовка предложений по распределению объемов финансирования и технического обеспечения на территориальном уровне;

оказание консультативной помощи специалистам территориальных органов Росстата;

участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на территориальном и полевом уровнях;

в) разработка технологии и организация автоматизированной обработки полученной информации обследования и подведения его итогов:

разработка технологии и специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата для ввода, обработки, хранения и защиты информации, получения итогов обследования;

разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов обследования; организация и проведение автоматизированной обработки итогов обследования;

г) формирование официальной статистической информации, ее распространение и хранение материалов:

формирование и передача итогов обследования (информационной базы) для выполнения иных статистических работ;

хранение официальной статистической информации наблюдения - статистических таблиц (основных) по итогам обследования по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации и другим уровням представительности результатов обследования в электронном виде;

д) тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам обследования;

е) организация обучения специалистов Росстата:

подготовка предложений по разработке обучающих материалов (программ) для всех категорий персонала;

участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения обследования, его материально-технического обеспечения, обработки его итогов;

ж) обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения обследования;

з) организация финансового и материально-технического обеспечения обследования:

централизованное тиражирование статистического инструментария и доведение его до территориального уровня;

централизованная закупка номенклатуры материально-технического обеспечения и удостоверений, доведение до территориального уровня для обеспечения ими лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровнях (далее - привлекаемые лица);

и) мониторинг хода выполнения работ по проведению обследования.

Предусмотрено привлечение физических лиц на контрактной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (аналитик, эксперт)*(1).

12. На территориальном уровне выполняются следующие функции:

а) подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации обследования в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией:

обеспечение работ по ведению сети обследуемых личных подсобных хозяйств в рамках общей концепции и схемы построения выборки;

разработка и утверждение приказа территориального органа Росстата по вопросам подготовки и проведения обследования на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации;

проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов по вопросам проведения обследования;

б) координация и организация работ по подготовке и проведению обследования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения обследования:

подбор кандидатур и привлечение их на контрактной основе для выполнения работ, связанных с проведением выборочного обследования ЛПХ в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключение контрактов по категориям привлекаемых лиц (инструкторы ТУ, интервьюеры, специалисты ТУ*(2));

изготовление в случае необходимости образцов документов для организации выборочного обследования ЛПХ ("Записная книжка инструктора территориального уровня", "Записная книжка интервьюера", "Рабочая тетрадь интервьюера" и других)*(3) и обеспечение ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;

комплектование инструментария обследования, канцелярских товаров и других средств материально-технического назначения и обеспечение ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней (передача инструментария обследования, удостоверений, канцелярских принадлежностей, средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, салфетки), продукции для фиксации данных (с указанием их вида);

организация работ по установке СПО на планшеты и их передача привлекаемым лицам по акту сдачи-приема материальных ценностей;

приемка-выдача средств материально-хозяйственного и технического назначения в соответствии с приказом Росстата от 3 сентября 2021 г. N 542 "Об организации учета товаров, закупаемых Росстатом в целях материального обеспечения проведения статистических обследований" с учетом разъяснений, направленных территориальным органам Росстата*(4);

проведение инвентаризации после завершения обследования в целях оценки их состояния для повторного использования в соответствии с приказом Росстата от 3 сентября 2021 г. N 542 "Об организации учета товаров, закупаемых Росстатом в целях материального обеспечения проведения статистических обследований";

сбор и обобщение информации о проведении обследования, приемка результатов обследования;

обеспечение мер по контролю за качеством и достоверностью итогов обследования на этапах сбора и обработки информации;

обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных первичных статистических данных и их защиту от несанкционированного доступа, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";

приемка результатов и выплата вознаграждения привлекаемым лицам в соответствии с условиями контрактов на выполнение работ по подготовке и проведению обследования, обработке его итогов;

подготовка и опубликование на сайте территориального органа Росстата информации о заключенных контрактах (договорах) с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении обследования и их представление по запросу на федеральный уровень;

проведение закупок товаров, работ, услуг для выборочного обследования ЛПХ;

подготовка на основе проведения обследования на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации предложений по совершенствованию основных организационных положений обследования;

в) организация на полевом уровне участков проведения обследования, подбор лиц, привлекаемых на контрактной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования, контроль за их работой:

организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом в отобранные хозяйства;

разработка и утверждение графика проведения контрольных мероприятий;

разработка и утверждение графика сдачи-приемки материалов обследования от интервьюеров;

г) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам обследования, в том числе по безопасности проведения статистического наблюдения;

д) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных;

е) обучение специалистов территориального органа Росстата и привлекаемых лиц:

организация, проведение обучения, в том числе в дистанционной форме, привлекаемых лиц полевого уровня, обеспечение взаимодействия с ними на регулярной основе;

участие в работе семинаров по вопросам подготовки и проведения обследования;

ж) подготовка полученных в ходе обследования первичных статистических данных к автоматизированной обработке:

тестирование программного обеспечения по вводу первичных статистических данных;

обеспечение ввода с использованием специализированного программного обеспечения на сервер центра обработки данных федерального уровня (далее - ЦОД ФУ) первичных статистических данных с бумажных бланков формы N 2;

передача с планшетов и бумажных носителей на рабочую станцию данных для загрузки в ЦОД ФУ;

з) Автоматизированная обработка полученной информации обследования на основе утвержденной технологии:

обеспечение загрузки на основе единого специализированного программного обеспечения первичных статистических данных с планшетов;

проведение формального и логического контроля, получение протоколов контроля и внесение корректировок на их основе;

формирование итогов обследования на основе единого специализированного программного обеспечения в сроки, предусмотренные Производственным планом Росстата;

и) опубликование итогов обследования, хранение его материалов, результатов выполненных работ, обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа.

На территориальном уровне ответственным за подготовку, проведение и обработку материалов обследования являются территориальные органы Росстата, в структуре которых выполнение работ и функций возлагается на соответствующие структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа Росстата (или лицом его замещающим).

Взаимодействие в части сбора и обработки информации осуществляется в соответствии с типовой схемой сбора и обработки информации, утвержденной руководителем Росстата от 23 января 2017 г. N 6-у.

13. На полевом уровне выполняются следующие функции:

а) подготовка и проведение обследования в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации:

прохождение привлекаемыми лицами обучения по очной или дистанционной форме;

обеспечение подготовительных работ, связанных с проведением обследования (анализ списка хозяйств на предмет достижимости, формирование графика посещений отобранных домохозяйств для проведения опросов);

б) организация работ по сбору первичных статистических данных наблюдения путем опроса респондентов, включая, по возможности, предварительный обход хозяйств или их обзвон для установления контакта с респондентами (рекрутирование), их контроль при проведении контрольных мероприятий:

передача хозяйствам, согласившимся принять участие в обследовании, продукции для фиксации данных для обеспечения возможности самостоятельного ведения дневника наблюдений между периодами обследования;

сбор первичных статистических данных путем проведения личного опроса респондентов и заполнение формы N 2;

оказание содействия инструктору ТУ или специалисту территориального органа Росстата при проведении контрольных мероприятий;

в) сдача-приемка заполненных бланков формы N 2, контроль заполнения:

контроль заполненных бланков формы N 2, представление и сдача их на территориальный (районный/межрайонный) уровень инструктору ТУ в установленном порядке;

подготовка отчета интервьюера о выполненной работе (рекомендованный образец приведен в приложении N 1);

г) сдача-приемка средств материально-технического назначения (например: планшеты, отпугиватели для собак) специалисту территориального органа Росстата.

Работы (по подготовке и проведению обследования) на полевом уровне осуществляются экспедиционным способом и проводятся специально подготовленными лицами - интервьюерами.

14. Подпунктом 2.6 пункта 2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 установлены следующие этапы статистического наблюдения:

подготовительный этап;

этап проведения статистического наблюдения, осуществление контрольных мероприятий и сдачи-приемка материалов;

этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов.

15. Подготовительный этап включает в себя разработку:

а) планов организации и проведения обследования на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения:

календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов обследования;

организационного плана-графика по подготовке и проведению обследования, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.

Организационный план-график по подготовке и проведению обследования на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальным органом Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, и сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми Росстатом (в зависимости от объемов выборки для проведения обследования в соответствующем субъекте Российской Федерации) в составе организационных документов по подготовке и проведению статистического наблюдения;

б) официальной статистической методологии, форм федерального статистического наблюдения и статистического инструментария:

основных методологических и организационных положений статистического наблюдения;

утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов (формы N 2, указаний по ее заполнению);

в) технологии автоматизированной обработки первичных статистических данных и подведения итогов с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Росстата на соответствующий период;

г) программного обеспечения по формированию перечня изучаемых объектов, автоматизированной обработке первичных статистических данных;

д) средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.

Сроки и порядок проведения работ на всех уровнях регламентируются Производственным планом Росстата.

16. Определение потребности в кадровом, финансовом, материально-техническом обеспечении на территориальном и полевом уровнях производится в зависимости от объема выборочной совокупности личных подсобных хозяйств (устанавливается дифференцированно для каждого субъекта Российской Федерации) и норм нагрузки привлекаемых лиц соответствующих категорий.

Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц к подготовке, проведению и обработке первичных статистических данных на территориальном и полевом уровнях по субъектам Российской Федерации производится в зависимости от объема выборочной совокупности личных подсобных хозяйств по каждому субъекту Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 17 изменен с 3 октября 2023 г. - Приказ Росстата от 3 октября 2023 г. N 487

См. предыдущую редакцию

17. На территориальном уровне предусмотрен подбор и привлечение физических лиц на контрактной основе для выполнения работ, связанных с проведением обследования (инструкторы ТУ, интервьюеры, специалисты ТУ). Примерные функции физических лиц, привлекаемых к выполнению работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, приведены в приложении N 2.

Предельные сроки привлечения, условия выплаты вознаграждения и предельная численность и распределение (по категориям) привлекаемых лиц по субъектам Российской Федерации определяются соответствующими приказами Росстата.

При этом численность физических лиц привлекаемой категории не должна превышать предельную численность, установленную соответствующим приказом Росстата, а выплачиваемое вознаграждение и иные расходы на проведение обследования - лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных территориальному органу Росстата на проведение выборочного обследования ЛПХ.

Сроки, периоды, раунды привлечения и примерные нормы нагрузки привлекаемых лиц при выполнении работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении выборочного обследования ЛПХ, приведены в приложении N 3.

Привлечение указанных лиц осуществляется в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "5 апреля 2013 г."

18. Инструментарий федерального статистического наблюдения представлен формой N 2 и указаниями по ее заполнению.

Реализация программы обследования проводится по окончании каждого периода опроса в хозяйствах, подлежащих обследованию, по программе, установленной вышеуказанной формой федерального статистического наблюдения.

Разработка инструментария обследования на федеральном уровне завершается не позднее, чем за 3 месяца до начала обследования.

Инструментарий обследования поступает в территориальный орган Росстата в централизованном порядке. На этапе подготовительных работ инструментарий проверяется на соответствие необходимому количеству по числу обследуемых хозяйств и количеству обследований.

19. Обучение специалистов территориального органа Росстата и привлекаемых лиц территориального (инструкторы ТУ, специалисты ТУ) и полевого (интервьюеры) уровней проводится в несколько этапов.

На первом этапе специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение обследования на федеральном уровне, может быть проведено обучение специалистов территориальных органов Росстата.

Обучение организуется централизованно с участием представителей от территориальных органов Росстата. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение 1-3 рабочих дней.

На втором этапе проводится обучение инструкторов ТУ и специалистов ТУ и на третьем этапе - интервьюеров.

Возможно совмещение второго и третьего этапов обучения.

Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственных за подготовку и проведение статистического наблюдения на территориальном уровне и имеющих опыт работы. В обучении интервьюеров принимает участие инструктор ТУ согласно программе обучения.

Обучение может быть проведено в очной или дистанционной форме семинара или инструктажа (индивидуальный; интерактивный) с включением следующих вопросов:

разъяснение целей и задач обследования;

ознакомление с порядком отбора хозяйств для выборочного обследования;

изучение настоящих ОМОП, разбор программы обследования и процедуры сбора данных (обращая особое внимание на необходимость сохранения конфиденциальности полученной информации);

проведение пробного (обучающего) опроса с последующим анализом техники заполнения бланка формы и разбором всех возникающих трудностей.

Обучение проводится в течение 1-2 календарных дней и завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала, степени готовности обучающегося к работе.

При заключении контракта интервьюера знакомят с его условиями (характер и время работы, условия выплаты вознаграждения, обязанности).

Информация об изменениях:

Пункт 20 изменен с 3 октября 2023 г. - Приказ Росстата от 3 октября 2023 г. N 487

См. предыдущую редакцию

20. Лица, привлекаемые на территориальном и полевом уровнях, централизованно обеспечиваются необходимыми материально-техническими средствами*(5).

Лицам, привлекаемым на территориальном (инструкторы ТУ) и полевом (интервьюеры) уровнях, выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом*(5).

Лица, привлекаемые на полевом уровне, централизованно обеспечиваются экипировкой (светоотражающие браслеты, фонарики, отпугиватели собак)*(5).

Обеспечение канцелярскими принадлежностями, тиражом инструментария обследования, продукцией для фиксации данных, экипировкой интервьюера производится при наличии финансовых средств в объемах, установленных приказом Росстата*(5).

Условия выплаты вознаграждения и компенсации расходов лицам, привлекаемым на контрактной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования, регламентируются приказом Росстата от 23 марта 2022 г. N 138 "Об определении условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2022 г., регистрационный N 64225)".

Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышеуказанных мероприятий, не может превышать объем доведенных до территориальных органов Росстата лимитов бюджетных обязательств на эти цели.

Рекомендуемые формулы расчета вознаграждения лиц, привлекаемых к выполнению работ, связанных со сбором первичных статистических данных и их обработкой на территориальном и полевом уровнях (без учета компенсации издержек (расходов) привлекаемых лиц) приведены в приложении N 4 к настоящим основным методологическим и организационным положениям наблюдения.

21. Инструментарий отбора представляет собой список адресов личных подсобных хозяйств, включенных в состав выборочной совокупности, с указанием временного кода учета личных подсобных хозяйств. Список отобранных хозяйств формируется на территориальном уровне в соответствии с методическими указаниями по формированию выборочной совокупности на основе списков, сформированных на основе итогов сельскохозяйственной переписи (микропереписи).

Инструментарий отбора, планшет передается интервьюеру в момент заключения контракта. По окончании раунда обследования планшет по акту сдачи-приема материальных ценностей возвращается специалисту территориального органа Росстата для обновления СПО и загрузки маршрутных листов следующего раунда обследования.

Формирование участка обследования производится территориальным органом Росстата. Личные подсобные хозяйства, отобранные в выборочную совокупность, подлежат опросу и включаются в список, выдаваемый интервьюеру. В целях сохранения представительности выборки эти хозяйства не могут быть произвольно заменены другими.

Подбор личных подсобных хозяйств для проведения замены осуществляется на территориальном уровне в ходе подготовки к проведению обследования в соответствии с методическими указаниями по формированию выборочной совокупности.

22. Планирование сбора первичных статистических данных по обследуемым хозяйствам.

Планирование посещений личных подсобных хозяйств осуществляется интервьюером. Конкретный график посещений согласовывается с респондентом в момент первого визита.

Интервьюеру необходимо в максимальной степени придерживаться дат проведения интервью, оговоренных с хозяйством.

В случае отсутствия членов обследуемого хозяйства при первом посещении, интервьюер должен еще 2 раза посетить хозяйство в различные дни и часы. Недоступным личное подсобное хозяйство считается после 3-х безрезультатных визитов.

23. Процедура сбора первичных статистических данных при проведении обследования в личных подсобных хозяйствах осуществляется путем проведения опроса респондентов с периодичностью 5 раз в год.

Опрос по программе, установленной соответствующими разделами формы N 2, осуществляется по окончании каждого отчетного периода и не позднее 11 числа месяца следующего за отчетным периодом.

К работе по сбору сведений о сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств сельских населенных пунктов привлекаются физические лица, прошедшие обучение, - интервьюеры, инструкторы ТУ (для организации работ интервьюеров).

На время работы интервьюеру и инструктору ТУ выдается удостоверение, которое действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В период действия ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной инфекции, опросы респондентов рекомендуется проводить с использованием индивидуальных средств защиты (например: маски, перчатки), а также по телефону (по согласованию с респондентом).

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:

не передавать бланки формы членам хозяйства ни для каких целей;

не оставлять без ответа ни один из пунктов, предусмотренных к заполнению на отчетную дату.

Интервьюеру запрещается:

проводить опрос в хозяйстве, если оно не представлено в выборке (маршрутном листе);

оказывать влияние на содержание ответов опрашиваемого лица;

разглашать ответы на вопросы и результаты обследования;

вносить исправления в формы обследования без ведома членов обследуемого хозяйства;

распространять рекламную или иную продукцию и материалы, кроме выданных им территориальными органами Росстата;

выполнять какие-либо функции, кроме установленных контрактом.

Бланки форм интервьюер должен заполнять и проверять, находясь в обследуемом хозяйстве. В отдельных случаях, где сбор сведений осуществляется с применением формы N 2 в электронном виде, допускается заполнение формы N 2 на бумажном носителе с последующим переносом информации в форму N 2 в электронном виде на планшет.

Ответы на вопросы формы N 2 могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов (старше 18 лет) в случае отсутствия респондента в момент опроса.

Участие в обследовании является добровольным.

При проведении опроса интервьюеры последовательно зачитывают сформулированные в форме N 2 вопросы. Изменение формулировки вопросов формы N 2 не допускается.

Интервьюеры во время проведения опроса и инструкторы ТУ во время контрольных мероприятий проводят разъяснения респондентам о целях и задачах обследования. Респондентам разъясняют, что обследование - единственный объективный источник информации о состоянии сельскохозяйственного производства в хозяйствах населения.

При проведении опроса интервьюеры, при необходимости, дают пояснения респондентам к вопросам формы N 2, руководствуясь указаниями по его заполнению.

После завершения опросов интервьюер должен просмотреть все заполненные бланки на предмет правильности заполнения и соблюдения правил логических переходов. Вся цифровая информация должна быть записана четко и разборчиво.

В случае пропусков вопросов или при обнаружении других неточностей интервьюеру необходимо вновь обратиться к респонденту и получить недостающую информацию.

В случае невозможности проведения обследования хозяйства, попавшего в выборку (хозяйство заброшено), форму N 2 следует заполнить нулевыми значениями.

Если хозяйства населения, попавшие в выборку, не ведут сельскохозяйственную деятельность (не имеют посевов сельхозкультур и (или) поголовья скота) в форме N 2 по соответствующим показателям проставляются нулевые значения.

Для оптимизации работ по автоматизированной обработке таких отчетов интервьюеру достаточно заполнить адресную часть формы и ввести в активный период (раздел) одно нулевое значение.

В случае отказа хозяйства от участия в обследовании интервьюер заполняет форму N 2 последними актуальными значениями, содержащимися в Генеральной совокупности N 5. Сведения по такому хозяйству передаются интервьюеру ответственным за проведение данного обследования специалистом территориального органа Росстата (инструктором ТУ).

24. В целях обеспечения выполнения работ по проведению выборочного обследования ЛПХ территориальные органы Росстата должны взаимодействовать с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:

проведение информационно-разъяснительной работы среди населения;

обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.

Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении обследования, в том числе для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением обследования.

25. По завершении сбора данных по программе формы N 2 производится передача (отправка) заполненных форм на территориальный (районный) уровень в установленные сроки.

Сдача результатов работ, средств материально-хозяйственного и технического назначения производится интервьюерами с выездом в территориальные органы Росстата специалисту территориального органа Росстата (инструктору ТУ), в отдельных случаях через специалистов структурных подразделений территориальных органов Росстата, расположенных в городах и районах.

При сборе сведений по форме N 2 путем заполнения интервьюерами электронной версии бланков на планшетах предусмотрено несколько способов передачи сведений на территориальный (районный) уровень:

передача информации интервьюером с планшета на рабочую станцию специалиста территориального органа Росстата (инструктора ТУ);

передача информации интервьюером на внешних носителях информации, с карт памяти специалисту территориального органа Росстата (инструктору ТУ).

При сдаче-приемке формы N 2, заполненной на бумажных носителях или на планшетах, специалистом территориального органа Росстата (инструктором ТУ) производится проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля.

По завершении сдачи-приемки на территориальном уровне информация, полученная в ходе обследования, подготавливается к передаче на федеральный уровень (визуальный контроль, дополнительное кодирование информации).

Сдача-приемка выполненных работ оформляется двусторонними актами сдачи-приемки выполненных работ.

26. Гарантии защиты содержащихся в форме N 2 сведений определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Первичные статистические данные, содержащиеся в форме N 2, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения обследования, предусматривается контрактами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку первичных данных.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для целей официального статистического учета, при условии их обязательного обезличивания.

При обработке материалов обследования все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.

27. Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации на территориальном уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения.

Контроль работы интервьюеров осуществляется как специалистами территориальных органов Росстата, так и привлекаемыми лицами в период (или после) проведения опросов интервьюерами не реже одного раза в полугодие. Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки обследования или по телефону.

В ходе контрольных проверок производится:

проверка факта посещения интервьюером хозяйств, представленных в выборке, а также выполнения других требований, предусмотренных инструктивными материалами;

наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 хозяйствах, в которых проводится опрос);

проведение контрольных опросов (выборочно в 1-2 хозяйствах), формы по которым уже заполнены;

проверка факта участия в обследовании (выборочно по отдельным хозяйствам, опрос в которых завершен) посредством краткого интервью по телефону.

Контроль за качеством работы интервьюера производится в несколько этапов:

базовый - визуальный контроль заполненной формы N 2 (на стадии сдачи-приемки, а также в ходе контрольной проверки работы интервьюера в полевых условиях), проведение формального и логического контроля первичного информационного фонда данных (проверка логических связей) при первичной автоматизированной обработке, при передаче данных на федеральный уровень;

плановый - проведение контрольных проверок в полевых условиях.

Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера. По итогам контрольных мероприятий составляется "Акт по результатам проверки работы интервьюера" (примерный вариант формы Акта приведен в приложении N 5).

28. В ходе сдачи-приемки заполненных бланков формы N 2 производится их проверка на полноту заполнения, логических увязок между показателями. Неточности (опечатки) при заполнении бланка формы в ходе проведения опроса могут приводить к серьезным проблемам в ходе обработки материалов обследования (получения распространенных итогов).

Визуальный контроль основывается на осуществлении регулярного анализа полноты и качества заполнения всех бланков формы выборочного обследования, представленных интервьюером по каждому обследованному личному подсобному хозяйству, выявлении и своевременном устранении ошибок или искажений данных, принятии мер по предотвращению их в будущем.

Базовый контроль работы интервьюеров осуществляется 5 раз в год во время приема бланков формы N 2, представленных интервьюерами территориальному органу Росстата.

При проведении базового контроля проверяется:

правильность заполнения всех реквизитов титульной части бумажного бланка формы N 2;

адекватность наличия показателей (проведения программными средствами арифметического и логического контроля показателей каждой анкеты);

соблюдение логических связей:

вопросы, на которые есть ответ, в то время как ответа на них быть не должно;

вопросы, оставленные без ответа, в то время как ответ на них может (должен) быть получен.

характер выявленных ошибок регистрации ответов респондентов, которые квалифицируются как случайные (вследствие опечатки, невнимательности) или как системные (вследствие неправильного понимания методологических требований относительно заполнения определенных показателей формы N 2);

частота ошибок одного и того же характера - систематичность ошибок;

наличие одинаковых тенденций в ответах разных респондентов, опрошенных одним и тем же интервьюером, и логическую обоснованность этих тенденций;

соблюдение интервьюером сроков представления заполненных бланков формы N 2 территориальному органу Росстата и, в случае их нарушения, выяснение причин нарушения.

Все замечания к работе интервьюера доводятся до его сведения с соответствующими разъяснениями.

В случае наличия пропусков вопросники должны быть доработаны, при необходимости, с помощью уточнения ответов у респондентов.

Проведение визуального контроля в присутствии интервьюера (при доставке материалов или в ходе контрольной проверки интервьюера "в поле") обладает рядом преимуществ:

замечания и разъяснения по ним могут быть высказаны сразу;

личная беседа проверяющего с интервьюером дает информацию о степени освоения интервьюером вопросников и возможных его недоучетах в работе с респондентами в ходе проведения опросов, позволяет оценить профессиональный уровень подготовки интервьюера (знаний методологии и инструментария обследования).

Косвенным методом контроля может стать время, затраченное на интервью в разных по составу или, напротив, однотипных хозяйствах. Стабильность указанных временных периодов или вызывающие сомнение объемы работ, выполненных в один день, также позволяют оценить добросовестность выполнения интервьюером своих функций.

Результаты визуального контроля могут явиться основой в выборе проверяющим специалистом территориального органа Росстата стратегии в проведении контроля работы интервьюера непосредственно в хозяйствах.

В целях контроля за ходом практической работы интервьюера предусматривается ведение ими записей о датах и результатах каждого посещения.

29. Базовый контроль (программно-аппаратный комплекс).

Качество полученного информационного материала, как и качество работы отдельного интервьюера, также оценивается при подготовке первичных статистических данных для последующей обработки и передачи на федеральный уровень.

При проверке логических связей, которые сложно полностью отследить при визуальном контроле, целесообразно использовать информацию, сформированную в автоматическом режиме при проведении опросов с использованием планшета - мониторинг (отчет) о результатах интервью.

Задача отдела территориального органа Росстата, ответственного за организацию и проведение обследования, - добиться полного отсутствия ошибок по "жестко" установленным правилам формального и логического контроля (строгие контроли) и минимального количества логических отступлений (предупредительные контроли), которые данными правилами допускаются. Содержание и объем протокола контроля, полученный на территориальном уровне по итогам обследования, является основным критерием оценки качества работы территориального уровня.

30. Плановый контроль на полевом уровне проводится с целью:

а) проверки соблюдения процедур проведения обследования на полевом уровне;

б) выявления возможных искажений и фальсификации информации (самостоятельное заполнение интервьюером вопросников без посещения домохозяйства, "улучшение" результатов опроса);

в) содействия устранению ошибок, в том числе систематических, если они были выявлены в ходе проверки.

31. Виды планового контроля, проводимого на полевом уровне:

а) проверка процесса проведения опросов интервьюером в хозяйствах;

б) контрольные опросы с посещением хозяйства (по ограниченному кругу вопросов);

в) телефонные (почтовые) контрольные интервью.

32. Контрольные проверки осуществляются как специалистами отдела территориального органа Росстата, ответственного за проведение обследования, так и привлекаемыми лицами (инструкторами ТУ) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. План-график контрольных проверок (составляемый на территориальном уровне) предусматривает проведение проверок в отношении каждого интервьюера и должен быть распределен как на дни проведения опросов (начиная после первых дней проведения опросов), так и на дни после завершения опросов.

Период проведения опросов является наиболее насыщенным по выполнению интервьюерами различных видов работ, связанных с проведением обследования на полевом уровне, что может позволить проверяющим (специалистам отдела территориального органа Росстата или инструкторам ТУ) охватить во время проверки возможно большее число возникающих проблем.

Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки обследования проверяющего лица или посредством телефонного контроля.

33. Перед выездом в хозяйство проверяющему (специалисту отдела территориального органа Росстата или инструктору ТУ) для проведения планового контроля необходимо:

систематизировать все замечания, данные интервьюеру по представленным им ранее заполненным вопросникам (если таковые имеются);

наметить конкретные вопросы, которые необходимо специально рассмотреть с интервьюером в процессе предстоящей проверки;

согласовать (определить) с интервьюером дату и время посещения хозяйства.

В начале визита в личное подсобное хозяйство после приветствия проверяющий (специалист отдела территориального органа Росстата или инструктор ТУ) должен представиться, показать свое удостоверение и объяснить цель посещения хозяйства, подчеркнуть свою роль в данной ситуации, как роль наблюдателя и предоставить слово интервьюеру.

Данный вид контроля предусматривает:

визуальный контроль находящегося на момент контрольной проверки на руках у интервьюера статистического инструментария;

наблюдение за ходом проведения опроса выборочно в 1-2 хозяйствах, в которых проводится опрос (по случайно выбранным адресам из числа хозяйств, не посещенных интервьюером);

проведение контрольных опросов выборочно в 2-3 хозяйствах, в которых завершен опрос (по случайно выбранным адресам из числа хозяйств, опрос в которых уже проводился).

34. Проверка процесса проведения опросов применяется в целях контроля за деятельностью интервьюера, его способностью установить положительный контакт с респондентом и предусматривает присутствие проверяющего (специалиста отдела территориального органа Росстата или инструктора ТУ) во время проведения интервьюером опроса.

Задача проверяющего при проведении опроса состоит в том, чтобы оценить и улучшить работу интервьюера, выявить ошибки и неправильные представления, которые нельзя обнаружить посредством применения визуальных поверок.

Во время опроса проверяющий должен находиться достаточно близко, чтобы видеть какие записи делает интервьюер. Это позволит оценить правильность интерпретации интервьюером ответов респондента и соблюдение порядка перехода к другим вопросам или разделам формы N 2. Проверяющий не должен вмешиваться в опрос во время его проведения, ему необходимо стараться вести себя таким образом, чтобы не нервировать и не смущать интервьюера или респондента. Вмешательство проверяющего возможно только в тех случаях, когда интервьюер совершает серьезные ошибки. Интервьюер должен быть предупрежден, что ему не разрешается обращаться к проверяющему за советом во время интервью.

Во время опроса интервьюером респондента проверяющий должен обратить внимание на следующее:

объяснил ли интервьюер цель визита;

довел ли интервьюер до сведения респондента информацию о конфиденциальности данных, полученных во время обследования;

ответил ли на возникшие вопросы респондента;

создал ли атмосферу доброжелательности и доверия для получения согласия респондента на проведение опроса (в случае отказа респондента от участия в обследовании приложил ли максимум усилий, чтобы убедить принять участие в обследовании);

задавал ли вопросы так, как они сформулированы в бланке формы N 2 и в той же последовательности, как они там указаны;

в удобном ли для респондента темпе проводился опрос;

предоставил ли время для обдумывания ответа на заданный вопрос;

не отвлекался ли на посторонние темы;

не оказывал ли влияние на ответы респондента;

хорошо ли знает инструментарий (форму N 2 и указания к ней);

соблюдал ли правила заполнения формы N 2 (информация должна быть записана со слов опрашиваемого);

обратил ли интервьюер внимание на то, какие вопросы оказались наиболее трудными для респондента, проявил ли достаточно настойчивости, чтобы получить определенный ответ респондента на все вопросы;

убедился ли в полноте ответов и возвращался ли к вопросам, если возникали сомнения (придерживался ли определенных установленных требований по регистрации ответов респондента, проверив их после завершения опроса, а при необходимости уточнил взаимосвязь между показателями);

поблагодарил ли респондента за сотрудничество;

был ли вежлив, приятен и уверен в себе, владел ли ситуацией.

Все вопросы и замечания, которые возникают у проверяющего, он фиксирует в произвольной форме. После окончания опроса проверяющий уточняет ответы у респондента, которые не были до конца выяснены интервьюером или неверно им трактованы. В случае необходимости ответы респондента исправляются с его разрешения.

Все замечания проверяющий (специалист отдела территориального органа Росстата или инструктор ТУ) заносит в "Отчет по результатам проверки хода проведения опроса интервьюером" непосредственно на месте ведения опроса (рекомендуемый вариант формы отчета приведен в приложении N 6).

В конце отчета проверяющим должна быть проставлена общая оценка работы интервьюера по результатам проверки. Оценка определяется в зависимости от соотношения оценок "да" или "нет". Преобладание "да" означает удовлетворительную работу интервьюера, "нет" - говорит о том, что интервьюеру необходимо повысить качество своей работы. Решение о проведении дополнительного инструктажа интервьюера принимается на основе количественного значения оценки "нет" ответственным специалистом территориального уровня.

После каждого опроса проверяющий и интервьюер должны обсудить работу последнего.

35. Контрольное опрашивание респондента путем посещения хозяйства или по телефону проводится проверяющим (специалистом отдела территориального органа Росстата или инструктором ТУ) самостоятельно без участия интервьюера.

Данный вид контроля работы интервьюера предполагает повторное посещение проверяющими тех хозяйств, опросы которых уже завершены. Повторное посещение респондентов должно носить случайный характер. Интервьюера необходимо поставить в известность о возможном проведении контрольных интервью. Во избежание подтасовки данных при проведении данного вида контроля согласование с интервьюером перечня хозяйств и вопросов не проводится.

В ходе контрольного интервью проверяющие выясняют, был ли интервьюер в хозяйстве, с кем именно велась беседа, задают несколько вопросов из вопросника.

Контрольные интервью должны быть краткими (до 15 минут). Возможно проведение данного контроля по телефону.

Рекомендуемый вариант формы "Анкета контрольного интервью" приведен в приложении N 7. При подготовке к контрольному интервью проверяющий (специалист отдела территориального органа Росстата или инструктор ТУ) должен вписать в Анкету контрольного интервью из заполненных бланков несколько вопросов с вариантами ответа на них респондентов. При этом целесообразнее отбирать вопросы, вероятность изменения ответов на которые в период между опросом и контрольным интервью незначительна (посевная площадь, количество деревьев, поголовье сельскохозяйственных животных и так далее).

Разница в ответах во время контрольного и первоначального интервью еще не говорит о том, что интервьюер выполнил свои обязанности недобросовестно (возможны случаи проведения контрольного интервью с разными респондентами; в разное время одни и те же респонденты могут сообщать разную информацию). Однако наличие неоднократно выявленных расхождений указывает на то, что надо дополнительно поработать с интервьюером на предмет поиска возможных причин таких расхождений.

Во время визита в хозяйство проверяющий придерживается следующих правил соблюдения речевых формул:

а) начало разговора:

приветствует респондента,

представляет себя (называет свою фамилию, имя, отчество, объясняет, что он является работником территориального органа Росстата и показывает соответствующее удостоверение);

объясняет цель визита и просит разрешения на проведение контрольного интервью;

б) основная часть беседы:

в случае, когда респондент согласен ответить на вопрос (желательно, чтобы это был член хозяйства, который лично общался с интервьюером), проводит его опрос по соответствующей анкете. При проведении опроса акцентирует внимание респондента на периоде времени, к которому относится вопрос. Он должен совпадать с месяцем, когда интервьюер проводил опрос. Если во время опрашивания оказывается, что информация, которую сообщает респондент, не совпадает с данными, представленными интервьюером, проверяющий обращает внимание респондента на расхождение данных (без использования конкретных цифр или ответов, полученных интервьюером), просит его более четко припомнить свой контакт с интервьюером и еще раз дать ответ;

в) заключительная часть беседы:

благодарит респондента за сотрудничество и отвечает на его возможные вопросы;

прощается с респондентом.

36. Контроль качества работы интервьюера может быть проведен также по телефону. Преимуществами этого вида контроля является существенное сокращение потребности в затратах времени специалистов на выезды на места при увеличении охвата интервьюеров и хозяйств контрольными мероприятиями. При проведении контроля необходимо вести тщательный учет хозяйств, к которым обратились с контрольными вопросами, и полученных или неполученных от них ответов.

Охват данным видом проверок должен быть максимально возможным относительно хозяйств, которые ранее не были включены в контрольные мероприятия.

Проведение контроля качества работы интервьюера по телефону проводится выборочно в хозяйствах, опрос в которых завершен.

37. При проведении контрольного интервью по телефону, проверяющий придерживается следующих правил соблюдения речевых формул:

а) начало разговора:

приветствует респондента,

представляет себя (называет свою фамилию, имя, отчество, объясняет, что он является работником территориального органа Росстата);

объясняет цель телефонного звонка и просит разрешения на проведение контрольного интервью;

в случае, когда респондент не может в настоящее время разговаривать, просит извинения и предлагает другое время разговора;

б) основная часть беседы:

в случае, когда респондент согласен ответить на вопросы (желательно, чтоб это был член личного подсобного хозяйства, который лично общался с интервьюером) - проводит его опрос по соответствующей анкете. При проведении опроса акцентирует внимание респондента на периоде времени, к которому относятся вопросы. Он должен совпадать с месяцем, когда интервьюер проводил опрос. Если во время опрашивания оказывается, что информация не совпадает с данными, представленными интервьюером, проверяющий обращает внимание респондента на расхождение данных (без использования конкретных цифр или ответов, полученных интервьюером), просит его более четко припомнить свой контакт с интервьюером и еще раз дать ответ;

в) заключительная часть беседы:

благодарит респондента за сотрудничество и отвечает на возможные его вопросы;

прощается с респондентом.

В случае явного несоответствия информационных данных респондента, полученных в ходе контрольного интервью (с выездом или по телефону), с начальными данными, представленными интервьюером, проверяющий (специалист отдела территориального органа Росстата или инструктор ТУ) обязан исправить начальные данные в вопросниках и считать достоверной ту информацию, которая была получена в результате контроля.

38. По результатам планового контроля проверяющим (специалистом отдела территориального органа Росстата или инструктором ТУ) проводится соответствующий анализ работы интервьюера. Проверяющему необходимо указать интервьюеру на все имеющиеся в его работе недочеты и помочь разобраться во всех непонятных для интервьюера вопросах.

Результаты проверок оформляются Актом по результатам проверки работы интервьюера (далее - Акт), который составляется в присутствии интервьюера. Рекомендованный образец формы Акта приведен в приложении N 5.

В ходе выполненной проверки проверяющий описывает объем работ, ее достоинства и недостатки. Отмечается, выполняет ли интервьюер все требования и задания территориального органа Росстата, а также записываются предложения по улучшению работы интервьюера.

При выявлении каких-либо существенных и многочисленных несоответствий в ответах респондентов с данными вопросников, вопросники возвращаются интервьюеру для уточнения информации (проведение повторных интервью).

Акт составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр акта передается интервьюеру, второй представляется в территориальный орган Росстата. К акту могут быть приложены (при наличии): "Отчет по результатам проверки хода проведения опроса интервьюером" (вариант формы - приложение N 6), Анкеты контрольных интервью (вариант формы - приложение N 7), заполненные по результатам проверки.

Результаты контрольных мероприятий являются основанием для применения отдельных мер воздействия к интервьюерам, не справляющимся со своими обязанностями. По итогам проверок работы интервьюеров рекомендуется подготовка общего обзора по обнаруженным ошибкам и анализ причин их возникновения.

39. Этап обработки полученной информации, подведения итогов, хранения материалов включает выполнение следующих работ:

а) обработка полученной информации и подведение итогов обследования на основе утвержденной технологии;

б) защита персональных данных и конфиденциальной информации;

в) формирование официальной статистической информации на основе итогов обследования.

40. Обработка выборочных данных и распространение их на генеральную совокупность осуществляется на территориальном уровне.

Обработка полученной информации производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках подготовки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных и получению итогов обследования.

41. Функции автоматизации обследования осуществляются в 2 этапа и распределены на территориальном и федеральном уровнях.

1 этап. На территориальном (районном) уровне осуществляется:

ввод первичных данных с бумажных (электронных) носителей;

загрузка данных с планшета на стационарную рабочую станцию специалиста территориального органа (инструктора ТУ);

кодирование информации;

формальный и логический контроль первичных данных;

редактирование данных обследования;

проведение повторного формального и логического контроля первичных данных, формирование первичного информационного фонда данных обследования;

"передача" подготовленных с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения данных на сервер ЦОД ФУ.

2 этап. На федеральном уровне производится:

мониторинг хода автоматизированной обработки; проведение повторного формального и логического контроля данных, полученных с территориального уровня;

ведение нормативно-справочной информации;

формирование единой базы первичных данных (обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;

проведение повторного формального и логического контроля распространенных данных;

расчет обобщающих показателей, ошибок выборки;

формирование итоговых (регламентных) таблиц.

42. Полученные итоги обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств используются территориальными органами Росстата для дальнейшего выполнения работ, предусмотренных Производственным планом Росстата, а также представляются на федеральный уровень в установленные сроки.

43. Срок хранения заполненных бланков формы N 2 на бумажных носителях - 1 год с даты подведения окончательных итогов обследования - в соответствии со статьей 435 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 29 октября 2021 г. N 750.

Первичные данные, полученные с электронных носителей (планшет) хранятся в архивированном виде с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа - 1 год с даты подведения окончательных итогов обследования. Территориальный орган Росстата самостоятельно принимает решение о месте хранения данных.

Место хранения заполненных бланков формы N 2 (на бумажном носителе и в электронном виде) до их уничтожения определяется руководством территориального органа Росстата с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение бланков формы N 2 производится в установленном порядке.

 

V. Материально-техническое и финансовое обеспечение обследования

 

44. Финансирование мероприятий, связанных с проведением выборочного обследования ЛПХ (в том числе: услуги почтовой связи, транспортные услуги, погрузо-разгрузочные работы, приобретение горюче-смазочных материалов и другие) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Росстату в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на обследование. Территориальным органам Росстата, принимающим участие в подготовке, проведении и обработке полученной информации, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.

Материально-техническое обеспечение выборочного обследования ЛПХ осуществляется централизованно в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению обследования, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата. В исключительных случаях для проведения выборочного обследования ЛПХ территориальные органы Росстата могут самостоятельно производить закупку материальных ценностей с учетом требований бюджетного законодательства, в пределах нормативов, установленных приказами Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299 и от 5 июня 2017 г. N 374, и в рамках доведенных центральным аппаратом Росстата лимитов бюджетных обязательств на выборочное обследование ЛПХ.

 

______________________________

*(1) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне, приведено исключительно для целей проведения настоящего обследования.

*(2) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровнях, приведено исключительно для целей проведения настоящего обследования.

*(3) Решение о необходимости использования образцов документов принимается территориальным органом Росстата.

*(4) Письмо Росстата от 24 сентября 2021 г. N СЕ-14-2/4520-ТО.

*(5) Материальные ценности для обеспечения лиц, привлекаемых для проведения обследования, поставляются с учетом остатков на балансе территориального органа Росстата.

 

 

Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан (утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 17 марта 2022 г. N 125)

 

Опубликование:

-

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 3 октября 2023 г. N 487

Изменения вступают в силу с 3 октября 2023 г.

 

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 22 февраля 2023 г. N 70

Изменения вступают в силу с 22 февраля 2023 г.