Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике И.П. Артеменко об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2021 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Исполнение бюджетов муниципальных образований Краснодарского края в 2021 году осуществлялось в нестабильной санитарно-эпидемиологической ситуации в условиях действия ограничительных мер, введенных вследствие распространения новой коронавирусной инфекции.
Несмотря на сложные условия, на фоне восстановления экономической и деловой активности хозяйствующих субъектов в основных отраслях экономики общий объем доходов бюджетов муниципальных образований по итогам отчетного года вырос по сравнению с предыдущим периодом на 11,4 процента, или на 19,5 млрд, рублей, и составил почти 190,5 млрд, рублей, превысив уровень доходов 2019 года более чем на 18,7 процента, или на 30 млрд, рублей.
Положительная динамика в большинстве отраслей экономики Краснодарского края, предусмотренные ранее отдельные меры экономической поддержки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе освобождение от уплаты по отдельным видам налогов и сборов, отсрочка по налоговым и неналоговым платежам, а также эффективность работы по администрированию бюджетных доходов обусловили в отчетном финансовом году рост налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (далее также - собственные доходы), объем которых составил 90 млрд, рублей, увеличившись на 24,5 процента, или на 17,7 млрд, рублей, к уровню аналогичных поступлений предыдущего периода.
Сложившаяся динамика поступлений как налоговых, так и неналоговых доходов местных бюджетов увеличила их совокупную долю в общей структуре доходов относительно прошлого периода в целом на 5 процентных пунктов до 47,3 процента (в том числе доля налоговых доходов увеличилась с 35,7 процента до 39,9 процента).
За отчетный период объем налоговых доходов местных бюджетов вырос на 24,4 процента, или на 14,9 млрд, рублей, и составил 75,9 млрд, рублей.
Налоговые поступления увеличились по всем доходным источникам, за исключением доходов, связанных с завершением расчетов по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД), отмена которого повлияла на переход значительной части налогоплательщиков на другие системы налогообложения, в том числе на уплату налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (далее - ПСН). Условия применения ПСН с 2021 года законодательно усовершенствованы на федеральном и региональном уровнях и максимально приближены к ЕНВД, что увеличило привлекательность налогового режима (численность налогоплательщиков увеличилась с 4427 человек до 76140 человек, число выданных патентов выросло с 5678 до 161085 единиц) и обусловило рост бюджетных поступлений от ПСН более чем в 16 раз (со 143,4 млн. рублей до 2,3 млрд, рублей).
По упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) основными факторами значительного роста поступлений (в 2,4 раза, или на 6,4 млрд, рублей) помимо роста числа налогоплательщиков за счет перехода с ЕНВД на УСН стали повышение норматива отчислений налога в бюджеты муниципальных районов и городских округов с 20 процентов до 35 процентов и 30 процентов соответственно, а также увеличение с 2021 года установленных налоговым законодательством пороговых значений доходов и численности для применения УСН.
Значительный прирост налоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается по таким видам платежей, как налог на прибыль организаций - 51,6 процента (в связи с увеличением объема платежей крупных налогоплательщиков), единый сельскохозяйственный налог - 28,6 процента (в связи с ростом цен на зернобобовую продукцию и увеличением объемов реализации сельскохозяйственной продукции), налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), составляющий половину налоговых доходов, с ростом на 14,6 процента, или на 4,8 млрд, рублей, в том числе в связи с изменениями бюджетного законодательства в части зачисления с 2021 года в местные бюджеты налога от доходов, превышающих 650 тыс. рублей, относящегося к части налоговой базы, превышающей 5 млн. рублей.
По итогам 2021 года неналоговые доходы местных бюджетов в целом увеличились на 24,9 процента, или на 2,8 млрд, рублей к уровню 2020 года, и составили 14,1 млрд, рублей. В основном данный рост обеспечен увеличением в 2,7 раза, или на 1,1 млрд, рублей, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (в том числе плата за предоставление сведений из информационной системы градостроительной деятельности, компенсация за снос зеленых насаждений), поступлением платы за негативное воздействие на окружающую среду (рост на 55,6 процента за счет разовых поступлений от крупных плательщиков в городских округах Геленджик и Новороссийск), ростом платежей от использования муниципального имущества почти на 970 млн. рублей (на 11,8 процента) и от продажи материальных и нематериальных активов на 485 млн. рублей (на 33,2 процента), а также ростом прочих неналоговых поступлений.
В общем объеме доходов местных бюджетов 52,7 процента занимают безвозмездные поступления, сложившиеся по итогам отчетного периода в сумме 100,4 млрд, рублей, с ростом к уровню 2020 года на 1,8 процента.
С наибольшим приростом (на 21,5 процента) безвозмездные поступления зачислены в бюджеты городских и сельских поселений в сумме 11,9 млрд, рублей.
Из общего объема безвозмездных поступлений 46,1 процента (46,3 млрд, рублей, темп роста 100,7 процента) приходится на бюджеты муниципальных районов и 42,1 процента (42,3 млрд, рублей, темп роста 98,5 процента) - на бюджеты городских округов.
В целом на незначительный прирост безвозмездных поступлений повлияло сокращение на 17,6 процента общего объема дотаций местным бюджетам, поступивших в сумме 11,4 млрд, рублей, обусловленное снижением объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 3,250 млн. рублей, в том числе направленных в 2020 году на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований в условиях действия ограничительных мер, снижения деловой активности, переноса сроков (отмены) уплаты отдельных налоговых и неналоговых платежей, установления пониженных налоговых ставок по отдельным налогам в отраслях, пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2020 N 173).
Общий объем субвенций, на долю которых приходится более половины всех безвозмездных поступлений, составил 54,2 млрд, рублей, а рост к показателю 2020 года - почти на 3,6 процента, или на 1,9 млрд, рублей. Данная динамика обусловлена в основном увеличением краевых субвенций на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Общий объем субсидий местным бюджетам составил 26,9 млрд, рублей, превышение аналогичного показателя 2020 года - на 6,7 процента за счет дополнительного поступления средств на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства; строительство и реконструкцию объектов водоснабжения; комплексное развитие сельских территорий; оснащение объектов спортивной инфраструктуры; организацию бесплатного горячего питания обучающихся в общеобразовательных организациях; благоустройство зданий общеобразовательных организаций и создание новых мест в связи с ростом числа обучающихся.
Иные межбюджетные трансферты за отчетный период увеличились на 8,5 процента в связи с ростом поступлений на финансовое обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, создание комфортной городской среды, дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально значимых вопросов местного значения.
По итогам 2021 года плановые назначения поступлений налогов, сборов и других платежей в консолидированный бюджет Краснодарского края с территорий муниципальных образований достигнуты всеми муниципалитетами.
Наиболее высокие темпы роста поступления доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края (свыше 130 процентов к уровню предыдущего года) отмечены в следующих муниципальных районах: Абинский (251,2 процента), Белореченский (139,8 процента), Северский (138,4 процента), Темрюкский (130,9 процента), и городских округах - город-курорт Сочи (143,6 процента), город-курорт Анапа (134,1 процента).
Не достигли показателей 2020 года Кущевский район (98,5 процента), Туапсинский район (96,2 процента) и город-курорт Геленджик (74,9 процента) в связи с разовыми поступлениями предыдущего периода от крупных налогоплательщиков и возмещением переплаты по налогу на прибыль организаций.
Собственные доходы бюджетов городских округов по итогам 2021 года поступили в объеме 48,7 млрд, рублей с ростом к уровню предыдущего периода на 30,3 процента. Наибольшие суммы прироста собственных доходов отмечены в городах Краснодаре (5,1 млрд, рублей) и Сочи (3,1 млрд, рублей).
В бюджеты муниципальных районов собственные доходы поступили в сумме 25,7 млрд, рублей, рост к показателю 2020 года - на 22,8 процента.
Положительная динамика поступления собственных доходов обеспечена в бюджетах всех муниципальных районов. Наиболее высокий темп роста достигнут в Тбилисском (139,8 процента), Кореновском (139,8 процента), Абинском (139,4 процента), Белореченском (134,5 процента), Динском (134,0 процента), Белоглинском (132,9 процента), Новопокровском (132,7 процента), Апшеронском (131,9 процента) районах.
В общей структуре доходов муниципальных районов доля собственных доходов выросла на 4,4 процентных пункта до 35,7 процента.
Высокий темп роста поступления собственных доходов муниципальных районов и городских округов обусловлен ростом поступлений по налоговым доходам, в том числе по налогам на совокупный доход; по налогу на прибыль организаций вследствие роста налогооблагаемой базы организаций в отраслях строительства, транспорта, торговли, санаторно-курортной сферы; по НДФЛ от крупных налоговых агентов, а также по результатам проведенных мероприятий по легализации доходов, повышению заработной платы не ниже среднеотраслевого уровня, вследствие поступлений платежей по повышенным доходам и изменения порядка уплаты в отношении пособий по временной нетрудоспособности; по имущественным налогам физических лиц в связи с увеличением налоговых ставок решениями городских округов, проведением кадастровой оценки объектов и поступлением задолженности прошлых лет по результатам проведенных мероприятия по ее погашению.
Совокупный объем доходов бюджетов поселений по итогам отчетного года сложился в сумме 27,4 млрд, рублей с ростом к уровню предыдущего периода 2020 года на 15,5 процента.
Собственные доходы бюджетов поселений составили 15,5 млрд, рублей, увеличившись к уровню предыдущего периода на 11,4 процента в основном за счет роста поступлений по единому сельскохозяйственному налогу (128,2 процента), по налогу на имущество физических лиц (110,6 процента) и НДФЛ (106,4 процента).
Налоговые доходы, на которые приходится 50,4 процента бюджетов поселений, мобилизованы за отчетный период в объеме 13,8 млрд, рублей, что составляет 108,8 процента к уровню 2020 года.
Неналоговые доходы в бюджеты поселений поступили в сумме 1,8 млрд, рублей с приростом относительно 2020 года на 36,2 процента, обеспеченным почти трехкратным увеличением доходов от продажи земельных участков и имущества, ростом доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а также увеличением поступлений от использования муниципального имущества, в том числе от арендной платы за землю.
Рост собственных доходов относительно предыдущего периода не менее 10 процентов обеспечен в бюджетах 160 поселений.
Наибольшее снижение уровня собственных доходов относительно показателя предыдущего года отмечено в Кабардинском сельском поселении Апшеронского района (на 70 процентов) в связи с разовыми поступлениями в 2020 году доходов от компенсации за вырубку зеленых насаждений и в Новоминском сельском поселении Каневского района (на 33 процента) за счет сокращения платежей по единому сельскохозяйственному налогу от крупного плательщика, перешедшего на общую систему налогообложения.
Уровень обеспеченности бюджетов поселений собственными доходами на душу населения характеризуется среднекраевым расчетным показателем, который по итогам 2021 года увеличился относительно предыдущего периода на 523,6 рубля, или на 12,0 процента, и составил 4901,8 рубля.
Ниже среднекраевого уровня этот показатель сложился в 255 поселениях, из них в 26 муниципальных образованиях - в два раза ниже среднекраевого показателя.
Из них самый низкий уровень обеспеченности в Моревском сельском поселении Ейского района (1208,3 рубля) и в сельских поселениях Апшеронского района - Кубанском (1146,0 рубля), Кабардинском (1274,7 рубля), Новополянском (1338,8 рубля).
Наиболее высокие показатели подушевой обеспеченности собственными доходами - в Таманском сельском поселении Темрюкского района (26692,8 рубля), Варнавинском сельском поселении Абинского района (21052,7 рубля), Железном сельском поселении Усть-Лабинского района (16087,9 рубля),
Выселковском сельском поселении Выселковского района (10989,7 рубля), Новомихайловском городском поселении (11703,0 рублей) и Тенгинском сельском поселении (10417,1 рубля) Туапсинского района, в котором среднерайонный показатель - 7960,6 рубля.
Одним из дополнительных резервных источников пополнения собственных доходов местных бюджетов остается налоговая задолженность.
За отчетный период задолженность по налогам консолидированного бюджета Краснодарского края (без учета организаций, находящихся в различных процедурах банкротства) сократилась на 6,5 процента, или на 775,8 млн. рублей, и по состоянию на 31 декабря 2021 года составила 11,1 млрд, рублей.
В разрезе доходных источников рост задолженности отмечен только по трем налоговым платежам: по ПСН - почти в пять раз (на 33,4 млн. рублей), по транспортному налогу с организаций - на 42,2 процента и по налогу на прибыль организаций - на 6,1 процента (на 73,7 млн. рублей).
Среди муниципальных образований задолженность увеличилась в 11 муниципалитетах, из них с наибольшим темпом роста - в Темрюкском (189,0 процента), Крыловском (118,0 процента), Апшеронском (111,2 процента), Курганинском (111,3 процента), Славянском (104,2 процента) районах и городе Горячий Ключ (115,6 процента).
Максимальный абсолютный прирост задолженности, сложившийся в Темрюкском районе (150,8 млн. рублей), связан с ростом задолженности по налогу на прибыль организаций в сумме 157,2 млн. рублей.
Снижение задолженности достигнуто в 33 муниципальных образованиях, из них наиболее значительное в городских округах - город Краснодар (на 454,2 млн. рублей, или 10,8 процента), город-курорт Сочи (на 170,1 млн. рублей, или на 9,3 процента), город Новороссийск (на 69,8 млн. рублей, или на 10,0 процента), город-курорт Анапа (на 36,4 млн. рублей, или на 8,0 процента), город Армавир (на 29,6 млн. рублей, или на 10,3 процента) и в муниципальных районах - Туапсинском (на 25,2 млн. рублей, или на 12 процентов), Крымском и Кавказском (на 22,6 и 22,4 млн. рублей соответственно).
В процентном отношении наибольшее снижение задолженности в Староминском районе (на 16,1 процента, или на 7,5 млн. рублей) и Красноармейском районе (на 14,5 процента, или на 19,1 млн. рублей).
Задолженность по налоговым доходам, поступившим в бюджеты поселений, в целом за отчетный период снизилась на 110,8 млн. рублей, или на 7,3 процента, в основном за счет сокращения по имущественным налогам.
Прирост задолженности в бюджеты поселений отмечен только в Тимашевском районе на 4,7 млн. рублей и Славянском районе - на 84 тыс. рублей.
На фоне снижения общего объема задолженности по НДФЛ ее рост отмечается в поселениях восьми муниципальных районов, в том числе наиболее значительный в поселениях Крыловского (199,1 процента), Гулькевичского (124,5 процента), Курганинского (124,1 процента) районов.
В разрезе поселений самый высокий темп роста задолженности по НДФЛ допущен в Пригородном сельском поселении Крымского района - в 14 раз, или на 1,7 млн. рублей, и в Гулькевичском городском поселении Гулькевичского района - 179,8 процента, или на 0,7 млн. рублей.
В 155 поселениях уровень соотношения задолженности и объема налоговых и неналоговых доходов, поступивших в бюджеты поселений, превышает 10 процентов. Из них в Кубанском сельском поселении Апшеронского района и Курчанском сельском поселении Темрюкского района задолженность превышает половину суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета поселений (56,8 процента и 56,1 процента соответственно).
По итогам 2021 года общий объем расходов бюджетов муниципальных образований Краснодарского края составил 184,8 млрд, рублей с ростом к уровни 2020 года на 10,4 процента. Годовые бюджетные назначения исполнены на 94,7 процента.
Освоение не в полном объеме предусмотренных бюджетных назначений обусловлено экономией по итогам конкурсных процедур, ненадлежащим выполнением подрядчиками условий муниципальных контрактов, нарушением сроков по заключенным контрактам, корректировкой проектной и правоустанавливающей документации, отсутствием государственной экспертизы.
В структуре расходов бюджетов муниципальных образований Краснодарского края наибольший удельный вес (66,4 процента) занимают расходы на финансирование социально-культурной сферы, составившие по итогам отчетного периода 122,7 млрд, рублей, рост к уровню предыдущего периода - на 9,9 процента.
Из общего объема расходов местных бюджетов на финансирование сферы образования направлено 95,3 млрд, рублей (51,6 процента), социальной политики - 10,0 млрд, рублей (5,4 процента), культуры, кинематографии - 10,5 млрд, рублей (5,7 процента), физической культуры и спорта - 6,4 млрд, рублей (3,4 процента).
Наряду с социальными расходами основными направлениями финансирования остаются расходы на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство, удельный вес которых в структуре расходов составляет 11,3 процента и 9,9 процента соответственно.
В бюджетах муниципальных районов общий объем расходов вырос относительно 2020 года на 6,5 процента и составил по итогам отчетного периода 70,4 млрд, рублей, или 96,8 процентов годовых бюджетных назначений.
Высокие темпы роста расходов муниципальных районов по разделам "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (126,7 процента), "Здравоохранение" (117,2 процента), "Социальная политика" (113,9 процента), "Средства массовой информации" (112,2 процента), "Образование" (106,5 процента), "Физическая культура и спорт" (107,6 процента) обусловлены увеличением финансирования в рамках государственных программ, в том числе на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; выплату ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам; выплату ежемесячного вознаграждения приемным родителям; дополнительную меру социальной поддержки некоторых категорий граждан; обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта; строительство и ремонт спортивных объектов; капитальный ремонт зданий и благоустройство территории образовательных организаций; организацию бесплатного горячего питания и подвоза учащихся; организацию отдыха детей в каникулярное время; обеспечение жильем молодых семей, поддержку отрасли культуры, осуществление отдельных государственных полномочий по строительству объектов здравоохранения, по финансовому обеспечению получения общедоступного и бесплатного образования.
Кроме того, в рамках разделов "Национальная экономика" и "Жилищно-коммунальное хозяйство" существенный прирост расходов связан с увеличением средств субсидии краевого бюджета на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также расходов на жилищное хозяйство и благоустройство, развитие общественной инфраструктуры муниципального значения.
Ниже среднерайонного показателя сложился уровень исполнения бюджетных назначений по расходам в 15 муниципальных районах, в том числе в Крыловском - 91,8 процента, Белоглинском - 92,1 процента, Тихорецком - 92,4 процента, Новокубанском - 92,9 процента.
В бюджетах городских округов так же, как и муниципальных районов, рост расходов на социально-культурную сферу, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство обусловлен финансированием за счет средств краевого и федерального бюджетов мероприятий в рамках государственных программ по вышеуказанным направлениям. Помимо этого, увеличены расходы на стимулирование программ развития жилищного строительства, подготовку изменений в генеральные планы, создание новых мест в дошкольных и общеобразовательных организациях, организацию водоснабжения и водоотведения, создание условий для массового отдыха, формирование современной городской среды, дорожную деятельность в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В целом расходы бюджетов городских округов исполнены в сумме 86,9 млрд, рублей, что составляет 94,1 процента от бюджетных назначений. Наиболее низкий уровень исполнения запланированных обязательств сложился в городских округах город-курорт Сочи (92 процента), город-курорт Геленджик (93,8 процента) и город Краснодар (93,7 процента).
Расходная часть бюджетов городских и сельских поселений исполнена в общей сумме 27,5 млрд, рублей, что составляет 91,3 процента бюджетных назначений и 117,9 процента к уровню 2020 года.
Значительное повышение темпа роста расходов относительно предыдущего периода обусловлено ростом поступления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения, обеспечение комплексного развития сельских территорий, формирования современной городской среды, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, поддержку отрасли культуры, организацию газо-, водо- и теплоснабжения населения, иных межбюджетных трансфертов на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально значимых вопросов местного значения.
Расходы на общегосударственные вопросы муниципальных образований Краснодарского края в целом составили 17,9 млрд, рублей, или 105,9 процента относительно 2020 года. Наряду с ростом расходов, связанных с обеспечением деятельности муниципальных учреждений, увеличением штатной численности казенных учреждений, финансовым обеспечением контрольных финансовых органов муниципальных образований, увеличение темпа роста расходов обусловлено проведением Всероссийской переписи населения, выборов глав поселений, увеличением компенсационных выплат руководителям органов ТОС, увеличением расходов на исполнение судебных актов и мировых соглашений.
В бюджетах поселений расходы на общегосударственные вопросы (на функционирование органов местного самоуправления, обеспечение проведения выборов и референдумов, другие общегосударственные вопросы) в целом увеличились на 7,7 процента и составили 5,1 млрд, рублей. При этом их доля в общей структуре расходов снизилась с 20,2 процента до 18,4 процента (на 1,8 процентных пункта).
По итогам 2021 года только в двух поселениях (Николенское сельское поселение Гулькевичского района и Лучевое сельское поселение Лабинского района) доля расходов на общегосударственные вопросы превысила половину всех расходов бюджета поселения (17 поселений в 2019 году, 6 поселений в 2020 году)-
Также отмечается снижение числа поселений, не обеспечивающих расходы на общегосударственные вопросы собственными доходами, - по итогам отчетного года 16 поселений (в 2017 году - 19 поселений, в 2018 году - 22 поселения, в 2019 году - 23 поселения, в 2020 году - 25 поселений).
Наибольшее количество таких муниципальных образований - в Славянском (5 поселений), Апшеронском (3 поселения), Тбилисском и Туапсинском (по 2 поселения) районах.
Практически двукратное превышение "управленческих" расходов над собственными доходами отмечено в Рисовом сельском поселении Славянского района (в 2,1 раза), Моревском сельском поселении Ейского района (в 2 раза) и Кабардинском сельском поселении Апшеронского района (в 1,9 раза).
По состоянию на 1 января 2022 года общий объем доходов местных бюджетов превысил объем расходов на 5,7 млрд, рублей (по итогам 2020 года профицит составлял 3,6 млрд, рублей).
Бюджеты городских округов исполнены с суммарным профицитом, который составил 4,1 млрд, рублей. При этом бюджет города Горячий Ключ исполнен с дефицитом 5,1 млн. рублей. Самый высокий профицит в бюджете города-курорта Сочи (2,3 млрд, рублей).
Бюджеты муниципальных районов исполнены с суммарным профицитом в размере 1,6 млрд, рублей (в 2020 году - профицит 785 млн. рублей, в 2019 году - дефицит 72,5 млн. рублей). Дефицитный бюджет имеют пять муниципальных районов Краснодарского края.
Бюджеты поселений в целом исполнены с суммарным дефицитом в размере 26,7 млн. рублей (консолидированные бюджеты городских поселений исполнены с дефицитом 66,9 млн. рублей, бюджеты сельских поселений - с суммарным профицитом 40,2 млн. рублей).
Количество поселений, бюджеты которых исполнены с профицитом, составило 177 поселений.
С дефицитом исполнены бюджеты 204 поселений, в том числе 14 городских поселений.
В целях финансового обеспечения принятых социальных и первоочередных расходных обязательств местных бюджетов в 2021 году муниципальными образованиями привлекались заемные средства на покрытие дефицита бюджетов.
Объем муниципального долга по состоянию на 1 января 2022 года снизился по отношению к показателю 2020 года на 25,2 процента, или на 3,9 млрд, рублей, и составил 11,4 млрд, рублей.
Объем расходов муниципальных образований на обслуживание муниципального долга сократился по сравнению с уровнем прошлого года на 10,7 процента и составил 486,9 млн. рублей, в том числе: расходы бюджетов городских округов - 397,7 млн. рублей; расходы бюджетов муниципальных районов - 60,5 млн. рублей; расходы бюджетов городских и сельских поселений - 28,7 млн. рублей.
В общем объеме муниципального долга наибольший удельный вес занимают долговые обязательства городских округов - 81,5 процента (9,3 млрд, рублей), на долю муниципальных районов приходится 11,6 процента (1,3 млрд, рублей), обязательства городских и сельских поселений (в общей сумме 0,8 млрд, рублей) составляют 5 процентов и 1,9 процента от суммарного объема соответственно.
В территориальном разрезе муниципальный долг снизился по 5 городским округам в целом на 3,7 млрд, рублей (в городских округах город-курорт Анапа и город-курорт Геленджик долг отсутствует), по 29 муниципальным районам - в целом на 193,7 млн. рублей, по 50 сельским поселениям - на 77,2 млн. рублей и по 10 городским поселениям - на 26,9 млн. рублей.
Объем муниципального долга увеличен в 7 городских поселениях на 98,4 млн. рублей (из них 79,5 млн. рублей - бюджетные кредиты) и в 66 сельских поселениях на 67,4 млн. рублей (в том числе за счет увеличения бюджетных кредитов на 58,5 млн. рублей).
Муниципальный долг отсутствует в Белоглинском, Крыловском, Отрадненском, Темрюкском районах, а также в 13 городских и 220 сельских поселениях.
В отчетном году долговые обязательства погашены 32 муниципалитетами полностью.
В структуре муниципального долга обязательства по банковским кредитам составляют 5,6 млрд, рублей (49,1 процента), по бюджетным кредитам - 4,2 млрд, рублей (36,5 процента), по муниципальным ценным бумагам в виде муниципальных облигаций муниципального образования город Краснодар - 1,6 млрд, рублей (14 процентов), по муниципальным гарантиям - 48,4 млн. рублей (0,4 процента).
Общий объем долга по банковским кредитам в целом снизился по сравнению с уровнем 2020 года на 20,7 процента, или почти на 1,5 млрд, рублей, в основном в результате погашения банковских кредитов городских округов на 1,3 млрд, рублей (в том числе города Краснодара на 700 млн. рублей, города-курорта Сочи на 527 млн. рублей), а также бюджетов Усть-Лабинского (на 39,8 млн. рублей), Ленинградского (на 33,6 млн. рублей) районов, Динского сельского поселения Динского района (на 9,0 млн. рублей), Тбилисского сельского поселения Тбилисского района (на 6,0 млн. рублей), Кропоткинского городского поселения Кавказского района (на 5,8 млн. рублей), Журавского сельского поселения Кореновского района (на 667,0 тыс. рублей), Геймановского сельского поселения Тбилисского района (на 425,0 тыс. рублей).
Обязательства по банковским кредитам увеличены в Кореновском районе на 70 млн. рублей и Кореновском городском поселении - на 24,4 млн. рублей (при одновременном сокращении бюджетных кредитов этих муниципалитетов на 16,3 млн. рублей и 0,3 млн. рублей соответственно), а также в 9 сельских поселениях.
Значительное сокращение уровня задолженности местных бюджетов по бюджетным кредитам на общую сумму 2,4 млрд, рублей (более чем на треть к уровню прошлого года) в том числе связано с проведением реструктуризации муниципального долга в 2021 году по бюджетным кредитам, предоставленным из краевого бюджета (на 2,3 млрд, рублей) и предоставленным из местных бюджетов (на 68 млн. рублей).
Этот вид обязательств увеличился в бюджетах 7 городских поселений (на 94,7 млн. рублей), 62 сельских поселений (на 59,7 млн. рублей) и в трех муниципальных районах - Брюховецком (на 23,0 млн. рублей), Крымском (на 34,0 млн. рублей) и Щербиновском (на 16,2 млн. рублей).
При этом увеличение удельного веса бюджетных кредитов в общем объеме муниципального долга городских и сельских поселений (с 31,2 процента до 40,9 процента) оказывает положительное влияние на сокращение расходов местных бюджетов по обслуживанию муниципального долга по другим видам заимствований.
Объем обязательств муниципальных образований по выданным гарантиям в целом снизился относительно 2020 года практически на 23 процента, или на 14,4 млн. рублей, в том числе за счет погашения муниципальных гарантий четырех городских поселений - на 32,9 млн. рублей.
По итогам 2021 года долговая нагрузка на бюджеты муниципальных образований (сумма муниципального долга по отношению к объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета) составила 13,8 процента, снизившись по сравнению с аналогичным показателем предыдущего периода на 9,1 процентных пункта.
Выше среднекраевого показателя уровень долговой нагрузки сложился в 2 городских округах, 8 районах, в 10 сельских и 5 городских поселениях.
Наибольшая долговая нагрузка сложилась в бюджете Кореновского городского поселения (51,9 процента). В остальных муниципальных образованиях Краснодарского края объем муниципального долга не превышает половины собственных доходов.
Вместе с тем высокий уровень долговой нагрузки отмечается в бюджетах Тихорецкого городского поселения (29,7 процента), Лабинского городского поселения (28,1 процента), в муниципальных районах - Кореновском (24,3 процента), Щербиновском (21,0 процента), а также в бюджетах Белохуторского сельского поселения Ленинградского района (24,5 процента), Отрадненского сельского поселения Отрадненского района (22,5 процента).
Практически вдвое снизился уровень долговой нагрузки городских округов (с 35,6 процента до 19,5 процента), в том числе в бюджетах муниципальных образований с наиболее высоким уровнем долговой нагрузки: город Новороссийск - с 58,6 процента до 40,5 процента и город Краснодар - с 48,7 процента до 28,0 процента.
Долговая нагрузка на бюджеты городских и сельских поселений сократилась в 70 поселениях, из них в 21 поселении за счет полного погашения обязательств. Наибольшее сокращение отмечается в Белоглинском сельском поселении Белоглинского района (на 13,1 процентных пункта), Протичкинском сельском поселении Красноармейского района (на 13,3 процентных пункта), Мичуринском сельском поселении Динского района (на 11,3 процентных пункта), Новопокровском сельском поселении Новопокровского района (на 9,5 процентных пункта), Красногвардейском сельском поселении Каневского района (на 6,9 процентных пункта).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2021 год.
2. В целях повышения эффективности управления муниципальными финансами, обеспечения сбалансированности и устойчивости местных бюджетов в условиях восстановления экономической и деловой активности в текущем периоде рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) обеспечить по итогам 2022 года достижение показателей по поступлениям налоговых и неналоговых доходов с территорий муниципальных образований в консолидированный бюджет Краснодарского края выше уровня 2021 года - не менее 105 процентов;
2) обеспечить выполнение мероприятий, направленных на мобилизацию доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2022 году, предусмотренных распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 апреля 2022 года N 78-р "О мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2022 году";
3) продолжить работу межведомственных комиссий, созданных при органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, по мобилизации налога на доходы физических лиц, расширению налоговой базы посредством легализации трудоустройства и заработной платы, выявления и пресечения использования работодателями схем минимизации налогообложения, взаимодействия с предпринимателями, выявления организаций, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня, ниже величины прожиточного минимума;
4) продолжить в пределах установленной компетенции осуществление мероприятий, направленных на решение проблем задолженности налогоплательщиков по налоговым обязательствам, по страховым взносам, задолженности по арендной плате за пользование соответствующими земельными участками и иным муниципальным имуществом;
5) продолжить в средствах массовой информации информационно-разъяснительную работу по вопросам предпринимательства (нормативная правовая база, информация о видах государственной (муниципальной) поддержки, проводимых конкурсах и мероприятиях), популяризацию ведения легального бизнеса, своевременной оплаты налогов и исполнения социальных обязательств, связанных с формированием бюджетов, а также информирование о результатах работы межведомственных комиссий по работе с предприятиями, снижающими платежи в консолидированный бюджет Краснодарского края, имеющими задолженность по налогам и сборам;
6) в пределах установленной компетенции в рамках межведомственного взаимодействия с налоговыми органами, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечить участие в соответствующих совместных мероприятиях, направленных на своевременную уплату имущественных налогов, на снижение и обеспечение взыскания задолженности, недоимки по налоговым платежам, в том числе по имущественным налогам физических лиц и штрафам физических лиц;
7) продолжать проведение мониторинга налоговых поступлений, проведение анализа задолженности и реализацию мер по ее снижению в местные бюджеты, осуществить оценку эффективности налоговых расходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот по местным налогам, провести оптимизацию перечня действующих налоговых льгот, признанных неэффективными, продолжить проведение работы по установлению экономически обоснованных налоговых ставок в отношении земельных участков, объектов недвижимого имущества, используемых в коммерческих целях;
8) продолжить проведение мероприятий по наполнению перечня объектов недвижимого имущества, отвечающих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уточнению сведений о правообладателях объектов недвижимого имущества, включенных в данный перечень; осуществлять подготовку и направление в департамент имущественных отношений Краснодарского края предложений о необходимости проведения фактического обследования объектов недвижимого имущества;
9) обеспечить проведение мероприятий по выявлению и уточнению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направление сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в рамках исполнения Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
10) продолжить проведение мероприятий, направленных на максимальное вовлечение в оборот муниципального имущества, в том числе неиспользуемых (используемых без правоустанавливающих документов) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, а также мероприятий по снижению задолженности в местные бюджеты по арендной плате за указанное муниципальное имущество;
11) в целях обеспечения выполнения установленных расходных обязательств и оптимизации расходов местных бюджетов обеспечить принятие мер, направленных на полное, своевременное и эффективное использование межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, своевременное заключение в установленном порядке соглашений о предоставлении субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, полное выполнение принятых обязательств по финансированию мероприятий в 2022 году, эффективному использованию выделенных средств федерального и краевого бюджетов, исполнению муниципальных контрактов, качественную подготовку и направление в установленные сроки соответствующим органам исполнительной власти Краснодарского края заявок для участия в отборах на получение субсидий из краевого бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов с учетом приоритетных направлений развития муниципальных образований Краснодарского края, включая поселения;
12) принять меры по минимизации объемов заимствований, сохранению умеренной долговой нагрузки на местные бюджеты, оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга.
3. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Краснодарского края включать в план работы мероприятия по контролю деятельности органов местного самоуправления, направленной на мобилизацию налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике, постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий и постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
23 июня 2022 года
N 2865-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 июня 2022 г. N 2865-П "Об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2021 год"
Вступает в силу с 23 июня 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 29 июня 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 29 июня 2022 г. N 2300202206290004