Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Комитета
по образованию
от 26 мая 2022 г. N 1028-р
Положение
о системе работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов
1. Общие положения
1.1. Положение о системе работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов (далее - Положение), разработано в целях повышения качества образования в общеобразовательных организациях с низкими образовательными результатами обучающихся путем реализации для каждой такой общеобразовательной организации комплекса мер поддержки с учетом методических рекомендаций федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт оценки качества образования" "Механизмы управления качеством образования" и "Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся".
1.2. Система работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов, является одним из направлений механизма управлением качеством образовательных результатов и проводится в целях оценки механизмов управления качеством образования в Санкт-Петербурге, а также принятия эффективных управленческих решений в сфере образования.
1.3. Положением определяются цели, задачи, направления, меры, показатели системы работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов.
1.4. В Положении используются следующие сокращения:
ВПР - мониторинг качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ;
ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования;
ГИА - государственная итоговая аттестация обучающихся по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена и по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена;
ЕГЭ - единый государственный экзамен;
обучающиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования;
ОГЭ - основной государственный экзамен;
РДР - региональные диагностические работы;
РИС ГИА - региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
Рособрнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
СПб АППО - государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования;
СПбЦОКОиИТ - государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий";
ФИС ОКО - федеральная информационная система оценки качества образования.
ШНОР - общеобразовательные организации Санкт-Петербурга, имеющие низкие образовательные результаты за исследуемый период;
ШНСУ - общеобразовательные организации Санкт-Петербурга, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, а также работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, учебными и поведенческими проблемами и их семьями;
ШФЗР - общеобразовательные организации Санкт-Петербурга, функционирующие в зоне риска снижения образовательных результатов.
2. Цели и задачи системы работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов
2.1. Обоснование целей системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Одними из приоритетов системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР в Санкт-Петербурге является формирование равенства образовательных достижений и профилактика учебной неуспешности обучающихся.
Система работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР базируется на принципах единства и целостности реализуемых мер, которые предусмотрены моделью Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее - СПб РСОКО), Положением о СПб РСОКО и критериями СПб РСОКО, утвержденными распоряжением Комитета по образованию.
В соответствии с государственной программой Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453, с 2020 года реализуется мероприятие "Обеспечение организационной и методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся", в том числе с предоставлением грантовой поддержки из бюджета Санкт-Петербурга.
Основной целью системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР является повышение качества образования в данных общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга и профилактика учебной неуспешности путем реализации системы мер поддержки, разработанной с учетом причин низких результатов обучения, существующих рисков и ресурсных дефицитов конкретных образовательных учреждений.
В Санкт-Петербурге для поддержки ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР функционирует единая инфраструктура организационного и методического сопровождения, включающая себя формирование адресных программ поддержки ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР на уровне Санкт-Петербурга, районов Санкт-Петербурга и программ повышения качества образования общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга.
Вместе с тем в связи с наличием ряда проблем в развитии систем образования в районах Санкт-Петербурга, в том числе связанных с отсутствием эффективных управленческих механизмов, нацеленных на создание системы повышения уровня образовательных достижений обучающихся, а также наличие профессиональных дефицитов и несоответствие уровня профессиональных компетенций педагогических работников требованиям современного образования, актуальным является повышение качества образования в ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Одной из задач системы работа с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР является организация процесса обучения педагогических и управленческих работников в соответствии с выявленным проблемным полем, сочетая индивидуальный подход и подготовку в рамках школьных команд.
2.2. Основные цели и задачи системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР:
2.2.1. Адресная поддержка ШНОР и (или) ШНСУ.
Цели:
выявление ШНОР и (или) ШНСУ;
организация работы с ШНОР и (или) ШНСУ.
Задачи:
сопровождение общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, нуждающихся в адресном наставничестве и сопровождении на основе анализа данных об образовательных результатах и внешних социальных условиях работы общеобразовательных организаций;
создание условий для улучшения качества управления, в том числе формирование стратегических команд систем управления образованием в районах Санкт-Петербурга и общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, внедрение системы мер по повышению уровня образовательных достижений обучающихся, включая системный мониторинг и коррекцию реализуемых мероприятий, использование информационных технологий и сервисов для повышения качества образования;
создание в каждом районе Санкт-Петербурга инфраструктуры для повышения качества образования в ШНОР и (или) ШНСУ, в том числе за счет оказания организационной и методической помощи;
формирование и развитие вариативной модели поддержки ШНОР и (или) ШНСУ;
совершенствование предметных компетенций педагогических работников в ШНОР и (или) ШНСУ
ежегодное увеличение доли общеобразовательных организаций, реализующих школьные программы повышения качества образования на основе лучших практик;
включение всех ШНОР и (или) ШНСУ в федеральные и (или) региональные проекты, направленные на методическую поддержку таких общеобразовательных организаций;
осуществление сетевого взаимодействия (между общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга и (или) другими учреждениями и предприятиями).
2.2.2. Организация работы с ШФЗР.
Цели:
мониторинг рисков снижения образовательных результатов;
адресная профилактика рисков снижения образовательных результатов в выявленных общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга.
Задачи:
повышение качества образования в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга за счет выявления и устранения факторов риска и ресурсных дефицитов в ШФЗР;
проведение адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов в выявленных ШФЗР.
2.2.3. Профилактика учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга.
Цель:
развитие систем профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга;
Задачи:
создание условий для успешного освоения образовательных программ слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися за счет реализации систем профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга;
создание условий для формирования объективной ВСОКО в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга и профилактики учебной неуспешности обучающихся;
выявление и организация трансляции лучших школьных управленческих и педагогических практик, направленных на профилактику учебной неуспешности.
2.3. Для достижения целей и задач системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР необходимо:
обеспечить ежегодный комплексный мониторинг деятельности общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга (мониторинг качества подготовки обучающихся с учетом обеспечения объективности проведения оценочных процедур и условий деятельности общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга), эффективности реализации мероприятий, направленных на формирование высоких образовательных результатов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга;
обеспечить дополнительное ресурсное и методическое сопровождение, учитывающее повышенные потребности общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, работающих с наиболее сложным контингентом обучающихся;
обеспечить поддержку участия общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в конкурсах, проектах, грантах различных уровней;
создать условия для продвижения и трансляции лучших практик деятельности педагогических работников и общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, работающих со сложным контингентом и в неблагоприятных социальных условиях;
сформировать региональный банк лучших практик обеспечения высоких образовательных результатов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (резильентных школ), а также общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, перешедших в эффективный режим работы;
сформировать условия для развития профессионального мастерства кадрового потенциала и кадрового резерва;
сформировать инфраструктуру поддержки общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга и педагогических работников, работающих в неблагоприятных социальных условиях, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, учебными и поведенческими проблемами, их семьями;
закрепить ШНОР за общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, демонстрирующими высокие образовательные результаты, для содействия внедрения положительных результатов реализации инновационных образовательных проектов, программ в практику;
развивать цифровую образовательную среду, обеспечивающую качество и доступность образования;
обеспечить на всех уровнях региональной системы образования информационную открытость сопровождения ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР, а также формирование благоприятного и позитивного общественного мнения.
3. Направления системы работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов
3.1. Система работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР включает следующие направления:
3.1.1. Выявление ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Выявление ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР осуществляется в три этапа.
Первый этап - выявление ШНОР.
В соответствии с Методикой выявления ШНОР на основе комплексного анализа данных об общеобразовательных организациях, в том числе данных о качестве образования, под "низкими результатами" понимаются результаты оценочной процедуры, при которых не менее 30% от общего числа участников оценочной процедуры получили отметку "2" (ВПР) или не преодолели минимальный порог, предусмотренный спецификацией соответствующей оценочной процедуры (ОГЭ, ЕГЭ).
В перечень ШНОР включаются те общеобразовательные организации Санкт-Петербурга, которые удовлетворяют как минимум одному из следующих критериев:
общеобразовательные организации, в которых не менее чем по двум оценочным процедурам в предыдущем учебном году были зафиксированы низкие результаты;
общеобразовательные организации, в которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты.
Анализ проводится по результатам следующих оценочных процедур:
ВПР по математике (5 класс);
ВПР по математике (6 класс);
ВПР по русскому языку (5 класс);
ВПР по русскому языку (6 класс);
ОГЭ по математике;
ОГЭ по русскому языку;
ЕГЭ по математике (базовый уровень);
ЕГЭ по математике (профильный уровень);
ЕГЭ по русскому языку.
При анализе данных ОГЭ и ЕГЭ учитываются результаты участников, полученные до пересдач, при этом результаты выпускников прошлых лет не учитываются.
Формирование перечня осуществляется ежегодно с учетом деления общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга на кластеры, отражающие специфику рисковых профилей.
Методом сбора информации является выгрузка из информационных систем, электронных сервисов статистических данных о результатах оценочных процедур, подсистемы "Параграф" комплексной автоматизированной информационной системы каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга (далее - КАИС КРО).
Для формирования выгрузок используются следующие информационные системы и электронные сервисы:
РИС ГИА;
ФИС ОКО;
КАИС КРО;
защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов.
В процессе обработки значения показателей приводятся к сопоставимому виду, в том числе с учетом методов математического анализа.
Второй этап - выявление ШНСУ и ШЗФУ.
Основным источником является информация из подсистемы "Параграф" КАИС КРО. При работе с данными системы учитываются особенности контингента обучающихся, данные из социальных паспортов школ, данные самообследования.
Третий этап - идентификация ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Идентификация общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга осуществляется путем сопоставления списков общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, выявленных на первом и втором этапах.
3.1.2. Определение характеристики условий и типологизация ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Дополнительный анализ условий осуществления образовательной деятельности проводится для общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга с целью определения внутренних и внешних факторов, обуславливающих низкие образовательные результаты.
Источниками информации являются:
данные федерального статистического наблюдения (формы ФСН ОО-1, ОО-2);
данные подсистемы "Параграф" КАИС КРО;
данные из отчетов по самообследованию общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга;
результаты РДР;
результаты контрольно-надзорных мероприятий Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета по образованию;
результаты оценки объективности образовательных результатов в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга и проведения оценочных процедур (по данным ФИОКО).
Приведение показателей к сопоставимому виду проводится через присвоение баллов "0" и "1". Если значение показателя соответствует нормативу/экспертно установленному уровню, то присваивается "1", в ином случае - присваивается "О".
Дополнительно по каждой группе рассматривается объективность оценки образовательных результатов и проведения оценочных процедур (по данным ФИОКО).
В основу типологизации положены следующие характеристики ШНОР: характеристики контингента обучающихся, характеристики самой общеобразовательной организации Санкт-Петербурга, а также внешних по отношению к ней факторов.
В результате анализа достигнутых значений показателей, полученных в рамках типологизации, определяются 5 возможных типов общеобразовательных организаций:
общеобразовательные организации Санкт-Петербурга с низким уровнем кадрового потенциала;
общеобразовательные организации Санкт-Петербурга с признаками неэффективного управления;
общеобразовательные организации Санкт-Петербурга с дефицитом материальной базы и инфраструктуры, в том числе, устойчивого доступа в сеть "Интернет" и достаточного количества компьютерной техники;
общеобразовательные организации Санкт-Петербурга с дефицитом педагогических кадров;
общеобразовательные организации Санкт-Петербурга с наличием сложного контингента (дети из неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей, невысокий уровень образования родителей, дети с проблемами поведения и здоровья).
3.1.3. Определение динамики образовательных результатов в выявленных ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Определение динамики осуществляется ежегодно по результатам оценочных процедур, с учетом характеристик кластера, в который включена общеобразовательная организация Санкт-Петербурга.
На подготовительном этапе показатели приводятся к сопоставимому виду с учетом минимальных и максимальных значений по формуле нормирования. Значения: показателей приводятся к шкале от "0" до "1". После приведения показателей к сопоставимому виду рассчитывается индекс результативности оценочных процедур по образовательным организациям Санкт-Петербурга.
3.1.4. Мониторинг ресурсных дефицитов в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга.
Проводится ежегодно в рамках регионального рейтинга общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга по специально разработанной методике рейтингования.
3.1.5. Мониторинг по профилактике учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга.
Проводится ежегодно.
Основными источниками данных являются аналитические отчеты по результатам самообследования общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, данные о результативности реализации школьных программ по профилактике учебной неуспешности обучающихся, в том числе, положительная динамика образовательных результатов обучающихся.
3.1.6. Результативность реализации районных планов-графиков и программ сопровождения ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Для проведения мониторинга ежегодно разрабатывается анкета, позволяющая оценить действия администраций районов Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся общеобразовательные организации Санкт-Петербурга, по формированию нового качества обучения в указанных общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга.
Анкетирование позволяет оценить действия администраций районов Санкт-Петербурга по отношению к общеобразовательным организациям Санкт-Петербурга по следующим направлениям:
формирование управленческих ресурсов для содействия развития общеобразовательных организаций с устойчиво низкими образовательными результатами;
формирование целевых материально-технических ресурсов для данной группы общеобразовательных организаций;
формирование кадрового потенциала данных общеобразовательных организаций;
создание стимулирующих условий для педагогов и обучающихся;
обобщение и распространение успешных практик в развитии общеобразовательных организаций с устойчиво низкими образовательными результатами.
Используется балльное оценивание, по результатам которого осуществляется рейтингование.
Рейтинг показывает успешность действий администраций районов Санкт-Петербурга, направленных на формирование нового качества обучения и высоких образовательных результатов в ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
3.1.7. Результативность реализации регионального плана-графика по работе со ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Оценка результативности проводится ежегодно в соответствии с разработанными показателями по следующим направлениям:
организационная работа;
научно-методическое сопровождение;
проведение диагностических и мониторинговых исследований;
информационно-аналитическое обеспечение;
выявление и трансляция лучших управленческих и педагогических практик;
эффективность принятых мер и управленческих решений.
Используемые показатели позволяют определить динамику результатов по каждому направлению, соответствие целям и задачам регионального плана-графика по работе с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР (далее - региональный план-график).
Перечень показателей включает как инвариантные, так и вариативные показатели, которые могут изменяться в зависимости от результатов мониторинга за предыдущий период.
3.2. Диагностические и мониторинговые процедуры по оценке и эффективности системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР проводятся в соответствии с программой мониторинга, которая является частью регионального плана-графика.
4. Перечень критериев и показателей системы работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов
4.1. Оценка системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР осуществляется на основе системы критериев и показателей, характеризующими:
состояние качества образования в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга (для выявления ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР);
уровень учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга;
динамика образовательных результатов в ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР;
уровень и характеристики рисков снижения результатов обучения, дефицит ресурсов;
качество работы по профилактике учебной неуспешности обучающихся;
динамика профессиональной компетентности педагогов ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР;
качество реализации системы мер поддержки с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР, разработанной с учетом причин низких результатов обучения, существующих рисков и ресурсных дефицитов конкретных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга;
эффективность принимаемых управленческих решений.
4.2. Количественные и качественные характеристики устанавливаются Комитетом по образованию и могут изменяться в зависимости от целей и задач системы работы ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Мониторинг системы работы со ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР проводится в соответствии с критериями и показателями, представленными в приложении N 2 к распоряжению.
4.3. Использование данных критериев и показателей позволяет:
выявить общеобразовательные организации Санкт-Петербурга, нуждающиеся в адресном наставничестве и сопровождении;
разработать и внедрить систему мер, направленных на профилактику учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга, повышению качества образования в ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР, преодоление рисков и ресурсных дефицитов, а также оценить эффективность принятых мер и управленческих решений;
обеспечить регулярное получение достоверной и объективной информации об эффективности принимаемых мер на региональном и районном уровнях, функционировании ВСОКО и реализации программ преодоления учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга;
обеспечить качество принимаемых управленческих решений, направленных на поддержку и сопровождение ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР, и развитие наиболее эффективных механизмов управления качеством образования;
обеспечить на всех уровнях региональной системы образования информационной открытости сопровождения ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР, и формирование благоприятного и позитивного общественного мнения.
5. Методы сбора и обработки информации мониторинга критериев и показателей с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов
5.1. Мониторинг показателей системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР проводится по следующим направлениям:
мониторинг выявления ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР;
мониторинг динамики образовательных результатов в выявленных ШНОР и (или) ШНСУ;
мониторинг рисков снижения образовательных результатов;
мониторинг ресурсных дефицитов в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга;
мониторинг образовательных результатов в ШФЗР;
мониторинг профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга;
дополнительный анализ условий и типологизации ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
В процессе проведения в Санкт-Петербурге мониторинга критериев и показателей системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР осуществляется (используется) сбор данных, на основании которых проводится анализ результатов.
5.1.1. По итогам мониторинга показателей системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР осуществляются:
выявление ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР;
определение динамики образовательных результатов в выявленных ШНОР и (или) ШНСУ;
определение ресурсных дефицитов в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга;
детальный анализ образовательных результатов в разрезе диагностических процедур в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга, функционирующих в условиях рисков снижения образовательных результатов.
5.1.2. На основе проведенного анализа разрабатываются:
адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
адресные рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
5.2. Источники получения данных:
сведения, массивы данных, сбор которых осуществляется Рособрнадзором в части контроля качества образования (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР), в том числе ежегодный статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации обучающихся;
данные, размещенные на карте качества образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://maps-oko.floco.ru;
результаты мониторинговых/исследовательских процедур, реализуемых на региональном уровне;
данные, предоставленные администрациями районов Санкт-Петербурга;
данные, размещенные на официальных сайтах общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга;
данные, предоставленные общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, в том числе о социально-экономических и этнокультурных аспектах среды расположения общеобразовательной организации Санкт-Петербурга;
данные об удовлетворенности выпускников, родителей (законных представителей) и работодателей результатами образования;
результаты независимой оценки качества образования;
результаты аттестации педагогических работников, руководителей и кандидатов на должность руководителей общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга;
результаты мониторинга профессиональной компетентности педагогических работников;
результаты мониторинга руководителей общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга;
результаты рейтингования общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга.
Для оценки предметных компетенций педагогических работников ШНОР и (или) ШНСУ используются материалы для исследования компетенций работников общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, разработанные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющими научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
5.3. Поставщиками информации являются общеобразовательные организации Санкт-Петербурга, которые вносят в подсистеме "Параграф" КАИС КРО сведения о классах, обучающихся, педагогических и управленческих работниках, содержании и условиях обучения.
5.4. Сбор информации осуществляется путем выгрузки из информационных систем и электронных сервисов статистических данных о результатах Национальных исследований качества образования, государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, Всероссийских проверочных работ, региональных оценочных процедур.
Для проведения мониторинга оказания методической помощи ШНОР и (или) ШНСУ сбор данных осуществляется посредством количественного и качественного анализа реализации регионального и районных планов мероприятий организации методической поддержки общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся.
5.4.1. Для формирования выгрузок используются следующие информационные системы и электронные сервисы:
РИС ГИА;
ФИС ОКО;
КАИС КРО;
защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов;
федеральные статистические наблюдения по формам ФСН N ОО-1 и N ОО-2, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://miccedu.ru;
социологические исследования, проводимые Санкт-Петербургский государственным унитарным предприятием "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр";
формы для массовых опросов.
5.5. Для обработки данных применяются математические и нематематические методы обработки данных:
математические методы обработки информации: ранжирование, шкалирование, метод усреднения данных, метод определения среднего значения упорядоченной совокупности переменных (медианы);
нематематические методы обработки информации: классификация, обобщение, группировка, трансформация отображения аналитических данных, сопоставление.
5.6. Обработка результатов осуществляется путем сопоставления, систематизации, обобщения и структурирования в целом по Санкт-Петербургу, по районам Санкт-Петербурга и общеобразовательным организациям Санкт-Петербурга.
5.7. Информация о результатах оценки качества и эффективности системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР доводится до сведения всех участников образовательных отношений и заинтересованных лиц.
5.8. Результирующим продуктом мониторинга системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР является база статистических данных и аналитических материалов, позволяющих определить эффективность реализации комплекса мер и оперативно принимать решения по корректировке и предупреждению неблагоприятных эффектов.
5.9. Информация о результатах оценки качества и эффективности работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР размещается на сайте СПб АППО в сети "Интернет" по адресу: https://spbappo.ru/proyekt500plus/.
5.10. По результатам проведения комплексного анализа результатов мониторинга региональных показателей и критериев системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР разрабатываются адресные рекомендации на уровне:
СПб АППО:
по корректировке регионального плана-графика;
по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, направленных на преодоление профессиональных дефицитов педагогических работников ШНОР и (или) ШНСУ, ШФЗР;
по организации научно-методического сопровождения и адресной помощи ШНОР и (или) ШНСУ, ШФЗР;
по разработке методических рекомендаций по вопросам повышения качества образования в ШНОР и (или) ШНСУ, ШФЗР.
Администраций районов Санкт-Петербурга:
по разработке районных планов-графиков ("дорожных карт") реализации комплекса мер по повышению качества образования в ШНОР и (или) ШНСУ, ШФЗР, оказанию адресной поддержки ШНОР и (или) ШНСУ, ШФЗР.
ШНОР и (или) ШНСУ, ШФЗР:
по улучшению качества преподавания.
6. Меры и мероприятия системы работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов, в Санкт-Петербурге
6.1. С учетом анализа результатов мониторинга показателей системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР принимаются меры, направленные на:
оказание адресной методической поддержки ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР относительно выявленных в данных общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга дефицитов;
устранение дефицита педагогических кадров;
ликвидацию ресурсных дефицитов в ШФЗР;
профилактику учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга.
6.2. Мероприятия в рамках системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР включают:
разработку комплекса критериев, показателей и инструментария оценки качества системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР;
идентификацию ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР, выявление динамики образовательных результатов по годам;
оказание адресной методической поддержки ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР относительно выявленных в данных общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга проблем;
заключение и реализация соглашений по вопросам взаимодействия в целях повышения качества образования между ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, демонстрирующими высокие образовательные результаты;
назначение кураторов/тьюторов;
формирование в ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР управленческих команд (заместители директора, руководители методических объединений, члены коллегиальных органов образовательных организаций), которые отвечают за разработку программы развития образовательных организаций;
организация стажировок для управленческих команд ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР по вопросам управления качеством образования в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга;
разработка антирисковых программ, обеспечивающих внедрение эффективных технологий в практики преподавания и управления;
переоснащение общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, в которых отсутствует широкополосный доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", доступ к электронным базам данных и электронным библиотекам;
создание учебных лабораторий в ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР;
введение в штатное расписание ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР дополнительных ставок социального педагога, психолога, логопеда, дефектолога;
разработка и внедрение плана действий по поддержке ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР;
внедрение технологий эффективного школьного управления, способствующего переводу ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР в эффективный режим работы;
повышение квалификации управленческих команд и педагогических работников ШФЗР;
целевое распространение успешных педагогических практик по профилактике учебной неуспешности;
разработка примерной программы антирисковых мер профилактики учебной неуспешности;
проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вовлечению в профилактику учебной неуспешности;
разработка примерных технологических карт педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися;
разработка и реализация адресных образовательных программ по работе с обучающимися с трудностями в обучении на основе результатов оценочных процедур;
организация тьюторской поддержки обучающихся для ликвидации учебных дефицитов.
7. Управленческие решения, принимаемые в рамках обеспечения функционирования системы работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов
По итогам принятых мер и проведенных мероприятий на региональном уровне принимаются управленческие решения, направленные на повышение эффективности системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР.
Управленческие решения принимаются на уровнях общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, районов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербурга.
8. Анализ эффективности управленческих решений, принятых в рамках обеспечения функционирования системы работы с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, и (или) общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов
По результатам проведения мониторинга системы работы с ШНОР и (или) ШНСУ, и ШФЗР, анализа отчетов, адресных рекомендаций, а также рекомендаций относительно ранее принятых управленческих решений проводится анализ эффективности принятых мер, по результатам которого определяются проблемы, выступающие основой при формировании нового управленческого цикла.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.