Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паначёвой О.О., секретарём Ивановой Д.В.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
представителей административного истца Зимовца А.А., Простолуповой Е.С.,
представителя административного ответчика Екатеринбургской городской Думы Котельниковой И.С.,
представителя заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга Рожок Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральские торговые сети-А" о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 (в действующей редакции),
установил:
решением Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 "Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", опубликованным 29 июня 2018 года в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы", размещенном на официальном сайте Екатеринбургской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "egd.ru", утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург" (далее - Правила землепользования и застройки).
В названный муниципальный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения, на момент рассмотрения дела Правила землепользования и застройки действуют в редакции решений Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 58/65 и N 59/65.
Решения от 28 декабря 2021 года N 58/65 и N 59/65 опубликованы в официальном издании Екатеринбургской городской Думы "Вестник Екатеринбургской городской Думы" от 29 декабря 2021 года N 403.
В результате принятия Екатеринбургской городской Думой решения от 28 апреля 2020 года N 12/34 фрагмент 20, входящий в состав Правил землепользования и застройки карты градостроительного зонирования территории муниципального образования "город Екатеринбург", изложен в новой редакции, земельный участок с кадастровым номером <N >, расположенный по адресу: <адрес> (далее - земельный участок) отнесен к территориальной зоне ЦС-6 (зона объектов общего образования).
До принятия Екатеринбургской городской Думой решения от 28 апреля 2020 года N 12/34 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" в отношении указанного выше земельного участка Правилами землепользования и застройки была установлена территориальная зона Ц-2 (общественно-деловая зона местного значения).
Общество с ограниченной ответственностью "Уральские торговые сети-А" (далее - ООО "Уральские торговые сети-А"), являясь арендатором земельного участка, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом дополнений и уточнений к административному иску - т. 6 л.д. 35-39, л.д. 66-72, т. 7 л.д. 63-65) просит признать не действующей со дня принятия карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (фрагмент 20), утверждённых решением Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 (в действующей редакции), в части установления зоны ЦС-6 относительно места расположения земельного участка с кадастровым номером <N >.
Полагает, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 34, пункту 3 части 1 статьи 30, статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку изменение территориальной зоны с Ц-2 на ЦС-6 существенно ограничивает виды разрешенного использования земельного участка, принято без учета функционального зонирования, установленного генеральным планом на момент изменения территориальной зоны, в котором земельный участок относился к территориям общественной и жилой застройки, застройки производственных территорий с повышенными архитектурно-художественными требованиями, нарушает права административного истца как арендатора земельного участка, лишая его возможности осуществления строительства на земельном участке.
Определением суда от 8 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Представители административного истца Зимовец А.А., Простолупова Е.С. в судебном заседании доводы уточненного административного иска поддержали в полном объеме по предмету и основаниям, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Екатеринбургской городской Думы Котельникова И.С., представитель заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга Рожок Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменных возражений на административный иск (т. 1 л.д. 183-187, т. 6 л.д. 44-46, т. 7 л.д. 198-203), указали, что нормативный правовой акт принят в рамках компетенции Екатеринбургской городской Думы, с соблюдением процедуры и формы принятия, оспариваемая правовая норма не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Представитель Администрации города Екатеринбурга дополнительно пояснила, территориальная зона изменена на основании обращения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ, поскольку по состоянию на 13 сентября 2019 года (дата заседания Комиссии, на которой рассмотрен вопрос об изменении территориальной зоны) развитие земельного участка с кадастровым номером <N > в соответствии с целями договора аренды не установлено, намерений арендатора развивать территорию за 9 лет не установлено, установленная территориальная зона ЦС-6 в отношении земельного участка не противоречит функциональному зонированию, установленному генеральным планом.
Представитель заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил в материалы дела отзыв на административное исковое заявление, в котором позиции относительно разрешения спора не высказал (т. 7 л.д. 55).
На основании части 2 статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Уральские торговые сети-А" является арендатором земельного участка площадью ... кв. м. с кадастровым номером <N >, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "для строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса апартаментов со встроенными общественными помещениями, детским образовательным учреждением на 85 мест и подземной автостоянкой", расположенного по адресу: <адрес> (т. 6 л.д. 4-31).
Основанием возникновения у ООО "Уральские торговые сети-А" права на земельный участок является договор аренды земельного участка, заключенный с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области 7 мая 2010 года N 3-1506.
Первоначальная редакция договора аренды предусматривала условие о предоставлении земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации торгового центра (пункт 2.1.5).
На основании постановления Администрации города Екатеринбурга от 22 сентября 2014 года N 2822 "Об изменении видов разрешенного использования земельного участка по улицам Токарей-Кирова" заключено дополнительное соглашение N 2 от 3 апреля 2015 года, в соответствии с которым земельный участок предоставляется для строительства и дальнейшей эксплуатации апартаментов со встроенными помещениями, детским образовательным учреждением на 85 мест и подземной автостоянкой (т. 1 л.д. 32-35).
Дополнительным соглашением от 8 сентября 2020 года срок договора продлен до 16 сентября 2024 года (т. 1 л.д. 43).
28 апреля 2018 года ООО "Уральские торговые сети-А" обратилось в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <N >.
Уведомлением Администрации города Екатеринбурга от 25 августа 2018 года ООО "Уральские торговые сети-А" отказано в согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося объекта капитального строительства (т. 1 л.д. 48).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что территориальное зонирование в отношении вышеназванного земельного участка затрагивает интересы административного истца, как одного из субъектов отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 95-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования город Екатеринбург и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город Екатеринбург с 31 декабря 2004 года наделено статусом городского округа.
Как предусмотрено пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 25 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 года N 8/1 (далее - Устав), городская Дума, состоящая из 36 депутатов, является представительным органом муниципального образования, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Нормативные правовые акты Думой городского округа принимаются в форме решений (подпункт 2 пункта 1 статьи 49 Устава). Постановлением от 12 июля 1996 года N 1 утверждён Регламент Екатеринбургской городской Думы. В статьях 3 и 22 Регламента предусмотрено, что основной организационной формой работы Думы являются её заседания, на которых принимаются все акты Думы, решаются вопросы, отнесённые к её ведению. Решения Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено федеральным законодательством или Уставом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, с учётом особенностей, установленных статьёй 33 ГрК РФ.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы в статьях 30 - 35 ГрК РФ.
Так, главой местной администрации принимается решение о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта, а также официально публикуется сообщение о принятии такого решения. Предусмотрена проверка проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку. Комиссия проводит публичные слушания по проекту, вносит изменения в проект с учётом результатов таких слушаний и представляет его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления. Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Ранее вступившим в законную силу судебным актом было установлено, что Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 31-32 ГрК РФ (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2019 года N 45-АПА19-14).
Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 7 июня 2021 года по административному делу N 3а-205/2021 (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 года, дело N 66а-1102/2021) установлено, что Правила землепользования и застройки (в редакции решения Екатеринбургской городской Думы от 27 апреля 2021 года N 9/53) приняты Екатеринбургской городской Думой в пределах ее полномочий с соблюдением установленной процедуры, формы принятия и порядка опубликования.
Проверяя форму, вид, процедуру принятия, порядок опубликования и вступления в силу решений Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 58/65 и N 59/65, которыми создана действующая на момент рассмотрения дела судом редакция Правил землепользования и застройки, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет опубликовано и размещено постановление от 2 сентября 2021 года N 1777 "О подготовке проекта Решения Екатеринбургской городской Думы "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург".
В дальнейшем, Главой Екатеринбурга издано постановление от 17 сентября 2021 года N 169-г, которым назначено проведение в период с 21 сентября 2021 года по 26 октября 2021 года общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, которое опубликовано в Екатеринбургском Вестнике от 21 сентября 2021 года N 76 (293).
Полученные результаты проведенных общественных обсуждений, перечень лиц, принявших участие в общественных обсуждениях, отражены в протоколе общественных обсуждений, с учётом которых 25 октября 2021 подготовлено и в установленном порядке опубликовано заключение о результатах общественных обсуждений.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 2 декабря 2021 года N 2695 в Екатеринбургскую городскую Думу внесены на рассмотрение проекты решений Екатеринбургской городской Думы "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург".
Постоянная комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию рассмотрела 21 декабря 2021 года на своем заседании поступивший проект нормативного правового акта и приняла решение N 65/85, которым включила вопрос о его рассмотрении в повестку очередного заседания Екатеринбургской городской Думы.
Постоянная комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию рассмотрела 21 декабря 2021 года на своем заседании поступивший проект нормативного правового акта и приняла решение N 66/85, которым включила вопрос о его рассмотрении в повестку очередного заседания Екатеринбургской городской Думы.
28 декабря 2021 года на очередном заседании Екатеринбургской городской Думы депутаты необходимым большинством голосов приняли решения N 58/65 и N 59/65 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 "Об утверждении Правил землепользования застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург".
Решения Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 58/65 и N 59/65 опубликованы в официальном издании Екатеринбургской городской Думы "Вестник Екатеринбургской городской Думы" от 29 декабря 2021 года N 403, а также размещены на официальном сайте Екатеринбургской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.egd.ru), вступили в силу.
Таким образом, первоначальная редакция Правил землепользования и застройки, а также действующая на момент рассмотрения дела судом редакция Правил землепользования и застройки, которая создана в результате принятия 28 декабря 2021 года решений N 58/65 и N 59/65, в целом приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя оспариваемую норму нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ (часть 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 8 статьи 1, пункт 2 части 2 и часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащему в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.
Из системного толкования пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Картой функциональных зон городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 06 июля 2004 года N 60/1 (в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от 24 ноября 2015 года N 52/42, действующей на момент принятия решения об изменении территориальной зоны) (далее - Генеральный план) определено, что земельный участок с кадастровым номером <N > преимущественно расположен в функциональной зоне "общественная и жилая застройка, застройка производственных территорий с повышенными архитектурно-художественными требованиями" (т. 6 л.д. 47).
В результате принятия Екатеринбургской городской Думой решения от 28 апреля 2020 года N 12/34 фрагмент 20, входящий в состав Правил землепользования и застройки карты градостроительного зонирования территории муниципального образования "город Екатеринбург", изложен в новой редакции, земельный участок с кадастровым номером <N >, расположенный по адресу: <адрес> (далее - земельный участок) отнесен к территориальной зоне ЦС-6 (зона объектов общего образования) (т. 6 л.д. 79).
Согласно градостроительному регламенту (статья 31-6 Правил землепользования и застройки) для территориальной зоны ЦС-6 установлены основные виды разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее общее образование; спорт; культурное развитие; коммунальное обслуживание; общежития; служебные гаражи; земельные участки (территории) общего пользования; внеуличный транспорт.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
До принятия Екатеринбургской городской Думой решения от 28 апреля 2020 года N 12/34 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" в отношении указанного земельного участка Правилами землепользования и застройки была установлена территориальная зона Ц-2 (общественно-деловая зона местного значения) (т. 6 л.д. 78).
Территориальная зона Ц-2 (общественно-деловая зона местного значения) статьей 30 Правил землепользования и застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров городских районов с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.
Основные виды разрешенного использования: общественное управление; деловое управление; магазины; банковская и страховая деятельность; культурное развитие; обеспечение научной деятельности; общественное питание; среднеэтажная жилая застройка; многоэтажная жилая застройка (высота до 100 метров); бытовое обслуживание; социальное обслуживание; историко-культурная деятельность; здравоохранение; образование и просвещение; объекты торговли (общей площадью до 30000 кв. м); гостиничное обслуживание (за исключением апартаментов); развлечения; обслуживание автотранспорта; выставочно-ярмарочная деятельность; спорт; обеспечение внутреннего правопорядка; земельные участки (территории) общего пользования; коммунальное обслуживание; внеуличный транспорт.
Как уже было отмечено судом выше, в силу требований частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен соблюдаться принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определённым генеральным планом.
Установленная до принятия Екатеринбургской городской Думой решения от 28 апреля 2020 года в отношении земельного участка с кадастровым номером <N > территориальная зона Ц-2 (общественно-деловая зона местного значения) в полном объеме соответствовала функциональной зоне, определенной применительно к данной территории Генеральным планом (общественная и жилая застройка, застройка производственных территорий с повышенными архитектурно-художественными требованиями).
При этом изменение территориальной зоны Ц-2 (общественно-деловая зона местного значения) на территориальную зону ЦС-6 (зона объектов общего образования) по смыслу пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ не требовалось и не являлось целесообразным, учитывая, что в территориальной зоне Ц-2 в качестве основного вида разрешенного использования уже содержится вид "образование и просвещение".
Изменяя территориальное зонирование, административный ответчик не учел положения пункта 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ, в соответствии с которым при принятии решений относительно территориального планирования и градостроительного зонирования уполномоченному органу необходимо учитывать интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В рассматриваемом случае ООО "Уральские торговые сети-А" с 7 мая 2010 года является арендатором земельного участка, вид его разрешенного использования - "для строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса апартаментов со встроенными общественными помещениями, детским образовательным учреждением на 85 мест и подземной автостоянкой", при этом, в результате изменения территориальной зоны, арендатор заведомо лишен права на его использование в соответствии с условиями договора и видом разрешенного использования.
Орган местного самоуправления был достоверно осведомлен о наличии у земельного участка с кадастровым номером <N > обременений в виде аренды, о виде разрешенного использования данного земельного участка, учитывая, что ООО "Уральские торговые сети-А" направляло письменное замечание (предложение), являясь непосредственным участником общественных обсуждений проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки (т. 1 л.д. 172, 174, т. 8 л.д. 22 протокол общественных обсуждений; т. 8 л.д. 52 заключение о результатах общественных обсуждений).
Такое установление территориальной зоны ЦС-6 в Правилах землепользования и застройки, как не в полной мере соответствующее Генеральному плану (в редакции, действующей на момент принятия решения об изменении территориальной зоны) (в частности, ограничивающее виды разрешенного использования), является основанием для признания оспариваемой административным истцом нормы не действующей, поскольку установленное в результате принятия Екатеринбургской городской Думы решения от 28 апреля 2020 года N 12/34 территориальное зонирование земельного участка не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в частности, положениям пункта 2 части 1 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ.
В настоящее время приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 30 декабря 2021 года, в Генеральный план на период до 2025 года внесены изменения, территория земельного участка с кадастровым номером <N > отнесена к функциональной зоне "жилые зоны".
Согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения в области сообразования и пункту 1.1.1.2 Положения о территориальном планировании, являющимися приложением к Генеральному плану, в границах улиц Кирова - Мельникова, Синяева - Токарей в Верх-Исетском районе городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" предусмотрено размещение общеобразовательной организации, вместимостью не менее, чем на 1100 мест. (т. 7 л.д. 196, 197).
Вместе с тем, указанное обстоятельство, по мнению суда, не свидетельствует о наличии правовой необходимости изменения территориальной зоны с Ц-2 на ЦС-6, поскольку в Правилах землепользования и застройки каждая из видов зон жилой застройки (Ж-1 - Ж-5) в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков уже содержат "Дошкольное, начальное и среднее общее образование".
Как следовало из объяснений, данных представителем Администрации города Екатеринбурга в судебном заседании, рассмотрение вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки осуществлено на основании пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ и обусловлено обращением в администрацию Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
По мнению суда, обращение 22 августа 2019 года Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) в адрес заместителя Главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования (т. 6 л.д. 84) не может свидетельствовать о соблюдении пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ, поскольку ни заявитель, ни орган местного самоуправления в рассматриваемом случае не обосновали, в чем именно заключалось неэффективное использование ООО "Уральские торговые сети-А" в отношении конкретного земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве аренды, при этом в обращении указано лишь на то, что в Министерство поступило обращение АО "Специализированный застройщик "УГМК-Макаровский" о даче согласия на установление в границах земельного участка <N> территориальной зоны ЦС-6 (зона объектов общего образования) и Министерство не возражает против изменения территориальной зоны.
Как следует из текста протокола совещания 23 июля 2019 года у Первого заместителя Губернатора Свердловской области (/ /) 6 по вопросу рассмотрения возможности строительства здания общеобразовательной организации на земельном участке с кадастровым номером <N > (т 6 л.д. 81-83) Министерству поручено направить в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки предложения о внесении изменений в части установления зоны объектов общего образования ЦС-6 на территории предполагаемого строительства здания общеобразовательной организации в границах улиц Синяева - Токарей - Кирова - Мельникова в городе Екатеринбурге.
Из содержания протокола заседания Комиссии от 13 сентября 2019 года, а также заключения, подготовленного в порядке части 4 статьи 33 ГрК РФ, также не следует, что основанием для изменения территориальной зоны послужило неэффективное использование ООО "Уральские торговые сети-А" земельного участка (т. 6 л.д. 85-89, 90-98).
Доводы администрации города Екатеринбурга об отсутствии у ООО "Уральские торговые сети-А" намерений в освоении и неэффективном использовании земельного участка с кадастровым номером <N > суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Так, из представленных в материалы дела документов следует, что ООО "Уральские торговые сети-А" неоднократно обращалось в уполномоченные органы за получением соответствующих документов и согласований, предшествующих началу строительства на земельном участке, при этом последовательно обозначая свое намерение осуществлять строительство на земельном участке с кадастровым номером <N >.
Учитывая вышеизложенное, суд также приходит к выводу о том, что административным ответчиком и заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности внесения изменений на основании пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ.
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать недействующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления решения суда в законную силу.
В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Екатеринбургской городской Думы в пользу административного истца следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 4 500 руб. (т. 1 л.д. 10).
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Уральские торговые сети-А" удовлетворить.
Признать не действующей с момента вступления в силу решения суда карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" (фрагмент 20), утверждённых решением Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 (в действующей редакции), в части установления зоны ЦС-6 относительно места расположения земельного участка с кадастровым номером <N>.
Взыскать с Екатеринбургской городской Думы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уральские торговые сети-А" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4 500 руб.
Сообщение о принятии решения суда подлежит размещению в печатном издании "Вестник Екатеринбургской городской Думы" и размещению на официальном сайте Екатеринбургской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья |
Жейнова С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 7 февраля 2022 г. N 3а-227/2022 "О признании частично недействующей карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" (фрагмент 20), утв. Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.06.2018 N 22/83"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)