Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июня 2022 г. N 3а-371/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зямилова Рината Васильевича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 года N 68 "Об определении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Татарстан",
установил:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 года N 68 определена общая численность должностей нотариусов в Республике Татарстан, а также их количество в нотариальных округах республики, перечисленных в таблице упомянутого постановления.
Данное постановление опубликовано в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 21 марта 2007 года N 12, ст. 0440.
В графе "Количество должностей нотариусов" строки "Спасский" в таблице постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 года N 68 указано 2 штатные единицы.
Зямилов Р.В., являющийся нотариусом Спасского нотариального округа Республики Татарстан, обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 года N 68 несоответствующим федеральному законодательству и не действующим в части определения количества штатных единиц нотариусов в Спасском нотариальном округе, ссылаясь на противоречие его Порядку определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 года N 275, Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1.
По мнению административного истца, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 года N 68 в оспариваемой части не отвечает принципу обоснованности установления количества должностей нотариусов, поскольку административным ответчиком нарушены критерии, установленные в упомянутом Порядке, чем не обеспечена возможность самофинансирования его нотариальной деятельности, причинены убытки.
В судебном заседании Зямилов Р.В. административный иск поддержал.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Слепнева Э.И., Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан Землянская А.М., Гафурова А.И., Нотариальной палаты Республики Татарстан Камалова Л.А., нотариус Спасского нотариального округа Республики Татарстан Фукс М.Е. административный иск не признали.
Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, заинтересованное лицо, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 установлено, что количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой (статья 12). Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации (статья 13).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 года N 275 утвержден Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее - Порядок), которым названные полномочия признаны за органами государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Таким образом, оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутым правовым актом полномочий, а также с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 года N 68 в оспариваемой части не отвечает принципу обоснованности установления количества должностей нотариусов ввиду нарушения административным ответчиком критериев, установленных в упомянутом Порядке, суд приходит к следующему.
Пункт 6 Порядка предусматривает, что Управление Минюста России и нотариальная палата по субъекту Российской Федерации при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе, а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе должны учитывать в совокупности два критерия: наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса и численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов в нотариальных округах, совпадающих в границах с границами муниципальных районов, устанавливаются из расчета один нотариус на 25000-30000 человек.
Кроме того, Порядок предписывает при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе учитывать также в качестве дополнительных критериев: количество совершенных нотариальных действий за год в нотариальном округе и в субъекте Российской Федерации, удаленность населенных пунктов друг от друга и транспортное сообщение между ними, а также возможность совершения нотариальных действий по графику приема населения, установленному нотариальной палатой, возможность самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой (пункт 7). При этом к предложениям названных Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе должны быть приложены обосновывающие документы, содержащие перечисленную информацию.
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что 18 апреля 2006 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан и Нотариальной палатой Республики Татарстан административному ответчику представлен проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "Об определении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Татарстан" с пояснительной запиской, не содержащей описания соблюдения каких-либо критериев при определении количества должностей нотариусов в каждом нотариальном округе, в том числе Спасском нотариальном округе, совпадающем территориально со Спасским муниципальным районом Республики Татарстан, численность населения которого не достигала в период с 2007 года 19 000 человек.
Обращает на себя внимание тот факт, что после принятия Порядка и вступления оспариваемого нормативного правового акта в противоречие с ним административным ответчиком не принято мер по приведению постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 года N 68 в соответствие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с этим суд отмечает, что при принятии оспариваемого акта в Спасском нотариальном округе была замещена только одна должность нотариуса. Кроме того, в некоторые периоды до 2022 года в указанном нотариальном округе также одна из должностей нотариуса была вакантна. Следовательно, сокращение одной должности нотариуса в Спасском нотариальном округе в указанный период не противоречило пункту 4 Порядка.
Вопреки доводам представителя Нотариальной палаты Республики Татарстан среднее количество нотариальных действий в Республике Татарстан в 2021 году составляет более 5955 на одного нотариуса. В Спасском нотариальном округе общее количество таких действий на двух нотариусов не превышает 5 000. При этом суд не соглашается с возможностью проведения сравнительного анализа количества нотариальных действий с другими малочисленными нотариальными округами Республики Татарстан, поскольку такой подход противоречит пункту 7 Порядка.
Каких-либо доказательств, подтверждающих применение критериев, перечисленных в пунктах 6, 7 Порядка при определении количества должностей нотариусов в Спасском нотариальном округе, административным ответчиком суду не представлено, несмотря на то, что положениями части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на него возложена обязанность доказать законность оспариваемого нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 года N 68 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания его недействующим в части.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
При этом суд принимает во внимание содержащиеся в приведенном пункте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснения о том, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Зямилова Рината Васильевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу графу "Количество должностей нотариусов" строки "Спасский" в таблице постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 года N 68 "Об определении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Татарстан".
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июня 2022 г. N 3а-371/2022
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2022 г. N 66а-1992/2022 настоящий документ отменен