Ответы на вопросы о порядке проведения налоговых проверок
Какие документы должен предъявить налоговый инспектор перед началом проведения выездной налоговой проверки? Что они должны содержать?
Для доступа на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) должностные лица налоговой инспекции, непосредственно проводящие выездную налоговую проверку, должны предъявить свои служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) налоговой инспекции о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Указанное решение должно содержать:
- наименование налоговой инспекции;
- номер решения и дату его вынесения;
- наименование налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначена проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
- идентификационный номер налогоплательщика;
- период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
- вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
- Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);
- подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
Пунктом 3 ст.87 НК РФ налоговой инспекции запрещено проведение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. Однако повторная проверка может быть ею проведена в случае реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика (организации - плательщика сбора). Тогда решение о проведении выездной налоговой проверки, помимо реквизитов, перечисленных выше, должно содержать ссылку на причину проведения выездной налоговой проверки (реорганизация, ликвидация).
Другим случаем назначения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) является проверка в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводящаяся вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа. Данное постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки, помимо указанных ранее реквизитов, должно содержать ссылку на обстоятельства, явившиеся основаниями для назначения указанной проверки. Формы названных документов утверждены приказом МНС РФ N АП-3-16/318 от 8 октября 1999 г.
В завершение необходимо отметить, что незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговой инспекции, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика признается налоговым правонарушением и влечет ответственность в виде наложения на налогоплательщика штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст.124 НК РФ).
Имеет ли налоговый инспектор право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика? Как проводят такую инвентаризацию?
Статьей 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации N 146-ФЗ от 31 июля 1998 г. (с изм. и доп.) (далее - НК РФ) определены права налоговых органов. В том числе налоговым органам предоставлено право на инвентаризацию принадлежащего имущества налогоплательщика.
Как правило, инвентаризация может быть назначена в том случае, когда это необходимо для проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, и выяснения других существенных обстоятельств в ходе проведения выездной налоговой проверки (ст.89 НК РФ).
Так, во исполнение п.1 ст.3 НК РФ Минфином РФ и Министерством РФ по налогам и сборам приказом N 20н/ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 г. утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее - Положение).
Данное Положение содержит как общие правила проведения инвентаризации, так и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества. Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.
Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика (организации и индивидуального предпринимателя, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы), порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.
К имуществу налогоплательщика относятся:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- финансовые вложения;
- производственные запасы;
- готовая продукция;
- товары, прочие запасы;
- денежные средства;
- кредиторская задолженность и иные финансовые активы независимо от их местонахождения.
Необходимо отметить, что проверка фактического наличия имущества должна производиться с обязательным участием должностных и материально ответственных лиц, а также работников бухгалтерии налогоплательщика. При этом материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, выбывшие же списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, качество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается на основании обмеров и технических расчетов.
До начала инвентаризации комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "____(дата)", что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Причем инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Следует также обратить внимание на то, что в описях не допускается оставлять незаполненные стороны; на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица, причем последние в конце описи дают расписку о том, что проверка имущества произведена в их присутствии и у них нет претензий к членам комиссии.
По результатам проведения инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость, в которой указываются выявление недостачи и излишки имущества. Ведомость подписывается председателем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации отражаются в акте выездной налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Что такое камеральная налоговая проверка? Что служит основанием для ее проведения?
Статьей 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации N 146-ФЗ от 31 июля 1998 г. (с изм. и доп.) (далее - НК РФ) определено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога. А также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговой инспекции. Например, на основании информации, получаемой налоговой инспекцией в соответствии со ст.85 НК РФ от:
- органов, осуществляющих регистрацию организаций;
- органов, регистрирующих физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам;
- органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
- органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;
- органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
- органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, осуществляющих частную практику;
- органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природных ресурсов, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налоговой инспекции в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налоговой инспекции в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком всех необходимых документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
При проведении камеральной проверки налоговая инспекция вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога. Если в ходе проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. На сумму доплат по налогам, выявленным по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Могут ли в ходе налоговой проверки быть изъяты документы?
Да, частью первой НК РФ должностным лицам налоговой инспекции, проводящим выездную налоговую проверку, предоставлено право выемки необходимых документов (предметов) у налогоплательщика. Так, при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц налоговой инспекции достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты или заменены, производится выемка в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.
Выемка документов (предметов) производится на основании мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции, осуществляющего выездную налоговую проверку. Данное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налоговой инспекции. Выемка документов производится по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
Кодексом предусмотрены некоторые ограничения при выемке документов:
- не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;
- не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
Должностное лицо налоговой инспекции предлагает лицу, у которого производится выемка документов (предметов), добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налоговой инспекции вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
А.В. Борисов,
советник налоговой службы III ранга
"Гражданин и право", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответы на вопросы о порядке проведения налоговых проверок
Автор
А.В. Борисов - советник налоговой службы III ранга
"Гражданин и право", 2002, N 6