Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к Стратегии социально-экономического развития
Курганской области на период до 2030 года
Экспортная стратегия
Курганской области
Для Курганской области как региона экспортно ориентированного, имеющего существенный потенциал в наращивании объемов производства товаров и предоставления различных видов услуг (образовательных, медицинских, туристических), одним из условий дальнейшего развития экономики является расширение рынков сбыта производимой продукции и оказываемых услуг.
Проводимая в регионе последние несколько лет политика импортозамещения и реализация системных мер по продвижению продукции на внешние рынки способствует активизации экспортной деятельности Курганской области. Так, по итогам 2021 года стоимостной объем экспорта составил 142 млн. долларов США, несырьевого неэнергетического экспорта - 120 млн. долларов США. Наряду с высокой степенью диверсификации экспорта большая часть внешних поставок носит несырьевой неэнергетический характер - 84 из них более 70% - товары высокого передела.
В 2021 году экспортные операции осуществлялись с партнерами из 63 стран мира. Помимо стран, с которыми уже сложились устойчивые торгово-экономические связи (Казахстан, Китай, Узбекистан, Никарагуа, Беларусь, Киргизия, Афганистан), в числе стран-импортеров региональной продукции появились и новые государства (Саудовская Аравия, Бангладеш и другие).
Для предприятий Курганской области, особенно сегмента малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), дальнейшее увеличение объемов экспорта, прежде всего несырьевой направленности, расширение географии рынков сбыта продукции и услуг создают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, внедрения новых технологий и компетенций, повышения конкурентоспособности, роста поступлений в бюджет компании. Поэтому для Курганской области поддержка экспортно ориентированных хозяйствующих субъектов (далее - экспортеры), стимулирование их к выходу на международные рынки является одним из способов реализации экономического потенциала экспортеров, повышения финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и территории в целом.
В Курганской области основным институтом взаимодействия с экспортерами является Центр поддержки экспорта - структурное подразделение Фонда "Инвестиционное агентство Курганской области". Его работа направлена на оказание информационно-аналитической, консультационной, организационной поддержки экспортной деятельности субъектов МСП.
Центр поддержки экспорта оказывает содействие субъектам МСП Курганской области в выходе на зарубежные рынки.
Объем экспорта, организованного при участии Центра поддержки экспорта, вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 1,03 млн. долларов США до 17,6 млн. долларов США. Количество субъектов МСП, получивших услуги выросло почти в 2 раза с 183 до 317 субъектов МСП.
Основными результатами деятельности Центра поддержки экспорта являются:
увеличение количества услуг субъектам МСП;
увеличение объема поддержанного экспорта.
Также отдельными полномочиями в сфере внешнеэкономической деятельности и межрегиональных отношений наделены органы исполнительной власти Курганской области.
Наращивание объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров является целевым показателем, характеризующим достижение национальных целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Для достижения обозначенной цели - увеличить объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, прежде всего за счет наращивания поставок продукции агропромышленного комплекса, машиностроения и предоставления услуг - разработаны национальный проект "Международная кооперация и экспорт" и пять федеральных проектов: "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", "Промышленный экспорт", "Экспорт продукции АПК", "Логистика международной торговли", "Экспорт услуг". Курганская область участвует в реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
Активизации экспортной деятельности в Курганской области будет способствовать внедрение Стандарта по обеспечению благоприятных условий развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт 2.0), разработанного в рамках федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", в целях совершенствования институциональной экспортной среды в субъектах Российской Федерации. Региональный экспортный стандарт 2.0 утвержден протоколом заседания проектного комитета национального проекта "Международная кооперация и экспорт" от 30 июля 2020 года N 6.
Основная цель Экспортной стратегии Курганской области определение приоритетных направлений, барьеров, рисков и инструментов обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности в Курганской области.
Основные проблемы, препятствующие развитию экспортной деятельности в Курганской области:
высокие логистические затраты предприятий, удаленность от портовой инфраструктуры, что является одним из основных факторов, снижающих конкурентоспособность курганской продукции;
существенный объем затрат, связанных с выходом на внешние рынки: сертификация, патентование, участие в конгрессно-выставочных мероприятиях и другие затраты, которые занимают значительную долю в бюджете компании-экспортера и являются стоп-фактором для начинающих экспортеров;
отсутствие комплексной региональной системы поддержки экспортной деятельности. Функционал, связанный с продвижением интересов экспортеров на внешних рынках, распределен между отдельными органами исполнительной власти Курганской области и другими институтами. Для экспортеров, особенно субъектов МСП, это создает трудности в получении информации по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности и государственной поддержки в этой сфере;
ограниченный спектр продукции высоких переделов, ориентированной на экспорт. В структуре внешних поставок Курганской области существенную долю занимают продовольствие (зерновые и масличные культуры, растительные масла, пшеничная мука), а также пиломатериалы и круглый лес, что является продукцией средних или низких переделов, реализуемые в основном в близлежащие государства ввиду низкой стоимости единицы продукции при высоких транспортных издержках;
наличие административных и регуляторных барьеров внутри страны - жесткие требования к валютному контролю, сложности в получении международных сертификатов, таможенном оформлении, длительность процедуры возврата экспортного НДС и другие;
недостаточно активная региональная маркетинговая стратегия. Отмечается низкий уровень узнаваемости курганской продукции за рубежом, региональные товары и их бренды не всегда адаптированы к специфике зарубежных рынков.
Наиболее значимые тренды глобального характера, которые могут как создавать дополнительные возможности для развития экспортно ориентированных производств и внешнеторговых отношений, так и ограничивать доступ к внешним рынкам сбыта товаров и услуг:
прогнозируемое увеличение численности населения и рост экономической активности в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, где будет формироваться основной спрос на продукты питания и другие товары широкого потребления;
рост мирового рынка несырьевой продукции средних и верхних переделов. В результате активной индустриализации в развитых странах товары с высокой добавленной стоимостью выдвинулись на первые позиции в мировой торговле (химическая продукция, машины и оборудование, транспортные средства, продукция пищевой промышленности);
активизация тенденций торгового протекционизма в США, защита внутреннего рынка в крупнейших странах-импортерах. Наиболее распространенными являются такие меры, как контроль над ценами, квоты, запреты на импорт, фитосанитарные меры;
усиление сотрудничества Российской Федерации со странами Евразийского экономического союза в части расширения торговли и принятия мер по ее либерализации, формирования эффективной системы производственной кооперации, создания общей транспортно-логистической инфраструктуры;
возрастание роли глобальных цепочек создания стоимости в рамках внешнеэкономической деятельности. Наблюдается рост числа регионов и стран, значительно увеличивших свою конкурентоспособность за счет интеграции в глобальные производственные процессы;
развитие новых каналов и технологий продвижения продукции на мировой рынок (электронная торговля, открытые международные тендеры, зарубежные социальные сети и мессенджеры), что значительно упрощает процесс международной торговли;
опережающий рост торговли услугами в структуре международной торговли.
Основные задачи развития экспорта:
определение конкурентных несырьевых секторов в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг Курганской области;
совершенствование региональной системы поддержки экспорта;
содействие в снижении и устранении административных барьеров при выходе экспортеров на зарубежные рынки;
расширение и укрепление внешнеэкономических связей;
формирование и реализация активной региональной маркетинговой стратегии.
Для решения обозначенных задач в Курганской области планируется:
1. Определить драйверами в увеличении несырьевого неэнергетического экспорта такие товарные группы, как продовольствие, машиностроение и продукция химической промышленности.
В агропромышленном комплексе есть большой потенциал для увеличения объемов экспорта зерна и продуктов его переработки, водных биологических ресурсов, мясопродуктов.
Курганская область относится к регионам с большим аграрным потенциалом. Имеющиеся земельные и трудовые ресурсы, высокий научный потенциал, развитая транспортная, инженерная и социальная инфраструктура, близость к крупнейшим городам и промышленным зонам Урала позволяют наращивать производство экологически безопасной сельскохозяйственной продукции и продовольствия даже в непростых природно-климатических условиях.
Большие перспективы развития экспорта связывают с поставками продукции машиностроения. Возрастает спрос на средства наземного транспорта, оборудование и механические устройства, а также транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, увеличение экспорта которых будет связано с активными процессами модернизации и повышения конкурентоспособности продукции.
В настоящее время Курганская область является одним из лидеров в Российской Федерации по экспорту машиностроительной продукции и металлоконструкций. Рынок сбыта этой продукции не ограничивается лишь государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).
Также для Курганской области сохранится тенденция наращивания экспорта продукции деревообработки в связи с наличием соответствующих природных ресурсов и близости к лесодефицитным регионам. В данном сегменте экспорта необходимо увеличивать поставки готовой продукции (пиломатериалы, фанера, плиты МДФ, деревянные шпалы).
Курганская область может стать одним из центров притяжения иностранных туристов, что в перспективе повысит значимость сферы услуг в развитии экспорта.
Для увеличения туристического потока гостей из зарубежных стран и роста денежных поступлений от оказываемых услуг необходимы разработка новых эксклюзивных маршрутов и туристских продуктов, развитие инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам, повышение качества сервисного обслуживания, активное информирование жителей иностранных государств о возможностях отдыха и лечения на территории Курганской области.
Продвижению региональных образовательных услуг на международный рынок будут способствовать реализация международных образовательных программ, в том числе совместно с зарубежными университетами, строительство современных объектов инфраструктуры для комфортного проживания и обучения иностранных граждан, проведение конференций и форумов с участием иностранных студентов и преподавателей, разработка образовательных туристических маршрутов и летних программ обучения для иностранцев, обеспечение условий для онлайн-образования и другие мероприятия.
Наряду с отраслевыми приоритетами развития экспорта выделяется и территориальный аспект направлений сбыта продукции и предоставления услуг.
Исходя из географического положения Курганской области как приграничной геостратегической территории, основным торговым партнером Курганской области в перспективе останется по-прежнему Республика Казахстан. Вместе с тем его доля в торговом обороте будет постепенно сокращаться (в 2021 году она составляла 23,6%) на фоне прогнозируемых тенденций в мировой торговле, способствующих усилению внешнеторговых отношений в первую очередь со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Кроме того, в связи с ускоряющимся развитием промышленности и возрастающей потребностью в продукции химической, деревообрабатывающей отрасли и машиностроения перспективными рынками сбыта для региона также могут стать страны Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки.
Таким образом, приоритетными рынками для экспорта товаров Курганской области выступают такие страны, как Казахстан, Белоруссия, Китай, Монголия.
2. Обеспечить формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта в Курганской области.
Для повышения эффективности государственной поддержки экспортного направления и продвижения интересов экспортеров Курганской области на внешних рынках требуется сформировать на базе Фонда "Инвестиционное агентство Курганской области" механизм "единого экспортного окна", который позволит экспортерам направлять запросы, представлять и получать документы, получать консультации и содействие в получении мер поддержки экспортной деятельности с использованием единого пропускного канала (далее - "единое экспортное окно"), работа которого должна опираться на следующие принципы:
адресность - необходим индивидуальный, но при этом системный подход к работе с предприятиями-экспортерами по отраслевой принадлежности, масштабам производства, степени вовлеченности в экспортную деятельность;
комплексность - в соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия должны получать консультации и содействие в получении всех возможных мер поддержки экспортной деятельности (аналитические исследования, брендирование, организация бизнес-миссий и поиск конкретного контрагента);
эффективность - должна быть выстроена система ключевых показателей для оценки результатов деятельности по поддержке экспорта.
Для организации комплексного сопровождения экспортеров Курганской области по участию в международной торговле предлагается в органах исполнительной власти Курганской области внедрить институт уполномоченных по развитию экспорта, которыми будут рассматриваться актуальные вопросы ведения экспортной деятельности с учетом отраслевых особенностей, а также осуществляться продвижение "экспортной культуры".
В рамках реализации проектного подхода и координации действий по поддержке экспорта будет создан межведомственный экспертное экономический совет по реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" при Губернаторе Курганской области.
В соответствии с положениями Регионального экспортного стандарта 2.0 в Курганской области будет сформирована управленческая команда, в состав которой войдут должностные лица, ответственные за развитие экспорта, в том числе реализацию приоритетных проектов, на которых будет возложена персональная ответственность за достижение запланированных результатов, показателей эффективности. Для управленческой команды обязательным является обучение по вопросам экспортной деятельности и прохождение аттестации с целью подтверждения компетенций.
Для более эффективного взаимодействия между представителями органов исполнительной власти Курганской области, институтов поддержки экспорта и экспортеров необходимо создать единый информационный ресурс, посвященный развитию экспорта Курганской области. В рамках специального интернет-портала будет аккумулироваться информация о мерах поддержки экспорта, основных тенденциях его развития, планируемых деловых мероприятиях, включая их онлайн-трансляцию и многое другое. Интернет-портал должен иметь возможность ведения личного кабинета экспортера, позволяющего размещать запросы на необходимую поддержку экспортной деятельности для оперативного взаимодействия с "единым экспортным окном", а также представлять информацию об экспортной деятельности, что послужит базой для формирования единого реестра экспортеров и аналитических материалов о развитии внешнеэкономической деятельности Курганской области.
В целях популяризации экспортной деятельности в Курганской области планируется проведение ежегодного конкурса "Лучший экспортер года".
3. Обеспечить содействие экспортерам Курганской области в устранении барьеров при выходе на зарубежные рынки.
На уровне Правительства Курганской области необходима эффективная система мониторинга экспортной деятельности курганских экспортеров на предмет выявления и систематизации проблем, с которыми они сталкиваются при осуществлении экспортных операций и получении различных мер государственной поддержки, и проработки предложений по решению выявленных проблем. Такая система должна включать возможность прямого обращения экспортеров в "единое экспортное окно", проведение социологических опросов, организацию дискуссионных площадок, работу горячей линии и т.п. Решение вопросов должно носить оперативный характер с максимальной проработкой на всех уровнях и вынесением наиболее проблемных вопросов на рассмотрение на федеральном и межправительственном уровнях.
4. Содействовать расширению и укреплению внешнеэкономических связей.
По состоянию на 31 декабря 2021 года Правительством Курганской области заключено 13 соглашений с иностранными государствами и 38 соглашений с субъектами Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве. В связи с планами по расширению географии поставок и усилению сотрудничества с отдельными территориями необходимо продолжить поиск внешнеторговых партнеров, заключение соглашений с новыми субъектами взаимодействия, а также актуализацию и конкретизацию существующих документов. Соглашения должны быть направлены на взаимовыгодное сотрудничество и создание благоприятных условий для реализации продукции на внешних рынках. Отдельным направлением в формировании внешнеэкономических связей является встраивание предприятий в глобальные цепочки добавленной стоимости. Это может быть как осуществление поставок товаров, используемых для производства продукции на внешних рынках с последующим С потреблением или экспортом в третьи страны, так и максимальная локализация в регионе производств товаров, ориентированных на экспорт.
5. Обеспечить формирование и реализацию активной региональной маркетинговой стратегии.
С целью большей узнаваемости и увеличения продаж региональных товаров и услуг на внешних рынках необходимо организовать работу по продвижению продукции Курганской области по следующим направлениям:
брендирование региональной продукции и ее адаптация к специфике зарубежных рынков. В первую очередь это создание единого бренда "Сделано в Курганской области". Грамотная разработка и позиционирование бренда позволят объединить интересы предпринимательского сообщества, органов власти в продвижении производимой продукции, повышении уровня узнаваемости товаров на внешних рынках. Немаловажной является адаптация продукции к специфике зарубежных рынков, особенностям потребительской культуры: разработка определенного дизайна упаковки, ее перевод на иностранные языки, подбор определенной цветовой гаммы, возможное изменение вкусовых характеристик продукции;
повышение эффективности участия предприятий в конгрессно-выставочных мероприятиях. Предполагаются ежегодная разработка и постоянная актуализация календаря наиболее значимых для Курганской области мероприятий (со сроком как минимум на 2 года), заблаговременное информирование предприятий об их проведении, усиление взаимодействия с организаторами выставок, проработка вопроса проведения встреч с потенциальными партнерами, представителями органов власти иностранных государств в рамках мероприятий;
организация дней международного бизнеса в Курганской области. Данное направление включает в себя прием иностранных делегаций на территории Курганской области, организацию выставочно-ярмарочных мероприятий, гастрономических туров для иностранных делегаций с целью продвижения продукции пищевой промышленности, площадок для проведения деловых переговоров;
продвижение региональных товаров через электронные торговые площадки. Обозначенный инструмент открывает курганским производителям еще больше возможностей в выходе на зарубежные рынки, где иностранным потребителям можно предложить широкий ассортимент товаров с минимальными временными и материальными затратами. Вследствие этого необходима популяризация электронной торговли на региональном уровне, консультационная поддержка, организация всевозможных обучающих семинаров и деловых мероприятий по данному вопросу, а также расширение взаимодействия с ведущими международными торговыми площадками, формирование системы подготовки кадров для сферы электронной коммерции;
обеспечение присутствия Курганской области на внешних рынках. Предполагается активизация взаимодействия Курганской области с действующей инфраструктурой Российской Федерации за рубежом, включая торговые представительства Российской Федерации, представительства Акционерного общества "Российский экспортный центр" за рубежом. Максимальное присутствие Курганской области за рубежом должно обеспечить представление интересов регионального бизнеса в странах пребывания, оказывать содействие в поиске партнеров для предприятий региона, продвигать региональный бренд, а также оказывать содействие компаниям в развитии кооперационных связей;
максимальное распространение информации о региональных товарах и услугах, в том числе через зарубежные каналы. Для большей узнаваемости продукции на внешних рынках необходимо использовать доступные отечественные и зарубежные информационные ресурсы, ориентированные на широкий круг потребителей. Это может быть активное участие региональных предприятий в программе Акционерного общества "Российский экспортный центр" по продвижению российской продукции под брендом "Made in Russia", использование специальных телевизионных и интернет-каналов, социальных сетей и мессенджеров, возможностей общественных организаций соотечественников, проживающих за рубежом,
для оперативного информирования иностранной аудитории о региональной продукции.
Ожидаемые результаты:
решение обозначенных задач позволит сформировать в Курганской области благоприятные условия для ведения экспортной деятельности, увеличить число конкурентоспособных экспортеров, нацеленных на увеличение объемов экспорта товаров и услуг, в том числе за счет опережающего роста поставок несырьевого неэнергетического характера.
Целевые показатели:
темп роста совокупного объема экспорта к уровню 2021 года: в 2024 году - в 1,2 раза, в 2030 году - в 1,6 раза;
темп роста объема несырьевого неэнергетического экспорта к уровню 2021 года: в 2024 году - в 1,5 раза, в 2030 году - в 2,0 раза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.