Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
§ 6. Потребительский рынок
Доля вида экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" в структуре ВРП Курганской области в 2020 году составила 8,7%. На долю вида экономической деятельности приходится 14,6% от среднегодовой численности занятых в экономике (по данным за 2020 год).
Оборот розничной торговли увеличился в 2,4 раза (с 54,6 млрд. руб. в 2007 году до 133,0 млрд. руб. в 2021 году) при среднегодовом темпе роста 106,9%. Удельный вес оборота розничной торговли Курганской области в общем объеме оборота розничной торговли Российской Федерации снизился с 0,5% в 2007 году до 0,3% в 2021 году.
Индекс физического объема оборота розничной торговли в 2021 году составил 86,0% к 2007 году в сопоставимых ценах. При заметном снижении оборота розничной торговли в кризисные годы (в 2009 году индекс физического объема оборота розничной торговли составил 84,4% к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2015 году - 87,4%, в 2016 году - 91,7%).
Таблица 13. Основные показатели потребительского рынка Курганской области
Наименование показателя |
2007 год |
2010 год |
2013 год |
2016 год |
2019 год |
2021 год |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
54618,3 |
72494,6 |
94898,3 |
104329,3 |
120321,2 |
133013,2 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
125,8 |
100,0 |
102,8 |
91,7 |
100,3 |
101,0 |
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, млн. руб. |
21880,7 |
34550,3 |
42583,0 |
51309,5 |
57699,8 |
65183,1 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли пищевыми продуктами, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
114,0 |
97,4 |
97,5 |
94,8 |
100,2 |
98,6 |
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами, млн. руб. |
32737,6 |
37944,3 |
52315,3 |
53019,8 |
62621,4 |
67830,1 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
135,2 |
102,4 |
107,3 |
88,9 |
100,4 |
103,4 |
Оборот розничной торговли на душу населения, руб. |
58087 |
79342 |
107661 |
121596 |
144802 |
161646 |
Таблица 14. Показатели потребительского рынка Курганской области в сравнении со значениями Уральского федерального округа и Российской Федерации
Наименование показателя |
2007 год |
2010 год |
2013 год |
2016 год |
2019 год |
2021 год |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | ||||||
Российская Федерация |
116,1 |
106,5 |
103,9 |
95,2 |
101,9 |
107,3 |
Уральский федеральный округ |
121,2 |
102,4 |
105,3 |
92,9 |
101,5 |
104,3 |
Курганская область |
125,8 |
100,0 |
102,8 |
91,7 |
100,3 |
101,0 |
Место региона в Российской Федерации |
11 |
75 |
55 |
74 |
67 |
80 |
Оборот розничной торговли на душу населения, руб. | ||||||
Российская Федерация |
76 480 |
115 591 |
165 051 |
192 541 |
229 104 |
268 572 |
Уральский федеральный округ |
92 259 |
133 303 |
188 497 |
200 815 |
230 605 |
255 374 |
Курганская область |
56 608 |
79 342 |
107 661 |
121 596 |
144 802 |
161 646 |
Место региона в Российской Федерации |
41 |
61 |
71 |
75 |
75 |
73 |
В 2021 году оборот розничной торговли составил 133,0 млрд. руб., индекс физического объема оборота розничной торговли составил 101,0% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах - 80 место в Российской Федерации. Оборот розничной торговли на душу населения в 2021 году составил 161,6 тыс. руб., по данному показателю Курганская область занимала 73 место в Российской Федерации.
За 2007 - 2021 годы изменилась структура оборота розничной торговли. Удельный вес непродовольственных товаров в 2007 году составлял 59,9%, в 2019 году - 52,0%, в 2021 году - 51,0%.
За 2007 - 2021 годы в области появились новые объекты торговли: торгово-развлекательные центры ("РИО", "Пушкинский", "ГиперСити" "Стрекоза"), супермаркет "Парус", торговый центр "Кировский", гипермаркет ("Магнит "Семейный"), специализированные торговые центры (мебельные - "Алые паруса", "Миргород", строительные "Стройсельхозторг", "Ару на", автосалоны). Введен в эксплуатацию логистический комплекс Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Метрополис" (далее - ООО "Компания "Метрополис").
Доля сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли увеличилась с 9,0% в 2011 году до 43,8% в 2020 году. Активно развивались современные формы торговли, в том числе в сельской местности: розничной торговой сетью "Магнит" (Акционерное общество "Тандер") открыто 45 магазинов в 23 районах Курганской области; торговой сетью "Метрополис" (ООО "Компания "Метрополис") открыто 33 супермаркета в 22 районах; торговой сетью "Пятерочка" (ООО "Агроторг") открыто 17 магазинов в 10 районах; торговой сетью "Монетка" (ООО "Элемент-Трейд Курган") открыто 15 магазинов в 10 районах; торговой сетью "Красное&Белое" (ООО "Альфа-Курган") открыто 36 торговых объектов в 17 районах; торговой сетью "Светофор" (ООО "Торгсервис") открыто 6 магазинов в 4 районах. Это положительно влияет на развитие конкуренции и приводит к снижению цен на товары и услуги.
Изменяются покупательские предпочтения в пользу современных, более цивилизованных форматов торговли, что привело к сокращению доли продаж товаров на розничных рынках и ярмарках: с 10,0% в 2007 году до 1,9% в 2019 году и 1,4% в 2021 году.
Строительство новых и реконструкция действующих объектов положительно влияет на достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Курганской области площадью торговых объектов в расчете на 1000 жителей, которая увеличилась с 593,1 кв. м в 2012 году до 714 кв. м в 2020 году, при нормативе минимальной обеспеченности - 516,4 кв. м.
Ключевые угрозы и вызовы развитию торговли в Курганской области:
недостаточная обеспеченность объектами торговли в отдаленных и малонаселенных поселениях области (с населением менее 100 чел.);
сокращение доли торговли на рынках и ярмарках;
общее снижение оборота розничной торговли;
снижение темпа роста объема платных услуг (в том числе снижение темпа роста бытовых услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.