Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
§ 22. Развитие территорий
Под воздействием современных экономических тенденций поляризация в социально-экономическом развитии муниципальных образований Курганской области неизбежна и объективна. Однако территориальная дифференциация препятствует динамичному развитию всего региона.
Между территориями Курганской области наблюдается значительный разрыв по показателям социально-экономического развития.
По данным, за 2021 год отклонения между максимальным и минимальным значениями составляют (таблица 35):
по инвестициям в основной капитал на душу населения - в 56,9 раза (от 91,0 тыс. руб. до 1,6 тыс. руб.);
по вводу жилья (на 1000 чел. населения) - в 16,6 раза (от 1041,5 кв. м до 62,9 кв. м);
по уровню регистрируемой безработицы - в 8,2 раза (от 7,4% до 0,9%);
по размеру среднемесячной заработной платы - 1,6 раза (от 42,7 тыс. руб. до 26,2 тыс. руб.).
Четыре городских поселения Курганской области включены в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р "Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)":
к категории 2 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения": город Петухово, город Далматово, город Катайск;
к категории 3 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией": Варгашинский поссовет.
В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, Курганская область рассматривается как геостратегический регион, имеющий значение для обеспечения территориальной целостности страны и безопасности государства. Курганская область включена в перечень приграничных геостратегических территорий как регион, граничащий со странами, входящими в Евразийский экономический союз.
В перечень приграничных территорий Курганской области входят Притобольный район, Целинный, Куртамышский, Звериноголовский, Половинский, Петуховский, Макушинский муниципальные округа Курганской области.
Практически все приграничные территории являются сельскохозяйственными районами со специализацией на мясо-молочном животноводстве, выращивании зерновых культур, картофеля и овощей. Дополняет специализацию рекреация преимущественно местного значения.
Демографические показатели всех приграничных районов ухудшаются в течение последних тридцати лет. На перспективу следующих десяти лет прогнозируется дальнейшее ухудшение ситуации.
Основные проблемы приграничных территорий Курганской области:
низкий уровень диверсификации экономики в приграничных районах, сельскохозяйственная специализация и слабая развитость промышленного производства и туристско-рекреационного комплекса;
низкий уровень обеспеченности приграничных муниципальных образований социальной, жилищной и инженерной инфраструктурой (здравоохранение, образование, жилье, жилищно-коммунальное хозяйство, газификация, дороги);
низкая развитость трансграничной инфраструктуры и низкая бюджетная отдача от этой инфраструктуры для муниципальных образований.
С целью экономии финансовых средств и более эффективного их использования, повышения управляемости территориями муниципальных образований Курганской области, решения кадровых вопросов ведется преобразование муниципальных районов Курганской области в муниципальные округа Курганской области.
Необходимость объединения муниципальных образований Курганской области обусловлена:
демографическими показателями (сокращение численности сельского населения);
низким уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных образований и значительными затратами на содержание органов местного самоуправления);
низкой квалификацией кадрового состава управляющего звена небольших сельских советов;
значительными расходами на выборы большого количества депутатов в поселениях.
Преобразование муниципальных районов Курганской области в муниципальные округа Курганской области обеспечит:
более рациональное использование бюджетных средств при объединении муниципальных образований в муниципальный округ и наличии одного общего бюджета, общего имущества, одного исполнительно-распорядительного органа;
направление высвобождаемых средств на решение первостепенных задач развития территорий.
В 2020 году образовано 3 муниципальных округа Курганской области: Макушинский, Лебяжьевский и Шумихинский. В 2021 году преобразованы в муниципальные округа Шатровский, Петуховский, Куртамышский, Альменевский, Целинный, Мокроусовский, Каргапольский, Шадринский, Юргамышский, Мишкинский, Звериноголовский, Белозерский, Половинский, Частоозерский и Щучанский районы. С начала 2022 года - Кетовский и Сафакулевский районы. В дальнейшем планируется преобразование оставшихся 4 районов.
Таблица 35. Основные показатели развития территорий Курганской области
N п/n |
Муниципальный район, муниципальный округ, городской округ |
Инвестиции в основной капитал на душу населения |
Ввод в действие жилых домов (на 1000 чел. населения) |
Уровень регистрируемой безработицы (в % к экономически активному населению) |
Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям |
||||
тыс. руб/чел. |
место |
кв. м/чел. |
место |
% |
место |
тыс. руб. |
место 1 |
||
1. |
г. Курган |
84,2 |
2 |
389,0 |
2 |
1,0 |
2 |
42,7 |
1 |
2. |
г. Шадринск |
23,7 |
6 |
255,8 |
7 |
0,9 |
1 |
36,8 |
2 |
3. |
Альменевский |
7,7 |
17 |
134,1 |
19 |
2,8 |
18 |
27,6 |
22 |
4. |
Белозерский |
50,5 |
3 |
147,8 |
17 |
2,3 |
11 |
30,9 |
12 |
5. |
Варгашинский |
15,2 |
11 |
119,4 |
21 |
1,5 |
4 |
34,3 |
5 |
6. |
Далматовский |
23,4 |
7 |
356,4 |
4 |
2,9 |
19 |
36,2 |
4 |
7. |
Звериноголовский |
21,2 |
9 |
93,5 |
22 |
7,4 |
26 |
26,4 |
25 |
8. |
Каргапольский |
31,8 |
5 |
226,6 |
10 |
1,5 |
4 |
31,8 |
9 |
9. |
Катайский |
9,6 |
14 |
326,5 |
5 |
2,4 |
12 |
31,2 |
10 |
10. |
Кетовский |
7,1 |
19 |
1041,5 |
1 |
1,3 |
3 |
30,3 |
14 |
11. |
Куртамышский |
8,4 |
16 |
218,0 |
12 |
2,4 |
12 |
30,0 |
15 |
12. |
Лебяжьевский |
17,4 |
10 |
123,8 |
20 |
3,7 |
21 |
29,9 |
17 |
13. |
Макушинский |
5,0 |
23 |
166,7 |
15 |
4,6 |
24 |
33,6 |
6 |
14. |
Мишкинский |
13,4 |
12 |
187,5 |
14 |
2,2 |
10 |
31,0 |
11 |
15. |
Мокроусовский |
1,6 |
26 |
146,7 |
18 |
1,7 |
6 |
28,3 |
20 |
16. |
Петуховский |
5,6 |
21 |
84,3 |
23 |
2,6 |
15 |
30,7 |
13 |
17. |
Половинский |
2,4 |
25 |
67,9 |
25 |
4,5 |
22 |
27,4 |
23 |
18. |
Притобольный |
8,7 |
15 |
62,9 |
26 |
4,5 |
22 |
29,1 |
19 |
19. |
Сафакулевский |
91,0 |
1 |
304,2 |
6 |
2,1 |
9 |
26,2 |
26 |
20. |
Целинный |
5,5 |
22 |
149,7 |
16 |
1,9 |
8 |
27,0 |
24 |
21. |
Частоозерский |
4,3 |
24 |
216,0 |
13 |
1,8 |
7 |
29,5 |
18 |
22. |
Шадринский |
6,6 |
20 |
359,4 |
3 |
2,6 |
15 |
28,1 |
21 |
23. |
Шатровский |
10,6 |
13 |
84,1 |
24 |
2,6 |
15 |
29,9 |
16 |
24. |
Шумихинский |
34,5 |
4 |
253,3 |
8 |
2,4 |
12 |
33,1 |
7 |
25. |
Щучанский |
21,5 |
8 |
226,3 |
11 |
3,0 |
20 |
32,0 |
8 |
26. |
Юргамышский |
7,4 |
18 |
236,9 |
9 |
4,6 |
24 |
36,4 |
3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.