Решение Ленинградского областного суда от 24 января 2022 г. по делу N 3а-12/2022
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2022 г. N 66а-425/2022 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г, при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым А.Ю, с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" о признании недействующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год", установил:
30.12.2020 комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее - ЛенРТК) принят приказ N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" (далее - Приказ N 665-п).
В таблице 1 приложения 1 и в приложение 4 Приказа N 665-п приведены сведения о необходимой валовой выручке (далее - НВВ) ООО "Энергоинвест" в размере "данные изъяты" тыс. руб.
В п. 17 приложения 5 Приказа N 665-п приведены сведения о величине индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 для ООО "Энергоинвест" - ПАО "Россети Ленэнерго".
ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказ N 665-п в части НВВ (без учета оплаты потерь) ООО "Энергоинвест" в размере "данные изъяты" тыс. руб, указанной в таблице 1 Приложения 1 и в приложение 4, а также в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Энергоинвест" - ПАО "Россети Ленэнерго", установленных на первое и второе полугодие 2021 года Приложением 5.
В обоснование заявленных требований указано, что при расчете НВВ ООО "Энергоинвест" не была проведена оценка экономической обоснованности расходов по статье "Выпадающие доходы от технологического присоединения", что привело к принятию ЛенРТК расходов по данной статье в завышенном размере. В материалах тарифного дела отсутствуют данные первичного бухгалтерского учета, подтверждающие факт несения расходов на технологическое присоединение льготных групп потребителей, договора технологического присоединения. ООО "Энергоинвест" не предоставлено в ЛенРТК экономическое обоснование исходных данных и данных бухгалтерского учета, свидетельствующих об отнесении фактических расходов по технологическому присоединению на вид экономической деятельности "технологическое присоединение к электрическим сетям" в соответствии с данными раздельного учета доходов и расходов. Установление НВВ ООО "Энергоинвест" в необоснованно завышенном размере привело к установлению завышенного индивидуального тарифа для взаиморасчетов между ПАО "Россети Ленэнерго" и ООО "Энергоинвест".
В письменных возражениях административный ответчик указал, что выпадающие доходы ООО "Энергоинвест" определены в размере "данные изъяты" ООО "Энергоинвест" в 2019 выполнено 15 договоров технологического присоединения и фактический размер доходов составил "данные изъяты" Фактические расходы на осуществление организационных мероприятий по технологическому присоединению, по данным ООО "Энергоинвест", составили "данные изъяты", что не превышает соответствующие расходы, определенные по стандартизированным ставкам. Заявленная ООО "Энергоинвест" величина выпадающих доходов за 2019 в размере "данные изъяты" оценена ЛенРТК как экономически обоснованная. Выпадающие доходы ООО "Энергоинвест" за 2019 учтены ЛенРТК в НВВ на 2021, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития РФ.
В письменных объяснениях заинтересованного лица ООО "Энергоинвест" указано, что в удовлетворение требований следует отказать. Расчетные и обосновывающие материалы в целях определения величины выпадающих доходов представлены ООО "Энергоинвест" в ЛенРТК в составе предложения об установлении тарифов.
Участвующие в судебном заседании представители административного истца ПАО "Россети Ленэнерго" Шалманов Е.Г. и Телухина М.И. настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Морозова Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица ООО "Энергоинвест" Долматова О.М. в судебном заседание указала, что оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.
Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области Махмудов Э.Т. в заключение указал на отсутствие оснований для признания Приказа N 665-п недействующим в оспариваемой части.
Выслушав объяснения представителей административных истцов, административного ответчика, заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Исходя из положений ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является ЛенРТК, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274.
К полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (п. 2.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
Судом установлено, что ПАО "Россети Ленэнерго" является "котлодержателем" на территории Ленинградской области, получает денежные средства от гарантирующих поставщиков, действующих на территории Ленинградской области и сбытовых компаний на основании единых (котловых) тарифов и производит расчеты со смежными сетевыми организациями на основании индивидуальных тарифов.
НВВ каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
Поскольку ПАО "Россети Ленэнерго" являясь "котлодержателем" получает денежные средства и производит расчеты на основании единых (котловых) тарифов, то он вправе оспаривать размер НВВ смежных территориальных сетевых организаций, в том числе размер НВВ ООО "Энергоинвест" на 2021 и размер индивидуального тарифа для пары территориальных сетевых организаций ООО "Энергоинвест" - ПАО "Россети Ленэнерго".
Судом установлено, что 28.04.2020 в ЛенРТК поступило заявление ООО "Энергоинвест" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "Энергоинвест" на территории Ленинградской области на 2021 г.
15.05.2020 ЛенРТК уведомил ООО "Энергоинвест" об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Предложения ООО "Энергоинвест" проанализированы экспертами ЛенРТК и результаты анализа представлены в экспертном заключение.
30.12.2020 на заседание правления ЛенРТК рассмотрен вопрос об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 и в тот же день председателем ЛенРТК подписан Приказ N 665-п.
Приказ N 665-п опубликован на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://bptr.lenreg.ru.
Следовательно, оспариваемый в части Приказ N 665-п принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административными истцами не оспаривается.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом.
В п. 87 Основ ценообразования указано, что расходы сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, и расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно, не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.
Согласно подпунктам "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором и со смежными сетевыми организациями; выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий.
В подпунктах "а" и "в" пункта 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 указано, что для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий: подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором; выполнение технических условий сетевой организацией, включая разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями.
Исходя из положений п. 4 Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 N 215-э/1, к выпадающим доходам, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, относятся расходы на выполнение организационно-технических мероприятий (указанные в пункте 16 (за исключением подпункта "б") Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - расходы на выполнение организационных мероприятий).
Расходы на выполнение организационных мероприятий, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение, рассчитываются в соответствии с формой, предусмотренной приложением 1 к Методическим указаниям (п. 7 Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям).
В п. 2 примечания Приложения 1 к Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, указано, что для определения расчетных (фактических) показателей за предыдущий период регулирования используются значения стандартизированных тарифных ставок, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, и объема максимальной мощности, количества технологических присоединений, количества пунктов секционирования, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности) (столбец 7), определенных на основании фактических данных за предыдущий год на основании выполненных договоров на технологическое присоединение в предыдущем периоде регулирования.
В соответствии с абз. 14 пункта 87 Основ ценообразования в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то орган регулирования принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.
В выписке из протокола заседания правления ЛенРТК "данные изъяты" приведены основные параметры расчета НВВ ООО "Энергоинвест" для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021.
В составе НВВ ООО "Энергоинвест" учтены выпадающие доходы от технологического присоединения в размере "данные изъяты" (ООО "Энергоинвест" предлагало учесть 31,62 тыс. руб.).
В разделе 5.2 экспертного заключения по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Энергоинвест", расположенным на территории Ленинградской области, на 2021 (далее - Экспертное заключение) указано, что эксперты ЛенРТК принимают недополученные доходы ООО "Энергоинвест", определенные распоряжением ЛенРТК от 18.12.2020 N 98-р, с учетом индексации фактических данных за 2019, в размере "данные изъяты".
18.12.2020 распоряжением ЛенРТК N 98-р "Об установлении выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям сетевых организаций на территории Ленинградской области, на 2021" (далее - Распоряжение N 98-р) установлены выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям ООО "Энергоинвест" в размере "данные изъяты", согласно приложению 11.
Из приложения 11 Распоряжения N 98-р следует, что в составе выпадающих доходов ООО "Энергоинвест" учтен недополученный доход по факту 2019 г. в размере "данные изъяты".
В заключение по обоснованию расчета размера выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2021 (далее - Заключение) указано, что ЛенРТК принимает фактические расходы ООО "Энергоинвест", связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере "данные изъяты".
В приложение 19 Заключения приведен расчет размера расходов, из которого следует, что ООО "Энергоинвест" в 2019 заключено 15 договоров на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.
Судом установлено, что в 2019 году ООО "Энергоинвест" исполнило 15 договоров на технологическое присоединение, что подтверждается представленными организацией в составе тарифной заявке актами технологического присоединения.
В соответствии с приложением 1 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, ООО "Энергоинвест" выполнило расчет размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, объектов микрогенерации не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, из которого следует, что размер фактических расходов на выполнение организационных мероприятий, значительно меньше размера расходов, рассчитанных исходя из утвержденных стандартизированных ставок.
Кроме того, суд учитывает, что НВВ ООО "Энергоинвест" на 2021 утверждена в размере "данные изъяты", а выпадающие доходы от технологического присоединения в составе НВВ учтены в размере "данные изъяты", что составляет менее 0,1% от размера НВВ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что выпадающие доходы от технологического присоединения ООО "Энергоинвест" учтены в экономически обоснованном размере и учет в составе НВВ "Энергоинвест" данных расходов в оспариваемом административном истцом размере не нарушает права и законные интересы административного истца.
Иной подход будет свидетельствовать о непропорциональном вмешательстве в деятельность уполномоченного органа, поскольку может создать для недобросовестных субъектов регулируемой деятельности возможность злоупотребления правом по оспариванию решений тарифного органа по формальным основаниям, что не будет отвечать целям и принципам государственного регулирования цен в сфере электроэнергетики.
Согласно ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что в оспариваемой административным истцом части Приказ N 665-п требованиям нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования не противоречит, то оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" о признании недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" в части необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) общества с ограниченной ответственностью "Энергоинвест" и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Энергоинвест" и ПАО "Россети Ленэнерго".
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья |
С.Г. Ночевник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 24 января 2022 г. по делу N 3а-12/2022
Текст решения опубликован не был