Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Избирательной комиссии
Карачаево-Черкесской Республики
от 10 июня 2022 года N 166/1097-6
Инструкция
по приему и проверке подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция по приему и проверке подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований (далее - Инструкция) разработана Избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики на основании подпункта "ж" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), пунктов "б" и "г" статьи 11 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 29 июля 2004 года N 18-РЗ "Об Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики", подпункта "ж" пункта 1 статьи 20 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 3 июля 2006 года N 44-РЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Закон Карачаево-Черкесской Республики), Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 9/75-8, в целях оказания правовой и методической помощи избирательным комиссиям городов и районов в части единообразного применения положений действующего федерального и республиканского законодательства, регулирующих вопросы по приему и проверке подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований и обязывает соответствующих участников избирательного процесса организовать и осуществлять сбор подписей в поддержку списков кандидатов строго в установленный Законом Карачаево-Черкесской Республики период с соблюдением установленного порядка сбора подписей и сдачи подписных листов в избирательные комиссии, организующие выборы представительных органов муниципальных образований на территории Карачаево-Черкесской Республики.
1.2. Необходимым условием регистрации списка кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований является поддержка списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам предыдущих выборов, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
1.3. Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований установлены в статье 33 Закона Карачаево-Черкесской Республики.
1.4. Количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 9 статьи 14 Закона Карачаево-Черкесской Республики.
Количество подписей избирателей в поддержку выдвинутого списка кандидатов, представляемых в избирательные комиссии, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации списка кандидатов, не более чем на 10 процентов.
1.5. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
1.6. В соответствии с пунктом 10 статьи 29 Закона Карачаево-Черкесской Республики период, включающий в себя выдвижение списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, составляет 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В указанный период избирательным объединением организуется сбор подписей в поддержку выдвинутого списка кандидатов.
Подписи могут собираться со дня заверения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением.
1.7. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к Закону Карачаево-Черкесской Республики.
На основании установленной формы подписных листов, организующая выборы комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования избирательного округа.
1.8. При проверке подписных листов в соответствии с пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума (далее - Регистр).
При проверке подписных листов по решению организующей выборы комиссии может использоваться специальное программное обеспечение, формирующее на основании оцифрованных записей, содержащихся в подписном листе, автоматизированные запросы к Регистру, а также формирующее группы схожих почерков для дальнейшего анализа экспертами.
2. Организация работы
2.1. Прием и проверка подписных листов и иных связанных с ними документов, представляемых избирательными объединениями в избирательную комиссию, организующую проведение выборов, проводится Рабочей группой по приему и проверке представленных избирательными объединениями документов, необходимых для регистрации выдвинутых списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований (далее - Рабочая группа).
Положение о Рабочей группе по приему и проверке представленных избирательными объединениями документов, необходимых для регистрации выдвинутых списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований, и её состав утверждаются постановлением избирательной комиссии, организующей проведение выборов.
2.2. В задачи Рабочей группы входят:
прием подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списков кандидатов, и иных связанных с ними документов;
проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и их подписей;
подготовка ведомостей проверки подписных листов, протоколов итогов проверки подписных листов и итоговых протоколов проверки подписных листов;
хранение подписных листов и иных связанных с ними документов, представленных избирательными объединениями, а также документов, подготовленных в ходе приема и проверки подписных листов;
взаимодействие с уполномоченными представителями и доверенными лицами избирательных объединений, а также правоохранительными органами, иными государственными органами и организациями, осуществляющими учет населения, по вопросам приема и проверки подписных листов;
подготовка материалов, необходимых в случае обжалования в вышестоящих избирательных комиссиях либо суде постановлений (решений) о регистрации либо об отказе в регистрации списков кандидатов.
2.3. Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), а также иных государственных органов.
К проверке подписных листов целесообразно привлекать:
экспертов-почерковедов из территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации;
сотрудников территориальных органов регистрационного учета;
при необходимости, сотрудников иных государственных органов (органов, осуществляющих воинский учет, и т.д.).
2.4. Документы, подготовленные в Рабочей группе, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем Рабочей группы, назначаемым из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2.5. Проверка, как правило, проводится в отдельном помещении.
2.6. В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона при проведении проверки подписей избирателей, вправе присутствовать уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
О соответствующей проверке должен извещаться уведомлением в письменном виде уполномоченный представитель избирательного объединения, представивший установленное количество подписей избирателей. Уполномоченный представитель избирательного объединения может также быть уведомлен по телефону, либо лично, электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо посредством направления смс-сообщения на указанный им номер телефона уполномоченного лица, заявленного избирательным объединением для участия в проверке подписных листов.
Почтовый адрес, адрес электронной почты и телефон для направления извещения сообщаются уполномоченным представителем избирательного объединения при представлении подписных листов.
Факт передачи извещения фиксируется в специальном журнале (примерная форма приведена в приложении N 7) передачи извещений по представленным ранее адресу, в том числе адресу электронной почты, номеру телефона.
Форма журнала передачи извещений утверждается, как правило, до начала избирательной кампании избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы.
Ответственным за ведение и хранение журнала передачи извещений является руководитель Рабочей группы.
Для обеспечения прохода в помещение, где проводятся прием и проверка подписных листов и иных связанных с ними документов, уполномоченные представители избирательных объединений заблаговременно сообщают в избирательную комиссию сведения о лицах, которые будут присутствовать при проведении указанных процедур (примерная форма уведомления приведена в приложении N 1).
2.7. По окончании рабочего дня помещение либо шкафы (сейфы), где хранятся подписные листы и иные связанные с ними документы, должны быть опечатаны. При опечатывании и снятии печати могут присутствовать уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
3. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
3.1. Уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвинутого списка кандидатов и иные документы, необходимые для регистрации списка кандидатов оформленные в соответствии с разделом 3 настоящей Инструкции.
3.2. Вместе с подписными листами в избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде (приложение N 2). В протоколе об итогах сбора подписей должны содержаться следующие сведения: наименование избирательного объединения, количество подписных листов, количество подписей в книге. Протокол подписывается уполномоченным представителем избирательного объединения, с проставлением даты подписания, данные заверяются печатью избирательного объединения.
3.3. Избирательное объединение обязано составить и представить в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы (примерная форма списка в приложении N 3). Данные о сборщике подписей заносятся в указанный список собственноручно каждым из указанных в списке лиц. Список со сведениями о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, избирательное объединение представляет в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе.
3.4. Документы считаются представленными в установленный срок, если уполномоченный представитель избирательного объединения внес оформленные в соответствии с требованиями Закона Карачаево-Черкесской Республики документы, в том числе подписные листы, в помещение избирательной комиссии (кабинет Рабочей группы) до истечения установленного срока представления документов до 18 часов.
Избирательная комиссия, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.
3.5. При приеме документов проверяется наличие документов, необходимых для регистрации, а также присутствие в них всех необходимых данных.
3.6. В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов в представленной книге (книгах).
При проверке соответствия количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству, используется второй экземпляр протокола об итогах сбора подписей, на котором делаются пометки в случае несовпадения количества представленных подписей их заявленному количеству.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов в нее могут вноситься изменения уполномоченным лицом избирательного объединения, представившим документы в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (20-1, 20-2, 20-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
3.7. В случае выявления превышения максимально допустимого количества представленных подписей избирателей уполномоченному представителю избирательного объединения предлагается самостоятельно исключить необходимое количество подписей. Если уполномоченный представитель избирательного объединения отказывается от этого права, Рабочая группа принимает максимально разрешенное количество подписей, при этом отсчет производится последовательно, начиная с первой подписи избирателя первого подписного листа первой книги, до достижения установленного количества.
3.8. После завершения проверки каждая книга с подписными листами заверяется печатью избирательной комиссии. Член Рабочей группы указывает количество принятых подписных листов и количество содержащихся в них подписей избирателей по книге (книгам), проставляя дату принятия и подпись. Указанные записи заверяются также подписью лица, сдавшего подписные листы с указанием его фамилии, имени, отчества.
3.9. В случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол с отметкой "Уточненный", в который вносятся соответствующие изменения, после чего данный протокол подписывается уполномоченным представителем избирательного объединения.
Уточненный протокол может быть составлен и распечатан непосредственно в помещении избирательной комиссии.
3.10. Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных книг с подписными листами.
3.11. Протокол об итогах сбора подписей регистрируется в соответствии с требованиями к регистрации входящих документов в организующей выборы избирательной комиссии. В случае составления уточненного протокола, он регистрируется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей избирателей.
Подписные листы и список лиц, осуществлявших сбор подписей, регистрируются как приложение к протоколу об итогах сбора подписей.
3.12. По окончании процедуры заверения книги (книг) с подписными листами и приема иных документов член Рабочей группы выдает уполномоченному представителю в письменной форме справку, подтверждающую прием подписных листов и иных документов, с указанием перечня наименований поступивших документов, количества листов каждого документа, даты и времени их приема (приложение N 4).
Справка регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в избирательной комиссии.
4. Требования к оформлению подписных листов и книг с подписными листами
4.1. Форма подписного листа и требования к его оформлению установлены в приложении 9 к Закону Карачаево-Черкесской Республики.
4.2. Подписные листы изготавливаются на офсетной бумаге белого цвета формата А4.
4.3. На каждом подписном листе размещается не более и не менее 5 строк для внесения данных об избирателях и их подписи.
4.4. Подписные листы в сброшюрованном и пронумерованном виде представляются в избирательную комиссию в виде книги (книг) со сквозной нумерацией листов не более 100 листов в каждой.
Рекомендуется подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание следует осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные.
На лицевой стороне обложки каждой книги с подписными листами необходимо указать наименование избирательного объединения, номер книги, количество подписных листов в книге, количество подписей избирателей.
Концы прошивочной нити (шнура, шпагата) необходимо выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись уполномоченного представителя избирательного объединения, заверенную печатью избирательного объединения. Рекомендуемые образцы оформления книги (книг) с подписными листами прилагаются (приложения N 5, 6).
4.5. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются такие сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются также в подписном листе.
В случае сбора подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, в составе которого выдвинут кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, в подписном листе указывается информация о том, что данным избирательным объединением выдвинут кандидат (кандидаты), выполняющий (выполняющие) функции иностранного агента, и (или) кандидат (кандидаты), аффилированный (аффилированные) с выполняющим функции иностранного агента лицом.
5. Порядок проверки подписных листов и иных связанных с ними документов
5.1. Порядок проверки подписных листов и иных связанных с ними документов Рабочей группой предусмотрен статьей 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики. Рабочая группа организует проведение сплошной проверки достоверности подписей избирателей.
5.3. Присутствие уполномоченного представителя избирательного объединения при проведении проверки подписных листов фиксируется в Журнале учета присутствия представителей избирательных объединений представивших установленное количество подписей избирателей (приложении N 8).
5.4. Согласно пункту 1.1 статьи 34 Закона Карачаево-Черкесской Республики) после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
5.5. Рабочей группой проверяются все сведения об избирателях, внесенных в подписные листы, правильность оформления подписных листов, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей и лицах, заверивших подписной лист, путем последовательного изучения и сопоставления всех имеющихся у них сведений.
Данные о лицах, осуществлявших сбор подписей, содержащиеся в списке, указанном в пункте 3.3, используются при проверке подписных листов, а именно: сведения в подписных листах должны соответствовать сведениям, указанным в списке, осуществлявших сбор подписей.
Эксперты-почерковеды могут использовать содержащуюся в списке подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, а также его почерк при исследовании подписных листов.
Внесение дополнения и уточнения в список лиц, осуществляющих сбор подписей, не допускается.
5.6. Заключения привлекаемых к проверке экспертов могут служить основанием для признания содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей недостоверными и (или) недействительными.
Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
По результатам проверки подписи могут быть признаны недостоверными или (и) недействительными проверяющими самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо официальной справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Условно экспертов можно разделить на две группы: эксперты-почерковеды и иные эксперты.
Как уже отмечалось в пункте 2.3 настоящей Инструкции, к проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России, Минюста России и иные эксперты (специалисты Минобороны России, органа регистрационного учета и других государственных органов).
Для экспертов-почерковедов указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности.
Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов.
Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.
5.7. Почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям*(1). Методика применяется при проверке подписных листов в ходе федеральных избирательных кампаний с 2011 года.
5.8. Каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (например, лупы с 10-кратным увеличением с подсветкой), делается разработка почерка, проводится сравнительное исследование.
5.9. Иные эксперты при проверке подписных листов используют специальные знания, а также сведения, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
При обнаружении специалистами Минобороны России в персональных данных военнослужащих, а также в сведениях, касающихся мест дислокации воинских частей и иных воинских формирований, содержащихся в подписных листах, несоответствия или неточности в органы военного управления направляется письменный запрос. Только после получения официального ответа принимается решение о признании действительными (или недействительными) внесенных в подписной лист данных.
5.10. При обнаружении специалистами органа регистрационного учета в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.
С использованием Регистра также проверяются сведения об избирателях, отобранные проверяющими.
5.11. Читаемые неоднозначно сведения, указанные избирателями в подписных листах, могут уточняться у присутствующего при проведении проверки подписей избирателей уполномоченного представителя, доверенного лица избирательного объединения.
5.12. При выявлении расхождений между персональными данными избирателей, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе в орган регистрационного учета направляется запрос, подписанный руководителем Рабочей группы либо иным уполномоченным членом избирательной комиссии, в целях получения официальной справки о достоверности сведений, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложениях N 7 и N 8 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года N 08/14295-2016/1/8913 (с учетом изменений, внесенных Протоколом N 3 от 8 мая 2020 года).
При этом недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра.
5.13. После получения официальной справки органа регистрационного учета делается вывод о достоверности либо недействительности подписи избирателя.
5.14. Вместе с тем, если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
5.15. Исходя из пункта 15 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики) проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого списка кандидатов, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается уполномоченному представителю избирательного объединения.
5.16. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона, и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
6. Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными
6.1. Согласно пункту 10 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 33 Закона Карачаево-Черкесской Республики избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. Для признания подписи недостоверной обязательно заключение эксперта-почерковеда.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной.
6.2. Согласно пункту 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Основания для признания подписей недействительными установлены Федеральным законом, а также пунктом 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики.
6.3. С учетом положений статей 33, 33.1, 34, 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики при проведении муниципальных выборов можно выделить следующие случаи, когда подпись может быть признана недействительной.
6.3.1 Повторяющаяся подпись одного и того же избирателя (пункт 9 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Согласно пункту 8 статьи 33 Закона Карачаево-Черкесской Республики избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения различных списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же списка кандидатов.
Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной повторяющаяся подпись одного и того же избирателя.
6.3.2. Подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (подпункт 2 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Согласно пункту 4 статьи 33 Закона Карачаево-Черкесской Республики подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут список кандидатов.
Согласно статье 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики к таким избирателям относятся лица, которые достигнут на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых находится в пределах территории соответствующего избирательного округа, которые не признаны судом недееспособными и не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.
6.3.3. Подпись избирателя в подписном листе, изготовленном с нарушением установленной формы, и (или) в который не внесены предусмотренные законом сведения, и (или) который изготовлен не за счет средств избирательного фонда избирательного объединения (подпункт 9 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Форма подписного листа и требования к его оформлению установлены в приложении 9 к Закону Карачаево-Черкесской Республики.
Неточное указание в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования избирательного округа, если оно соответствует утвержденному образцу, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.
В случае неточного указания в утвержденном организующей выборы комиссией образце подписного листа наименования представительного органа муниципального образования, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования избирательного округа уполномоченный представитель избирательного объединения вправе указать в подписном листе верные сведения.
Проверяющим самостоятельно признаются недействительными все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением установленной формы и утвержденного образца, в том числе с нарушением требований о внесении сведений, и (или) в который не внесены предусмотренные законом сведения, и (или) который изготовлен не за счет средств избирательного фонда избирательного объединения.
6.3.4. Подпись избирателя, сведения о котором внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом (подпункт 5 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Согласно пункту 8 статьи 33 Закона Карачаево-Черкесской Республики данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. В случае если данные об избирателе внесены в подписной лист путем копирования рукописных записей с помощью технических средств, то подписи признаются недействительными при наличии заключения эксперта-почерковеда.
6.3.5. Подпись избирателя, собранная вне периода сбора подписей (подпункт 1 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Соответствующая подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно, исходя из указанной даты внесения подписи избирателем.
6.3.6. Подпись избирателя без указания каких-либо сведений, требуемых законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт 4 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Согласно пункту 8 статьи 33 Закона Карачаево-Черкесской Республики избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или в документе, заменяющем паспорт гражданина.
Необходимо иметь в виду, что неуказание отчества избирателя в подписном листе не может служить основанием для признания подписи недействительной само по себе.
В этом случае соответствующая подпись признается недействительной на основании официального ответа уполномоченного органа при условии наличия у данного избирателя отчества.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета.
При этом необходимо иметь в виду, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, например наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений. Вместе с тем при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры и т.д. данные сведения в подписном листе не указываются.
Соответствующая подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно (при достаточности данных в подписном листе для принятия такого решения) либо на основании официального ответа уполномоченного органа.
6.3.7. Подпись избирателя, собранная на рабочем месте, по месту учебы, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, при оказании благотворительной помощи и в других местах, где сбор подписей запрещен, а также при участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, под принуждением и за вознаграждение (подпункт 10 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Согласно пункту 5 статьи 33 Закона Карачаево-Черкесской Республики в указанных местах и с участием указанных органов сбор подписей не допускается.
Соответствующая подпись признается проверяющим недействительной на основании официальных документов соответствующих органов.
6.3.8. Подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем (подпункты 6 и 7 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений. Также согласно пункту 13 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. Вместе с тем к определению наличия исправления, особенно в дате внесения подписи, целесообразно привлекать эксперта-почерковеда, в этом случае подпись признается недействительной на основании его заключения.
6.3.9. Подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт 3 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Соответствующая подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа регистрационного учета либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписных листов.
6.3.10. Подпись избирателя, дата внесения которой выполнена избирателем несобственноручно (подпункт 6 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики), а также подпись избирателя, фамилия, имя, отчество которого указаны избирателем несобственноручно (подпункт 11 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Эти основания используются в случаях, когда в проверяемой книге (книгах) экспертом-почерковедом выявляются фамилии, имена, отчества избирателей, даты внесения подписей избирателей, выполненные одним лицом (так называемые цепочки).
Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения списка кандидатов, только один раз, то соответственно фамилия, имя, отчество, дата внесения подписи избирателя могут быть выполнены одним лицом только один раз. В связи с этим в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с фамилиями, именами, отчествами, датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.
Соответствующая подпись (подписи) признается недействительной (признаются недействительными) на основании заключения эксперта-почерковеда.
6.3.11. Подпись избирателя, сведения о котором внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист (подпункт 11 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Согласно пункту 8 статьи 33 Закона Карачаево-Черкесской Республики сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист либо самим избирателем, либо по его просьбе лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
В случае если данные внесены иным лицом, подпись признается недействительной.
По этому же основанию недействительными признаются подписи избирателей, данные о которых внесены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (используется образец почерка соответствующего лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, например из списка лиц, осуществлявших сбор подписей, либо из заверительной записи подписного листа).
Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда.
6.3.12. Подпись избирателя, которая внесена в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей; все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (подпункты 13 и 14 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по датам внесения подписей избирателя, лица, осуществлявшего сбор подписей, и уполномоченного представителя избирательного объединения. Заверение подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, возможно одновременно или после даты, указанной избирателем в подписном листе.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись либо все подписи избирателей в подписном листе (в случае, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя избирательного объединения).
6.3.13. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным (подпункт 8 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Аналогично подпунктам 6.3.5 и 6.3.8 настоящего пункта.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными либо проверяющим самостоятельно, либо на основании официальных справок уполномоченных органов.
6.3.14. Подпись избирателя в случае, если соответствующий подписной лист не заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения либо если хотя бы одна из этих подписей выполнена несобственноручно (подпункт 8 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными при отсутствии соответствующих подписей - проверяющим самостоятельно, при их недостоверности - на основании заключения эксперта-почерковеда.
6.3.15. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа (подпункт 8 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно или на основании заключения эксперта-почерковеда (в случае внесения даты несобственноручно).
6.3.16. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения (подпункт 8 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Аналогично подпункту 6.3.7 настоящего пункта.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно.
6.3.17. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт 8 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Аналогично подпункту 6.3.3 настоящего пункта.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными на основании заключения эксперта-почерковеда.
6.3.18. Подпись избирателя в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список лиц, осуществлявших сбор подписей, и представленный в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 12 статьи 33 Закона Карачаево-Черкесской Республики (подпункт 12 пункта 11 статьи 35 Закона Карачаево-Черкесской Республики).
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно.
Если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то в ведомости проверки подписных листов могут быть указаны все основания. Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.
7. Оформление результатов проверки подписных листов
7.1. Результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов (далее - ведомость), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров книг, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей (приложение N 10).
7.2. На каждую проверяемую книгу составляется отдельная ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются. Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными указываются в виде кодов нарушений (приложения N 9, 10).
7.3. Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
7.4. Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, путем проставления подписи эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер книги, номер листа в книге, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.
Заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, наименование избирательного объединения, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера книг (в случае нескольких книг), подписных листов и строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) приобщается к ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.
В случае если Рабочая группа направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий член Рабочей группы вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки с приобщением указанного документа к ведомости.
7.5. После окончания проверки подписных листов Рабочая группа рассматривает ведомости проверки подписных листов, заключения экспертов, официальные справки МВД России о достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и иные документы, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными и (или) недействительными.
8. Оформление итогового протокола проверки подписных листов
8.1. По окончании проверки подписных листов, представленных избирательными объединениями в поддержку выдвижения списка кандидатов составляется итоговый протокол (приложение N 11), в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол подписывается руководителем Рабочей группы и представляется в избирательную комиссию для принятия решения.
8.2. Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому списку кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии уполномоченным представителем избирательного объединения.
8.3. Копия протокола передается уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого списка кандидатов.
8.4. Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации списка кандидатов либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, то по письменному запросу уполномоченного представителя избирательного объединения ему одновременно с заверенной копией итогового протокола проверки подписных листов передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
8.5. Итоговый протокол Рабочей группы прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации списка кандидатов, представленных избирательным объединением.
8.6. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссии решения в соответствии с пунктом 8.5. настоящего раздела может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
9. Рассмотрение возражений избирательных объединений
9.1. При передаче копии итогового протокола (на заседании Рабочей группы) уполномоченному представителю, доверенному лицу избирательного объединения должно быть предоставлено время для изучения итогового протокола и иных прилагаемых к нему документов, а также пояснения о причинах признания той или иной подписи недостоверной и (или) недействительной.
9.2. После получения копии итогового протокола уполномоченный представитель, доверенное лицо избирательного объединения могут представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также уполномоченный представитель, доверенное лицо избирательного объединения могут ознакомиться с подписными листами.
9.3. Представленные возражения рассматриваются Рабочей группой, при этом уполномоченный представитель, доверенное лицо избирательного объединения могут присутствовать при рассмотрении возражений.
9.4. По результатам рассмотрения письменных возражений, указанных в пункте 9.2 настоящего Порядка, составляется справка о результатах рассмотрения возражений.
10. Подготовка документов для рассмотрения на заседание избирательной комиссии
10.1. Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется на заседание избирательной комиссии и прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Внесение изменений в итоговый протокол проверки подписных листов, представленных в поддержку выдвижения списков кандидатов после принятия решения избирательной комиссии не допускается.
10.2. В решении избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе проверки подписных листов данные о количестве представленных избирательным объединением подписей, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
10.3. В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения уполномоченного представителя избирательного объединения в решении указывается количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными (или) недействительными.
11. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации при сборе подписей избирателей в поддержку списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями
11.1. В соответствии со статьей 141 Уголовного кодекса Российской Федерации воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав является уголовно наказуемым деянием. Санкции за указанные действия ужесточаются, если они соединены с подкупом, обманом, применением насилия, либо угрозой его применения, если они совершены должностным лицом путем злоупотребления своим служебным положением либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
11.2. Лица, собирающие подписи избирателей, члены Рабочей группы избирательной комиссии несут персональную ответственность за нарушение порядка пользования конфиденциальной информацией (сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах) в соответствии с федеральным законодательством.
12. Хранение подписных листов и иных документов
12.1. Подписные листы, протоколы об итогах сбора подписей, списки сборщиков подписей, ведомости и протоколы итогов проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, журнал передачи извещений хранятся в помещении избирательной комиссии отдельно по каждому избирательному объединению в специально оборудованном помещении либо в сейфе.
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов несет руководитель Рабочей группы.
12.2. Указанные документы хранятся в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов. По истечении указанного срока хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.