Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Республики Дагестан
от 1 июля 2022 г. N 292-р
Концепция
(описание) обеспечения функционирования государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Дагестан "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Альтаир"
Общие положения
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В. Путин, создание условий, обеспечивающих не только выявление, но и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.
В современных условиях глобальной конкуренции, "больших вызовов" и высокой неопределенности будущее определяют страны, приоритетами которых являются развитие человеческого капитала, максимальное развитие потенциала человека, развитие способностей людей изменять окружающую среду, развивать себя, культуру, свой регион в условиях быстрых и непредсказуемых изменений.
В последние десятилетия ключевым элементом человеческого капитала страны стал интеллектуальный капитал - способность генерировать и осваивать инновации. Интеллектуальный капитал является решающим для модернизации экономики, перехода к новым технологическим укладам и реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Количественные и качественные изменения человеческого капитала в экономике повышают как производительность труда и потребительский спрос, так и предпринимательскую активность. Соответственно образование рассматривается не как затратная сфера, а как инвестиционная сфера, определяющая масштаб экономического роста. Помимо того, что образование создает человеческий капитал как ключевой фактор развития экономики в XXI веке, оно и само является растущей отраслью экономики.
Таланты играют особую роль в человеческом капитале страны и, прежде всего, в секторе интеллектуального капитала. Взращивание и удержание талантов стало задачей национального масштаба в условиях экономики, которая основана на создании и внедрении инноваций.
Существующая российская система развития, поиска и поддержки талантов эффективна и является одной из лучших в мире, что подтверждается впечатляющими успехами российских школьников на международных олимпиадах. Однако Россия уступает странам-конкурентам в масштабах развития талантов.
На уровне региона спектр направлений и образовательных программ ограничен, охват детей и молодежи недостаточен для реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Вне массового развития талантов находятся такие области, как технологии, современные креативные индустрии, наука (внешкольные дисциплины), социальная деятельность, предпринимательство и лидерство, имеющие особое значение для ускорения социально-экономического роста. Практически отсутствует инфраструктура выявления и поддержки талантов в сферах создания и использования технологий, социальной активности и предпринимательства, коммуникаций и дизайна, а также наук, не входящих в школьную программу.
Ситуация осложняется тем, что не созданы механизмы сопровождения, развития способных детей и молодежи при переходе с одного уровня образования на другой. Не развита система удержания талантов после окончания школы или высшего учебного заведения. В результате происходит отток интеллектуального капитала из регионов в крупные города, а оттуда за границу.
Концепция (описание) обеспечения функционирования государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Дагестан "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Альтаир" (далее - Концепция) формулирует цели, задачи, определяет направления, описывает механизмы и этапы развития системы сопровождения одаренных детей в Республике Дагестан.
Цели и задачи Концепции
Одной из ключевых целей Концепции является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, через формирование единого информационного и научно-методического пространства Республики Дагестан по работе с одаренными детьми и молодежью в области науки, искусства и спорта.
Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи ориентировано на выявление, поддержку и сопровождение различных типов одаренности (и их сочетаний), основными из которых являются:
интеллектуальная одаренность (определяется высоким уровнем интеллектуального развития, проявляющимся в научно-исследовательской, инновационной, предметной и проектной деятельности);
творческая и художественная одаренность (проявляется в высоких достижениях в области художественного творчества, музыке, изобразительном искусстве, литературе, сценической деятельности, медиаискусстве);
спортивная одаренность (определяется уровнем физического развития и высокими достижениями в различных видах спорта);
социальная одаренность (определяется успешностью в общественной и предпринимательской деятельности, лидерскими и организаторскими способностями).
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
выявление способностей и талантов у детей и молодежи;
поддержка способностей и талантов у детей и молодежи;
развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия;
разработка диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей и молодежи;
осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи;
развитие государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей;
работа по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организаций образовательного процесса с учетом современных требований;
развитие творческих способностей учащихся;
предпрофильная и профильная подготовка по отдельным предметам;
научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов.
Предполагаемые результаты
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Дагестан "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Альтаир" (далее - Региональный центр "Альтаир").
В рамках мероприятий предполагается развитие Регионального центра "Альтаир" по следующим направлениям:
создание современной материально-технической базы;
соответствие современным требованиям уровня профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности;
расширение сети инновационных образовательных учреждений в Республике Дагестан, в том числе специализированных площадок для выявления и развития талантливых детей и молодежи;
формирование нового поколения программно-методического обеспечения;
дифференцированный и индивидуализированный характер технологии дополнительного образования детей.
Оснащение Регионального центра "Альтаир" средствами обучения, в том числе высокотехнологичным оборудованием, а также приведение в соответствие с требованиями СанПИН обеспечит реализацию программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной (еженедельной) основе, профильных региональных смен, программ с применением дистанционных технологий, мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи. При этом одаренные дети из всех муниципальных образований получают равные возможности проходить образовательные программы в современных образовательных условиях и оснащенных лабораториях, проживая в интернате в пределах одного образовательного учреждения.
Создание современной мотивирующей образовательной среды в Региональном центре "Альтаир" обеспечит подготовку учащихся с метапредметными компетенциями, в дальнейшем способных к достижениям российского и международного уровней и работе по образовательным программам, направленным на опережающее развитие республики. Дополнительные образовательные программы, обеспеченные современной материально-технической базой, способствуют развитию человеческого капитала Республики Дагестан и направлены на реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Таким образом, к 2023 году деятельностью Регионального центра "Альтаир" планируется охватить не менее 15 процентов обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в Республике Дагестан.
Для достижения данного показателя планируется организация деятельности Регионального центра "Альтаир" по ключевым направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт":
1) по направлению "Наука":
физика,
математика, информатика,
технология (робототехника),
химия,
биология,
астрономия,
обществознание,
лингвистика,
экология;
2) по направлению "Искусство":
литературное творчество, рисунок, живопись,
медиаискусство (компьютерная графика, анимация), актерское мастерство;
3) по направлению "Спорт":
шахматы,
волейбол,
гимнастика,
футбол;
4) направление "Проектная деятельность".
Коллегиальные органы управления Регионального центра "Альтаир"
В целях сопровождения процесса создания и функционирования Регионального центра "Альтаир" формируются попечительский экспертный советы, являющиеся его коллегиальными органами управления.
Попечительский совет Регионального центра "Альтаир" (далее - попечительский совет) - ключевой орган управления развитием Регионального центра "Альтаир", руководство деятельностью которого осуществляет Глава Республики Дагестан.
К основным функциям попечительского совета относятся:
координация деятельности Регионального центра "Альтаир";
разработка и утверждение рекомендаций по приоритетным направлениям образовательной деятельности Регионального центра "Альтаир", видам реализуемых им программ и принципам формирования и использования его имущества;
определение приоритетных направлений образовательной и спортивной деятельности Регионального центра "Альтаир", в том числе по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство", с учетом приоритетных направлений, предусмотренных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, а также планами социально-экономического, культурного и спортивного развития Республики Дагестан;
одобрение назначения руководителя Регионального центра "Альтаир" и досрочного прекращения его полномочий;
определение основных направлений организационного, управленческого и финансового развития и функционирования Регионального центра "Альтаир", формирование рекомендаций для руководителя Регионального центра "Альтаир" по вопросам деятельности Регионального центра "Альтаир";
формирование и утверждение состава постоянно действующего экспертного совета Регионального центра "Альтаир";
утверждение по представлению экспертного совета Регионального центра "Альтаир" критериев отбора обучающихся и руководителей программ по направлениям образовательной и спортивной деятельности Регионального центра "Альтаир";
утверждение финансового плана Регионального центра "Альтаир" и внесение в него изменений;
согласование по представлению руководителя Регионального центра "Альтаир" основных параметров организационной структуры Регионального центра "Альтаир".
Экспертный совет Регионального центра "Альтаир" (далее - экспертный совет) - коллегиальный орган, к основным функциям которого относятся содержательное, программное и научно-методическое обеспечение деятельности Регионального центра "Альтаир", в том числе содержательное и методическое обеспечение разработки и реализации программ по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" и иных мероприятий.
К основным задачам экспертного совета относятся:
разработка и отбор мероприятий и образовательных программ Регионального центра "Альтаир" по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт";
участие в поиске, отборе и привлечении экспертных организаций, специалистов в области науки, искусства и спорта, преподавателей для реализации программ по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт" и проведения иных мероприятий Регионального центра "Альтаир";
утверждение критериев отбора обучающихся и руководителей программ по направлениям образовательной и спортивной деятельности Регионального центра "Альтаир";
анализ потребностей, формирование предложений по ресурсному, материально-техническому, инфраструктурному и кадровому обеспечению программ Регионального центра "Альтаир", а также по развитию образовательной и спортивной инфраструктуры Регионального центра "Альтаир" для создания оптимальной среды по работе с детьми в области науки, искусства, спорта;
анализ результативности и эффективности реализации программ Регионального центра "Альтаир" по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство";
организация дальнейшей поддержки и сопровождения наиболее успешных и мотивированных обучающихся Регионального центра "Альтаир", определение форм и механизмов их взаимодействия с ведущими педагогами, учеными, деятелями в области искусства и культуры, представителями спортивной отрасли и организаций-партнеров с целью их дальнейшего профессионального развития; участие в формировании и экспертизе перечня мероприятий и образовательных программ Регионального центра "Альтаир";
участие в формировании программ дополнительного профессионального образования педагогических, тренерских и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью.
Формирование инфраструктуры Регионального центра "Альтаир"
Региональный центр "Альтаир" создается в виде отдельного юридического лица в организационно-правовой форме государственного автономного образовательного учреждения.
Инфраструктура Регионального центра "Альтаир" должна соответствовать направлениям работы, утвержденным его попечительским советом.
Имущественный комплекс Регионального центра "Альтаир" будет находиться в собственности Республики Дагестан и использоваться центром на праве оперативного управления.
Имущественный комплекс Регионального центра "Альтаир" должен включать в себя инфраструктурные объекты, позволяющие организовать работу по выявлению и сопровождению одаренных детей, в том числе: кампус (доступную инфраструктуру) для проживания детей, коворкинг (от 30 рабочих мест), лекторий (от 60 человек), зону для проектной деятельности (вместимостью не менее 10-12 человек), кабинеты для аудиторных занятий, лаборатории, спортивные и хореографические залы и другие специализированные помещения по направлениям деятельности Регионального центра "Альтаир" (не менее 400 мест суммарно), административно-хозяйственные зоны (серверную, зону ресепшн' медиатеку и т.д.), общественные пространства.
Инфраструктура Регионального центра "Альтаир" должна включать доступ к Интернету не менее 3 мб/с на одного обучающегося, оборудование для видео-конференц-связи и для видеоконтента.
Инфраструктура Регионального центра "Альтаир" должна соответствовать следующим нормативным правовым актам:
санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28;
своды правил межгосударственных стандартов, национальных стандартов, своды правил в области безопасности зданий и сооружений, утвержденные приказом Госстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687;
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006.
Инфраструктура Регионального центра "Альтаир" должна обеспечивать его доступность для всех целевых аудиторий (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья), эргономичность, трансформируемость (мультифункциональность) помещений, надлежащую звукоизоляцию.
Перечень средств обучения и подготовки (включая высокотехнологичное оборудование), которыми будет оснащен Региональный центр "Альтаир", определяется экспертным советом. К формированию перечня средств обучения и подготовки, включая высокотехнологичное оборудование, по согласованию с экспертным советом могут привлекаться иные экспертные организации, а именно: ведущие образовательные и научные организации Республики Дагестан, организации культуры и спорта.
Перечень средств обучения и подготовки планируется формировать с учетом выбранных приоритетных направлений образовательной деятельности Регионального центра "Альтаир", основываясь на современных и актуальных моделях оборудования, спортивного инвентаря и экипировки и в соответствии с содержанием запланированных и согласованных экспертным советом программ и мероприятий по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт".
Проведение закупок оборудования и средств обучения для оснащения Регионального центра "Альтаир" будет осуществляться на основании актуальных норм законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими юридическими лицами.
При формировании в Региональном центре "Альтаир" перечня средств обучения и воспитания по программам направления "Наука" предполагается использование соответствующих перечней средств обучения, разработанных для наиболее родственных видов деятельности той же направленности, в частности определенных приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 465 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".
При формировании перечня спортивного оборудования и экипировки рекомендуется руководствоваться распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N 1188-р "Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года". Минимальный перечень спортивного оборудования, инвентаря и экипировки определяется на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, программы по которым реализуются в Региональном центре "Альтаир".
При оснащении музыкальными инструментами, звуковым оборудованием и материалами рекомендуется учитывать опыт реализации национального проекта "Культура" по обеспечению качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры, созданию культурной среды, а также требования российского законодательства в части ограничений на закупку музыкальных инструментов и звукового оборудования иностранного производства.
Формирование штатного расписания Регионального центра "Альтаир"
Определение штатной численности и формирование штатного расписания для обеспечения функционирования Регионального центра "Альтаир" осуществляются в соответствии с нормами федерального законодательства, касающимися нормирования и оплаты труда в образовательных организациях и организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность Региональ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.