Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 33
Информация
за 2021 год о ходе выполнения решения Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ
Тарифная политика на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ разрабатывается в соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года. Концепция определяет принципы формирования согласованной тарифной политики железнодорожных администраций государств - участников СНГ на перевозку грузов в межгосударственном и международном сообщениях. С целью принятия Тарифной политики один раз в год проводится Тарифная Конференция.
Ставки Тарифной политики, применяемые железнодорожными администрациями, имеют единую согласованную тарифную базу и уровень ставок является максимальным. Вместе с тем, каждая администрация имеет возможность снижения и увеличения объявленного предельного тарифа, предоставления исключительных тарифных условий перевозок грузоотправителям для обеспечения конкурентоспособности железнодорожных перевозок.
Железнодорожные администрации проводят работу по совершенствованию Тарифной политики, направленной на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт. В этих целях устанавливаются конкурентоспособные сквозные ставки на перевозки грузов, разрабатываются и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок, использование средств республиканских бюджетов для поддержки пассажирских перевозок, поставок подвижного состава, развития приграничной инфраструктуры, строительства объектов производственного назначения.
Азербайджанская Республика.
В целях привлечения дополнительных объемов грузоперевозок, следующих транзитом по территории Азербайджанской Республики, в 2021 году ЗАО "Азербайджанские железные дороги" установило нижеследующие понижающие коэффициенты:
- при перевозке грузов в вагонах в/из Республику Таджикистан;
- при перевозке грузов в вагонах и контейнерах назначением из/в страны Средней Азии и Китай, проходящих транзитом по территории Азербайджанской Республики, кроме опасных, негабаритных, грузов в рефсекциях, нефти и нефтепродуктов, газа, спирта, вина;
- при перевозке грузов из Республики Казахстан, Туркменистана и Республики Узбекистан по маршруту Алят - Беюк-Кясик - Алят и из Республики Казахстан через Российскую Федерацию по маршруту Ялама - Беюк-Кясик;
- при перевозке грузов из Китая в третьи страны и в обратном направлении по маршруту Достык - Актау (порт) - Алят - Поти в составе контейнерного поезда;
- при перевозке грузов в вагонах и контейнерах по Транскаспийскому Международному Транспортному Маршруту (ТМТМ), а также для грузов, перевозимых по маршруту Баку - Тбилиси - Карс из Российской Федерации и Среднеазиатских стран;
- при перевозке грузов в вагонах и контейнерах в Иран по транзитному участку Ялама - Астара (Азербайджанская Республика) - Астара (Иран), а также по маршруту Беюк-Кясик - Астара (Азербайджанская Республика) - Астара (Иран).
Кроме того, в 2021 году ЗАО "Азербайджанские железные дороги" установило конкурентоспособные тарифы на импортные, а также на экспортные перевозки грузов в вагонах и контейнерах.
Республика Армения.
Тарифная политика ЗАО "ЮКЖД" на 2021 фрахтовый год (далее ТП ЗАО "ЮКЖД") сформирована в соответствии с основными принципами Тарифной политики стран СНГ, утвержденной на XXIX Тарифной Конференции (г. Нур-Султан, Республика Казахстан) 27-29.10.2020 года.
С целью обеспечения условий, указанных в п. 6 Приложения 2 к Приложению 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе, предельный уровень унифицированных тарифов во всех видах сообщений установлен на уровне базовых ставок МТТ ТП СНГ.
В рамках проводимой Тарифной политики, с целью сохранения доступности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок, ЗАО "ЮКЖД" ежеквартально устанавливались корректировочные коэффициенты на перевозки грузов в зависимости от дальности перевозки и вида сообщений.
С целью привлечения грузов на железнодорожно-паромное сообщение Кавказ (Российская Федерация) - Поти (Грузия) - Кавказ (Российская Федерация), ЗАО "ЮКЖД" было предоставлено клиентам скидка на международные грузоперевозки через железнодорожно-паромное сообщение Кавказ - Поти - Кавказ.
Для стимулирования экспорта предоставлялись поправочные коэффициенты на перевозку медного концентрата в полувагонах при гарантированном объеме. С целью продолжения работы по восстановлению потока зерновых культур в импортном сообщении (в вагонах) и 40 футовых контейнеров в международном сообщении (в составе контейнерного поезда), ЗАО "ЮКЖД" установлены специальные тарифные ставки совместно с АО "Грузинская железная дорога".
Республика Беларусь.
Белорусская железная дорога, являясь участницей Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (Железных дорог) государств - участников СНГ, проводит работу по совершенствованию тарифной политики, направленную на сохранение существующих и привлечение дополнительных объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2021 фрахтовый год (далее - Тарифная политика) была принята на Тарифной Конференции железнодорожных администраций (Железных дорог) стран СНГ - участниц Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (Железных дорог) государств - участников СНГ 29 октября 2020 года в г. Нур-Султан (Республика Казахстан).
В 2021 году Тарифная политика применялась Белорусской железной дорогой при перевозках грузов транзитом по территории Республики Беларусь, кроме транзитных перевозок в рамках Евразийского экономического союза, регулируемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. По итогам работы Белорусской железной дороги за 2021 год объем перевозок, тарифицируемых по Тарифной политике, составил 21,7 млн тонн, или 103,8% к 2020 году.
Республика Казахстан.
В соответствии с Тарифным Соглашением железнодорожных администраций (Железных дорог) государств - участников СНГ от 17 февраля 1993 года и Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года АО "НК "Казахстан темир жолы" осуществляет гибкую тарифную политику, взаимодействует с сопредельными железнодорожными администрациями по привлечению транзитных грузов путем установления специальных тарифных ставок и понижающих коэффициентов к действующим тарифам на транспортировку грузов.
Так, в целях сохранения действующих, а также привлечения дополнительных объемов перевозок грузов, следующих в транзитном сообщении по железной дороге Казахстана, в 2021 году были установлены понижающие коэффициенты на легковые автомобили, цемент, полиэтилен, полипропилен, цветные металлы, черные металлы, жмых и шрот, цинк, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, серу, древесину, калия хлорид, оксид алюминия, отличный от искусственного корунда (глинозем), алюминий, кокс нефтяной, калий хлористый, медный концентрат, окатыши и железорудный концентрат, уголь, хлопок, картофель, мясо птицы, сахар-сырец, плодоовощную и скоропортящуюся продукцию, сухофрукты, масло растительное, сахар, стекло, зерновые грузы, семена, пряжу, каучук и др.
Также для поддержания конкурентоспособных условий на перевозку грузов в контейнерах в 2021 году были установлены специальные ставки:
- на перевозки плодоовощной продукции из Республики Узбекистан и Республики Таджикистан в Российскую Федерацию в приватных крупнотоннажных контейнерах, в том числе на перевозки порожних приватных универсальных крупнотоннажных контейнеров в составе контейнерного поезда из Республики Узбекистан в Российскую Федерацию;
- на перевозки крупнотоннажных контейнеров из/в Китая в/из Турцию, Российскую Федерацию, Украину, Республику Молдова, Иран, страны Европы;
- на перевозки танк - контейнеров в составе контейнерного поезда из Китая в Иран.
Киргизская Республика.
При формировании тарифов на перевозки грузов, а также с целью увеличения объемов в международном сообщении ГП "НК "Кыргыз темир жолу" руководствуется Тарифным Соглашением и Концепцией.
В соответствии с законодательством Киргизской Республики перевозки грузов в международном сообщении освобождены от налога на добавленную стоимость.
В 2021 году на перевозку угля в вагонах инвентарного парка в экспортном сообщении была установлена скидка в размере 40%.
По результатам работы за 2021 год отправление грузов составило 2112 тыс. тонн или 104,8% к результату 2020 года, грузооборот выполнен в объеме 1003 млн тонно-километров или 107% к уровню 2020 года.
Республика Молдова.
Тарифная политика ГП "Железная дорога Молдовы" на перевозку грузов в международном сообщении на 2021 фрахтовый год была разработана на базе согласованной Тарифной политики Железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении, принятой XXIX Тарифной Конференцией железнодорожных администраций, которая состоялась 29 октября 2020 года в г. Нур-Султан (Республика Казахстан).
В целях сохранения традиционных грузопотоков и привлечения дополнительных объемов перевозок, следуемых транзитом по территории Республики Молдова, ГП "Железная дорога Молдовы" были установлены понижающие коэффициенты к ставкам тарифной политики ГП "Железная дорога Молдовы", которые были объявлены всем участникам Тарифного Соглашения и размещены на официальном сайте ГП "Железная дорога Молдовы".
Для обеспечения конкурентоспособных тарифных условий по отношению к другим видам транспорта, сохранения существующих и привлечения дополнительных объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом - предоставлялись понижающие коэффициенты к базовым ставкам тарифной политики ГП "Железная дорога Молдовы" на перевозку экспортно-импортных грузов.
Российская Федерация.
Тарифная политика на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ разрабатывается в соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года. Концепция определяет принципы формирования согласованной тарифной политики железнодорожных администраций государств - участников СНГ на перевозку грузов в межгосударственном и международном сообщениях. С целью принятия Тарифной политики один раз в год проводится Тарифная Конференция.
В период с 27 по 29 октября 2020 года в г. Нур-Султан (Республика Казахстан) состоялась XXIX Тарифная Конференция железнодорожных администраций стран Содружества Независимых Государств - участниц Тарифного Соглашения, на которой сформирован уровень ставок на перевозки грузов в международном сообщении и согласована Тарифная политика Железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2021 фрахтовый год.
В соответствии с пунктом 1.8. Тарифной политики СНГ на 2021 фрахтовый год специальные тарифные условия на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам были установлены решениями правления ОАО "РЖД", информация о них размещена на официальном сайте ОАО "РЖД". Данные решения правления ОАО "РЖД" формировали уровень транзитных тарифов по российским железным дорогам в 2021 году на уровне ставок 2020 года.
В соответствии с Тарифным Соглашением железнодорожных администраций (Железных дорог) государств - участников СНГ от 17 февраля 1993 года и Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года, ОАО "РЖД" проводит системную работу по совершенствованию тарифной политики, направленную на сохранение существующих и привлечение дополнительных объемов перевозок грузов.
Так, на 2021 год были установлены конкурентные тарифы на перевозки следующих грузов:
- минеральных удобрений из Республики Узбекистан в третьи страны;
- алюминия из Республики Таджикистан;
- нефти и нефтепродуктов;
- автомобилей;
- серы из Республики Узбекистан и Туркменистана;
- грузов в рефрижераторных вагонах;
- грузов в контейнерах.
Кроме того, были установлены пониженные тарифы на транзитные перевозки цветных металлов, угля, сахара-сырца, зерна, плодоовощной продукции, кокса, карбамида и полистирола.
Республика Таджикистан.
При формировании тарифов на перевозки грузов в международном сообщении ГУП "Таджикская железная дорога" руководствуется решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года "О Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ".
В 2021 году в Тарифной политике были установлены понижающие коэффициенты на экспортно-импортные перевозки по ГУП "Таджикская железная дорога" на следующие грузы:
- все грузы, прибывающие в Республику Таджикистан в адреса предприятий железнодорожного транспорта - 0,50 (50%);
- свежие и замороженные фрукты, овощи и бахчевые культуры в рефрижераторном подвижном составе - 0,50 (50%); в крытых вагонах - 0,70 (30%);
- глинозем - 0,90 (10%);
- алюминий - 0,90 (10%).
Дополнительно на перевозки муки и зерна из Республики Казахстан в Республику Таджикистан через МГСП Амузанг на Хатлонский участок - 0,5 (50%).
Кроме того, в течение 2021 года предоставили скидки на экспортные и импортные грузы:
- на перевозку сельхозпродукции - 0,20 (80%) на Хатлонский участок;
- на все грузы, кроме наливных - 0,70 (30%), на Хатлонский участок;
- на наливные грузы - 0,60 (40%), на Хатлонский участок;
- алюминий - 0,50 (50%);
- со станции Яван-Амузанг на перевозку цемента: в полувагонах - 0,50 (50%), в крытых вагонах - 0,60 (40%), в вагонах-цементовозах - 0,50 (50%).
- со станции Яван-Кудукли на перевозку цемента: в полувагонах - 0,70 (30%), в вагонах-цементовозах - 0,50 (50%).
- все экспортные грузы из Республики Таджикистан: со станции Спитамен и Джабор Расулов в направлении станции Бекабад - 0,60 (40%); со станции Худжанд в направлении станции Бекабад - 0,70 (30%); в направлении станции Истиклол - 0,80 (20%).
На все грузы по транзитному участку Бекабад-Истиклол-Бекабад - 0,20 (80%).
Дополнительные скидки ко всем действующим коэффициентам на экспортные перевозки отдельных видов сельскохозяйственной продукции в рефрижераторном и крытом подвижном составе предоставлялись по сезону.
За 2021 год объем перевозок ГУП "Таджикская железная дорога" в целом уменьшился по сравнению с данными за 2020 года и составил: грузооборот - 253,2 млн тонно-километров нетто (-20,9 млн тонно-километров нетто или -7,2%), выгрузка грузов - 4721,1 тыс. тонн (-313,6 тыс. тонн или -6,2%), экспортные перевозки - 789 тыс. тонн (-216,6 тыс. тонн или -21,5%), импортные перевозки - 4529,1 тыс. тонн (-246,2 тыс. тонн или -5,2%).
Экспорт алюминия из Республики Таджикистан за 2021 год уменьшился по сравнению с 2020 годом на 48,7 тыс. тонн, экспорт хлопка-волокна увеличился на 10,9 тыс. тонн. Импорт глинозема уменьшился на 75 тыс. тонн.
Одной из немаловажных причин снижения объема перевозок является переориентация экспортно-импортных перевозок на автомобильный транспорт.
В общей структуре перевозок за 2021 год 13,8% занимает экспорт, 79,3% - импорт и 3,4% - местные перевозки.
За указанный период отремонтировано капитальным ремонтом - 103 вагона, деповским - 912 грузовых вагонов.
Туркменистан.
В течение 2021 фрахтового года, в целях создания благоприятных условий для грузоклиентов, сохранения и привлечения дополнительных объемов грузов, Агентством "Туркменские железные дороги", к ставкам Тарифной политики на 2021 год устанавливались понижающие коэффициенты при транзитных перевозках следующих грузов:
- при перевозках из Республики Узбекистан хлопка, пшеницы, удобрений;
- при перевозках грузов назначением на станции Республики Узбекистан через порт Туркменбаши;
- для привлечения дополнительных грузопотоков по линии Узень - Болашак - Серхетяка - Акяйла/Сарахс в/через Иран при перевозках всех видов грузов;
- при перевозках всех видов грузов назначением в Афганистан на направлениях через п/п Серхетяка - Имамназар/Акина ИРА, Серхетабад/Тургунди ИРА, через п/п Сарахс - Имамназар/Акина ИРА, Серхетабад/Тургунди ИРА, а также через порт Туркменбаши - Серхетабад/Тургунди ИРА и Имамназар/Акина ИРА.
В целях увеличения объема транзита грузов Республики Таджикистан железнодорожным транспортом по территории Туркменистана и активизации сотрудничества в области развития международных транспортных коридоров, были установлены понижающие коэффициенты при перевозках транзитных, экспортных из ТРК назначением в ТДЖ и импортных из ТДЖ в ТРК грузов.
Кроме того, установлены специальные ставки на транзитные перевозки по территории Туркменистана контейнерных поездов по линии Китай - Казахстан - Туркменистан - Иран, следующих маршрутом Достык/Алтынколь - Болашак - Акяйла/Сарахс.
При экспортных перевозках сырой нефти, битума нефтяного, полиэтилена, полипропилена, серы, карбамида, калийных удобрений, цемента, стекла и грузов в контейнерах также были установлены понижающие коэффициенты.
Республика Узбекистан.
1. Мероприятия по реализации Тарифной политики на 2021 год.
В целях привлечения объемов перевозок грузов в международном сообщении по территории АО "Узбекские железные дороги", на 2021 год были предоставлены следующие скидки:
На транзитные перевозки:
- зерновые грузы, мука, мука фосфоритная, нефтепродукты из Республики Казахстан;
- все виды экспортных и импортных грузов Туркменистана;
- все виды грузов в/из Киргизской Республики, следуемые через пограничные переходы Савай / Карасу Уз, Султанабад / Карасу Уз, Кувасай / Пост 38 км, Ханабад / Джалалабад, Учкурган / Шамалдысай;
- нефтепродукты, лесные грузы, зерно и мука, масло и сахар в Исламскую Республику Афганистан;
- все виды грузов, экспортируемые из Исламской Республики Афганистан;
- все виды грузов в/из Республики Таджикистан по транзитным участкам Каракалпакстан эксп. - Амузанг эксп. и в обратном направлении, Каракалпакстан эксп. - Кудукли эксп. и в обратном направлении, Каракалпакстан эксп. - Бекабад эксп., следуемые через порты Актау и Курык и в обратном направлении, Келес эксп. - Кудукли эксп. и в обратном направлении, Келес эксп. - Амузанг эксп. и в обратном направлении.
На экспортные перевозки следующих видов грузов Республики Узбекистан:
- свежая и переработанная плодоовощная продукция, автомобили, строительные грузы, мука, химические и минеральные удобрения.
На импортные перевозки следующих видов грузов Республики Узбекистан:
- продовольственный картофель, рис, сахар, растительное масло, мясо птицы, пшеница, семена подсолнуха, сырая нефть, нефтепродукты, уголь, лесные грузы.
2. Результаты анализа применения сквозных ставок дифференциации тарифов.
Сквозные ставки на перевозки контейнеров в составе контейнерного поезда:
- по маршрутам: "Китай - Казахстан - Узбекистан - Туркменистан - Иран" и в обратном направлении, "Китай - Казахстан - Узбекистан - Туркменистан - Иран - Турция" и в обратном направлении, "Страны АТР - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Европа" и в обратном направлении;
- на перевозки плодоовощной и скоропортящейся продукции в экспортно-импортном сообщениях из/в Республики Узбекистан в/из Российскую Федерацию в рамках проекта "Агроэкспресс".
3. Меры по снятию нагрузки на грузовые тарифы.
Налогообложение по перевозкам грузов в международном сообщении по территории Республики Узбекистан производится по нулевой ставке.
Украина.
Акционерное общество "Украинская железная дорога" на выполнение решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года (далее - Концепция) руководствуется мерами регулирования тарифов в международном сообщении, установленными Концепцией, только при перевозках транзитных грузов.
Тарифы на перевозки транзитных грузов по территории Украины установлены Тарифной политикой Железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозку грузов в международном сообщении.
При формировании и установлении тарифов на перевозки транзитных грузов железные дороги Украины руководствуются основными принципами, определёнными Концепцией, при этом также учитывается:
- мониторинг основных ценообразующих факторов, в том числе:
- себестоимость перевозки железнодорожным транспортом;
- уровень тарифов, который сложился в предыдущий фрахтовый год;
- уровень тарифов на перевозки грузов во внутреннем сообщении;
- динамика объемов перевозок отдельных родов грузов;
- конъюнктура международного транспортного рынка и уровень тарифов на железных дорогах, которые составляют конкуренцию украинским железным дорогам:
- уровень мировых цен на продукцию, которая перевозится железными дорогами;
- доля транспортной составляющей в цене продукции;
- другие факторы, которые существенно влияют на конкурентоспособность перевозок через территорию Украины.
Для обеспечения конкурентоспособности тарифов при перевозке транзитных грузов по территории Украины предусмотрено применение к базовым ставкам Тарифной политики понижающих коэффициентов, учитывающих логистические параметры и величину транспортной составляющей в цене грузов. Практикуется согласование и установление сквозных тарифов, как с железнодорожными администрациями (Железными дорогами), так и с другими перевозчиками, предоставление специальных тарифных условий в зависимости от объемов привлеченных грузов.
На 2021 год были установлены льготные тарифы на перевозки транзитом по территории Украины на уровне, приближенном к уровню 2020 года: угля каменного, руды железной, кокса, светлых и темных нефтепродуктов, газов сжиженных, черных металлов, чугуна, серы, минеральных удобрений, метанола, зерновых грузов, продуктов питания, древесины, изделий из древесины и пиломатериалов, строительных грузов, продуктов неорганической и органической химии, контейнеров и контейнеров в составе контейнерных поездов.
В 2021 году транзитом по территории Украины было перевезено 11,5 млн тонн грузов, что на 8,3% меньше, чем в 2020 году. Тарифный грузооборот уменьшился на 8,8% и составил 13,0 млрд тонно-километров. Среднее расстояние перевозок уменьшилось на 0,6% до 1 132 км.
В общем грузообороте удельный вес транзитных перевозок составил 7%, в общем объеме перевозок грузов - 4%. При этом 96% украинского транзита формировалось в государствах - участниках СНГ, в частности: 77% - в Российской Федерации, 11% - в Республике Беларусь, 7% - в Республике Молдова.
В структуре перевозок транзитных грузов основную номенклатуру составляли: руда железная и марганцевая - 42%, каменный уголь - 17%, черные металлы - 10%, химические и минеральные удобрения - 7%, зерновые грузы и нефтепродукты - по 5%.
Одним из важнейших направлений является развитие контейнерных перевозок. В течение 2021 года перевозки в составе контейнерных поездов составили 48% от общего объема перевозимых контейнеров по территории Украины, в составе транзитных контейнерных поездов - 9,4%.
Потенциал украинских железных дорог позволяет наращивать объемы и формировать контейнерные поезда в новых направлениях.
В 2021 году организованы и курсируют более 90 контейнерных поездов, в том числе 17 международных.
Из общего количества международных поездов в 2021 году организованы 3 поезда в следующих направлениях:
Россия - Украина, Китай - Казахстан - Россия - Украина, Словакия/Польша - Украина - Россия - Казахстан - Китай.
О снятии нагрузки на грузовые тарифы, вызванные убыточностью пассажирских перевозок, с использованием государственных дотаций.
Убытки пассажирского хозяйства покрываются за счет грузовых перевозок. Перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых в 2021 году осуществлено (по оперативным данным) более чем на 482,2 млн долларов США. Для уменьшения перекрестного субсидирования пассажирского хозяйства, а также с целью приведения тарифов к экономически обоснованному, безубыточному уровню, АО "Укрзализныця" в 2021 году проиндексировано тарифы на пассажирские перевозки во внутреннем сообщении на 19,5%, но и при этом установленные тарифы остаются убыточными.
Вместе с тем, следует отметить, что с марта 2020 года пассажирские перевозки в международном сообщении со странами СНГ приостановлены в связи с пандемией коронавируса SARS-CoV-2.
О финансировании пассажирского подвижного состава.
Финансирование приобретения пассажирских вагонов осуществлялось за счет собственных средств АО "Укрзализныця".
В 2021 году из Государственного бюджета Украины выделено на обновление пассажирского подвижного состава средств в размере 112,8 млн долларов.
Согласно законодательству Украины АО "Укрзализныця" обеспечивает льготный проезд 17 отдельным льготным категориям граждан во внутреннем, международном и пригородном сообщениях.
За 2021 год льготных категорий граждан перевезено 23,8 млн человек на общую сумму 28,9 млн долларов США, получено компенсации - 6,17 млн долларов США, задолженность составляет 22,7 млн долларов США, что составляет 21,4% от общей суммы.
В 2021 году на дополнительное обустройство железнодорожных пунктов пропуска (пунктов контроля) на государственной границе Украины потрачено 957,7 тыс. долларов США, в том числе со странами Европейского Союза - 675,7 тыс. долларов США. Все мероприятия выполнены за собственные средства АО "Укрзализныця". Средства из государственного бюджета не выделялись.
Грузия.
АО "Грузинская железная дорога" продолжает работать по дальнейшему совершенствованию Тарифной политики, осуществляет гибкую тарифную политику, направленную на сохранение действующих и привлечение новых грузопотоков, вся информация о ТП АО "ГЖД" была размещена на официальном сайте Грузинской железной дороги.
На перевозку ряда транзитных грузов, таких как: уголь, кокс каменноугольный, зерновых, масличных и бобовых культур, цветных металлов, ферросилиций и др., прибывших проследованием через порты Грузии и обратно, были установлены льготные спецставки.
Кроме этого, для транзитных перевозок действовали объемные скидки на перевозку: "Нефть и нефтепродукты", скоропортящихся грузов, зерновых и масличных культур, шрота, сахара-сырца, оксида алюминия (глинозём), гранулированной серы, карбамида, шрота, сои и подсолнечника.
Многие вопросы, в том числе в области контейнерных перевозок, решались в рамках двусторонних и многосторонних договоренностей железных дорог - участниц Тарифного Соглашения и были установлены единые тарифные ставки на их перевозки, как в составе контейнерных поездов, так и в составе грузовых поездов.
До введения в эксплуатацию новой железнодорожной линии Баку - Тбилиси - Карс, на участке проводились экспериментальные перевозки (в основном контейнерные перевозки) с установлением спецставок.
В установленных тарифных условиях предусматривались льготы по использованию собственных (не перевозчика) маневровых локомотивов.
С целью возобновления перевозок грузов через железнодорожно-паромную переправу Кавказ - Поти, совместно с Южно-Кавказской железной дорогой и Российскими железными дорогами были разработаны конкурентные тарифные условия, однако в связи с отсутствием парома перевозки не осуществлялись.
В условиях всемирной пандемии COVID-19, на железной дороге грузовые перевозки осуществлялись бесперебойно.
В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры товарного и транспортного рынка, на Грузинской железной дороге велись работы по снижению себестоимости пассажирских и грузовых перевозок.
На дороге, в отдельные филиалы выделены хозяйства пассажирского комплекса, грузовых перевозок и инфраструктуры.
Вопросы компенсации затрат на пассажирские перевозки, приобретения подвижного состава, строительства и реконструкции объектов пассажирского хозяйства за счет государственного бюджетного финансирования, за отчетный год не рассматривались. Единым средством финансирования приобретения пассажирских вагонов - за счет собственных средств.
Исходя из вышеуказанного, не удалось снять нагрузку на грузовые тарифы, вызванные убыточностью пассажирских перевозок.
По результатам работы в 2021 году в международном сообщении (экспорт-импорт, транзит) по Грузинской железной дороге было перевезено 10,3 млн тонн грузов. По сравнению с 2020 годом объём перевозок увеличился на 12%. В перевезенном объеме грузов 65% составляют транзитные перевозки через морские порты и сухопутные пограничные переходы Грузии.
Латвийская Республика.
Работа, проводимая по совершенствованию согласованной Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ, является основополагающей для ГАО "Латвийская железная дорога" в принятии решений, направленных на сбалансированное повышение качества предоставляемых услуг.
По результатам работы в 2021 году по Латвийской железной дороге было перевезено 23,467 млн тонн грузов. По сравнению с 2020 годом объём перевозок уменьшился на 43,4%. В общем перевезенном объеме грузов 75,8% составляют транзитные перевозки через морские порты и сухопутные пограничные переходы Латвии.
В настоящее время для сохранения и привлечения дополнительных объемов перевозок устанавливаются экономически обоснованные тарифные условия на перевозку отдельных грузов на взаимовыгодных условиях под конкретные объемы и маршруты перевозок совместно с заинтересованными участниками Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.