Решение Приморского краевого суда от 24 марта 2022 г. по делу N 3а-78/2022
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кима О. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, администрация Анучинского муниципального округа Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" об оспаривании в части нормативных правовых актов,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Данное распоряжение 30 декабря 2019 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Данное распоряжение 24 декабря 2020 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Ким О. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости площадью ... кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный объект недвижимости включен в вышеназванные Перечни на 2020 и 2021 годы под пунктами N и N соответственно.
Административный истец с включением принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в указанные Перечни объектов не согласен, поскольку здание не является административно-деловым либо торговым центром, расположено на земельном участке с видом использования "Предприятия III класса вредности по классификации СанПин". Согласно экспликации к технической документации на долю складских помещений приходится около 71% общей площади, остальные 19% составляют вспомогательные, технические помещения (туалеты, лестничные клетки, бытовки). Решения об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов не принималось, в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в оспариваемые Перечни процедура определения фактического использования данного объекта не проводилась.
Просит признать недействующими пункт N распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри и пункт N распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри со дня их принятия.
На основании определения суда от 2 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" ( далее - КГКУ "УЗИ"); Правительство Приморского края и КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" исключены из числа заинтересованных лиц.
В судебное заседание представители министерства экономического развития Приморского края, КГКУ "УЗИ", администрации Анучинского муниципального округа Приморского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Петлеван И.А. на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск. Пояснила суду, что объект включен в Перечень на 2020 год на основании предложения УФНС России по Приморскому краю, при принятии решения учитывалась информация учетно-технической документации на объект по адресу: <адрес>: назначении "торговое", использование "магазин".
В соответствии с положениями Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства - в министерство экономического развития Приморского края.
Согласно письменным пояснениям КГКУ "УЗИ" в 2019, 2020, 2021 года административным ответчиком спорный объект недвижимости в график мероприятий по определению вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения не включался.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечней недействующими со дня принятия соответствующих распоряжений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 8 настоящей статьи, а обстоятельства, установленные пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, обязан доказать административный истец.
Из материалов административного дела следует, что Ким О. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N площадью ... кв. м, назначение: нежилое здание, наименование: здание административное с пристройкой, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ (в редакции Федерального закона 04 октября 2014 года N 284-ФЗ, действовавшей до 1 января 2021 года) предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (министерство имущественных земельных отношений Приморского края на момент издания распоряжения от 23 декабря 2020 года N 611-ри) уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Данные распоряжения размещены на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.primorsky.ru.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа исполнительной власти Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению в действие.
Объект недвижимости с кадастровым номером N включен в Перечень объектов на 2020 и 2021 годы под пунктами N и N соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительств
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
С 1 января 2015 года статья 378.2 НК РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом в целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 15 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом. Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 НК РФ).
На территории Анучинского муниципального округа с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц установлен и введен Решением Думы Анучинского муниципального района от 30 октября 2019 года 477-НПА "О Положении "О налоге на имущество физических лиц на территории Анучинского муниципального округа".
Данным нормативны правовым актом установлено, что с 1 января 2020 года налоговая база определяется в соответствии со статьей 403 "Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2020 года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу статьи 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критериев.
Между тем принадлежащий административному истцу объект недвижимости ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В судебном заседании установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N площадью ... кв. м. имеет наименование: здание административное с пристройкой.
Данные о виде разрешенного использования помещений в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями о характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Объект недвижимости находится в пределах границ земельного участка площадью ... кв. м с кадастровым номером N, имеющего вид разрешенного использования "предприятия III класса вредности по классификации СанПиН".
Виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, безусловно и однозначно не предусматривает размещения на нем перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела КГКУ "УЗИ" по запросу суда документы технического учета (инвентаризации) на спорный объект, суд приходит к выводу об отсутствии в нем помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Согласно представленному на запрос суда техническому паспорту на объект недвижимости инвентарный N, площадью ... кв. м., с привязкой к адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на первом этаже здания имеются: кладовка, рабочее помещение, зал заседаний, рабочий кабинет, коридор, тамбур, лестничная клетка, склады, подсобное помещение и мастерская. На втором этаже размещены рабочие кабинеты, коридоры и лестничная клетка.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, в связи с чем нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Согласно указанной технической документации в составе принадлежащего административному истцу объекта недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные нежилые помещения имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено.
Ссылки представителя административного ответчика в подтверждение законности включения спорного объекта недвижимости в Перечни на 2020 и 2021 годы на представленный в судебном заседании технический паспорт на объект недвижимости: назначение - магазин N, по адресу <адрес>, площадью ... кв. м., являются необоснованными, поскольку данный технический паспорт выдан на иной объект. Включение объектов недвижимости в Перечни на основании информации, поступившей из налогового органа, не предусмотрено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах до принятия Перечня объектов на 2020 и 2021 годы орган исполнительной власти Приморского края должен был выяснить фактическое использование принадлежащего административному истцу объекта недвижимости.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых пунктов Перечней на 2020 и 2021 годы не принималось.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости ошибочно, основано на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт N Перечня объектов на 2020 год и пункт N Перечня объектов на 2021 год подлежат признанию недействующими со дня принятия вышеуказанных распоряжений (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Кима Олега к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, администрация Анучинского муниципального округа Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края об оспаривании в части нормативных правовых актов - удовлетворить.
Пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 24 марта 2022 г. по делу N 3а-78/2022
Текст решения опубликован не был