Федеральная налоговая служба по результатам анализа процесса администрирования процедуры упрощенного предоставления налоговых вычетов сообщает.
Положениями пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены полномочия налоговых органов по истребованию у налогоплательщика пояснений в случае выявления в ходе камеральной налоговой проверки (далее - КНП) противоречий или несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа.
При этом, указанные положения не распространяются на КНП заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (далее - Заявление).
Необходимую информацию для предоставления налогоплательщику вычета в упрощённом порядка в налоговые органы направляют участники информационного взаимодействия.
Кроме того, процедура приема сведений от участников информационного взаимодействия уже предполагает наличие встроенных автоматизированных контролей на предмет возможности/невозможности получения налогового вычета по тем или иным сведениям. По имущественным вычетам предусмотрен этап проверки автоматизированных контролей - акцептование результатов инспектором.
В этой связи, истребование каких-либо документов в рамках КНП Заявления должно осуществляться только в исключительных случаях.
Вместе с тем, в ходе проведенного выборочного анализа направленных налоговыми органами требований в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса (около 330 в рамках КНП Заявлений) выявлены случаи неправомерного (избыточного) истребования у налогоплательщиков пояснений (документов).
В частности, установлены следующие факты:
- в большинстве случаев направляются требования в рамках упрощенного порядка, несмотря на отказ в предоставлении вычета по причине получения вычета по декларации 3-НДФЛ;
- у налогоплательщиков истребуются подтверждающие право на вычет документы, фактически дублирующие представленные участниками информационного взаимодействия сведения (например, правоустанавливающие документы, договоры купли-продажи, справки об уплаченных процентах);
- запрашиваются заявления о распределении расходов между супругами при приобретении жилья в общую долевую/общую совместную собственность;
- значительная часть истребований связана с выявленными фактами о необходимости декларирования дохода (продажа, дарение), в том числе в части представления документов, подтверждающих родство для целей освобождения от декларирования и налогообложения полученных доходов.
В связи с этим, ФНС России поручает принять к сведению указанную ниже информацию и довести ее до подведомственных налоговых органов.
1. Источником данных для получения вычетов в упрощенном порядке являются сведения внешних источников (банков, брокеров, ДУ). Сведения направляются в ФНС России с согласия налогоплательщика. Таким образом, при оформлении такого согласия супруги действует с согласия друг друга, фактически распределяя расходы между собой. В связи с этим, представление какого-либо документа о распределении расходов в рамках упрощенного порядка избыточно.
2. Пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено прямое исключение возможности истребования пояснений и документов в рамках КНП Заявлений.
Упрощенный порядок подразумевает минимизацию взаимодействия с налогоплательщиком, в том числе при проведении КНП Заявлений.
В случае наличия достаточных оснований допускается возможность запроса участников информационного взаимодействия, представивших недостоверные (по мнению налогового органа) сведения в соответствии с положениями статьи 93.1 Кодекса.
3. Обязанность по декларированию не является причиной отказа в предоставлении вычета в упрощенном порядке. Привлечение лиц к декларированию осуществляется в рамках иных процедур и технологического процесса.
4. Особое внимание следует уделить качеству работы территориальных налоговых органов при принятии решения об акцептовании (не акцептовании) Заявлений/Сообщений о невозможности получения налоговых вычетов, в частности, на получение неиспользованного остатка имущественных вычетов.
Случаи отказа в предоставлении вычета по ранее положительно акцептованным налоговым органом Заявлениям, либо направления в нарушение норм пункта 5 статьи 93 Кодекса требований о представлении дополнительных документов (в том числе на остаток вычета), необходимо исключить.
Действительный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источником данных для получения вычетов по НДФЛ в упрощённом порядке являются сведения внешних источников. Информация направляются в ФНС с согласия налогоплательщика. При оформлении такого документа супруги действуют с согласия друг друга, фактически распределяя расходы между собой. Представление какого-либо документа о распределении расходов в рамках упрощённого порядка избыточно.
Налоговым кодексом предусмотрено прямое исключение возможности истребования пояснений и документов в рамках КНП заявлений. Упрощённый порядок подразумевает минимизацию взаимодействия с налогоплательщиком. При наличии достаточных оснований возможен запрос участников информационного взаимодействия, представивших недостоверные (по мнению налогового органа) сведения.
Обязанность по декларированию не является причиной отказа в предоставлении вычета в упрощённом порядке. Лица привлекаются к декларированию в рамках иных процедур и технологического процесса.
Особое внимание следует уделить качеству работы при принятии решения об акцептовании или не акцептовании заявлений и сообщений о невозможности получения налоговых вычетов, в частности на получение неиспользованного остатка имущественных вычетов.
Налоговым органам необходимо исключить случаи отказа в предоставлении вычета по ранее положительно акцептованным налоговым органом заявлениям и случаи направления требований о представлении дополнительных документов.
Письмо Федеральной налоговой службы от 1 июля 2022 г. N БС-4-11/8329@ "О предоставлении вычетов в упрощенном порядке"
Опубликование:
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 18 июля 2022 г. N 14