Перспективы в налогообложении малого бизнеса
Подготовленные Правительством РФ проекты глав 26.2 "Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) приняты 6 июня 2002 года Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении.
Согласно положениям проекта главы 26.2 НК РФ упрощенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками на добровольной основе.
Применение налогоплательщиками данного налогового режима предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, единого социального налога, налогов на имущество организаций и физических лиц уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.
При этом для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, сохраняется обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. Законопроектом предусматривается, что уплаченные страховые взносы в зависимости от объекта налогообложения уменьшают общую сумму уплачиваемого налогоплательщиками единого налога (но не более чем на 50%) либо принимаются к вычету при исчислении налоговой базы.
Право на применение данного налогового режима будет предоставляться только тем субъектам малого предпринимательства (организациям и индивидуальным предпринимателям), чей валовой доход от реализации товаров (работ, услуг) за год, предшествующий дате перехода на упрощенную систему налогообложения, не превысил 10 млн руб. (а с учетом предлагаемых поправок - от 15 млн руб. и выше).
Кроме того, указанным налогоплательщикам будет предоставлено право выбора объекта налогообложения (валовой доход либо так называемый чистый доход) и, следовательно, того или иного порядка ведения учета результатов их хозяйственной деятельности.
Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения валовой доход, ставка единого налога будет установлена в размере 8%, а налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения так называемый чистый доход, будут уплачивать единый налог по ставке 20%.
Предлагаемыми Правительством РФ поправками планируется снижение вышеуказанных налоговых ставок до 6 и 15% соответственно.
Принятие главы 26.2 НК РФ позволит не только резко снизить налоговую нагрузку на субъектов малого предпринимательства (примерно в 2-2,5 раза), но и значительно упростить процедуру ведения учета доходов и расходов, а также сократить объем представляемой налогоплательщиками налоговой отчетности.
При этом по оценке специалистов снижение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, на первых порах может не обеспечить компенсацию потерь бюджета и в связи с этим оказать отрицательное воздействие на общий объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, однако со временем применение данного налогового режима позволит за счет легализации экономической деятельности, расширения сферы его действия и прогнозируемой массовости перехода на его применение не только сбалансировать, но и увеличить объем поступающих налогов от данной категории налогоплательщиков.
Что касается проекта главы 26.3 НК РФ, то данной главой предусматривается введение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Данная система налогообложения не является нововведением для налогоплательщиков. Аналогичная система налогообложения в настоящее время применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Предусмотренный проектом указанной главы НК РФ механизм налогообложения вмененного дохода не претерпел существенных изменений по сравнению с действующим в настоящее время порядком налогообложения.
Вместе с тем при подготовке данного законопроекта Правительством РФ были учтены отдельные недостатки и "пробелы" действующего федерального законодательства о едином налоге на вмененный доход, что позволило уточнить, а в некоторых случаях и изменить действующий порядок применения единого налога на вмененный доход.
Так, в соответствии с положениями данного законопроекта плательщики единого налога на вмененный доход (организации и индивидуальные предприниматели) будут освобождаться от уплаты только наиболее крупных налогов, таких как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций и физических лиц, а также единый социальный налог.
При этом для данной категории налогоплательщиков сохраняется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Суммы уплаченных налогоплательщиками страховых взносов будут приниматься к уменьшению (но не более чем на 25%) исчисленной за налоговый период суммы единого налога на вмененный доход.
Действие единого налога на вмененный доход будет распространяться только на семь видов предпринимательской деятельности (в настоящее время под действие единого налога подпадают 14 видов деятельности): оказание бытовых услуг населению; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля; общественное питание; оказание автотранспортных услуг и розничная торговля горюче-смазочными материалами через АЗС.
Значения показателей базовой доходности, а также физические показатели базовой доходности по каждому виду деятельности будут закреплены непосредственно в НК РФ, что позволит избежать значительных колебаний налоговой нагрузки на налогоплательщиков, осуществляющих в сопоставимых условиях одни и те же виды деятельности на территории различных субъектов Российской Федерации.
Как показала четырехлетняя практика применения единого налога, налогообложение вмененного дохода у налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в секторах экономики с высокой долей налично-денежного обращения, дало положительные результаты не только в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, но и способствовало легализации предпринимательской деятельности, а также выводу доходов из теневого оборота.
Кроме того, применение данного механизма налогообложения позволило упростить для налогоплательщиков процедуру ведения учета доходов и расходов от осуществляемой ими деятельности, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также в отдельных случаях снизить налоговую нагрузку, связанную с возложенной на большинство налогоплательщиков обязанностью уплачивать совокупность установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов.
Учитывая все вышеуказанные положительные аспекты применения единого налога на вмененный доход, налоговые органы считают целесообразным сохранение данного налогового режима в рамках НК РФ как системы налогообложения, позволяющей обеспечить не только стабильный рост налоговых поступлений, но и способствующей развитию малого бизнеса в Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что предусмотренные данными проектами глав НК РФ системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в сравнении с действующим порядком их налогообложения имеют, помимо определенных достоинств, отдельные недостатки.
Так, по мнению налоговых органов, одним из таких недостатков является отсутствие в законопроектах положений, предусматривающих выдачу налоговыми органами субъектам малого предпринимательства документов специального образца, подтверждающих применение того или иного налогового режима.
В условиях, когда предпринимательская деятельность осуществляется налогоплательщиками не только по месту постановки на налоговый учет, но и на территории других субъектов Российской Федерации, отсутствие у налогоплательщиков документов, подтверждающих применение ими какого-либо специального налогового режима, создаст определенные трудности в проведении налоговыми органами контрольных мероприятий за деятельностью таких налогоплательщиков, а в некоторых случаях может привести и к двойному их налогообложению.
В настоящее время Правительством РФ и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подготовлен для рассмотрения во втором чтении ряд уточняющих поправок, а также дополнений в вышеуказанные проекты глав НК РФ, которые позволят в максимальной степени учесть накопленную за истекшие годы практику применения действующего порядка налогообложения малого бизнеса.
И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга
"Налоговый вестник", N 7, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1