Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета по
природопользованию,
охране окружающей среды и обеспечению
экологической безопасности
N 371-р от 01.07.2022
Порядок
накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга (далее - Порядок) устанавливает требования к осуществлению накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", Законом Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 455-88 "Экологический кодекс Санкт-Петербурга", санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН).
1.3. Настоящий Порядок обязателен для исполнения всеми физическими, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга (далее - ОМСУ).
1.4. Настоящий Порядок не распространяется на отношения, связанные с накоплением радиоактивных, биологических, медицинских отходов.
1.5. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
отходообразователь - физическое лицо, образующее в процессе удовлетворения своих бытовых потребностей в жилых помещениях, а также в результате использования товаров, твердые коммунальные отходы (далее - ТКО). Также к отходообразователям относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы, относящиеся к ТКО, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
погрузка ТКО - перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО;
вывоз ТКО - транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО;
место накопления ТКО - контейнерные площадки, обустроенные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила благоустройства) и иного законодательства Санкт-Петербурга, системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров, специальные площадки для установки бункеров, площадки с твердым покрытием для установки контейнеров и бункеров в условиях сложившейся застройки и индивидуальной жилой застройки;
специальная площадка - место накопления крупногабаритных отходов;
мусороприемная камера - помещение, составная часть комплекса инженерного оборудования, предназначенного для вертикального транспортирования и накопления ТКО в контейнерах;
контейнер - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;
крупногабаритные отходы (далее - КГО) - ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
мусоровоз - транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО;
раздельное накопление ТКО - складирование ТКО, разделенных по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов, в специально предназначенные контейнеры;
- смешанные влажные ТКО - ТКО, которые накапливаются в одном контейнере без выделения видов и групп однородных отходов;
- смешанные сухие ТКО - ТКО, которые накапливаются без выделения видов и групп однородных отходов, и не содержат органическую фракцию.
Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
2. Накопление ТКО. Общие положения
2.1. Места (площадки) накопления ТКО создаются уполномоченными лицами в соответствии с требованиями Правил благоустройства, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
2.2. Накопление ТКО осуществляется отходообразователем в местах накопления ТКО.
2.3. Складирование ТКО осуществляется следующими способами:
- в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
- в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, оборудованных системами подземного накопления ТКО (в том числе с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров);
- в контейнеры и бункеры, расположенные на площадках с твердым покрытием, в том числе в условиях сложившейся застройки и индивидуальной жилой застройки;
- в контейнеры и бункеры, расположенные в специализированных помещениях, зданиях, строениях, сооружениях, оборудованных с соблюдением санитарных норм и правил, требований действующего законодательства;
- в бункеры, расположенные на специальных площадках.
2.4. Количество мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых в местах накопления ТКО, определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. Тип мусоросборника (контейнер и бункер) определяется по согласованию с региональным оператором.
2.5. Контейнеры и бункеры должны быть в технически исправном состоянии, окрашены и промаркированы в соответствии с их назначением.
2.6. Контейнеры должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе должны быть герметичными, иметь крышку.
2.7. Бункеры должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе должны быть герметичными, выполненными из металла.
2.8. Мойку, дезинфекцию, ремонт, замену контейнеров, бункеров обеспечивает их собственник или уполномоченное им лицо.
3. Требования к содержанию мест накопления ТКО
Содержание мест накопления ТКО обеспечивается собственником в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Содержание мест накопления ТКО, расположенных на землях общего пользования, осуществляется соответствующим уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
В целях информирования граждан в местах накопления ТКО размещаются информационные щиты или таблички, содержащие информацию:
- о наименовании, юридическом и фактическом адресах, контактных телефонах, адресе сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (при наличии) организации, обеспечивающей содержание места накопления ТКО;
- о наименовании, юридическом и фактическом адресах, контактных телефонах, адресе сайта в сети "Интернет" регионального оператора;
- о графике и периодичности вывоза ТКО.
Обязанность по размещению указанных информационных щитов или табличек возлагается на лиц, обеспечивающих содержание места накопления ТКО.
3.1. Требования к содержанию контейнерных площадок, специальных площадок
3.1.1. Собственник контейнерной площадки и (или) специальной площадки обеспечивает подбор и перемещение в контейнер отходов, находящихся на контейнерной площадке и прилегающей территории, проведение уборки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.1.2. Отходообразователь обеспечивает выкат контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, на площадках с твердым покрытием, в том числе в условиях сложившейся застройки, а также расположенных в специализированных помещениях, зданиях, строениях, сооружениях, оборудованных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, к местам погрузки ТКО.
3.1.3. Перечень мероприятий по содержанию контейнерных площадок и требования к осуществлению указанных мероприятий установлены положениями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
3.1.4. Отходообразователям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
3.1.5. Региональный оператор, оператор по обращению с ТКО обеспечивают вывоз ТКО по установленному графику.
3.1.6. Транспортирование ТКО, включая КГО, с контейнерных площадок и (или) специальных площадок должно производиться с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.
3.1.7. Подбор оброненных (просыпавшихся) при погрузке и перемещении в мусоровоз ТКО осуществляется региональным оператором, оператором по обращению с ТКО.
3.1.8. В целях обеспечения надлежащего накопления ТКО, включая КГО, на контейнерных площадках и специальных площадках запрещается:
- размещать все виды контейнеров и бункеров для накопления ТКО, включая КГО, за пределами ограждений контейнерных площадок, специальных площадок, за исключением контейнеров и бункеров, размещенных на площадках с твердым покрытием в условиях сложившейся застройки и индивидуальной жилой застройки;
- сортировать отходы из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках;
- перегораживать контейнерами и (или) бункерами тротуары, проходы и проезды, автомобильные дороги и т.д.;
- перегораживать свободный доступ к контейнерам и (или) бункерам для проведения погрузочно-разгрузочных работ;
- препятствовать свободному доступу собственников ТКО к местам (площадкам) накопления ТКО;
- осуществлять извлечение компонентов ТКО из контейнеров и (или) бункеров;
- складировать в контейнерах горящие, раскаленные или горячие отходы, КГО, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО;
- уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах и (или) бункерах ТКО.
3.2. Требования к содержанию мусоропроводов и мусороприемных камер
3.2.1. При эксплуатации мусоропроводов необходимо проводить их очистку, мойку, дезинфекцию и механизированное удаление отходов из мусороприемных камер.
3.2.2. Запас контейнеров для мусороприемной камеры должен быть обеспечен не менее чем на одни сутки, число контейнеров должно быть не менее двух. Промывка контейнеров должна осуществляться после каждого удаления из них отходов, дезинфекция - не реже одного раза в неделю.
3.2.3. Чистка стволов трубопроводов, приемных устройств, мусороприемных камер должна проводиться еженедельно. Профилактическая дезинфекция, дезинсекция должна проводиться не реже 1 раза в месяц, дератизация - по результатам оценки заселенности объекта грызунами.
3.2.4. В целях надлежащего накопления ТКО посредством мусоропроводов и мусороприемных камер запрещается:
- сбрасывать отходы из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры;
- сортировать отходы из мусоросборников в помещениях мусороприемных камер;
- перегораживать контейнерами тротуары, проходы и проезды, автомобильные дороги и т.д.;
- перегораживать свободный доступ региональному оператору к контейнерам, расположенным в мусороприемных камерах, для проведения погрузочно-разгрузочных работ;
- препятствовать свободному доступу собственников ТКО к контейнерам для накопления отходов, расположенных в мусороприемных камерах (за исключением случаев организации установки контейнеров с ограниченным к ним доступом);
- осуществлять извлечение компонентов ТКО из контейнеров и (или) бункеров для несортированных ТКО;
- складировать в контейнерах горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО;
- складировать в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах, КГО;
- сжигать любые отходы в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах;
- уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах ТКО, расположенных в мусороприемных камерах.
5. Порядок организации раздельного накопления
5.1. Решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО принимается собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.1.1. Отходообразователи до принятия решения о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, обязаны согласовать с региональным оператором систему раздельного накопления ТКО (двухпоточная или пофракционная).
Для согласования системы раздельного накопления ТКО в адрес регионального оператора направляется соответствующее обращение, с указанием предлагаемой системы раздельного накопления ТКО.
В срок не более 15 дней со дня поступления указанного обращения региональный оператор рассматривает его и направляет в адрес заявителя уведомление о возможности реализации предлагаемой системы раздельного накопления ТКО либо о необходимости применения альтернативного варианта организации системы раздельного накопления ТКО.
5.1.2. Решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, оформленное в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, направляется региональному оператору не позднее 10 (десяти) дней со дня его принятия.
5.1.3. Региональный оператор обеспечивает подготовку и подписание дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащего условие о раздельном накоплении ТКО, в порядке, установленном действующим законодательством.
5.1.4. Осуществление раздельного накопления ТКО является обязательным с даты, указанной в дополнительном соглашении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
5.1.5. В срок не более 10 (десяти) дней с даты организации раздельного накопления, указанной в дополнительном соглашении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения контейнерной площадки (адрес и географические координаты), тип реализуемой системы раздельного накопления (пофракционная/двухпоточная), технические характеристики и количество контейнеров в адрес Комитета.
5.1.6. До принятия решения о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, контейнеры для раздельного накопления ТКО могут быть установлены в месте накопления ТКО отходообразователя по инициативе регионального оператора и (или) оператора по обращению с ТКО. В таком случае дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с ТКО не заключается.
5.2. Решение об осуществлении раздельного накопления ТКО в случае, если места накопления ТКО не являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и размещены на землях общего пользования, принимается региональным оператором.
5.2.1. После принятия решения, предусмотренного пунктом 5.2, региональный оператор направляет сведения о характеристиках соответствующего места накопления ТКО с указанием предполагаемой к использованию системы раздельного накопления и применяемого оборудования (тип, количество, объем, цветовая индикация и другие характеристики контейнеров) в адрес Комитета.
5.3. Принятое решение о раздельном накоплении ТКО обязательно к реализации для отходообразователей, регионального оператора, операторов по обращению с ТКО, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга.
5.4. Установка контейнеров для раздельного накопления ТКО осуществляется:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае принятия решения о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО или региональным оператором (при наличии возможности), оператором по обращению с ТКО, осуществляющим транспортирование ТКО (при наличии возможности);
2) региональным оператором по обращению с ТКО (при наличии возможности), оператором по обращению с ТКО, осуществляющим транспортирование ТКО (при наличии возможности), в случае если места накопления ТКО не являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и размещены на землях общего пользования. Контейнеры для раздельного накопления вправе устанавливать отходообразователи и собственники мест накопления ТКО;
3) региональным оператором по обращению с ТКО (при наличии возможности), оператором по обращению с ТКО, осуществляющим транспортирование ТКО (при наличии возможности), в случае принятия решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в индивидуальных жилых домах.
5.5. При осуществлении раздельного накопления ТКО для регионального оператора и операторов по обращению с ТКО является обязательным осуществление учета раздельно накопленных ТКО и предоставление региональному оператору учетных данных по форме и в порядке, определенных региональным оператором по обращению с ТКО, в том числе посредством передачи данных в информационную систему, определенную региональным оператором.
5.6. Решение о выборе системы раздельного накопления принимается региональным оператором, исходя из наличия технической возможности реализации двухпоточной либо пофракционной системы раздельного накопления в конкретной локации.
5.7. По инициативе регионального оператора возможно изменение системы раздельного накопления отходов с пофракционной на двухпоточную и наоборот.
6. Требования к оборудованию для раздельного накопления ТКО
6.1. Контейнеры для раздельного накопления ТКО должны отвечать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
6.2. Контейнеры для раздельного накопления ТКО должны иметь соответствующую цветографическую маркировку, с содержанием информации о видах ТКО, группах однородных отходов, подлежащих накоплению, а также должны быть снабжены информационной табличкой, содержащей сведения о сроках вывоза отходов, об организации, осуществляющей транспортирование ТКО (наименование собственника, его почтовый и электронный адрес, номер телефона диспетчерской службы).
Пункт 6.3 вступает в силу с 1 января 2024 г.
6.3. Контейнер для раздельного накопления ТКО, применяемый в двухпоточной системе накопления, должен соответствовать следующим требованиям:
6.3.1. Для накопления смешанных сухих ТКО и смешанных влажных ТКО применяются контейнеры, предназначенные для выгрузки мусоровозом с задней загрузкой.
6.3.2. Контейнеры должны быть оснащены:
- герметичным дном;
- закрывающейся и открывающейся крышкой. В целях недопущения частичного изъятия ТКО контейнер для смешанных сухих ТКО может быть оборудован замком или запирающим устройством;
- люком для помещения внутрь контейнера раздельно накапливаемых видов, групп однородных отходов.
Пункт 6.4 вступает в силу с 1 января 2024 г.
6.4. Контейнеры, используемые в пофракционной системе для раздельного накопления групп однородных отходов, должны соответствовать следующим требованиям:
6.4.1. Контейнеры должны быть предназначены для выгрузки мусоровозом с задней загрузкой.
6.4.2. Контейнеры должны быть оснащены:
- герметичным дном;
- закрывающейся и открывающейся крышкой. В целях недопущения частичного изъятия ТКО контейнер для смешанных сухих ТКО может быть оборудован замком или запирающим устройством;
- люком для помещения внутрь контейнера раздельно накапливаемых видов, групп однородных отходов.
7. Ответственность за нарушение настоящего порядка
7.1. Нарушение требований настоящего Порядка влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
<< Назад |
>> 4. Раздельное накопление ТКО |
|
Содержание Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.