Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 1 июля 2022 года N 1342-р
Положение
о деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации работы педагогов-психологов в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию (далее - Комитет) и администраций районов Санкт-Петербурга (далее - образовательные учреждения).
Под образовательными учреждениями понимаются:
государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга, реализующие основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего образования, основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
государственные бюджетные учреждения дополнительного образования центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
государственные бюджетные учреждения дополнительного образования, реализующие дополнительные общеразвивающие программы;
Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Санкт-Петербурга.
1.2. Деятельность педагога-психолога осуществляется в соответствии с:
Семейным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации. причиняющей вред их здоровью и развитию";
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
Концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром просвещения Российской Федерации 20.05.2022;
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
Законом Санкт-Петербурга от 28.02.2018 N 124-26 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге";
распоряжением Комитета по образованию от 24.08.2021 N 2395-р "Об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению";
распоряжением Комитета по образованию от 29.09.2021 N 2723-р "Об организации работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга".
1.3. Методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов осуществляется государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.
1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
педагог-психолог - психолог - специалист, занимающийся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической поддержки и сопровождения;
психолого-педагогическая помощь - непосредственная работа педагога-психолога, определяемая положениями статьи 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также профессиональным стандартом и другими нормативными документами, направленная на преодоление затруднений психологического характера и предупреждение психологического неблагополучия в развитии личности обучающегося;
психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся, психологической поддержки обучающихся, включая психологическое сопровождение образовательного процесса;
ЦППМСП - государственные образовательные учреждения дополнительного образования, осуществляющие деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящиеся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
ППК - психолого-педагогический консилиум образовательной организации;
ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
ФГОС ООО - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
ФГОС ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
ФГОС НОО - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
ФГОС СОО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
1.5. Целевые группы участников образовательных отношений, которым оказывается психологическая помощь
1.5.1. Несовершеннолетние:
I. Нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления.
II. Дети, испытывающие трудности в освоении основных и адаптированных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
III. Категории детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости:
1) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также обучающиеся, находящиеся под опекой;
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;
дети-инвалиды;
дети с отклоняющимся поведением (агрессивным, аддиктивным, асоциальным, виктимным, суицидальным и т.п.) и противоправным поведением;
несовершеннолетние обучающиеся, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления, в отношении которых осуществляются различные виды и формы психолого-педагогической помощи;
несовершеннолетние, прибывающие из зон боевых действий;
2) одаренные дети.
1.5.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних, указанных в п. 1.5.1 Положения.
1.5.3. Педагогические работники:
администрация образовательных учреждений, педагоги, работающие с несовершеннолетними, а также членами их семей, относящимися к вышеперечисленным группам;
специалисты служб сопровождения образовательных учреждений, оказывающие помощь несовершеннолетним и их семьям.
2. Цель и задачи деятельности педагога-психолога
2.1. Целью деятельности педагога-психолога является оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, направленной на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, содействие позитивной социализации с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья, личностных особенностей.
Задачами профессиональной деятельности педагога-психолога являются:
1) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;
2) оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
3) организационно-методическое сопровождение педагогов и их профессионального взаимодействия.
3. Направления деятельности педагога-психолога
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
психолого-педагогическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
психолого-педагогическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
психолого-педагогическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов и других специалистов;
консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), - педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
4. Содержание психолого-педагогической деятельности
4.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях включает:
психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных, адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС ОВЗ, ФГОС О у/о, и дополнительных образовательных программ;
участие в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды, а также проведении ее психологической экспертизы;
создание обучающимся условий для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания;
реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей;
сотрудничество с педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
содействие позитивной социализации обучающихся;
содействие реализации программ воспитания обучающихся;
психологическая диагностика обучающихся, проведение психолого-педагогических и социально-психологических мониторингов;
содействие в построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
содействие в создании условий для осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и содействие в построении личных профессиональных планов;
содействие в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся, в воспитании осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных и наркотических веществ, табакокурению и другим вредным привычкам;
организация профилактической и просветительской работы в области кибербезопасности, направленной на защиту детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
профилактика насилия в образовательной среде, включая буллинг, моббинг, троллинг, и создание условий совместно с педагогами образовательных учреждений и специалистами службы сопровождения по противодействию ему;
психолого-педагогическая профилактика и коррекция отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, аутоагрессивного, в т.ч., суицидального) и делинквентного (противоправного) поведения обучающихся;
психолого-педагогическая профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающихся, находящихся под опекой;
психолого-педагогическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного обучения;
консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
психологическое просвещение участников образовательных отношений.
4.2. Психолого-педагогическая помощь участникам образовательных отношений включает:
предоставление психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
предоставление психолого-педагогической помощи обучающимся, имеющим проблемы в развитии и социальной адаптации, поведении и общении, в т.ч. обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
оказание психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, трудных жизненных ситуациях;
оказание обучающимся экстренной психологической помощи;
оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, прибывающим из зон боевых действий;
предоставление психолого-педагогической помощи несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления (по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);
психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья;
психолого-педагогическая коррекция поведения, общения и развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т.ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т.ч. лиц с ограниченными возможностями здоровья;
психологическое консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития;
консультирование администрации образовательных учреждений, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
4.3. Организационно-методическое сопровождение профессионального взаимодействия включает:
оказание методической помощи педагогам и другим специалистам, работающим с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями);
сотрудничество со специалистами службы сопровождения и с педагогами по вопросам обеспечения достижения вышеуказанной цели;
организация профилактической работы, направленной на предупреждение эмоционального и профессионального выгорания педагогических работников;
организация методической работы по совершенствованию психолого-педагогической компетентности педагогических работников;
разработка психологических рекомендаций педагогам и специалистам по взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
участие во внутри и межведомственном взаимодействии специалистов, организаций, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся;
оказание психологической поддержки педагогам по вопросам воспитания и развития несовершеннолетних, взаимодействия с родителями;
участие в работе ППК образовательных учреждений и иных внутриорганизационных форм психолого-педагогического сопровождения в соответствии с локальными актами образовательных учреждений;
участие в диссеминации позитивного опыта работы специалистов психолого-педагогических служб образовательных учреждений;
консультирование администрации, педагогов и других работников образовательных учреждений по профессиональным вопросам;
информирование участников образовательных отношений о результатах своей профессиональной деятельности.
5. Организация работы педагога-психолога в образовательном учреждении
5.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
5.2. Деятельность педагога-психолога осуществляется на основании профессионального стандарта педагога-психолога (психолога образования) и в соответствии с локальными актами образовательных учреждений, регулирующими трудовые отношения.
5.3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора.
5.4. Педагог-психолог непосредственно подчиняется руководителю образовательного учреждения и/или руководителю структурного подразделения.
5.5. Содержание деятельности педагога-психолога определяется должностной инструкцией педагога-психолога образовательного учреждения.
5.6. Организация деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении обеспечивается созданием необходимых материально-технических условий.
6. Документация педагога-психолога
Педагог-психолог ведет профессиональную документацию, отражающую содержание деятельности в отношении всех субъектов образовательных отношений. Обязательной документацией является:
журнал регистрации обращений/видов деятельности;
протоколы диагностических обследований и заключений по их результатам;
планы/программы проведения коррекционной, развивающей, просветительской, профилактической работы, в том числе программы адресной психолого-педагогической помощи;
иная документация, принятая в образовательном учреждении на основании локальных актов.
7. Права педагога-психолога
Педагог-психолог имеет право:
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с участниками образовательных отношений, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления, с учетом специфики образовательного учреждения и контингента обучающихся;
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их социального положения и прочих;
привлекать других специалистов образовательного учреждения к решению задач оказания комплексной психолого-педагогической помощи;
периодически повышать свою квалификацию.
8. Ответственность педагога-психолога
В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог образовательного учреждения несет ответственность за:
жизнь и здоровье детей во время занятий;
соблюдение прав и свобод личности обучающегося;
неисполнение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, распоряжений администраций образовательного учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей;
нарушение конфиденциальности полученных при обследовании материалов;
несоблюдение трудовой дисциплины, охраны труда и противопожарной безопасности;
сохранность рабочего места, материальных ценностей;
ведение документации и ее сохранность.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июля 2022 г. N 1342-р "Об утверждении Положения о деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.