Указ Главы Республики Дагестан от 7 июля 2022 г. N 143
"Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Дагестан"
В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Дагестан и достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"; постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Республики Дагестан.
2. Рекомендовать Народному Собранию Республики Дагестан, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан и органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан содействовать в реализации положений Инвестиционной декларации Республики Дагестан.
3. Контроль за соблюдением Инвестиционной декларации Республики Дагестан возложить на Правительство Республики Дагестан.
4. Признать утратившими силу:
Указ Президента Республики Дагестан от 25 декабря 2013 г. N 344 "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 24 (раздел I, П), ст. 1640);
пункт 8 перечня изменений, вносимых в некоторые акты Президента Республики Дагестан, утвержденного Указом Главы Республики Дагестан от 3 марта 2014 г. N 56 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 5, ст. 213).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Дагестан |
С. Меликов |
Утверждена
Указом Главы
Республики Дагестан
от 7 июля 2022 г. N 143
Инвестиционная декларация Республики Дагестан
1. Общее описание целей инвестиционного развития Республики Дагестан
Основными целями и перспективами инвестиционной политики Республики Дагестан являются:
увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70 процентов к 2030 году по сравнению с 2020 годом;
формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
совершенствование механизма привлечения инвестиций;
развитие инструментов государственно-частного партнерства;
повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;
активная поддержка эффективных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции;
создание условий для привлечения внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику региона;
выравнивание инвестиционных условий в муниципальных образованиях Республики Дагестан с различным уровнем развития;
информационная и кадровая поддержка инвестиционной деятельности.
2. Ключевые характеристики Республики Дагестан
Республика Дагестан по размеру территории и численности населения является одним из крупных субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Дагестан занимает в Российской Федерации 12-е место по численности населения и 52-е место по площади территории. По размеру территории (50,3 тыс. кв. км) республика занимает 2-е место в Северо Кавказском федеральном округе (далее - СКФО) и по численности населения (среднегодовая за 2020 год - 3 122,1 тыс. человек) лидирует в округе.
Республика Дагестан включает в себя 10 городских округов, 41 муниципальный район, 1 участок. В сельской местности проживает 54,7 проц. всего населения республики (по России - 25,3 проц., СКФО - 49,6 процента).
Республика Дагестан занимает выгодное геостратегическое положение и располагает прямым выходом к международным морским путям, что имеет важное значение для экономических связей России с Закавказьем, Средней Азией, Казахстаном и Ираном. Через территорию республики проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального и международного значения.
Протяженность береговой полосы Республики Дагестан составляет около 530 км, что при уникальных природно-климатических условиях позволяет развернуть рекреационную деятельность с целью охраны и укрепления здоровья жителей регионов Российской Федерации практически круглый год.
В республике производится 0,1 проц. промышленной продукции и 2,3 проц. продукции сельского хозяйства России. На республику приходится 1,2 проц. общероссийского ввода жилья, 1,4 проц. объема инвестиций в основной капитал, 1,7 проц. оборота розничной торговли, 1,3 проц. объема платных услуг населению. В Дагестане проживает 2,1 проц. населения страны, при этом удельный вес валового регионального продукта (далее - ВРП) в объеме валовой добавленной стоимости страны за 2019 год составил 0,8 процента. По основным показателям социально-экономического развития на душу населения Республика Дагестан отстает от средних значений в целом по Российской Федерации (по ВРП - в 2,8 раза, промышленности - в 22 раза, инвестициям в основной капитал - в 1,5 раза, среднемесячной заработной плате работников - в 1,6 раза; данные за 2020 год, кроме ВРП).
Отраслевая структура экономики Республики Дагестан в 2019 году с низкой долей промышленного производства в структуре ВРП (6,6 проц. при среднем значении в целом по России - 33,8 проц., СКФО - 11,1 проц.) не приводит к необходимому увеличению налогооблагаемой базы. В 2019 году произведено ВРП на сумму 718,5 млрд руб. (31,3 проц. от общего объема ВРП СКФО и 0,8 проц. от общего объема ВРП России). Объем ВРП за 2020 год составляет 741,6 млрд руб. (97,5 проц. к 2019 году в сопоставимых ценах).
2.1. Трудовые ресурсы
Республика Дагестан относится к числу трудоизбыточных субъектов Российской Федерации. На протяжении длительного периода времени темпы создания рабочих мест в регионе значительно отставали от притока трудовых ресурсов, обусловленного относительно высоким естественным приростом населения, перекрывающим отрицательное сальдо миграции. Так, за 2015 - 2020 годы численность населения Республики Дагестан увеличивалась в среднем на 22-23 тыс. человек ежегодно и на 1 января 2021 года составила 3 133,3 тыс. человек. Постоянный рост населения способствует увеличению численности рабочей силы, которая (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости) в 2019 году составила 1 382,1 тыс. человек (против 1 362,5 тыс. человек в 2017 году и 1 300,9 тыс. человек в 2015 году). При этом в 2020 году, по данным органов государственной статистики, из общей численности трудовых ресурсов 1 085,3 тыс. человек являлись занятыми по методологии Международной организации труда (1202,8 тыс. человек - в 2019 году), численность безработных составляла 201,5 тыс. человек (179,3 тыс. человек), а уровень безработицы - 15,7 проц. (13,0 процента).
|
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
ноябрь 2021 г. |
Рабочая сила, тыс. чел., в том числе: |
1385,3 |
1382,1 |
1286,8 |
1393,7 |
занятые |
1225,3 |
1202,8 |
1085,3 |
1205,9 |
безработные |
160,0 |
179,3 |
201,5 |
187,8 |
Уровень общей безработицы, проц. |
11,6 |
13,3 |
15,7 |
13,5 |
Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 января 2022 года составил 26 чел. против 24 чел. на начало 2021 года.
Численность официально зарегистрированных безработных граждан, чел.
См. графический объект
По итогам 2021 года наибольшая доля в общей численности безработных граждан приходится на ранее работавших в государственном управлении, обеспечении военной безопасности и в социальном обеспечении - 22,0 проц., сельском, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве - 13,5 проц., образовании - 10,6 процента.
Среди различных возрастных групп безработных граждан традиционно преобладают категории трудоспособных возрастов: 25-35 лет и 35-50 лет. Их удельный вес в общёй численности безработных по состоянию на 1 января 2022 года составил соответственно 30,3 и 40,0 процента.
Распределение безработных граждан по возрасту
По возрасту |
Численность безработных граждан на 1 января 2021 года, чел. |
Удельный вес (проц.) |
Численность безработных граждан на 1 января 2022 года, чел. |
Удельный вес (проц.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
до 16 лет |
- |
0 |
- |
0 |
16-20 лет |
4214 |
4,0 |
1317 |
3,9 |
20-25 лет |
10068 |
9,5 |
2743 |
8,1 |
25-35 лет |
38615 |
36,3 |
10296 |
30,3 |
35-50 лет |
39601 |
37,2 |
13611 |
40,0 |
50-60 лет |
13905 |
13,1 |
6060 |
17,8 |
Распределение безработных граждан по образованию
По образованию |
Численность безработных граждан на 1 января 2021 года, чел. |
Удельный вес (проц.) |
Численность безработных граждан на 1 января 2022 года, чел. |
Удельный вес (проц.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Имеющие высшее образование |
14285 |
13,43 |
4808 |
14,13 |
Имеющие среднее профессиональное образование |
16851 |
15,84 |
6757 |
19,86 |
Имеющие общее образование |
68332 |
64,22 |
20485 |
60,20 |
Не имеющие образования |
6935 |
6,52 |
1977 |
5,81 |
Необходимо учесть следующие риски (вызовы) и тенденции, влияющие на ухудшение ситуации в сфере занятости населения, в том числе вызванные последствиями распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и последовавшими ограничительными мероприятиями в экономике:
дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе;
опережающий рост трудовых ресурсов по сравнению с темпами роста создаваемых рабочих мест;
практическое отсутствие свободных рабочих мест постоянного характера, особенно в сельской местности;
проблема интеграции на рынке труда граждан социальных и возрастных групп до 35 лет (молодежи), включая выпускников, их адаптация к современным требованиям профессиональной подготовки и навыкам;
наличие в числе безработных значительного числа граждан, не имеющих квалификации и опыта работы;
существенная доля недекларируемой занятости на рынке труда региона;
дотационность республиканского бюджета, не позволяющая в полной мере задействовать механизмы активной политики занятости на рынке труда.
2.2. Транспортная инфраструктура
Махачкалинский транспортный узел является составляющей международного транспортного коридора "Север - Юг" и включает в себя:
а) Махачкалинское территориальное управление Северо-Кавказской железной дороги - филиал ОАО "Российские железные дороги";
б) АО "Международный аэропорт "Махачкала";
в) Махачкалинский морской торговый порт;
г) федеральные и региональные автодороги.
Железнодорожный транспорт республики представлен Махачкалинским территориальным управлением Северо-Кавказской железной дороги - филиалом ОАО "Российские железные дороги".
Эксплуатационная длина железнодорожных путей в Республике Дагестан составляет 509 км, или 8,1 проц. от всей длины путей Северо Кавказской железной дороги. Основной вид деятельности - перевозка пассажиров и грузов на международных, внутрироссийских и пригородных маршрутах.
Важным стратегическим объектом железнодорожной инфраструктуры является железнодорожный пункт пропуска Дербент. В краткосрочной перспективе существующая пропускная способность железнодорожного пункта пропуска Дербент будет одним из сдерживающих факторов развития российско-иранского партнерства в области железнодорожного транспорта и логистики. Принятое Экспертным советом по инвестиционным проектам ОАО "Российские железные дороги" положительное решение о размещении пункта пропуска в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации с расположением его на новой станции Самур-П позволит в значительной степени улучшить позиции российских железных дорог на международном уровне.
С учетом перспектив открытия участка международного транспортного коридора "Север - Юг" Решт - Астара на Азербайджанско-Иранской границе пограничные переходы Самур - Ялама (Россия - Азербайджан) и Решт - Астара (Азербайджан - Иран) будут служить связующим звеном для железных дорог России, Азербайджана и Ирана, что существенно увеличит транзитный грузопоток на железнодорожных маршрутах, проходящих по территории субъектов СКФО.
АО "Международный аэропорт "Махачкала" динамично развивается по всем направлениям деятельности. По количеству обслуженных пассажиров аэропорт занимает 2-е место среди аэропортов СКФО. За последние годы удалось значительно нарастить производственные показатели, в 2021 году пассажиропоток составил более 2 млн человек.
В настоящее время прорабатывается вопрос открытия авиасообщения с рядом иностранных государств, в частности таких маршрутов, как:
Махачкала - Урумчи (Китай),
Махачкала - Гуанчжоу (Китай),
Махачкала - Хайнань (Китай),
Махачкала - Тегеран (Иран),
Махачкала - Бишкек (Киргизия),
Махачкала - Тель-Авив (Израиль).
В 2021 году в рамках реализации инвестиционного проекта "Аэровокзальный комплекс международного аэропорта "Махачкала" введен в эксплуатацию новый терминал международных авиалиний общей площадью 11 тыс. кв. м с пропускной способностью 190 пассажиров в час. Общий объем частных инвестиций в реализацию проекта составил 1,5 млрд рублей. Кроме того, введен новый воздушный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Махачкалинский морской торговый порт является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы юга России с государствами Средней Азии, Закавказья, Ираном и другими странами. В отличие от других российских портов режим работы порта круглосуточный и круглогодичный.
Махачкалинский морской торговый порт - это сухогрузная гавань, включающая в себя перегрузочный комплекс мощностью 3 млн тонн грузооборота в год с:
причалами для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн тонн в год;
железнодорожным и автопаромным терминалом мощностью 1,3 млн тонн;
зерновым терминалом мощностью 0,5 млн тонн в год.
Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, имеют резерв пропускной способности до 10 млн тонн грузов в год.
В непосредственной близости к порту расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза емкостью 540 тыс. куб. м единовременного хранения, которая соединена с магистральным нефтетрубопроводом Баку - Новороссийск пропускной способностью 5 млн тонн нефти в год.
Через Республику Дагестан проходит большая часть грузопотока Каспийского региона. Около 55 проц. грузов проходит через Махачкалинский морской торговый порт. При этом 87 проц. грузов, проходящих через порт, составляет сырая нефть, 10 проц. - зерно и 3 проц. - тарно-штучные и лесные грузы.
В целях обеспечения беспрепятственного товарооборота сельскохозяйственной продукции Российская Федерация и Исламская Республика Иран приняли решение о создании так называемого таможенного "зеленого" коридора. В Махачкалинском морском торговом порту подготовлены площадки для принятия одновременно 200 рефрижераторных контейнеров, что упрощает доставку из Ирана скоропортящихся товаров и позволяет увеличить их объем до 192 тыс. тонн в год.
Республика Дагестан обладает разветвленной сетью автомобильных дорог с твердым покрытием. Протяженность дорог общего пользования составляет 30,2 тыс. км, из которых 21,6 тыс. км дорог (71,5 проц.) имеют твердое покрытие. Плотность дорог общего пользования на 1000 кв. км территории составляет 601,3 километра.
Из общей протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием в Республике Дагестан:
0,6 тыс. км - дороги федерального значения;
7,6 тыс. км - республиканского значения;
22,0 тыс. км - местного значения.
Через Республику Дагестан проходят автодороги федерального значения:
Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой;
Р-215 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала;
А-167 Кочубей - Нефтекумск - Зеленокумск - Минеральные Воды.
Автодороги республиканского значения в основном ориентированы на столицу республики г. Махачкалу посредством выхода на федеральные дороги. На их долю приходится основная часть перевозок.
2.3. Энергетическая инфраструктура
2.3.1. Газоснабжение
Республика Дагестан имеет развитую систему газопроводов высокого, среднего и низкого давления, протяженность которой составляет более 16 тыс. км, потребителями газа в республике являются более 600 тыс. граждан, а также около 14 тыс. хозяйствующих субъектов.
В республике завершена работа по инвентаризации газораспределительных сетей, благодаря которой удалось поставить на кадастровый учет 1,5 тыс. км бесхозяйных газовых сетей. Эта работа позволит обеспечить реализацию мероприятий по консолидации всего комплекса объектов газораспределения. Также переданы в аренду ООО "Газпром газораспределение Дагестан" газовые сети, находящиеся в республиканской собственности, протяженностью 4 629,3 км (договор аренды от 8 декабря 2021 г. N 10/06-33/21-526).
Во исполнение подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 мая 2020 г. N Пр-907 в республике осуществляются мероприятия, направленные на поэтапное завершение газификации в период с 2024 по 2030 год.
В рамках Программы развития газоснабжения и газификации Республики Дагестан на период 2021 - 2025 годов ПАО "Газпром" с общим объемом финансирования 13,1 млрд рублей запланированы строительство 914 км межпоселковых газопроводов и газификация 193 населенных пунктов. По итогам 2021 года в рамках указанной программы завершено строительство 3 объектов газификации (межпоселковых газопроводов), 1 объект находится на стадии завершения, что позволит обеспечить газификацию порядка 15 населенных пунктов. В 2022 году необходимо завершить все запланированные мероприятия в рамках данной программы.
В рамках государственной программы Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 октября 2021 г. N 293, реализуется подпрограмма "Газификация населенных пунктов Республики Дагестан", объем финансирования которой за счет средств регионального бюджета составляет 1,88 млрд рублей. В ее рамках с 2021 по 2023 год предусмотрено завершение строительства 33 объектов газоснабжения общей протяженностью 338,5 км газовых сетей (в том числе 132,7 км внутрипоселковых). Данные мероприятия охватывают 20 районов и 3 города, в результате возможность пользоваться природным газом получат жители порядка 30 населенных пунктов.
В 2022 году за счет средств республиканского бюджета планируется завершить строительство 20 объектов газификации общей протяженностью 253,2 км, из которых 105,3 км внутрипоселковых газовых сетей. Реализация данных мероприятий позволит газифицировать 4 населенных пункта, обеспечить газификацию порядка 17 населенных пунктов Дахадаевского, Докузпаринского, Кизлярского, Сергокалинского, Хунзахского и Шамильского районов и стабильное газоснабжение ряда населенных пунктов Буйнакского, Карабудахкентского, Каякентского, Новолакского районов и пос. Сулак г. Махачкалы.
Правительством Республики Дагестан утверждены сводный и пообъектный планы-графики догазификации, в которые включено 218 населенных пунктов.
Кроме того, положительной предпосылкой для увеличения дальнейших темпов газификации послужит введение института единого оператора газификации, которым определено ООО "Газпром газификация". Это позволит обеспечить полную синхронизацию мероприятий по газификации, а также консолидировать в собственность единого оператора газификации все вновь строящиеся объекты газификации.
2.3.2. Электроснабжение
В целях развития электросетевого комплекса республики ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагэнерго" была реализована программа по подготовке оборудования к осенне-зимнему периоду 2021 - 2022 годов, которая была сформирована с учетом необходимости предупреждения проблем, возникших в предыдущий отопительный период. На реализацию программы было выделено 890 млн рублей. На территории республики были выполнены работы на 351 воздушной линии, включающие в себя устранение дефектов, замену и выправку опор, замену проводов и ремонт трансформаторных подстанций. Сформирован аварийный запас на сумму 110 млн рублей.
В целях повышения надежности и качества электроснабжения гг. Махачкалы, Кизилюрта и Цунтинского района закуплено 3 силовых трансформатора на:
а) ПС "Бежта" (мощность 6,3 MB А);
б) ПС "Приморская" (мощность 25 МВА);
в) ПС "ЗФС" (мощность 25 МВА).
Кроме того, компанией принято решение о выделении 52 блочных комплектных трансформаторных подстанций (БКТП) для установки в г. Махачкале.
В то же время с учетом масштаба существующих проблем в электросетевом комплексе Республики Дагестан ПАО "Россети" разработана Программа повышения надежности электросетевого комплекса Республики Дагестан на период 2022-2025 (далее - Программа). В 2022 году в рамках Программы предусмотрены объемы работ на общую сумму 1,87 млрд рублей. Финансирование мероприятий указанной Программы, предусмотренных на 2023 - 2025 годы (5,8 млрд руб.), планируется реализовать путем предоставления ПАО "Россети" субсидий из федерального бюджета
Также подготовлен проект программы по повышению надежности электроснабжения потребителей г. Махачкалы на сумму 4 млрд рублей, который согласован с системным оператором единой энергетической системы (ЕЭС) и находится на рассмотрении в Министерстве энергетики Российской Федерации.
Для планирования развития сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность принят Указ Главы Республики Дагестан от 27 декабря 2021 г. N 218 "Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетики Республики Дагестан на период 2022 - 2026 годов".
2.4. Информационная инфраструктура
В рамках федерального проекта "Информационная инфраструктура" в 1342 населенных пунктах республики установлены узлы связи с подведением волоконно-оптических линий связи, населению предоставлена возможность высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к которой подключено 3144 социально значимых объекта. Более половины из них - это средние учебные заведения, а также лечебные учреждения, пожарные части, администрации сельских поселений и др.
В 308 населенных пунктах Республики Дагестан с численностью 250-500 чел. установлены точки коллективного доступа к беспроводной сети (Wi-Fi) с возможностью бесплатного доступа к социально значимым информационным ресурсам.
В 2021 году установлено и модернизировано более 260 базовых станций и опор сотовой связи, всего таких станций на территории Республики Дагестан более 2500.
В 2019 году осуществлен полный переход на цифровое эфирное телевещание, введены в эксплуатацию 164 объекта, охват населения цифровым сигналом составляет 98,2 процента. К 43 объектам российских телевизионных и радиовещательных сетей подведены волоконно-оптические линии связи, что позволяет повысить качество и стабильность телевизионного сигнала. Введена в эксплуатацию сеть спутниковой системы высокоточного позиционирования, в состав которой входит 16 референтных станций. Обеспечено 100-процентное покрытие территории Республики Дагестан навигационным полем высокой точности. Данная сеть предоставляет возможность использования пространственных данных с точностью до 2,5 см при проведении кадастровых работ и межевания земель.
2.5. Туристическая инфраструктура
В настоящее время индустрия туризма - одна из самых перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики Республики Дагестан. Имея значительный мультипликативный эффект, сфера туризма и отдыха должна выступить катализатором социально-экономического развития территорий, стимулирующим развитие смежных отраслей экономики, положительно влияющим на рост занятости населения, развивающим инфраструктуру и коммуникации в муниципальных образованиях республики.
Основные цели Республики Дагестан в сфере туризма, а также механизмы их реализации закреплены в базовых отраслевых документах - Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, Стратегии развития туризма на территории Северо Кавказского федерального округа до 2035 года и национальном проекте "Туризм и индустрия гостеприимства".
В 2021 году туристский поток в Республику Дагестан составил 1085 тыс. чел, а объем услуг туристической индустрии, оказанных в регионе, - 7,035 млрд рублей.
По состоянию на 1 января 2022 года в реестр коллективных средств размещения, расположенных на территории Республики Дагестан, включено 329 объектов (в том числе 192 гостиницы) на 21,1 тыс. койко-мест, а количество туроператоров составляет 17.
В целях обеспечения повышения доступности туристических ресурсов и обустройства прилегающих к объектам туристского показа территорий Республика Дагестан реализует проект по созданию 8 туристических информационных центров и санитарных зон на самых востребованных туристских направлениях Республики Дагестан. Предполагаемые места размещения туристических информационных центров и санитарных зон:
а) Кумторкалинский район;
б) Хунзахский район;
в) Шамильский район;
г) Магарамкентский район;
д) Гунибский район;
е) Ахтынский район;
ж) Докузпаринский район.
В рамках внедрения всероссийской системы информирования туристов на территории республики реализуются проекты по установке дорожных знаков туристской навигации (ЗТН). ЗТН устанавливаются близ природных достопримечательностей, объектов туристского показа, а также объектов туристской инфраструктуры - гостиниц, пляжей, кафе и др. В настоящее время в республике уже установлено более 450 ЗТН в 32 муниципальных образованиях.
В республике активно развивается сеть туристических и экскурсионных маршрутов. По состоянию на 1 января 2022 года в реестр маршрутной сети Республики Дагестан включено 64 паспортизированных маршрута, в том числе 13 - в рамках нового брендового маршрута "Легенды Дагестана". Впервые в туристической практике Российской Федерации открыт туристический маршрут на объект гидроэнергетики - Чиркейскую ГЭС.
Одно из приоритетных направлений развития туристической отрасли в республике - детский и школьный туризм. Из 64 зарегистрированных маршрутов 15 в историческом, этнокультурном, экологическом и познавательном сегментах адаптированы к обслуживанию детско-юношеских туристских групп и реализуются государственными учреждениями Республики Дагестан совместно с 16 федеральными туроператорами.
Осуществляется финансовая поддержка объектов сельского туризма в муниципальных образованиях Республики Дагестан. В рамках государственной программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 16 июля 2019 г. N 163, предусмотрен комплекс мер поддержки общественных и предпринимательских инициатив, местных инициатив муниципальных образований, а также субъектов малого и среднего предпринимательства в виде грантов и субсидий на возмещение части затрат. В 2021 году по итогам республиканского конкурса "Лучший объект сельского (аграрного) туризма" 20 субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в сегменте сельского (аграрного) туризма, были предоставлены гранты по 500 тыс. рублей на дальнейшее развитие.
Необходимым элементом успешного развития туристской отрасли республики является подготовка профессиональных кадров. На базе образовательных учреждений ГАОУ ВО "Дагестанский государственный университет народного хозяйства", ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный технический университет", филиал ФГБОУ ВО "Российский государственный университет туризма и сервиса" в г. Махачкале, ГБПОУ РД "Колледж народных промыслов и туризма" осуществляется подготовка специалистов по направлениям "Туризм", "Гостиничное дело" и "Сервис".
В целях популяризации туристских ресурсов в республике ежегодно реализуется комплекс событийных мероприятий. В 2021 году в таких мероприятиях, как фестиваль конно-спортивного туризма, трейловый забег Dagestan Wild Trail, фестиваль рафтинга, VI Международный фестиваль экстремальных видов туризма "Ярыдаг-2021", V Фестиваль рыболовного туризма "Рыбалка в Дагестане", гастрономический фестиваль "Шашлык- 2021" и другие приняло участие свыше 15 тыс. человек.
С целью повышения конкурентоспособности в сфере туризма республики на внутреннем и международном рынках, защиты интересов потребителей туристских услуг и поддержки туристского рынка Министерством по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан совместно с туристским бизнес-сообществом создана и зарегистрирована Ассоциация предприятий туристско-рекреационной и отельно-ресторанной индустрии Республики Дагестан, в которую войдут туроператоры, турагенты, отельеры, рестораторы и экскурсоводы республики.
Дальнейший вектор развития туристской отрасли основывается на 5 приоритетных туристских территориях: прибрежная, южная, горная, северная и предгорная. Определены основные точки притяжения - кластеры "Прибрежный", "Сулакский каньон", "Горный", "Кластер активного туризма и рыболовства" (Ачикольские озера) и "Дербент как новый центр туризма России на Каспийском море". Каждая территория будет иметь свою специализацию по предлагаемым туристским сегментам.
Приоритетными направлениями деятельности Республики Дагестан в сфере туризма определены:
а) реализация мероприятий государственной программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 16 июля 2019 г. N 163;
б) осуществление инфраструктурной поддержки туристской отрасли в муниципальных образованиях (в том числе в рамках проектов местных инициатив муниципальных образований, направленных на развитие туризма);
в) реализация совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в границы кластеров, мероприятий по формированию, резервированию и переводу в категорию земель рекреационного назначения земельных участков для дальнейшего включения их в территории туристических кластеров;
г) реализация совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований комплекса мероприятий по обустройству санитарных зон (в том числе формирование площадок, выдача разрешений на установку нестационарного объекта и создание сопутствующей инфраструктуры);
д) увеличение количества пляжных территорий, их благоустройство и приведение в соответствие с требованиями законодательства;
е) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма (в том числе содействие в прохождении процедуры классификации коллективными средствами размещения);
ж) организация процедуры аттестации гидов, экскурсоводов и инструкторов-проводников (в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2021 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников");
з) разработка комплекса мероприятий, направленных на реализацию программ по подготовке кадров низшего и среднего звена и обслуживающего персонала для туристских предприятий и коллективных средств размещения республики;
и) разработка новых линеек туристского продукта в различных сегментах туризма (в том числе развитие промышленного туризма и экологического туризма на особо охраняемых природных территориях).
2.6. Преференциальные режимы
В Республике Дагестан функционируют 2 территории опережающего социально-экономического развития:
а) на территории муниципального образования городского округа "город Каспийск", созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2017 г. N 334 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Каспийск";
б) на территории муниципального образования городского округа "город Дагестанские Огни", созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. N 1508 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Дагестанские Огни".
На территориях опережающего социально-экономического развития, созданных в Республике Дагестан, применяется особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЭ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Наличие статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) наделяет предприятие правом на получение налоговых льгот и преференций.
N |
Вид налога (обязательного платежа) |
Общие условия |
Условия для резидентов ТОСЭР |
Нормативный правовой акт, которым регламентирована льгота (преференция) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Налог на прибыль (часть, зачисляемая в федеральный бюджет) |
3 проц. |
0 проц. в течение 5 налоговых периодов |
Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 284.4) |
2. |
Налог на прибыль (часть, зачисляемая в региональный бюджет) |
17 проц. |
5 проц. в течение 5 налоговых периодов и 10 проц. с 6 по 10 налоговый период включительно |
Закон Республики Дагестан от 6 декабря 2019 г. N 104 "О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций" и о ставке налога на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях многопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Дагестан" (статья 2) |
3. |
Налог на имущество |
1 (2,2) проц. |
освобождение от уплаты налога на срок реализации инвестиционного проекта, но не более 10 лет |
Закон Республики Дагестан от 8 октября 2004 г. N 22 "О налоге на имущество организаций" (статья 3) |
4. |
Земельный налог |
налоговая ставка зависит от вида разрешенного использования земельного участка |
освобождение от уплаты налога на срок реализации проекта, но не более 10 лет |
решение Собрания депутатов городского округа "город Каспийск" от 29 декабря 2017 г. N 127 "Об освобождении от земельного налога резидентов ТОСЭР "Каспийск"; решение Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" от 10 сентября 2019 г. N 198 "Об освобождении от земельного налога резидентов ТОСЭР "Дагестанские Огни" |
5. |
Страховые взносы во внебюджетные фонды* |
30 проц. |
7,6 |
Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 427) |
------------------------------
* Пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении резидентов ТОСЭР "Каспийск" и "Дагестанские Огни", получивших такой статус не позднее чем в течение 3 лет со дня создания ТОСЭР.
По состоянию на 1 января 2022 года в реестр резидентов ТОСЭР включено 19 предприятий, в рамках реализации инвестиционных проектов резидентами ТОСЭР создано 338 рабочих мест и привлечено 454,5 млн рублей инвестиций.
В целях привлечения инвестиций в Республику Дагестан в моногороде Каспийске постановлением Правительства Республики Дагестан от 3 июня 2014 г. N 249 "О создании инвестиционной площадки смешанного типа "Уйташ" в муниципальном образовании "Карабудахкентский район" создана инвестиционная площадка "Уйташ" площадью 130 гектаров.
Между некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" и Республикой Дагестан подписано Соглашение от 9 июля 2016 г. N 06-22-12 о софинансировании расходов Республики Дагестан в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных
проектов в монопрофильном муниципальном образовании "город Каспийск" Республики Дагестан (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением на инвестиционной площадке "Уйташ" созданы и введены в эксплуатацию объекты инженерной и транспортной инфраструктуры: автодорога (4935 м), газопровод (4618 куб. м/ч), сети водоснабжения (2028,4 куб. м/сут.), сети водоотведения (950 куб. м/сут), понижающая подстанция "Уйташ-1" 110/10 кВ с линиями электропередачи" (4,9 МВт), понижающая подстанция "Уйташ-2" 110/6 кВ с линиями электропередачи" (4,9 МВт).
В целях комплексного развития территорий северной зоны Республики Дагестан, повышения инвестиционной привлекательности региона ведется работа по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа с центром в г. Кизляре.
В рамках работы по индустриальному развитию территорий в Республике Дагестан создано 6 индустриальных парков:
а) индустриальный парк "Тюбе";
б) индустриальный парк "КИП Пром Каспий";
в) индустриальный парк "Кристалл Сити";
г) индустриальный парк "Фотон";
д) индустриальный парк "Промпарк "Дагдизель";
е) индустриальный парк "НогайПром".
Индустриальный парк "Тюбе"
1. |
Статус |
действующий |
2. |
Месторасположение |
Кумторкалинский район |
3. |
Специализация |
универсальная: производство керамических плит и плиток, химическая промышленность, строительство жилых и нежилых зданий, производство листового стекла, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания |
4. |
Тип |
гринфилд |
5. |
Площадь, га |
194,05 |
6. |
Инфраструктура |
система энергоснабжения - 110 МВт/ч система газоснабжения - 20 ООО куб. м/ч система водоснабжения - 1 200 куб. м/сут система водоотведения - 1 000 куб. м/сут автодорога - 6 км иное: железная дорога - 3,8 км |
Индустриальный парк "КИП Пром Каспий"
1. |
Статус |
действующий |
2. |
Месторасположение |
г. Каспийск |
3. |
Специализация |
производство строительных материалов, производство насосов и оборудования для нефтяной отрасли, производство стекловолокна, производство безалкогольных напитков, производство полиэтиленов |
4. |
Тип |
гринфилд |
5. |
Площадь, га |
45,4 |
6. |
Инфраструктура |
система энергоснабжения - 9,8 МВт/ч система газоснабжения - 4 618 куб. м/ч система водоснабжения - 2 028 куб. м/сут система водоотведения - 950 куб. м/сут автодорога - 4,8 км |
Индустриальный парк "Кристалл Сити"
1. |
Статус |
действующий |
2. |
Месторасположение |
г. Каспийск |
3. |
Специализация |
производство торгового оборудования, мебели и комплектующих для мебельного производства |
4. |
Тип |
браунфилд |
5. |
Площадь, га |
16,6 |
6. |
Инфраструктура |
система энергоснабжения - 2,9 кВт/ч система газоснабжения - 1 860 куб. м/ч система водоснабжения - 137 куб. м/сут система водоотведения - 137 куб. м/сут автодорога - 1 км иное: железная дорога - 4 км |
Индустриальный парк "Фотон"
1. |
Статус |
действующий |
2. |
Месторасположение |
г. Махачкала |
3. |
Специализация |
производство стекольной продукции, металлоконструкций, сепараторов, полиэтиленовой продукции, производство пластмассовых изделий, производство мешковины |
4. |
Тип |
браунфилд |
5. |
Площадь, га |
13,1 |
6. |
Инфраструктура |
система энергоснабжения - 10 МВт/ч система газоснабжения - 225 куб. м/ч система водоснабжения - 336 куб. м/сут система водоотведения - 336 куб. м/сут автодорога - 1 км |
Индустриальный парк "Промпарк "Дагдизель"
1. |
Статус |
строящийся |
2. |
Месторасположение |
г. Каспийск |
3. |
Специализация |
производство строительных материалов, переработка ТБО |
4. |
Тип |
браунфилд |
5. |
Площадь, га |
11,17 |
6. |
Инфраструктура |
система энергоснабжения - 4,7 МВт/ч система газоснабжения - 350 куб. м/ч система водоснабжения - 350 куб. м/сут система водоотведения - 300 куб. м/сут автодорога - 4,7 км |
Индустриальный парк "НогайПром"
1. |
Месторасположение |
Ногайский район |
2. |
Специализация |
производство мясных консервов, комбикоромов, кожевенной продукции, производство полимеров |
3. |
Тип |
гринфилд |
4. |
Площадь, га |
33 |
5. |
Инфраструктура |
система энергоснабжения - 4,8 МВт/ч система газоснабжения - 182 куб. м/ч система водоснабжения -1400 куб. м/сут система водоотведения - 960 куб. м/сут автодорога - 6 км |
Применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности к управляющей компании индустриального (промышленного) парка и субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры, находящиеся в составе индустриального (промышленного) парка, установлено Законом Республики Дагестан от 8 июля 2015 г. N 66 "Об индустриальных (промышленных) парках в Республике Дагестан" и осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Дагестан от 16 апреля 2014 г. N 170 "О создании и развитии индустриальных (промышленных) парков на территории Республики Дагестан".
N |
Вид налога (обязательного платежа) |
Общие условия |
Условия для резидентов индустриальных парков и технопарков |
Нормативный правовой акт, которым регламентирована льгота (преференция) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Налог на прибыль (часть, зачисляемая в региональный бюджет) |
17 проц. |
13,5 проц. в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории индустриальных парков и технопарков |
Закон Республики Дагестан от 1 декабря 2015 г. N 106 "О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций" и о ставке налога на прибыль организаций для управляющих компаний и резидентов индустриальных (промышленных) парков" (статья 2) |
2. |
Налог на имущество |
1 (2,2) проц. |
освобождение от уплаты налога в отношении имущества, используемого для реализации задач индустриальных парков и технопарков |
Планируется создание двух индустриальных парков: "Эльдаг" на базе бывшего завода "Эльтав" и "Дагестанские Огни" (в моногороде Дагестанские Огни).
По состоянию на 1 января 2022 года на территории промышленных парков осуществляют деятельность 30 резидентов.
2.7. Соблюдение органами и организациями в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности
В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2013 г. N 706 "Об утверждении Порядка сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Дагестан, по принципу "одного окна" Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан ответственно за осуществление контроля за соблюдением рекомендуемых сроков согласований и выдачи заключений по инвестиционным проектам.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации в республике внедряются целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности в Республике Дагестан (далее - целевые модели).
Целевые модели определяют порядок сокращения сроков прохождения процедур и уменьшения их количества и предусматривают мероприятия:
а) по повышению качества регионального государственного контроля (надзора);
б) по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
в) по улучшению качества регионального законодательства по защите прав инвесторов.
В Республике Дагестан проведены мероприятия по внедрению целевых моделей по следующим направлениям:
а) получение разрешения на строительство;
б) подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;
в) технологическое присоединение к электрическим сетям;
г) осуществление контрольно-надзорной деятельности в Республике Дагестан;
д) поддержка малого и среднего предпринимательства;
е) подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества.
2.8. Традиционные отрасли экономики Республики Дагестан
2.8.1. Сельское хозяйство
Растениеводство является ведущей отраслью сельского хозяйства республики. Уровень его развития существенно влияет на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, а также сказывается на состоянии животноводства.
Реализация мероприятий по развитию растениеводства в республике направлена на повышение объемов производства основных сельскохозяйственных культур, комплексное повышение конкурентоспособности и устойчивости отрасли растениеводства в условиях международных санкций и возросшей потребности в замещении импортной продукции. Достижение запланированных результатов предполагается осуществить за счет технической и технологической модернизации производственной базы, повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, расширения посевных площадей и повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
В 2021 году яровой сев в республике проведен на площади 225,33 тыс. гектаров. С учетом выполнения намеченного показателя по яровому севу, озимого клина и многолетних трав прошлых лет посевная площадь в республике составила 375,0 тыс. гектаров. Наличие пашни в республике - 465 тыс. га, процент использования - 81,7. Под озимыми зерновыми занято 93,9 тыс. гектаров.
Садоводство является главным направлением развития агропромышленного комплекса республики. Только за последние 3 года в республике посажено 5 025 га садов, из которых 2 917 га - сады интенсивного типа.
Всего площадь интенсивных садов в республике составляет 4355 гектаров, в том числе плодоносящих - 1070 гектаров. В 2021 году заложено 757,5 га садов, в том числе интенсивного типа - 187,5 гектара.
Другое направление в садоводстве, которое получило распространение в республике, - это закладка орехоплодных культур, продукция которых всегда пользуется спросом и не требует больших вложений для хранения. За последние годы посажено 1424 га фундука. Лидером в этом направлении является ООО "Полоса" (Сулейман-Стальский район), площадь посадок которого в текущем году доведена до 1000 гектаров. Это самый большой фундуковый сад в Европе, в котором используются современные методы возделывания, а также посадочный материал высшего класса.
По состоянию на 1 января 2022 года общая площадь виноградников в республике составляет 26,3 тыс. га, в том числе в плодоносящем возрасте - 22,4 тыс. га, из которых технические сорта составляют 60 проц., а столовые сорта - 40 процентов.
По состоянию на 1 декабря 2021 года лицензии на производство алкогольной продукции в республике имеют 18 предприятий.
При этом можно выделить предприятия с наиболее высоким коэффициентом использования производственных мощностей:
АО "Кизлярский коньячный завод" - 75,7 проц. (по коньяку);
ОАО "Дербентский завод игристых вин" - 72,0 проц. (по шампанскому) и 78,5 проц. (по вину);
ЗАО "ВКЗ "Избербашский" - 45,9 проц. (по коньяку);
ООО "Коньячный завод "Дербент" - 40,4 проц. (по вину виноградному);
ООО "Дербентский винно-коньячный комбинат" - 40 проц. (по вину виноградному).
Животноводство - одна из важнейших отраслей агропромышленного комплекса Республики Дагестан, основной его задачей является обеспечение продовольственной безопасности и обеспечение населения жизненно важными продуктами питания, оно определяет состояние всего народного хозяйства, а также социально-экономический уровень подавляющей части населения республики.
Республика Дагестан сохраняет за собой статус одного из лидеров в развитии животноводства в стране, что обусловлено в том числе структурой сельхозугодий региона (на долю кормовых угодий приходится 79 проц., в то время как по стране в целом - 36 процентов).
В общероссийском масштабе Республика Дагестан занимает в отрасли агропромышленного комплекса России:
по численности поголовья крупного рогатого скота - 2-е место (СКФО - 1-е место), в том числе коров - 1-е место;
по производству молока - 7-е место (СКФО - 1-е место), скота и птицы на убой (в живом весе) - 20-е место (СКФО - 2-е место).
По численности овцепоголовья (более 20 проц.) и производству шерсти республика стабильно занимает 1-е место в стране.
На 1 января 2022 года численность поголовья крупного рогатого скота в Республике Дагестан (по предварительным данным) составила 905 тыс. голов, в том числе коров - 448 тыс. голов, овец и коз - 4 459 тыс. голов.
За 2021 год в республике произведено 266 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе), 932,0 тыс. тонн молока и 14,5 тыс. тонн шерсти, 234 млн штук куриных яиц.
В республике ежегодно производится более 500 тонн овечьего молока и около 115 тонн традиционного сыра.
В государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации зарегистрирована 71 племенная организация Республики Дагестан по 77 направлениям развития племенного животноводства. Численность племенного условного маточного поголовья в хозяйствах республики составляет 35,7 тыс. условных голов.
Ежегодно около 15 тыс. тонн мяса в живом и убойном весе вывозится сельхозтоваропроизводителями или предпринимателями из Республики Дагестан в другие субъекты Российской Федерации и на экспорт.
На базе СПЦ "Дагестанский" начата работа по созданию селекционно-племенного ядра по разводимым в нашей республике породам крупного рогатого скота и мелкого рогатого скота.
Для учета имеющегося в республике поголовья скота ведется непрерывная работа по его идентификации не только в племенных предприятиях, но и в товарных хозяйствах. В племенных предприятиях более 30 проц. крупного рогатого скота идентифицировано с использованием электронных носителей информации (чипы) и 70 проц. бирковано. В товарных хозяйствах идентифицировано только 10 проц. поголовья скота.
Учеными ФГБНУ ВНИИплем (г. Москва) и ФГБНУ "Федеральный аграрный научный центр Республики Дагестан" проводится научно-исследовательская работа по улучшению племенных и продуктивных качеств овец дагестанской горной породы. Также получен патент на селекционное достижение по выведенной породе овец "артлухский меринос".
Построены цеха по убою скота и переработке мяса в ООО "Инвест-групп", ООО "Курбан-сервис", ООО "Луткунский мясокомбинат", СПоК "Агроиндустрия", ООО "Агрохолдинг Агрохом", ООО "Премиум", в ООО "Кизляр Урицкий мясокомбинат" и в СПоК "Эльдар" общей проектной мощностью до 200 тонн в сутки.
В подотрасли птицеводства мясного направления в республике введено в эксплуатацию 4 новых и 6 реконструированных цехов общей мощностью выращивания 2,5 млн цыплят (производство 5 тыс. тонн мяса птицы в год).
В Хасавюртовском районе начата реализация второго этапа проекта по строительству 16 птичников для выращивания более 3 млн цыплят-бройлеров в год, а также технологической модернизации убойного цеха с доведением мощностей до 10 тонн в сутки и строительству комбикормового завода проектной мощностью до 40 тыс. тонн в год.
В пищевой и перерабатывающей отрасли производится более 20 проц. всей промышленной продукции республики.
В 2021 году с привлечением внебюджетных средств завершена реализация ряда инвестиционных проектов, направленных на создание новых и технологическую модернизацию имеющихся мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, в частности:
а) построено хранилище элеваторного типа мощностью 18 тыс. тонн единовременного хранения риса ООО "Нива" Кизлярского района (объем частных инвестиций составил более 100 млн руб.; создано 4 дополнительных рабочих места);
б) создан цех по переработке риса мощностью 5 тонн в час ООО "Мареновский" Кизлярского района (объем частных инвестиций составил более 60 млн руб.; создано 12 дополнительных рабочих мест);
в) модернизированы мощности по глубокой переработке мяса птицы и производству колбасных изделий ООО "Батыр-бройлер" Хасавюртовского района (объем частных инвестиций составил более 160 млн руб.; создано 14 дополнительных рабочих мест);
г) построен цех по производству экструдированных кормов для крупного рогатого скота мощностью 4080 тонн в год СПоК "Бекенез" Карабудахкентского района (объем инвестиций составил более 32 млн руб., в том числе более 19 млн руб. - средства гранта на развитие материально-технической базы; создано 6 дополнительных рабочих мест);
д) создан убойный цех мощностью 50 голов КРС и 500 голов МРС СПоК "Эльдар" Ногайского района (объем инвестиций составил более 50 млн руб., в том числе 30 млн руб. составили средства гранта на развитие материально-технической базы; создано 10 дополнительных рабочих мест);
е) введен в эксплуатацию убойный цех мощностью 650 голов МРС ООО "Премиум" Магарамкентского района (объем частных инвестиций составил более 60 млн руб.; создано 12 дополнительных рабочих мест).
2.8.2. Промышленность
Основу промышленности Республики Дагестан составляют предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) (ОАО "Концерн "Кизлярский электромеханический завод (КЭМЗ)", ОАО "Завод "Дагдизель", АО "Азимут", АО "Завод им. Гаджиева"). Активно ведется работа по диверсификации производства в региональной структуре оборонно-промышленного комплекса, то есть приоритетного освоения гражданской продукции. Необходимы дальнейшее развитие кооперации с промышленно развитыми регионами, интеграция с крупными госкорпорациями и компаниями, в частности по освоению производства самолетов гражданской авиации, сельхозтехники и оборудования для топливно-энергетического комплекса и транспортной отрасли.
Одним из приоритетных направлений инвестиционного развития Республики Дагестан является традиционная, в то же время динамично развивающаяся обувная отрасль республики.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (Дагестанстат), за январь-ноябрь 2021 года индекс промышленного производства составил 107,7 проц., в том числе производства кожи и изделий из кожи - 115,9 процента.
Рост объемов производства кожи и изделий из кожи во многом обеспечен проводимой работой по легализации деятельности производителей обуви.
Так, по данным Дагестанстата, за январь-ноябрь 2021 года произведено 2 809,2 тыс. пар обуви, что на 8,0 проц. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По состоянию на 1 декабря 2021 года объем налоговых поступлений от предприятий обувной промышленности в консолидированный бюджет Российской Федерации составил 65,8 млн рублей, что на 39,8 проц. больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Одним из способов выхода на новые рынки для предприятий легкой промышленности является реализация продукции на электронных торговых площадках.
В связи с этим в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" предусмотрено мероприятие, предполагающее предоставление субсидий предприятиям легкой промышленности
на возмещение части затрат на продвижение отечественной продукции легкой промышленности на электронных торговых площадках или на оплату услуг по созданию собственного интернет-магазина.
Кроме того, оказывается содействие в получении льготных кредитов в соответствующих институтах развития. Так, НКО "Фонд развития промышленности Республики Дагестан" оказывает поддержку промышленным предприятиям (в том числе резидентам индустриальных парков) в форме предоставления льготных займов со ставкой от 1 до 3 процентов.
2.9. Прорывные проекты
В 2021 году разработана модель экономического развития Республики Дагестан. В целом реализация проектов в рамках модели экономического развития республики на период до 2030 года предусматривает объем инвестиций в размере 416,0 млрд рублей и создание 65 тыс. рабочих мест.
В рамках модели экономического развития выделено 5 прорывных проектов, которые охватывают такие отрасли экономики, как промышленность, агропромышленный комплекс, туризм, строительство и другие. Это проекты по развитию каспийского кластера в республике, развитию плодоовощного кластера в Южном Дагестане, второй этап реконструкции аэропорта Махачкалы, стратегический проект "Город обувщиков", развитие стекольного промышленного кластера.
В целях реализации проекта по развитию каспийского кластера Республики Дагестан одобрен инфраструктурный бюджетный кредит в размере 10,5 млрд рублей, который будет направлен на строительство водовода от Чиркейского водохранилища до г. Избербаша и далее в г. Дербент.
Министерством экономического развития Российской Федерации одобрено финансирование строительства объектов инфраструктуры для инвестиционного проекта "Вторая очередь реконструкции аэропорта Махачкалы" за счет средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетного кредита из федерального бюджета Республике Дагестан.
2.9.1. Стратегический проект "Город обувщиков"
В рамках подпрограммы "Модернизация промышленности Республики Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 декабря 2020 г. N 274, реализуется стратегический проект "Город обувщиков".
Кроме того, стратегический проект "Город обувщиков" определен Правительством Российской Федерации как один из проектов, реализация которого окажет положительное влияние на показатели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации проекта планируется развитие инфраструктуры для организации обувной промышленности Республики Дагестан. Создание условий для осуществления производственно-хозяйственной деятельности производителей обуви позволит вывести из теневого сектора большую долю малых предприятий Республики Дагестан, создать дополнительные рабочие места, увеличить налоговые поступления во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также будет способствовать развитию республиканского бренда обуви.
Общий объем инвестиций на реализацию проекта к 2030 году составит 7,7 млрд рублей, что позволит обеспечить создание порядка 2000 новых рабочих мест и производство ежегодно до 4 млн пар обуви.
В 2021 году в Республике Дагестан состоялось открытие 2 обувных фабрик: ООО "БОФФ" и "SERG".
Совокупный объем инвестиций на реализацию указанных проектов составил 250 млн рублей, что позволило создать 163 новых рабочих места.
Кроме того, продолжается строительство и модернизация 7 обувных фабрик, таких, как:
а) "GANS" (ИП Макиев К.М.);
б) "Boratto" (ИП Маллаев Г.М.);
в) "Iridson" (ИП Ефремов И.Н.);
г) "Maratti" (ИП Мирзоев М.Э.);
д) ООО "Гардэлайн";
е) ООО "ДОФ";
ж) ООО "Гасса".
2.9.2. Стратегический проект "Умное стекло"
В рамках подпрограммы "Модернизация промышленности Республики Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 декабря 2020 г. N 274, также реализуется стратегический проект "Умное стекло", целью которого является создание стекольного промышленного кластера.
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и Законом Республики Дагестан от 8 декабря 2015 г. N 116 "О промышленной политике в Республике Дагестан" ведется работа по созданию стекольного промышленного кластера.
В настоящее время с целью привлечения федеральных инвестиций в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров" проводится работа по формированию реестра участников стекольного промышленного кластера и введению в учредительский состав специализированной организации стекольного промышленного кластера (ассоциации) новых участников кластера.
В рамках создания стекольного кластера планируется реализация следующих проектов:
1.1. |
Наименование проекта |
"Организация производства одностадийного текстильного стекловолокна" |
2. |
Инициатор |
ООО "Каспийский завод стекловолокна" |
3. |
Содержание проекта |
строительство стекловаренной печи для выпуска текстильного стекловолокна мощностью 15 тыс. тонн в год с использованием метода одностадийной выработки и инновационных технологий |
4. |
Объем инвестиций, млн руб. |
4100,0 |
5. |
Количество создаваемых рабочих мест, чел. |
406 |
II. 1. |
Наименование проекта |
"Модернизация и расширение цеха для производства стеклотары, отвечающей евростандартам" |
2. |
Инициатор |
ООО "Дагестан Стекло Тара" |
3. |
Содержание проекта |
строительство стекловаренной печи производительностью 160 тонн в сутки и установка оборудования для выпуска высококачественной стеклянной тары в объеме 350,0 млн шт. в год в 0,5-литровом исчислении емкостью от 0,1 до 3 литров с горловиной любого типа и диаметра |
4. |
Объем инвестиций, млн руб. |
1608,6 |
5. |
Количество создаваемых рабочих мест, чел. |
192 |
III. 1. |
Наименование проекта |
"Организация и расширение производства керамогранитной плитки в Республике Дагестан" |
2. |
Инициатор |
АО "Керамогранит Дагестан" |
3. |
Содержание проекта |
запуск второй технологической линии по производству керамогранитной плитки, рост производственных мощностей в 2,6 раза, увеличение объемов производства продукции до 4,4 млн кв. м в год |
4. |
Объем инвестиций, млн руб. |
1 500 |
5. |
Количество создаваемых рабочих мест, чел. |
- |
IV. 1. |
Наименование проекта |
"Строительство горно-обогатительного комбината" |
2. |
Инициатор |
ООО "ГОК-Кварц" |
3. |
Содержание проекта |
обогащение песка объемом 300 тыс. тонн в год |
4. |
Объем инвестиций, млн руб. |
460 |
5. |
Количество создаваемых рабочих мест, чел. |
102 |
V. 1. |
Наименование проекта |
"Организация производства стеклянных шаров" |
2. |
Инициатор |
ООО "Каспий Гласс" |
3. |
Содержание проекта |
организация производства стеклянных шаров |
4. |
Объем инвестиций, млн руб. |
215 |
5. |
Количество создаваемых рабочих мест, чел. |
25 |
Указанные предприятия имеют устойчивые кооперационные связи, что является ключевым условием для создания стекольного кластера.
В настоящее время имеется возможность оказания стекольной промышленности следующих видов инфраструктурной поддержки:
а) размещение производств участников кластера на территории индустриальных (промышленных) парков "Долина новых идей и технологий (Тюбе)" и "Фотон";
б) разработка и внедрение в производство новых технологий в стекольной промышленности ФГБУН "Институт физики им. Х.И. Амирханова" Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук;
в) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и подготовка кадров для отрасли республиканскими образовательными учреждениями, такими, как ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет" и ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный технический университет".
Научные учреждения республики имеют достижения по разработкам в данной отрасли. Вместе с тем в Республике Дагестан имеются сырьевые ресурсы для удовлетворения потребности стекольной промышленности, существующих проектов и технологий по производству серебряных зеркал, энергосберегающего и закаленного стекла, триплекса, шелкографии, травления стекла, окрашенного стекла, гнутого стекла.
Предполагаемый синергетический эффект при реализации совместного проекта выразится в увеличении звеньев кооперационной цепочки, в привлечении в республику инвестиций из других регионов, федеральных средств и, как следствие, приведет к снижению себестоимости конечной продукции, к увеличению объемов производства продукции всех предприятий - участников кластера, количества создаваемых новых рабочих мест и отчислений налогов в бюджеты всех уровней.
В рамках реализации совместного проекта предполагается создание 600-800 новых рабочих мест. Предполагаемые налоговые поступления от реализации совместного проекта составят 300-400 млн рублей.
3. Инвестиционные обязательства Республики Дагестан
Органы государственной власти Республики Дагестан обязуются принять все необходимые меры для обеспечения:
а) неухудшения условий реализации инвестиционных проектов;
б) соблюдения алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
в) оперативного рассмотрения споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан, в досудебном порядке;
г) общедоступности информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
д) неукоснительного соблюдения условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Дагестан;
е) обеспечения конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан;
ж) повышения уровня доходов населения Республики Дагестан.
4. Инвестиционная команда Республики Дагестан
В состав инвестиционной команды Республики Дагестан (далее - инвестиционная команда) входят:
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан, осуществляющий координацию и контроль органов исполнительной власти Республики Дагестан по вопросам инвестиционной политики и стимулирования инвестиций;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан;
министр экономики и территориального развития Республики Дагестан;
министр промышленности и торговли Республики Дагестан;
министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан;
министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;
министр энергетики и тарифов Республики Дагестан;
министр финансов Республики Дагестан;
министр по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан;
министр юстиции Республики Дагестан;
министр труда и социального развития Республики Дагестан;
министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан;
министр по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан;
министр природных ресурсов и экологии Республики Дагестан;
руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан;
председатель Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" (по согласованию);
руководитель Дагестанского регионального отделения "Российский союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию);
президент Торгово-промышленной палаты Республики Дагестан (по согласованию);
председатель Дагестанского республиканского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию);
директор государственного автономного учреждения Республики Дагестан "Центр поддержки предпринимательства Республики Дагестан";
генеральный директор акционерного общества "Корпорация развития Дагестана";
руководитель микрофинансовой компании "Фонд микрофинансирования и лизинга Республики Дагестан";
заместители глав городских округов и муниципальных районов Республики Дагестан (в соответствии с распределением обязанностей).
4.1. Условия формирования инвестиционной команды
Инвестиционная команда создана в целях формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности.
Инвестиционная команда обеспечивает участие бизнеса в принятии ключевых решений, вовлечение в разработку и реализацию инвестиционной стратегии, общественную экспертизу проектов, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества.
4.2. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды
Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Республики Дагестан в части взаимодействия с инвесторами осуществляется в соответствии с компетенциями членов инвестиционной команды Республики Дагестан.
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан, осуществляющий координацию и контроль органов исполнительной власти Республики Дагестан по вопросам инвестиционной политики и стимулирования инвестиций, обеспечивает:
определение основных показателей эффективности инвестиционной сферы и контроль их достижения;
принятие решений о развитии преференциальных территорий и инвестиционной инфраструктуры;
взаимодействие с бизнес-сообществом в пределах компетенции.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан обеспечивает:
защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Дагестан;
содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности;
правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности по вопросам их прав, форм и методов защиты их законных интересов;
содействие в формировании и реализации государственной политики Республики Дагестан в сфере развития предпринимательской деятельности и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности;
подготовку предложений по совершенствованию механизма защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан обеспечивает:
поиск и привлечение российских и иностранных инвесторов для реализации инвестиционных проектов;
режим "одного окна" для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты;
формирование и развитие инфраструктуры поддержки субъектов инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан;
эффективность взаимоотношений государственных структур и субъектов инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан;
мониторинг и комплексный анализ состояния инвестиций в Республике Дагестан;
эффективность взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан по реализации и сопровождению инвестиционных программ и проектов на территории Республики Дагестан;
реализацию мер по улучшению инвестиционного климата в Республике Дагестан;
в пределах своей компетенции осуществление конгрессно-выставочной деятельности Республики Дагестан в сфере привлечения инвестиций;
реализацию функций уполномоченного органа в сфере государственно-частного партнерства.
Министр экономики и территориального развития Республики Дагестан обеспечивает:
выполнение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" функции уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан по осуществлению взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации в ведении реестра резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых в моногородах Республики Дагестан;
координацию создания и развития инвестиционной инфраструктуры, в том числе особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития;
координацию работы по устранению правовых, административных, экономических и организационных барьеров в сфере инвестиционной деятельности;
формирование рейтинга муниципальных образований по уровню инвестиционной привлекательности.
Министр промышленности и торговли Республики Дагестан обеспечивает:
реализацию основных направлений промышленного развития региона;
организацию и координацию работы по созданию инновационных фондов, фондов развития промышленности, индустриальных и технологических парков в сфере промышленности, научно-технической и инновационной сферах, осуществление мероприятий по присвоению (лишению) статуса индустриального (промышленного) парка и технопарка с целью оказания им государственной поддержки.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан обеспечивает в пределах своей компетенции создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
Министр по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан обеспечивает реализацию мероприятий по привлечению инвестиций для развития курортов, туризма и народных художественных промыслов на территории Республики Дагестан.
Министр по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан обеспечивает предоставление государственного имущества и земельных ресурсов Республики Дагестан в качестве инструмента для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан в пределах своей компетенции могут предоставлять субъектам инвестиционной деятельности льготы и гарантии, осуществлять софинансирование за счет средств местных бюджетов и оказывать иные формы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории соответствующих муниципальных образований Республики Дагестан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Дагестан от 7 июля 2022 г. N 143 "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Дагестан"
Вступает в силу с 7 июля 2022 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 7 июля 2022 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 июля 2022 г. N 0500202207120003
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Дагестан от 3 апреля 2024 г. N 28
Изменения вступают в силу с 3 апреля 2024 г.
Указ Главы Республики Дагестан от 21 августа 2023 г. N 159
Изменения вступают в силу с 21 августа 2023 г.