В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 8 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1079, приказываю:
1. Утвердить доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна за 2021 год.
2. Управлению внутреннего фитосанитарного и земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна (О.В. Захарова) обеспечить размещение доклада, указанного в пункте 1 настоящего приказа, на официальном сайте Россельхознадзора в сети "Интернет" в установленный срок.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. Руководителя |
А.П. Кармазин |
Утвержден
приказом Россельхознадзора
от 2 июня 2022 N 820
Доклад
по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна за 2021 год
Раздел 1
Организация государственного контроля (надзора)
Обеспечение качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна - одна из основных задач контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора.
Порядок исполнения государственного контроля (надзора) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1079 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна".
Таблица 1
|
2020 год |
2021 год |
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия |
1 036 |
2 595 |
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия |
684 |
1 072 |
Итого |
1 720 |
3 667 |
Количество плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий за 2021 год увеличилось в 2,1 раза по сравнению с 2020 годом.
Средняя нагрузка по числу плановых контрольных (надзорных) мероприятий на одного инспектора в месяц - 0,4 мероприятия.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в I полугодии 2021 года проводились по следующим основаниям:
- по обращениям (жалобам) граждан, организаций - 33;
- по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 475;
- по требованиям прокуратуры - 32;
- по иным обстоятельствам - 104.
После вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" во II полугодии 2021 года внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия были проведены по основаниям:
- наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - 306;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц - 53;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям - 2;
- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 67.
Кроме того, проведено 762 мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами и 103 502 мероприятия по иным основаниям (контроль при экспортно-импортных операциях, при закладке (хранении) в госрезерве и т.д.).
Раздел 2
Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению
1. Типовые и массовые нарушения обязательных требований
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора установлено 7 787 нарушений.
Более половины установленных нарушений связаны с несоблюдением хозяйствующими субъектами требований технических регламентов.
Так, самыми распространенными нарушениями среди них при проведении проверок элеваторов и зернохранилищ являются:
- разрушение кровли и остекления,
- проникновение грунтовых вод в подсилосные этажи из-за несовершенства дренажной системы,
- отсутствие контроля за условиями хранения зерна,
- захламленность и запыленность помещений,
- неудовлетворительное состояние стен, выбоины на полу, хранение посторонних предметов совместно с зерном.
Неудовлетворительные условия хранения не обеспечивают безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств: происходит прорастание и самосогревание зерна, загрязнение и заражение его вредителями хлебных запасов, изменение органолептических свойств зерна и т.д. Все это приводит к тому, что такое зерно становится непригодным для использования в пищевых целях.
К зернохранилищам предъявляется много разносторонних требований - технических (строительных, противопожарных и т.п.), технологических, эксплуатационных и экономических. Все они направлены на то, чтобы в зернохранилище можно было обеспечить сохранность зерновых партий с минимальными потерями в массе, без потерь в качестве и с наименьшими издержками при хранении.
Зернохранилище должно предохранять зерновую массу от неблагоприятных атмосферных воздействий и грунтовых вод; для этого кровля, окна и двери должны быть устроены так, чтобы исключалась возможность проникновения в зерновую массу атмосферных осадков, а стены и пол изолированы от проникновения через них грунтовых и поверхностных вод.
Чрезвычайно важным требованием, предъявляемым к зернохранилищам, является надежность защиты в них зерновых масс от грызунов и птиц, а также вредителей из мира насекомых и клещей. Зернохранилище должно быть удобным для проведения мероприятий по обеззараживанию составляющих его конструктивных элементов, вместимостей и находящихся в нем зерновых масс.
До 1 июля 2021 года Россельхознадзор был наделен полномочиями по контролю за продуктами переработки зерна при внутреннем обращении, прежде всего круп. При проведении проверок государственных бюджетных учреждений (государственных заказчиков) выявлялись многочисленные нарушения при закупках крупы для государственных нужд:
- несоблюдение технических и санитарных требований к складскому помещению, где хранятся крупы;
- отсутствие отдельного складского помещения для хранения;
- несоответствие крупы требованиям нормативных документов (по влажности, металломагнитной примеси, зараженности и загрязненности вредителями и т.д.);
- отсутствие деклараций о соответствии и маркировочных ярлыков; наличие на хранении крупы с истекшим сроком годности, нарушение упаковки крупы;
- отсутствие даты изготовления и даты упаковывания, адреса местонахождения изготовителя или фасовщика, условий хранения, массы упаковки.
Несоблюдение условий хранения крупы влияет на ее качество, ведет к порче и делает непригодной для употребления в пищу.
Так, например, увлажнение крупы в результате ее сорбционных свойств способствует развитию микроорганизмов, насекомых и клещей и приводит к потере в массе, образованию специфических запахов (плесневого, затхлого, клещового и т.п.) и к общему понижению качества.
Повышение влажности крупы и температуры воздуха в складе снижает стойкость ее при хранении: наблюдаются явления прогоркания и заплесневения.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий при экспортно-импортных операциях также выявляются многочисленные нарушения.
Так, например, при ввозе в Российскую Федерацию сотрудники территориальных управлений выявляют зерновую продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, нормативных документов, принятых в России. После экспертизы такой продукции принимается решение о возможности ее дальнейшего использования (возврат поставщику, уничтожение, использование на пищевые цели после подработки). При выявлении нарушений карантинных фитосанитарных требований может проводиться обеззараживание, возврат в страну отправления или переработка.
При контроле за зерновой продукцией, отгружаемой на экспорт, основным нарушением является несоответствие продукции карантинным фитосанитарным требованиям стран-импортеров, прежде всего по зараженности и загрязненности вредителями.
Всего при проведении территориальными управлениями Россельхознадзора контрольных (надзорных) мероприятий было проинспектировано 53,9 млн тонн зерновой продукции (56,2 млн тонн - за 2020 год).
При этом выявлено 8,8 млн тонн продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов по показателям качества и безопасности, в том числе зараженной и загрязненной вредителями хлебных запасов. Зараженность и загрязненность являются важнейшими показателями состояния зерна.
Вредители хлебных запасов наносят большой ущерб. Они уничтожают часть этих запасов и понижают их качество, загрязняя своими фекалиями и трупами, шкурками после линьки личинок и куколок. Кроме того, одни из них (клещи и насекомые) являются источниками образования тепла и влаги в зерновой массе (в результате дыхания), а другие (грызуны) портят отдельные части производственных сооружений, тару и т.д. и способствуют распространению различных инфекционных болезней.
Личинки жуков обладают большой прожорливостью, они поедают и повреждают за время своего развития значительное количество зерновых продуктов. Бабочки уничтожают и засоряют зернопродукты своими экскрементами, шкурками, коконами и трупами.
Клещи причиняют следующий вред: питаются зерном, загрязняют зерновую массу и крупу продуктами своей жизнедеятельности, образовывают специфические неприятные запахи, ухудшают цвет и вкус, создают условия для увлажнения, самосогревания и развития микроорганизмов. Скармливание животным продуктов, сильно зараженных клещами, вызывает нарушение деятельности пищеварительной системы.
С целью защиты зерновых продуктов от вредителей следует применять предупредительные (профилактические) и истребительные меры. В первую очередь необходимо систематически применять профилактические меры как наиболее доступные, легко осуществимые и дешевые. Появление вредителей часто является следствием несоблюдения мер профилактического порядка.
Территориальными управлениями за 2021 год вынесено 1 463 предупреждения лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенные правонарушения (982 - за 2020 год).
Сумма наложенных территориальными управлениями административных штрафов за отчетный период составила 67,9 млн рублей.
По подведомственности в судебные органы направлено 1 815 протоколов.
Судами общей юрисдикции рассмотрено 214 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения в пользу территориальных управлений вынесено 190 решений.
Арбитражными судами рассмотрено 1 541 дело. В пользу управлений вынесено 1 220 решений.
Общая сумма наложенных судами штрафов составляет 43,3 млн рублей.
Территориальными управлениями Россельхознадзора в 2021 году выдано предписаний и решений на прекращение и приостановление действия деклараций на 6 734 декларации о соответствии на зерно и продукты его переработки. Прекращено и приостановлено действие 6 505 деклараций о соответствии.
2. Предложения по устранению и профилактике нарушений обязательных требований
С 1 июля 2021 года Россельхознадзором проведено значительное количество профилактических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", детализация их по видам представлена на диаграмме:
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Россельхознадзором в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, утвержден приказом Россельхознадзора от 22.12.2020 N 1378 и размещен на сайте Россельхознадзора (https://fsvps.gov.ru/fsvps/laws/class/14/108).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В представленном докладе обозначены данные о проведенных в 2021 г. контрольных (надзорных) мероприятиях, типовые и массовые нарушения обязательных требований, предложения по устранению и профилактике нарушений.
Среди нарушений - несоблюдение техрегламентов, неудовлетворительные условия хранения зерна, несоответствие продукции карантинным фитосанитарным требованиям стран-импортеров.
Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 2 июня 2022 г. N 820 "Об утверждении доклада по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна за 2021 год"
Опубликование:
-