В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 28 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1081, прикaзываю:
1. Утвердить доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) за 2021 год согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению внутреннего фитосанитарного и земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна (О.В. Захарова) обеспечить размещение доклада, указанного в пункте 1 настоящего приказа, на официальном сайте Россельхознадзора в сети "Интернет" в установленный срок.
Руководитель |
С.А. Данкверт |
Утвержден
приказом Россельхознадзора
от 14.06.22 N 883
Доклад
по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарномy надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) за 2021 год
Раздел 1
Полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере федерального государственного земельного контроля (надзора)
Государственный земельный надзор Россельхознадзором осуществлялся в первом полугодии 2021 г. в соответствии c Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1.
C 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "O государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в соответствии c которым c 01.07.2021 законодательством предусмотрен федеральный государственный земельный контроль (надзор).
Россельхознадзором с 01.07.2021 осуществляется федеральный государственный земельный контроль (надзор) в соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081.
В рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) Россельхознадзор осуществляет надзор за соблюдением следующих обязательных требований законодательства:
- о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;
- по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
- в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы);
- по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
- исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.
Раздел 2
Анализ проведенных контрольных (надзорных) мероприятий
В 2021 году при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) проведено более 31 тыс. контрольных (надзорных) мероприятий в отношении более 4,3 млн га земель сельскохозяйственного назначения.
Помимо таких мероприятий, как проверки, плановые рейдовые осмотры, обследования, административные обследования, в 2021 году осуществлялось проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, как рейдовые осмотры, инспекционные визиты, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездные обследования (рисунок 1).
В 2021 г. наибольшее количество контрольных (надзорных) мероприятий составили мероприятия без взаимодействия с правообладателями земельных участков, такие, как плановые (рейдовые) осмотры, обследования, административные обследования объектов земельных отношений, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездные обследования.
Таблица 1. Проведено контрольных (надзорных) мероприятий в 2021 г.
Виды контрольных (надзорных) мероприятий |
2021 г. |
Проверки |
14 307 |
Рейдовые осмотры |
45 |
Инспекционные визиты |
758 |
Мероприятия без взаимодействия (административные обследования, плановые (рейдовые) осмотры, обследования, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездные обследования) |
15 228 |
Раздел 3
Анализ субъектов (объектов), в отношении которых были проведены контрольные (надзорные) мероприятия
Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков).
Предметом государственного земельного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (далее - контролируемые лица) обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования земельного законодательства, оценка соблюдения которых осуществляется Россельхознадзором в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, утвержден приказом Россельхознадзора от 22.12.2020 N 1378 и размещен на сайте Россельхознадзора (https://fsvps.gov.ru/ru/knf/zakon-ob-oborote-zemel (https://old.fsvps.gov.ru/fsvps-docs/ru/ground/prilozhenie1_k_prikazu-1378.pdf).
Федеральный государственный земельный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований земельного законодательства осуществляется посредством проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий.
B 2021 году территориальными управлениями Россельхознадзора в рамках профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства проведено:
- более 7 тыс. публикаций в СМИ (газеты, журналы, интернет-издания) в рамках информирования заинтересованных лиц;
- более 7 тыс. консультирований правообладателей земельных участков;
- 352 профилактических визита;
- выдано более 6,3 тыс. предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) земельные участки распределены по категориям риска.
Проведение Россельхознадзором плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении использования контролируемыми лицами земельных участков B зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще, чем один раз в 3 года и не реже, чем один раз в 6 лет;
для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще, чем один раз в 5 лет и не реже, чем один раз в 6 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Россельхознадзором более 1,7 млн земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), виноградопригодных земель присвоена категория риска.
Раздел 4
Статистика и анализ причиненного в результате нарушения требований земельного законодательства ущерба
Наиболее распространенными видами правонарушений c причинением вреда почвам в 2021 году являются снятие плодородного слоя почвы, перекрытие поверхности почв, загрязнение почв. Таких нарушений выявлено на площади более 1 тыс. га.
Наибольшее количество нарушений, связанных с причинением вреда почвам, выявлено в Центральном, Уральском федеральных округах.
Раздел 5
Перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований земельного законодательства, совершенных за 2021 год
Основные нарушения обязательных требований земельного законодательства, выявленные в 2021 г. (88%), связаны с зарастанием земельных участков сорной, древесной и кустарниковой растительностью и неиспользованием земельных участков для ведения сельскохозяйственного хозяйства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Ответственность за такие нарушения предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составляет от 20 тыс. рублей для граждан до 700 тыс. рублей для юридических лиц, a при установлении факта неиспользования земельного участка, в соответствии с частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ штраф рассчитывается уже от кадастровой стоимости земельного участка.
Помимо административной ответственности в виде штрафа за неиспользование или использование с нарушениями земельного участка Налоговым кодексом Российской Федерации установлена налоговая ставка равная 1,5%, a также принудительное изъятие земельного участка у его cобственника (статья 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Также выявляется достаточное количество нарушений, связанных с порчей земель.
Ответственность за такие нарушения предусмотрена частями 1, 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Размер административного штрафа за указанные нарушения составляет от одной тысячи для граждан до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц.
Также законодательством предусмотрена обязанность юридических и физических лиц, причинивших вред почве, как объекту охраны окружающей среды, в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации по eго возмещению.
Таблица 2. Распределение наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований по видам административной ответственности
Нарушения обязательных требований (ко-во) |
2020 |
2021 |
|
Несоблюдение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель |
ч. 2 ст. 8.7 КоАП PФ |
12 854 |
12 194 |
Несоблюдение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель |
ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ |
534 |
624 |
ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ |
650 |
687 |
В целях соблюдения обязательных требований земельного законодательства необходимо:
- использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, в соответствии с установленным видом разрешенного использования;
- не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорной и древесно-кустарниковой растительностью;
- не размещать на земельных участках отходы производства и потребления;
- не допускать порчу и уничтожение плодородного слоя почвы.
Раздел 6
Статистика и анализ примененных к подконтрольным субъектам мер юридической ответственности
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2021 году было выявлено 21 802 правонарушения.
В отношении лиц, совершивших административные правонарушения, применялись меры правового воздействия, представленные в таблице 3.
Таблица 3. Принимаемые меры воздействия, в отношении лиц, совершивших нарушения
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
Выдано предписаний об устранении нарушений законодательства, ед. |
6 758 |
9 755 |
Направлено предостережений о недопустимости нарушений, ед. |
13 220 |
8 047 |
Вынесено постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушения земельного законодательства, ед. |
9 534 |
10 598 |
Наложено штрафов, млн рублей |
464,2 |
425,3 |
Взыскано штрафов, млн рублей |
282,6 |
258,6 |
Вынесено предупреждений в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП, ед. |
435 |
440 |
Внесено представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, ед. |
1 005 |
1 172 |
Направлено в уполномоченные органы материалов в целях инициирования процедуры изъятия и расторжения договоров аренды, ед. |
252 |
189 |
Раздел 7
Анализ практики обжалования решений в судебном порядке
3а 2021 год в судебных инстанциях рассмотрено более 6,2 тыс. дел об административных правонарушениях, из которых в пользу территориальных управлений Россельхознадзора вынесено более 5,7 тыс. решений (92%).
В частности, в судах общей юрисдикции рассмотрено более 6,2 тыс. дел, в арбитражных судах - 25 дел.
В судах общей юрисдикции в пользу территориальных управлений Россельхознадзора вынесено 92,9%, в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан - 6,8%.
Таблица 4. Статистика переданных в суд дел об административном правонарушении по статьям КоАП РФ
Показатели |
ед. |
|
Всего рассмотрено дел в судах общей юрисдикции за отчётный период |
6 239 |
|
Вынесено решений в судах в пользу территориальных управлений Россельхознадзора |
5 795 |
|
по статьям КоАП РФ: |
35 |
|
103 |
||
23 |
||
834 |
||
17 |
||
0 |
||
3 |
||
3 |
||
0 |
||
18 |
||
7 |
||
125 |
||
6 |
||
0 |
||
1 632 |
||
204 |
||
55 |
||
1 772 |
||
977 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В представленном докладе обозначены, данные о проведенных в 2021 г. контрольных (надзорных) мероприятиях, часто встречающиеся нарушения обязательных требований.
Среди нарушений - порча земель, зарастание сельскохозяйственных угодий сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Перечислены меры по их устранению.
Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14 июня 2022 г. N 883 "Об утверждении доклада по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) за 2021 год"
Опубликование:
-