Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 16 июня 2022 г. N 26-01-06-565
"Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае"
В целях повышения качества образования и получения достоверной и объективной информации о результатах подготовки обучающихся приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае (далее - Концепция).
2. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Пермского края, руководствоваться в работе настоящим приказом.
3. Директору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" обеспечить разработку плана мероприятий по обеспечению реализации Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае на 2022 год.
4. Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований Пермского края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования, использовать Концепцию для развития муниципальных систем управления качеством образования.
5. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Пермского края от 6 апреля 2021 г. N 26-01-06-339 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае";
приказ Министерства образования и науки Пермского края от 28 сентября 2021 г. N 26-01-06-965 "О внесении изменений в Концепцию региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае, утвержденную приказом Министерства образования и науки Пермского края от 6 апреля 2021 г. N 26-01-06-339".
6. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника управления общего, дополнительного образования и воспитания Калинчикову Л.Н.
Министр |
Р.А. Кассина |
Утверждена
приказом
Министерства образования
и науки Пермского края
от 16.06.2022 N 26-01-06-565
Концепция
региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае
I. Обоснование целей, задач и направлений региональной системы оценки качества подготовки обучающихся
Концепция региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае (далее - Концепция) определяет и обосновывает цели, задачи, принципы, приоритетные направления функционирования и развития региональной системы оценки качества подготовки обучающихся (далее - РСОКПО) в Пермском крае, ее организационно-функциональную структуру и управленческие механизмы реализации РСОКПО.
Концепция учитывает важные тенденции (тренды) развития современного российского образования: достижение высокого качества образования как один из стратегических приоритетов развития государства; переориентация российской школы на отход от традиционного контроля качества образования к управлению им.
Концепция разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1318-п "Об утверждении государственной программы Пермского края "Образование и молодежная политика на 2014 - 2024 годы";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования".
РСОКПО является компонентом общероссийской системы оценки качества образования, соответствует основным федеральным требованиям и актуальным тенденциям развития общероссийской системы оценки качества образования, обеспечивает объективность оценки, сбалансированность системы оценки, нацеленность системы на оценку ключевых характеристик качества подготовки обучающихся.
В 2021 году каждый регион России прошел комплексное обследование, в том числе по показателям достижения учебных результатов: достижение минимального уровня подготовки, достижение высокого уровня подготовки, образовательное равенство, функциональная грамотность. По итогам федерального мониторинга:
показатель "Достижение минимального уровня подготовки", который характеризует качество образования, повышение доли успешных обучающихся на всех уровнях общего образования в регионе, составляет 77,9% (Пермский край занял 59 место из 85);
показатель "Достижение высокого уровня подготовки", который характеризует качество образования, повышение доли обучающихся с высокими результатами обучения в регионе, - 7,0% (Пермский край на 29 месте из 85 субъектов РФ);
показатель "Образовательное неравенство", характеризующий снижение дифференциации в результатах обучения, - 45,2% (Пермский край на 72 месте);
показатель "Функциональная грамотность", характеризующий повышение уровня функциональной грамотности, - 57,0% (33 место).
Полученные статистические данные мотивирующего мониторинга позволяют выделить ряд проблемных зон/направлений, которые необходимо учесть в действующей региональной системе оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае:
информационное обеспечение управления системой образования на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях;
совершенствование модели управления системой образования с целью повышения ее эффективности, понижения образовательного неравенства в общеобразовательных организациях региона, выявления причин снижения образовательных результатов и выработки эффективных механизмов по их улучшению;
реализация комплекса мер, направленных:
на формирование стандартизированных измерительных материалов оценки муниципальных практик управления качеством образования,
на повышение культуры управления качеством образования руководителей муниципальных органов управления образованием,
на обеспечение функционирования объективной ВСОКО во всех образовательных организациях региона,
на внедрение организационных, методических механизмов, обеспечивающих повышение функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях,
на популяризацию материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне.
II. Цели, задачи, направления деятельности и принципы РСОКПО
2.1. Главной целью функционирования РСОКПО является получение достоверной и объективной информации о качестве подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и возможностью их использования при принятии управленческих решений на всех уровнях системы образования Пермского края. Обозначенная цель ориентирована в том числе на решение задач в приоритетных направлениях деятельности системы образования, среди которых:
развитие цифровой экономики в Пермском крае;
поддержка инноваций в образовании, направленных на приоритетное развитие естественно-научного, математического и технологического образования;
выявление и поддержка талантливых детей;
адресная работа со школами с низкими результатами обучения и воспитания.
Отметим, что цель РСОКПО согласуется также с целями и задачами федеральных и региональных проектов в рамках национального проекта "Образование" ("Современная школа", "Успех каждого ребенка"; "Цифровая образовательная среда", региональный проект "Открытый университет" и т.д.).
2.2. Задачи РСОКПО сформированы по направлениям:
направление "Обеспечение объективности оценки качества подготовки обучающихся в соответствии с уровнем образования (НОО, ООО и СОО) и видами (метапредметные и предметные) образовательных результатов":
обеспечить инструктивно-методическое, организационно-технологическое, кадровое и информационное сопровождение процедур оценки качества подготовки обучающихся;
формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
направление "Соблюдение сбалансированности системы оценки качества подготовки обучающихся":
развитие объективной системы диагностики и контроля состояния образования на уровне ОО посредством функционирования объективной ВСОКО, обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся;
обеспечить функционирование системы оценки качества подготовки обучающихся на основе сбалансированности контрольно-оценочных процедур федерального, регионального и институционального уровней;
направление "Ориентация на оценку ключевых характеристик качества подготовки обучающихся":
обеспечить получение актуальной и объективной информации о качестве подготовки обучающихся на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования посредством проведения федеральных и региональных оценочных процедур.
2.3. В основу РСОКПО положены следующие принципы:
объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизация системы показателей с учетом потребностей управления системой образования на разных уровнях.
III. Описание модели РСОКПО, организационно-содержательные механизмы реализации модели, функции участников по реализации модели
Организационно-функциональная структура РСОКПО предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и институциональный.
Региональный уровень.
Министерство образования и науки Пермского края определяет и утверждает направления и приоритеты региональных мониторинговых обследований, сроки и формы их проведения.
Отдел оценки качества образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" (далее - ООКО) организует подготовку и проведение мероприятий (мониторинговых обследований и контрольно-оценочных процедур), анализирует и доводит результаты проводимых мониторингов до уровня региона, муниципальных образований, образовательных организаций и каждого обучающегося посредством формирования для каждого участника обследования индивидуальной карты прохождения мониторинга.
Показатели РСОКО на региональном уровне могут учитываться при:
планировании и осуществлении оценки эффективности реализации региональных программ развития образования;
планировании региональных исследований индивидуальных достижений обучающихся и региональных мониторингов;
оценке эффективности деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования;
определении приоритетных направлений повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования Пермского края;
проведении аттестации педагогических работников системы образования Пермского края;
аккредитации образовательной деятельности организаций Пермского края;
планировании методической работы с педагогическими работниками по повышению уровня профессиональных компетенций;
планировании и организации работы по развитию талантов;
планировании и организации работы со школами с низкими результатами;
организации взаимодействия с системами профессионального и дополнительного образования по повышению качества профориентационной работы;
информировании граждан о качестве образования в Пермском крае.
Основным поставщиком сведений о региональных показателях оценки качества подготовки обучающихся Пермского края является ООКО.
Муниципальный уровень.
Реализация РСОКПО на муниципальном уровне позволит:
формировать целевые муниципальные программы и осуществлять эффективное распределение ресурсов муниципальной образовательной системы для обеспечения управления качеством общего образования (в пределах полномочий);
совершенствовать муниципальные системы оценки качества общего образования, применять аналоговые модели управления качеством общего образования;
оценивать качество выполнения образовательными организациями муниципального задания по предоставлению образовательной услуги по реализации образовательных программ общего образования;
соотносить результаты оценки качества общего образования с показателями и критериями эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
рационально распределять дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы между образовательными организациями;
планировать мероприятия научно-методического сопровождения обеспечения качества общего образования, формировать заказ на повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
информировать граждан о качестве образования, предоставляемого муниципальной сетью образовательных организаций;
получать объективную информацию для проведения аттестации руководящих работников муниципальных образовательных организаций.
При проведении мониторинга показателей системы оценки качества подготовки обучающихся необходимо учитывать следующее:
недопустимо использовать результаты оценочных процедур для оценки деятельности руководителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Пермского края (далее - ОО), без учета имеющихся социально-экономических условий и условий обучения;
при оценке деятельности ОО необходимо опираться не только на результаты оценочных процедур, но и на другие достижения, использование которых в совокупности позволяет получать целостную и полную информацию о качестве обучения в ОО;
для получения объективной оценки деятельности ОО необходимо ориентироваться на их результаты с учетом динамики изменений на протяжении нескольких лет;
корректное сравнение ОО должно основываться не на линейном рейтинге, а на кластерном анализе данных и факторов, лежащих в основе низких результатов.
Институциональный уровень.
ОО обеспечивают сбор и своевременное внесение сведений в базы данных в соответствии с регламентами проведения оценочных мероприятий и ведут работу по информированию родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур, развития совместной детско-взрослой проектной деятельности по совершенствованию условий, способствующих достижению целей образования.
Реализация модели РСОКО на институциональном уровне позволит обеспечить ОО востребованной объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате проведенных оценочных процедур, и принимать эффективные управленческие решения в части:
построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами региональной модели с учетом специфики реализации образовательных программ в конкретной ОО;
оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников и формирования по результатам оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, обеспечивающих достижение качества образования; а также выстраивания оптимальных траекторий профессионального развития педагогов, обеспечивающих выполнение требований к кадровым условиям реализации образовательных программ;
оценки качества реализуемых образовательных программ и принятия решений по их обновлению, доработке и корректировке;
оценки инфраструктуры ОО с точки зрения соответствия требований к условиям реализации образовательных программ и построения по результатам дорожных карт совершенствования таких условий, а также целенаправленного формирования содержания программ развития образовательных организаций и согласования их с учредителями;
информирования родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур, развития совместной детско-взрослой проектной деятельности по совершенствованию условий, способствующих достижению целей образования.
Эффективное использование результатов оценки на уровне ОО зависит от ряда условий, которые следует учитывать при организации и проведении процедуры оценки с целью достижения максимального влияния полученных результатов на повышение качества образования и формирования образовательной политики.
1. Необходимо проводить постоянный анализ результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, различных мониторинговых процедур.
2. Для объективной оценки результатов обучения школьников необходимо не только ориентироваться на результаты, показанные учениками в определенный момент времени, но и учитывать динамику их изменений.
3. При анализе результатов оценочных процедур рекомендуется избегать сравнения абсолютных показателей, используя относительные показатели, которые будут учитывать также и общий средний показатель по классу или по ОО, и опираться на различные данные, использование которых в совокупности позволяет получать целостную и полную информацию о результатах обучения школьников. Учет дополнительной к результатам оценочной процедуры информации позволяет лучше понимать и интерпретировать данные оценки, определять факторы, оказывающие значимое влияние на образовательные результаты, а также разрабатывать адресные меры по преодолению проблем в обучении для каждого обучающегося.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 16 июня 2022 г. N 26-01-06-565 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае"
Вступает в силу с 16 июня 2022 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края (http://minobr.permkrai.ru) 6 июля 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10 ноября 2022 г. N 26-01-06-1101
Изменения вступают в силу с 10 ноября 2022 г.