Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 апреля 2022 г. по делу N 3а-122/2022
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Соловьевой В.В
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СПб ГУП "Пассажиравтотранс" о признании недействующим пункта 6265 Приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 24 декабря 2021 года издан приказ N 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В пункте 6265 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" (далее - Объект, Здание).
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее также - Предприятие) обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 6265 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 года", ссылаясь на то, что Здание, принадлежащее административному истцу на праве хозяйственного ведения, включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку используется для обеспечения функционирования предприятия, занимающегося регулярными перевозками пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, и расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "под размещение автотранспортного предприятия". В Здании имеются складские помещения, помещения для отдыха и приема пищи сотрудников предприятия, в производственных помещениях осуществляется хозяйственная деятельность только самого Предприятия, в других помещениях размещаются структурные подразделения Предприятия, обеспечивающие деятельность всего Предприятия, какие-либо услуги третьим лицам не предоставляются, помещения в аренду третьим лицам не переданы. На Предприятии действует строгий пропускной режим, что исключает возможность посещения помещений, занимаемых административным истцом, третьими лицами.
Указывая на несоответствие составленного административным ответчиком акта обследования нежилого здания от 8 ноября 2021 года Порядку проведения обследования в целях определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 года N 7-р, административный истец сослался на то, что в акте и приложенных к нему фотографиях не отражено использование помещений под офисы и не зафиксирована площадь помещений. Из зафиксированных на фотографиях информационных табличек с наименованиями должностей сотрудников и подразделений предприятия следует, что соответствующие помещения самостоятельного офисного назначения не имеют, размещают подразделения, обеспечивающие функционирование предприятия.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что Здание огорожено забором, проход и проезд в здание и на территорию предприятия осуществляется через пропускной пункт по пропускам. Цель использования участка - под автобусный парк. На представленных к акту обследования нежилых помещениях фотографиях зафиксированы помещения, используемые для размещения соответствующих служб предприятия и используются исключительно для нужд автобусного парка: актовый зал - для совещания с сотрудниками, библиотека - для обучения водителей, приемная - для посетителей директора - работников предприятия, диспетчерская и билетная касса не предназначены для обслуживания пассажиров.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что в Здании расположены кабинеты сотрудников, обеспечивающих функционирование автобусного парка Колпинского филиала СПб ГУП "Пассажиравтотранс", на территории автобусного парка обеспечивается пропускной режим, исключающий проход посторонних лиц.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга представила возражения на заявленные требования, указала, что процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, факт использования Объекта для размещения офисов установлен в ходе обследования Здания, при котором установлено использование под офисы для сотрудников помещения площадью 1235,5 кв. м, что составляет 44 процента от площади Объекта; Объект был включен в проект перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, размещенный на официальном сайте Комитета, однако административный истец в установленный срок возражений на результаты определения вида фактического использования Объекта не представил.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьей 1-1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в отношении, в том числе таких видов недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
При этом налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2021 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке
В пункт 6265 Перечня включено здание с кадастровым номером N... Санкт-Петербург, "адрес" принадлежащее на праве хозяйственного ведения СПб ГУП "Пассажиравтотранс".
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, Здание включено в Перечень как административно-деловой центр.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
По смыслу приведенных предписаний в Перечень как административно-деловой центр подлежат включению такие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра нежилое здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" площадью 2807, 8 кв. м, принадлежит на праве хозяйственного ведения административному истцу, имеет назначение "нежилое", наименование "здание в составе: производственно-бытовой комплекс, блок складов", расположено на земельном участке с кадастровым номером N... с видом разрешенного использования "для размещения объектов транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок)", входящие в состав Здания помещения имеют назначение "нежилое помещение" (л.д.59-102)
Как следует из Технического паспорта на Здание с Ведомостью помещений и их площадей, составленного ГУП "ГУИОН" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов 21.06.2003 года, Здание состоит из частей с наименованиями "блок складов", "производственно-бытовой корпус", "пристройка"; части помещений в Здании имеют наименования: "бассейн", "теплоцентр", "кабинет", "склад", "подсобное помещение", "мастерская", "тамбур", "лестница, "коридор", "умывальная", "туалет" (л.д.103-120)
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, а также наименование и назначение помещений в Здании, не подпадают под критерии, установленные в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не позволяют отнести Здание к административно-деловому центру по данному основанию. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что сведений о разрешенном использовании помещений в Здании в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) не имеется, то Здание может быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при установлении фактического использования более 20 процентов его общей площади для целей, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При этом, по мнению суда, то обстоятельство, что согласно вышеуказанной Ведомости помещений и их площадей в Объекте имеются помещения с наименованием "кабинет", не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Из материалов дела усматривается, что на основании договора N 06/ЗД-02247 аренды земельного участка от 02 ноября 2006 года Комитет по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга передал СПб ГУП "Пассажиравтотранс" земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" размещение автотранспортного предприятия на срок по 31 октября 2055 года (л.д.50-59)
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности административного истца являются регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737 (в редакции от 22.03.2018 года), в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р (в редакции от 10.08.2018 года) "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок проведения обследований) в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Административным ответчиком представлен суду Акт обследования объекта недвижимого имущества от 8 ноября 2021 года N 08-09-366/1/2021 (далее - Акт), проведенного уполномоченными сотрудниками административного ответчика с допуском на Объект, согласно которому более двадцати процентов площади Здания используется для размещения офисов, делового и административного назначения, Объект используется под офисные помещения сотрудников СПб ГУП "Пассажиравтотранс", актовый зал, диспетчерскую, медицинский пункт, комнату отдыха; часть помещений Объекта не используется; площадь Объекта, используемая для размещения офисов, составляет 1235,5 кв. м. или 44,0 процента общей площади объекта (л.д.120-139).
Оценивая представленный Акт, суд принимает во внимание, что вопреки требованиям пункта 3.5 Порядка проведения обследований конкретные признаки, свидетельствующие об использовании под офисы помещений, площадью более 20 процентов от общей площади Здания, в Акте не отражены; приложенные к Акту фотографии не позволяют достоверно установить такое использование помещений и их площадь.
Так, часть приложенных к Акту фотографий отражает лишь общий вид Здания, сведения о поэтажном расположении помещений, вид и обстановку части необорудованных помещений (фотографии N 1, 2, 11, 17, 31-36), фотография N 6 относится к помещению библиотеки, которое по своему назначению не может т быть отнесено к офисным.
Из зафиксированных на фотографиях N 8, 9, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 24, 26, 27, 29, 30 информационных табличек ("склад сбо", "начальник отдела го и ЧС", "профком", "отдел кадров", "главный инженер", "экономический отдел", "эксплуатационная служба бортового оборудования", "отдел эксплуатации", "класс отдела безопасности движения", "автоколонна N 2", "такелажная", "диспетчерская", "билетная касса", "здравпункт") с очевидностью следует, что соответствующие помещения самостоятельного офисного назначения не имеют, размещают подразделения, обеспечивающие функционирование автотранспортного предприятия.
Фотографии N 10, 12, 22, 25, 28 отражают состояние непоименованных на них помещений, однако, они не позволяют определить целевое использование помещений и их площадь; само по себе наличие в соответствующих помещениях рабочих мест, оборудованных офисной техникой, не свидетельствует об использовании Объекта в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, какие-либо иные документы, касающиеся фиксации обстоятельств, подтверждающих выводы об офисном характере этих помещений, или указание на эти обстоятельства в Акте отсутствуют.
При этом следует учитывать, что использование помещений в административных целях для размещения отделов Предприятия и их руководителей недостаточно по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отнесения Здания к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, поскольку в данном случае эти службы обеспечивают функционирование предприятия, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров, в то время как фактическое использование здания (его части, помещения) для размещения офисов подразумевает осуществление в нем самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.
В этой связи не может быть признано обоснованным и отнесение помещения с наименованием "приемная" (фотография N 14) к офисам, при том, что согласно пояснениям представителя административного истца на Объекте установлен пропускной режим, что не подразумевает использование этого помещения для приема клиентов, кроме того, сведений о площади этого помещения в Акте не содержится.
Принимая во внимание режимный характер Предприятия, представляется невозможным отнести помещение с наименованием "актовый зал" (фотография N 3) к офисам как помещения для проведения встреч, кроме того, сведений о площади этого помещения в Акте также не содержится.
Оснований полагать, что помещение с наименованием "комната отдыха, буфет" (фотография N 23) может быть признано объектом общественного питания, с экономической точки зрения способным обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и, соответственно, в качестве помещения, которое может быть учтено при определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по отображенным на фотографии признакам не имеется, сведения о площади этого помещения отсутствуют.
Таким образом, суд не может признать предоставленный административным ответчиком Акт достоверным доказательством того, что Объект отвечает условиям, позволяющим включить его в Перечень, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов помещений в здании в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), иных доказательств указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено, при том, что в силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
При таких обстоятельствах имеются основания для признания недействующим пункта 6265 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербургу от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", как противоречащего положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление СПб ГУП "Пассажиравтотранс" об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 6265 Приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год"
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу СПб ГУП "Пассажиравтотранс" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей
Сообщение о принятом судом решении полежит опубликованию на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 апреля 2022 г. по делу N 3а-122/2022
Текст решения опубликован не был