В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" и в целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения и информирования населения города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2015 г. N 795-ПП "Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 января 2020 г. N 27-ПП):
1.1. Пункт 1.2.1 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"1.2.1. Оповещение населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения города Москвы сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее - сигналы оповещения и экстренная информация о чрезвычайных ситуациях).".
1.2. Приложение к постановлению дополнить пунктами 1.2.1(1) - 1.2.1(3) в следующей редакции:
"1.2.1(1). Сигнал оповещения - это команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
1.2.1(2). Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.2.1(3). Дежурно-диспетчерская служба - дежурный или диспетчерский орган службы, входящий в Московскую городскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечивающий деятельность служб (организаций) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий).".
1.3. Дефис первый пункта 1.3 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"- дежурно-диспетчерских служб города Москвы;".
1.4. Дефис первый абзаца первого пункта 1.4 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"- на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях (далее - региональная система оповещения);".
1.5. Дефис второй абзаца первого пункта 1.4 приложения к постановлению признать утратившим силу.
1.6. Абзац второй пункта 1.4 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"Системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях регионального и объектового уровней организационно, технически и программно сопрягаются между собой, а также взаимодействуют с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, обеспечивая обработку поступающих от них данных в автоматическом и (или) автоматизированном режиме.".
1.7. Пункт 1.5 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"1.5. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Департаментом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы.
Границами зоны действия региональной системы оповещения являются административные границы города Москвы.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - потенциально опасные объекты). Перечень потенциально опасных объектов формируется и утверждается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. N 1155 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов".
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях несут персональную ответственность собственники потенциально опасных объектов.
Объектовые системы оповещения о чрезвычайных ситуациях создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включая работников) более 50 человек, а также социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей и обеспечивают оповещение о чрезвычайных ситуациях персонала и населения, находящегося на территории объекта (организации).
За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях несут персональную ответственность собственники объектов.".
1.8. Абзац первый пункта 1.6 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"1.6. Создание и поддержание в готовности к задействованию систем оповещения всех уровней являются составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами исполнительной власти города Москвы, организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.".
1.9. Дефис первый пункта 2.2 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"- людей, находящихся на территории города Москвы;".
1.10. Дефис четвертый пункта 2.2 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"- дежурно-диспетчерских служб города Москвы;".
1.11. Пункт 2.2 приложения к постановлению дополнить дефисом в следующей редакции:
"- Главного управления МЧС России по г. Москве.".
1.12. Пункт 2.3 приложения к постановлению признать утратившим силу.
1.13. В пункте 3.1 приложения к постановлению слова "оперативного персонала Центральной станции оповещения Государственного унитарного предприятия города Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" (далее - ЦСО СППМ)" заменить словами "оперативного персонала Центральной станции оповещения Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Система-112" (далее - ЦСО ГБУ "Система-112")".
1.14. Пункт 3.3 приложения к постановлению признать утратившим силу.
1.15. Пункт 3.7 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"3.7. Руководитель Департамента ГОЧСиПБ при возникновении необходимости оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях докладывает Мэру Москвы о необходимости задействовать региональную систему оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях, сообщает ему текст необходимого речевого сообщения для оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях и действует по его указанию.".
1.16. Пункт 3.8 приложения к постановлению признать утратившим силу.
1.17. В дефисе первом пункта 3.9 приложения к постановлению слова "ЦСО СППМ" заменить словами "ЦСО ГБУ "Система-112".
1.18. Дефис второй пункта 3.9 приложения к постановлению признать утратившим силу.
1.19. Пункт 3.10 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"3.10. При проведении оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях задействуются:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- уличная звукофикация;
- сеть УКВ-ЧМ (радиовещания);
- сети кабельного телерадиовещания города Москвы;
- сети эфирного телерадиовещания города Москвы;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи города Москвы;
- сеть проводного радиовещания;
- локальные и объектовые системы оповещения;
- информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения;
- иные технологические элементы системы оповещения населения, введенные в эксплуатацию, в том числе средства наружной рекламы и информации, а также электронные дисплеи, расположенные на территории и объектах города Москвы.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.".
1.20. Абзац первый пункта 3.12 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"3.12. Основным способом оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях является передача сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях с использованием сети электросирен и кратких информационных сообщений по техническим средствам уличной звукофикации, в том числе и в условиях отсутствия централизованного энергоснабжения, а также по сетям связи для распространения программ телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.".
1.21. Пункт 3.13 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"3.13. Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, с записью профессиональных дикторов.
Объем текстовой информации сигнала оповещения для сетей кабельного телевизионного вещания и для сетей подвижной радиотелефонной связи составляет не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания.".
1.22. Пункт 5.2 приложения к постановлению признать утратившим силу.
1.23. Дефис четвертый пункта 5.3 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"- планирует и проводит совместно с органами исполнительной власти города Москвы, организациями тренировки по передаче сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях;".
1.24. Пункт 5.3 приложения к постановлению дополнить дефисом в следующей редакции:
"- организует подготовку технических условий на системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях.".
1.25. Пункт 5.4 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"5.4. Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют контроль создания и поддержания в готовности систем оповещения о чрезвычайных ситуациях в подведомственных им организациях и на подведомственных им объектах. При проведении работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации и вводе в эксплуатацию зданий, строений и сооружений в подведомственных им организациях и на подведомственных им объектах, а также при развитии территории города проводят согласование с Департаментом ГОЧСиПБ соответствующих проектов в части создания систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.".
1.26. В абзаце первом пункта 5.6 приложения к постановлению слова "привлекаемые к обеспечению оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях:" заменить словами "попадающие под критерии, указанные в абзаце шестом пункта 1.5 настоящего Положения:".
1.27. Дефис шестой пункта 5.7 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"- обеспечивают передачу пользователям услуг связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания - передачу в эфир сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях.".
1.28. Пункт 5.8 приложения к постановлению признать утратившим силу.
1.29. В пункте 6.1 приложения к постановлению слова "плановых и внеплановых" заменить словами "комплексных и технических".
1.30. Пункт 6.4 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"6.4. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности региональной системы оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей Департамента ГОЧСиПБ, Главного управления МЧС России по г. Москве, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории города Москвы), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС города Москвы могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной системы оповещения, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальной и объектовой системы оповещения проводятся не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию региональной, локальных и объектовых систем оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными службами Департамента ГОЧСиПБ и (или) организаций путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производятся.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
График проведения проверок систем оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях разрабатывается ежегодно Департаментом ГОЧСиПБ.".
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
Мэр Москвы |
С.С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 7 июля 2022 г. N 1430-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2015 г. N 795-ПП"
Вступает в силу с 7 июля 2022 г.
Текст постановления опубликован в "Вестнике Москвы" июль 2022 г., N 39 (дата выхода номера в свет 12 июля 2022 г.)