Проект федерального закона N 214856-3
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст.1097; 2000, N 2, ст.127; 2001, N 26, ст.2590; N 33 (часть I), ст.3419; 2002, N 12, ст.1093) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
Федеральный закон
О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций
Глава I. Общие положения
Глава II. Финансовое оздоровление кредитной организации
Глава III. Временная администрация
Глава IV. Реорганизация кредитной организации
Глава V. Особенности производства по делу о банкротстве кредитной
организации
Глава VI. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и
отсутствующей кредитной организации банкротом
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
2. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).
3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными актами Банка России.
Статья 2. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации
1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).
2. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.
Статья 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация);
3) реорганизация кредитной организации.
2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении обстоятельств, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.
Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.
Банк России в случае возникновения указанных обстоятельств обязан потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию.
Статья 4. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, меры по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные статьей 3 настоящего Федерального закона, осуществляются в случаях, когда кредитная организация:
не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;
допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Статья 5. Обязанности кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства
1. В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана в течение 1 месяца разработать и представить Банку России план мер по ее финансовому оздоровлению.
2. С момента возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, и до момента их устранения кредитная организация обязана уведомлять Банк России:
1) о проведении общих собраний акционеров (участников) кредитной организации, а также заседаний совета директоров (наблюдательного совета) в порядке, предусмотренном действующим законодательством для уведомления акционеров (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации:
2) о совершении сделок (нескольких взаимосвязанных сделок):
- с заинтересованными лицами в отношении кредитной организации, определяемыми в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";
- связанных с распоряжением имуществом кредитной организации, стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации, определенной по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, в том числе связанных с распоряжением недвижимым имуществом, получением и выдачей кредитов и займов, учетом векселей, с проведением операций с ценными бумагами (включая выпуск собственных ценных бумаг), выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав (требований), переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;
- связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ либо с участием в создании (учреждении) иных юридических лиц.
Уведомление о совершении указанных сделок направляется кредитной организацией Банку России в 5-дневный срок. При устранении обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона. Банк России направляет в кредитную организацию сообщение о прекращении обязанности кредитной организации уведомлять Банк России о совершении указанных сделок.
В случае нарушения кредитной организацией порядка уведомления Банка России о совершении сделок, установленного настоящим пунктом, такие сделки могут быть признаны арбитражным судом недействительными по иску кредиторов кредитной организации, временной администрации или конкурсного управляющего кредитной организации.
Статья 6. Процедуры в деле о банкротстве кредитной организации
1. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации (далее - дело о банкротстве) применяется процедура конкурсного производства.
2. При банкротстве кредитной организации наблюдение, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются.
Статья 7. Конкурсный управляющий при банкротстве кредитных организаций
1. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций в силу закона является специализированная некоммерческая организация - государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - Агентство).
2. Функции (полномочия) конкурсного управляющего при банкротстве конкретной кредитной организации осуществляются Агентством с момента вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
Глава II. Финансовое оздоровление кредитной организации
Статья 8. Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации
В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:
оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
изменение организационной структуры кредитной организации;
приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.
Статья 9. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами
1. Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в следующих формах:
1) размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
2) предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
3) предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
4) перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
5) отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
6) дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
7) прощения долга кредитной организации;
8) новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
2. Денежные средства на банковских счетах и во вкладах в кредитной организации могут быть использованы ее кредиторами для увеличения уставного капитала кредитной организации в порядке, установленном Банком России.
3. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи кредитной организации принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей финансовую помощь.
Статья 10. Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации
1. Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать:
1) улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;
2) приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
3) сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;
4) продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;
5) иные меры по изменению структуры ее активов.
2. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, предусмотренный статьей 17 настоящего Федерального закона, может включать по согласованию с Агентством возможность выкупа Агентством ее активов, в том числе активов, не приносящих дохода, неликвидных активов, а также активов, продажа которых не будет препятствовать осуществлению банковских операций кредитной организацией. Цена и условия продажи активов устанавливаются соглашением Агентства и кредитной организации на основании отчета оценщика.
3. Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать:
1) увеличение собственных средств (капитала);
2) снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
3) увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
4) иные меры по изменению структуры ее пассивов.
Статья 11. Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала) кредитной организации
1. В случае, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, кредитная организация обязана привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств (капитала).
2. Кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного Федеральным законом "Об акционерных обществах" или Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев с момента окончания финансового года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации.
3. Если по истечении трех месяцев со дня возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, кредитной организацией не было принято решение о ликвидации, учредители (участники) данной кредитной организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам, возникшим после указанной даты.
Статья 12. Изменение организационной структуры кредитной организации
Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться:
изменением состава и численности сотрудников кредитной организации;
изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Статья 13. Ходатайство единоличного исполнительного органа кредитной организации об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации
1. Единоличный исполнительный орган кредитной организации (далее - руководитель кредитной организации) в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, в течение 10 дней с момента их возникновения обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, а если его образование не предусмотрено ее учредительными документами - к общему собранию учредителей (участников) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации.
2. Ходатайство руководителя кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайство о реорганизации кредитной организации должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках их осуществления.
3. Органы управления кредитной организации, которым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи направлено ходатайство об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайство о реорганизации кредитной организации, должны принять решение по направленному ходатайству в течение 10 дней с момента его направления и проинформировать о принятом решении Банк России.
4. Руководитель кредитной организации обязан в течение 10 дней обратиться в Банк России с ходатайством об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации, если ее учредители (участники) отказались принять участие в осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению или реорганизации либо не приняли соответствующего решения в срок, предусмотренный пунктом 3 настоящей статьи.
Статья 14. Осуществление мер по финансовому оздоровлению кредитной организации по требованию Банка России
1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона и статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России направляет в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению. Указанное требование Банка России должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
При получении требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации, указанные в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации.
2. В случае, если на основании данных отчетности кредитной организации и (или) по результатам проверки, проведенной Банком России, выявлено, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации оказалась меньше размера ее уставного капитала, Банк России обязан направить в кредитную организацию требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).
Если в течение последних 12 месяцев, предшествовавших моменту, когда в соответствии с настоящей статьей Банк России обязан направить в кредитную организацию требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала), Банк России изменял методику расчета величины собственных средств (капитала) кредитной организации, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой величина собственных средств (капитала) кредитной организации достигает максимального значения.
Кредитная организация в течение 45 дней с момента получения указанного требования Банка России в случае невозможности увеличения величины собственных средств (капитала) до размера уставного капитала обязана снизить размер уставного капитала до величины, не превышающей величину собственных средств (капитала), и внести соответствующие изменения в учредительные документы.
Кредиторы кредитной организации не вправе требовать прекращения или досрочного исполнения ее обязательств на основании уменьшения размера уставного капитала кредитной организации, произведенного в соответствии с требованиями настоящей статьи. При этом не применяются положения законодательства Российской Федерации об обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать от кредитной организации прекращения или досрочного исполнения ее обязательств и возмещения связанных с этим убытков.
Статья 15. Ограничения на распределение прибыли, выделение (выплату) доли и выкуп акций учредителей (участников) кредитной организации
1. С момента получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до момента получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, распределять прибыль между ее учредителями (участниками) и выплачивать им дивиденды, а также удовлетворять требования учредителей (участников) о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций.
2. Банк России направляет в кредитную организацию разрешение о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также об удовлетворении требования учредителей (участников) о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций, если основания, послужившие причиной направления требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, устранены.
Статья 16. Направление наблюдателя для участия в заседаниях органов управления кредитной организации
1. В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, Банк России вправе потребовать проведения кредитной организацией заседания совета директоров либо общего собрания учредителей (участников) кредитной организации для принятия решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
2. Банк России вправе направить наблюдателя (наблюдателей) для участия в общем собрании акционеров (участников), заседании совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации.
Наблюдатель (наблюдатели) допускается к участию в общем собрании акционеров (участников) или заседании совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации при предъявлении им (ими) соответствующей доверенности Банка России.
Наблюдатель (наблюдатели) участвует в общем собрании акционеров (участников) и заседании совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, знакомится с протоколами и другими материалами общего собрания акционеров (участников), заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации.
Решения органов управления кредитной организации, принятые в указанных в настоящем пункте случаях без участия наблюдателя (наблюдателей) Банка России, могут быть признаны судом недействительными по иску Банка России, временной администрации или конкурсного управляющего кредитной организации.
Статья 17. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации
1. В случае установления обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязан потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению.
2. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать:
оценку финансового состояния кредитной организации;
указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;
меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;
меры по получению дополнительных доходов;
меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;
меры по изменению организационной структуры кредитной организации;
срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.
Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации устанавливается нормативным актом Банка России.
3. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации представляется в Банк России в срок, им устанавливаемый.
Банк России контролирует выполнение плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Статья 18. Ответственность руководителя и членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации
1. В случае непринятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также в случае нарушения требований статей 13 и 14 настоящего Федерального закона руководитель кредитной организации может быть привлечен к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.
2. Руководитель кредитной организации, члены совета директоров (наблюдательного совета), не принявшие меры по финансовому оздоровлению кредитной организации или нарушившие требования статей 13 и 14 настоящего Федерального закона, по решению суда могут быть лишены права в течение пяти лет занимать должности руководителей и входить в советы директоров (наблюдательные советы) кредитных организаций.
Статья 19. Последствия неисполнения требований настоящего Федерального закона
Неисполнение требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 13, пунктом 1 статьи 14 и пунктом 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора, установленных федеральными законами.
Глава III. Временная администрация
Статья 20. Временная администрация
1. Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.
2. Временная администрация действует в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными актами Банка России.
3. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Статья 21. Основания назначения временной администрации
1. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:
1) кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;
4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок либо препятствует проведению проверки, назначенной Банком России, или участию наблюдателя (наблюдателей), направленного Банком России, в общем собрании акционеров (участников) или заседании совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
5) в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
2. Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
3. Акт Банка России о назначении временной администрации публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" в течение 10 дней с момента его принятия.
Статья 22. Срок действия временной администрации
1. Временная администрация назначается Банком России на срок не более девяти месяцев.
2. Банк России вправе продлить срок действия временной администрации не более чем на три месяца. Действие настоящего пункта не распространяется на случаи назначения временной администрации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
3. Если к моменту окончания установленного настоящим Федеральным законом срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
4. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свою деятельность в кредитной организации с момента своего назначения до момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства либо до момента принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации.
Статья 23. Руководитель временной администрации
1. Руководителем временной администрации, назначаемой по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, назначается служащий Банка России.
При назначении временной администрации в соответствии с пунктом 2 статьи 21 настоящего Федерального закона Банк России по согласованию с Агентством назначает руководителем временной администрации служащего Агентства.
2. Руководитель временной администрации формирует состав временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной администрации по согласованию с Агентством могут включаться его служащие.
3. Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.
Статья 24. Ответственность руководителя временной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 25. Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации
1. В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:
проводит обследование кредитной организации;
устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию;
контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных настоящей статьей;
иные функции в соответствии с федеральными законами.
2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация:
получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
дает согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации, если они противодействуют осуществлению функций временной администрации либо если это необходимо для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
3. Органы управления кредитной организации вправе только с согласия временной администрации совершать сделки:
связанные с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;
связанные с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;
с заинтересованными лицами в отношении кредитной организации, определяемыми в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 26. Функции временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации
1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:
реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
проводит обследование кредитной организации;
устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;
принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;
принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;
иные функции в соответствии с федеральными законами.
2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация:
получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;
назначает представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций;
согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;
вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы;
вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами;
вправе обращаться от имени кредитной организации в суд с требованием о привлечении к ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа кредитной организации (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации (правления, дирекции), если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки, в размере причиненных убытков, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами;
обращается от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до дня назначения временной администрации, недействительными, если указанные сделки отвечают признакам недействительности сделок, указанным в статьях 5 и 33 настоящего Федерального закона.
3. Временная администрация вправе только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, совершать сделки, связанные:
с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;
с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.
4. Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации или общее собрание ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, вправе расширить полномочия временной администрации по распоряжению имуществом кредитной организации.
Статья 27. Функции временной администрации в случае назначения ее после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
1. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет те же функции и обладает полномочиями, которые предоставлены временной администрации в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, за исключением функции разработки мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, их организации и контролю за их исполнением.
2. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, обязана провести обследование кредитной организации и определить наличие у нее признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. При обнаружении указанных признаков временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, направляет в Банк России ходатайство о направлении Банком России в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.
Статья 28. Последствия приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации
1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации:
исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации;
решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу после их согласования с временной администрацией.
2. Исполнительные органы кредитной организации в случае приостановления их полномочий на период деятельности временной администрации не позднее дня, следующего за днем назначения временной администрации, обязаны передать ей печати и штампы кредитной организации, а в сроки, согласованные с временной администрацией, - бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности кредитной организации.
3. Противодействие со стороны членов органов управления и других работников кредитной организации осуществлению функций временной администрации влечет наступление ответственности, установленной в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Статья 29. Ходатайство руководителя временной администрации об отзыве лицензии на осуществление банковских операций
В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.
Статья 30. Споры о деятельности временной администрации
1. Кредитная организация вправе обжаловать решение Банка России о назначении временной администрации в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.
Обжалование решения Банка России о назначении временной администрации, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают деятельности временной администрации.
2. Учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации.
Статья 31. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации
1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации и при наличии основания, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации (далее - мораторий) на срок не более трех месяцев.
Действие указанного моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации.
2. В течение срока действия моратория:
не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты;
не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основе решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента назначения временной администрации;
запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников).
На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере, установленном на момент введения моратория (без учета начисленных процентов), а также на сумму примененных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций начисляются проценты в размере двух третьих ставки рефинансирования Банка России. Начисленные проценты подлежат выплате после окончания срока действия моратория.
3. Действие моратория не распространяется:
на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации.
Статья 32. Отказ от исполнения договора кредитной организации
Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации с момента назначения временной администрации вправе отказаться от исполнения договора кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 33. Недействительность сделок кредитной организации
1. Сделка кредитной организации, совершенная ею до момента назначения временной администрации, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
2. Сделка, заключенная или совершенная кредитной организацией в течение трех лет, предшествовавших назначению временной администрации, признается судом недействительной по заявлению временной администрации или кредитора кредитной организации в случаях, если цена указанной сделки и иные условия существенно в худшую для кредитной организации сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.
Статья 34. Расходы временной администрации
Расходы временной администрации, включая расходы на оплату труда членов временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации. Смета расходов временной администрации утверждается Банком России.
Статья 35. Отчет временной администрации
Временная администрация отчитывается о своей деятельности перед Банком России в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Статья 36. Прекращение деятельности временной администрации
1. Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:
в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
при передаче дел конкурсному управляющему;
по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.
2. Порядок прекращения деятельности временной администрации устанавливается нормативными актами Банка России.
3. Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, влечет восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации.
Полномочия руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются после прекращения деятельности временной администрации, если руководители кредитной организации не освобождены от них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
4. Сообщение о прекращении деятельности временной администрации публикуется Банком России в "Вестнике Банка России".
Глава IV. Реорганизация кредитной организации
Статья 37. Требование Банка России о реорганизации кредитной организации
1. Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в случаях, установленных подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 21 настоящего Федерального закона. Порядок направления требования Банка России о реорганизации кредитной организации устанавливается пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.
2. Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Статья 38. Действия кредитной организации в случае получения требования Банка России о ее реорганизации
1. В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации, указанные в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации.
Органы управления кредитной организации, указанные в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.
2. Требования к устойчивости кредитных организаций, возникающих при слиянии кредитных организаций, определяются нормативными актами Банка России.
Глава V. Особенности производства по делу о банкротстве кредитной
организации
Статья 39. Порядок рассмотрения дел о банкротстве
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Статья 40. Обращение в арбитражный суд
1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
1) кредитная организация - должник (далее - кредитная организация);
2) кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
3) Банк России (в том числе в случаях, когда Банк России не является кредитором кредитной организации);
4) прокурор - в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";
5) налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган - по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
2. Если к моменту отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные настоящим Федеральным законом, Банк России в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в "Вестнике Банка России" обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.
В случае выявления временной администрацией, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации Банк России в течение пяти дней со дня получения ходатайства указанной временной администрации направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.
Одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом Банк России направляет в Агентство копию такого заявления.
3. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 4, 5 пункта 1 настоящей статьи, имеют право направить в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при наступлении признаков ее банкротства, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, с приложением документов, доказывающих наличие денежных обязательств кредитной организации и их размер, которые установлены в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
4. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 4, 5 пункта 1 настоящей статьи, направившие в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, в случае неполучения ответа Банка России по истечении двух месяцев после направления указанного заявления вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.
При поступлении заявления о признании кредитной организации банкротом в арбитражный суд судья до возбуждения производства по делу о банкротстве предлагает Банку России представить заключение Банка России о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа Банка России об отзыве указанной лицензии. Банк России обязан направить указанные документы в арбитражный суд в месячный срок после получения предложения арбитражного суда.
Представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в указанный выше срок является основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве.
При получении в месячный срок заключения Банка России о нецелесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций заявление о признании ее банкротом возвращается кредитору.
При неполучении указанного выше заключения Банка России в месячный срок арбитражный суд возвращает кредитору его заявление о признании кредитной организации банкротом. В этом случае лицо, направившее в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, вправе требовать в арбитражном суде возмещения Банком России убытков, причиненных непринятием Банком России решения об отзыве у кредитной организации указанной лицензии либо непринятием Банком России решений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и отнесенных к компетенции Банка России, об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
Статья 41. Возбуждение дела о банкротстве
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций на основании заявления лиц, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение четырнадцати дней с момента наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.
Статья 42. Лица, участвующие в деле о банкротстве
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются лица, указанные в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", а также Банк России при возбуждении производства по делу о банкротстве по заявлению Банка России о признании кредитной организации банкротом.
Статья 43. Лица, участвующие в арбитражном процессе
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют лица, указанные в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", а также Банк России в случаях, когда заявление о признании кредитной организации банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом.
Статья 44. Права кредиторов при банкротстве кредитной организации
Кредиторы кредитной организации вправе:
требовать исполнения обязательств кредитной организации перед кредитором за счет ее имущества в порядке, установленном настоящим федеральным законом и иными федеральными законами:
получать информацию о финансовом состоянии кредитной организации и ходе процедуры банкротства в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
обжаловать в арбитражный суд действия Агентства в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 45. Заявление о признании кредитной организации банкротом
1. Заявление кредитной организации о признании ее банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для заявления должника.
Заявление о признании кредитной организации банкротом иных лиц, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на подачу указанного заявления, должно отвечать требованиям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для заявления кредитора, если иное не вытекает из существа правоотношений.
2. Копии заявления кредитной организации о признании ее банкротом направляются в Банк России и в Агентство.
Копии заявлений лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, о признании кредитной организации банкротом направляются этой кредитной организации, в Банк России и в Агентство.
Статья 46. Документы, прилагаемые к заявлению о признании кредитной организации банкротом
Помимо документов, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", к заявлению о признании кредитной организации банкротом прилагается копия приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, опубликованного в "Вестнике Банка России", или копия данного приказа, заверенная Банком России, а также доказательства направления лицам, указанным в пункте 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, копий заявлений о признании кредитной организации банкротом.
Статья 47. Принятие заявления о признании кредитной организации банкротом
В определении арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом указывается дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве кредитной организации.
Статья 48. Отказ в принятии заявления о признании кредитной организации банкротом
Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании кредитной организации банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных статьей 41 настоящего Федерального закона.
Статья 49. Возвращение заявления о признании кредитной организации банкротом
Заявление о признании кредитной организации банкротом, не соответствующее требованиям, предусмотренным статьями 45 и 46 настоящего Федерального закона, возвращается арбитражным судом лицу, направившему указанное заявление, с приложенными к этому заявлению документами.
Статья 50. Заключение Банка России в случае возбуждения арбитражным судом дела о признании кредитной организации банкротом
Банк России в срок не позднее 10 дней до даты рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации направляет в арбитражный суд мотивированное заключение о наличии оснований для признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства.
Статья 51. Рассмотрение дела о банкротстве
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом в срок не позднее одного месяца с момента принятия заявления о банкротстве кредитной организации.
Статья 52. Решение о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства
В случае установления признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, арбитражный суд принимает решение о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства.
Статья 53. Направление арбитражным судом судебных актов по делу о банкротстве
Арбитражный суд направляет судебные акты по делу о банкротстве в пятидневный срок с момента их принятия лицам, участвующим в деле о банкротстве и в арбитражном процессе.
Статья 54. Счета кредитной организации в ходе конкурсного производства
1. В течение 7 дней со дня открытия конкурсного производства в Агентстве открывается один (основной) счет кредитной организации в ходе конкурсного производства в валюте Российской Федерации, а также необходимое количество счетов для средств в иностранной валюте.
Порядок открытия счетов кредитной организации в ходе конкурсного производства и осуществления операций по ним устанавливается Банком России аналогично режиму работы корреспондентского счета.
2. Банковские (корреспондентские) счета кредитной организации, в том числе обнаруженные в ходе конкурсного производства, подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки денежных средств кредитной организации с указанных счетов должны быть перечислены на счета кредитной организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
3. Банк России в течение 3 дней со дня получения от Агентства информации о реквизитах основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства перечисляет на этот счет средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, а также иные средства кредитной организации, размещенные в Банке России.
4. С основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляются выплаты кредиторам, оплачиваются текущие коммунальные и эксплуатационные платежи кредитной организации, иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.
Статья 55. Публикация сведений о признании кредитной организации банкротом
1. Агентство в течение 15 дней с момента открытия им основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства направляет для опубликования в "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Вестник Банка России", а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
2. Агентство в течение 70 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, предусмотренных статьей 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и настоящей статьей, направляет для опубликования в "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Вестник Банка России", а также в периодическое печатное издание по месту расположения кредитной организации, признанной банкротом, за счет ее средств объявление об осуществлении кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди с указанием порядка и условий этих выплат.
3. В случае, если сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства опубликованы в указанных в пункте 2 настоящей статьи официальных изданиях в разное время, срок предъявления требований кредиторов исчисляется со дня первого опубликования этих сведений.
Статья 56. Особенности осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди
1. Агентство ведет реестр требований кредиторов первой очереди для целей осуществления кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди, в котором указываются сведения о каждом кредиторе первой очереди и размере его требований по денежным обязательствам. Срок составления указанного реестра составляет два месяца со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
2. Предварительные выплаты кредиторам первой очереди начинаются не позднее третьего рабочего дня со дня опубликования первого объявления о порядке и об условиях выплат кредиторам первой очереди и осуществляются в течение трех месяцев с указанной даты.
3. На осуществление кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70 процентов денежных средств, находящихся на корреспондентском счете кредитной организации, признанной банкротом, используемом в ходе конкурсного производства, на день закрытия реестра требований кредиторов первой очереди для целей осуществления кредитной организацией предварительных выплат. При недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов первой очереди в полном объеме средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
4. Сумма требований кредиторов первой очереди подлежит уменьшению на сумму, выплаченную им в ходе осуществления кредитной организацией предварительных выплат, и отражается в реестре требований кредиторов кредитной организации, признанной банкротом.
5. Требования кредиторов первой очереди в размере, превышающем размер осуществленных предварительных выплат, а также требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов первой очереди для целей осуществления предварительных выплат, удовлетворяются в порядке, определенном статьей 64 настоящего Федерального закона. При этом обеспечивается пропорциональное удовлетворение требований всех кредиторов первой очереди.
Статья 57. Продажа имущества и уступка прав требования кредитной организации
1. Продажа имущества кредитной организации осуществляется Агентством на открытых торгах, если иной порядок не предусмотрен настоящей статьей.
2. Имущество кредитной организации, относящееся к ограниченно оборотоспособному, может быть продано только на закрытых торгах.
В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или ином вещном праве указанное имущество.
3. Агентство может выступать в качестве организатора торгов либо поручить проведение торгов специализированной организации на основании договора. Специализированная организация, проводящая торги, не может быть заинтересованным лицом кредитной организации.
4. Начальная цена имущества кредитной организации, выставляемого на торги, определяется на основании данных, предоставляемых оценщиком.
5. Имущество кредитной организации, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги. Если указанное имущество кредитной организации не было продано на повторных торгах, оно реализуется на основании договора купли - продажи, заключаемого без проведения торгов.
6. В целях сокращения сроков расчетов с кредиторами Агентство вправе приобретать имущество кредитной организации, не проданное на повторных торгах, по начальной цене, установленной для повторных торгов.
7. Хозяйственные материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы кредитной организации могут быть проданы без проведения торгов. Иное имущество кредитной организации может быть продано без проведения торгов, если сумма затрат на обеспечение сохранности, содержание такого имущества, оценку и организацию торгов равна или превышает предполагаемую цену продажи имущества на торгах.
8. Правила настоящей статьи распространяются на продажу (уступку) прав требования и продажу предприятия (бизнеса) кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требований и правоотношений, связанных с банкротством кредитной организации.
Статья 58. Права и обязанности Агентства в процессе конкурсного производства кредитной организации
1. Агентство, осуществляющее полномочия конкурсного управляющего кредитной организации, имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, и обязано действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства.
2. В случае обнаружения в процессе конкурсного производства кредитной организации сделок, осуществленных кредитной организацией в период после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), которые предусмотрены статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), Агентство обязано обратиться в суд с требованием о применении к указанным сделкам последствий недействительности ничтожных сделок.
3. Агентство обязано обратиться в арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет, предшествовавших дню признания арбитражным судом кредитной организации банкротом, недействительными, если указанные сделки отвечают признакам недействительности сделок, указанным в статьях 5 и 33 настоящего Федерального закона.
4. Агентство обязано обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о привлечении учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации к субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной организации в соответствии с требованиями статьи 65 настоящего Федерального закона.
Статья 59. Ответственность Агентства при осуществлении полномочий конкурсного управляющего кредитной организации
1. Агентство несет ответственность за ущерб, причиненный его действиями, нарушающими законодательство Российской Федерации, при осуществлении процедур банкротства.
2. Обеспечением деятельности Агентства является его имущество. При недостаточности имущества для полного возмещения ущерба Агентство осуществляет страхование своей гражданской ответственности или предоставляет иное финансовое обеспечение.
Статья 60. Контроль за деятельностью Агентства
1. Контроль за деятельностью Агентства как конкурсного управляющего кредитной организации осуществляется арбитражным судом и Банком России.
2. Агентство обязано предоставлять указанным в пункте 1 настоящей статьи органам информацию о ходе процедур банкротства в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 61. Отчеты Агентства о ходе конкурсного производства
1. Агентство обязано по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства.
2. Агентство ежемесячно представляет Банку России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации в соответствии с перечнем и в порядке, которые устанавливаются Банком России.
3. Отчет о проведении предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществляемых в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, представляется Агентством в Банк России и арбитражный суд с приложением реестра требований кредиторов первой очереди для целей осуществления предварительных выплат.
4. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются Агентством и представляются в Банк России в соответствии с нормативными актами Банка России.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется Агентством после составления реестра требований кредиторов в срок не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, результаты рассмотрения этих требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению Агентства.
Статья 62. Публикация сведений о ходе конкурсного производства
1. В целях обеспечения равного доступа кредиторов к информации о ходе конкурсного производства Агентство в порядке, установленном настоящей статьей, публикует информационные сообщения в периодическом печатном издании по месту расположения кредитной организации.
2. Не позднее семидесяти дней со дня признания кредитной организации несостоятельной (банкротом) Агентство публикует:
сведения о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства;
баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков;
сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди, и исполнение обязанности по уплате обязательных платежей;
смету расходов на ведение конкурсного производства.
3. Не позднее 10 дней до начала расчетов с кредиторами каждой очереди Агентство публикует информацию о порядке и сроках расчетов с кредиторами. О завершении расчетов с кредиторами каждой очереди Агентство сообщает не позднее 10 дней до даты завершения расчетов.
4. Одновременно с сообщением о начале расчетов с кредиторами первой очереди Агентство публикует отчет об итогах инвентаризации и оценке имущества кредитной организации с указанием объектов стоимостью более 1000000 рублей, а также сведения о структуре и размерах заявленных требований кредиторов.
5. После начала расчетов с кредиторами первой очереди Агентство не реже одного раза в три месяца публикует текущую информацию о ходе конкурсного производства. Указанная информация должна включать в себя сведения:
о вновь выявленном имуществе кредитной организации;
о работе Агентства по выявлению сделок кредитной организации, отвечающих признакам недействительности сделок, указанным в статьях 5 и 33 настоящего Федерального закона, и по привлечению учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации к субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной организации в соответствии с требованиями статьи 65 настоящего Федерального закона;
о ходе реализации имущества кредитной организации на торгах с выделением информации о продаже объектов балансовой стоимостью свыше 1000000 рублей с указанием цены продажи имущества и его покупателей;
о продаже имущества кредитной организации без проведения торгов с указанием балансовой стоимости, цены продажи имущества и его покупателей.
6. Не реже одного раза в шесть месяцев публикуемая Агентством информация должна включать в себя сведения:
об исполнении сметы расходов Агентства на ведение конкурсного производства;
о нереализованном имуществе кредитной организации.
Статья 63. Расходы Агентства при осуществлении полномочий конкурсного управляющего кредитной организации
Расходы Агентства как конкурсного управляющего возмещаются за счет имущества кредитной организации вне очереди. Смета расходов согласовывается с Банком России. Смета расходов считается согласованной, если Банком России в течение семи дней с момента получения ее проекта от Агентства не было представлено соответствующих возражений.
При недостаточности имущества кредитной организации для покрытия расходов они могут быть возмещены Агентством.
Статья 64. Особенности распределения конкурсной массы
1. За счет имущества кредитной организации, составляющего конкурсную массу, в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
2. Требования кредиторов по субординированным кредитам (займам) удовлетворяются после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов. В целях настоящего Федерального закона под субординированным кредитом (займом) понимается кредит (заем), если он одновременно удовлетворяет следующим условиям:
срок предоставления кредита (займа) составляет не менее пяти лет;
договор кредита (займа) содержит положение о невозможности его досрочного расторжения;
условия предоставления кредита (займа) существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов (займов) в момент его предоставления;
договор кредита (займа) содержит положение о том, что в случае банкротства кредитной организации требования по этому кредиту (займу) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
Статья 65. Ответственность учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации за доведение ее до банкротства
1. Учредители (участники) кредитной организации при наступлении несостоятельности (банкротства) кредитной организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам, возникшим после появления обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, если при возникновении указанных обстоятельств учредителями (участниками) кредитной организации не были предприняты меры по ее финансовому оздоровлению.
2. В случае банкротства кредитной организации по вине ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации, которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, на указанных лиц судом может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации.
Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее руководителей, которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, если судом установлено, что указанные лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведение кредитной организации до банкротства, либо если судом установлено, что указанные лица не совершили тех действий, которые они были обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом совершить для предотвращения банкротства кредитной организации.
Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, если судом установлено, что указанные лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведение кредитной организации до банкротства.
3. Учредители (участники) кредитной организации, признанные судом виновными в доведении кредитной организации до банкротства, не вправе в течение 10 лет со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом приобретать акции (доли) иной кредитной организации, составляющие более 5 процентов ее уставного капитала.
4. Члены совета директоров (наблюдательного совета), руководители кредитной организации, признанные судом виновными в ее банкротстве в соответствии с требованиями пункта 1 настоящей статьи, не вправе в течение пяти лет со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом занимать должности руководителей кредитных организаций.
5. Руководителями кредитной организации признаются лица, указанные в качестве руководителей кредитной организации в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности".
Статья 66. Порядок завершения ликвидации кредитной организации
1. Арбитражный суд, принявший решение о банкротстве кредитной организации, направляет данное решение в Банк России, а также уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
2. На основании вынесенного в соответствии со статьей 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы о кредитной организации, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц и внесения в указанный реестр записи о ликвидации кредитной организации.
Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц.
3. После завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации кредитной организации в Архивный фонд Российской Федерации передаются документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются государственным органом, осуществляющим государственную политику в области архивного дела, и Банком России.
Глава VI. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации
и отсутствующей кредитной организации банкротом
Статья 67. Признание ликвидируемой кредитной организации банкротом
1. Если стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, такая кредитная организация ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
2. В случае обнаружения обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, право на подачу заявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом имеют кредиторы кредитной организации и Банк России.
3. В случае обнаружения обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) ликвидируемой кредитной организации обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.
4. Арбитражный суд назначает рассмотрение дела о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом по заявлению лиц, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не позднее чем через один месяц после вынесения арбитражным судом определения о принятии указанного заявления.
5. Конкурсным управляющим кредитной организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, является Агентство.
Статья 68. Банкротство отсутствующей кредитной организации
1. Решение арбитражного суда о признании банкротом отсутствующей кредитной организации направляется в Банк России, а также уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
2. Конкурсным управляющим кредитной организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, является Агентство.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Настоящий Федеральный закон не применяется к кредитным организациям, в отношении которых на момент вступления его в силу арбитражным судом было вынесено определение о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом.
При отстранении арбитражным судом в порядке статьи 116 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсного управляющего кредитной организации, назначенного до вступления в силу настоящего Федерального закона, арбитражный суд по ходатайству Банка России, собрания кредиторов или комитета кредиторов кредитной организации может назначить Агентство с его согласия конкурсным управляющим указанной кредитной организации.
Статья 3. Банку России в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.